- Какими бывают русские танцы?
- 1. Барыня (танец)
- 2. Берёзка (хоровод)
- Орнаментальные хороводы
- 3. Бычок (танец)
- 4. Голубец (танец)
- 5. Журавль (танец)
- 6. Казачок
- 7. Калинка
- 8. Камаринская
- 9. Матаня (танец)
- 10. Метелица (танец)
- 11. Русская пляска
- 12. Танок
- 13. Трепак
- 14. Тройка (танец)
- 15. Хоровод
- Популярная русская пляска-импровизация
- Детский русский народный танец
- Кадриль
- Хоровод как один из основных русских танцев
- Русская народная музыка для танцев
- Народный танец с медведями
- Как на Руси кадриль плясали?
- Присядка – русский народный танец
- Боевая пляска вприсядку
- Зайка пляшет, лапкой машет…
- Костюмы
- Игровые русские народные танцы
- Кто водит хороводы?
Какими бывают русские танцы?
Сегодня принято выделять основные виды народных танцев. В их список входят хороводы, квадратные танцы и танцы. Но в каждом из них — столько разновидностей! Они позволяют танцору проявить индивидуальность, проявить артистизм и владение своим телом, сообразительность и находчивость.
К этим танцам некоторые исследователи относят и танк, хотя этот вид больше характерен для украинских танцевальных традиций, а в России его исполняли лишь в некоторых южных регионах.
Как правило, рассматривая виды русских народных танцев, говорят о первых трех категориях, поэтому стоит остановиться на них подробнее.
1. Барыня (танец)
Леди — русский народный танец, а также музыка, под которую этот танец исполняется. Общая атмосфера танца задорно-ироничная (игривая). При исполнении в парах танцор и танцор поочередно танцуют (танцуют), как бы соревнуясь друг с другом. Танец был основан на конфликте между «дамой» (помещиком) и «мужчиной» (фермером). Танцовщица выражала достоинство, а танцор — ловкость и смелость. Во время танца фраза звучит как припев:
«Мадам мадам, мадам мадам! »
2. Берёзка (хоровод)
Береза - хоровод, характерный для средней полосы России и Беларуси. Темп от медленного до умеренно быстрого.
В некоторых местах ее исполняли девушки во время весенних звонков, обязательный атрибут — березовые ветки, которые артисты держат в руках. Также известен как деревенский танец пар, не связанный с церемониальным действием. Характерные элементы танца — простые шаги по кругу и одновременное приседание всех артистов под определенный ритм музыки. Танец сопровождается многочисленными и разнообразными хорами. В Минской области танец сопровождал спектакль «Женитьба Терешки».
Орнаментальные хороводы
Есть русские танцы, названия которых говорят сами за себя. В данном случае все именно так: удивительные фигуры и символы, которые раскрываются танцорами при исполнении этого вида хоровода, выглядят как полотенце или майка с разноцветным узором. Калейдоскоп орнаментов не раскрывает содержания песни, исполняемой участниками, а лишь на расстоянии показывает элементы природы, род трудовой деятельности или эмоциональное состояние.
Это довольно сложный вид хореографии, в котором недостаточно знать движения, необходимо дорабатывать каждый переход, чтобы общий образ был плавным и гармоничным. Есть несколько видов орнаментальных круговых танцев:
- весело весело;
- лирика, рассказывающая о любви, отношениях;
- драматический, о тяжелых жизненных испытаниях;
- эпос — раскрывает исторические моменты;
- внутренний, показывающий виды фермерского труда.
3. Бычок (танец)
Бычок — это традиционный белорусско-русский танец. Умеренный или быстрый темп. Он известен в разных хореографических вариациях: самый старый близок к хороводам, в которых танцоры имитировали удары быков; следующие подходят к кадрили; есть сольные импровизированные версии. Бычок мог быть неотъемлемой частью белорусского ритуала «Женитьба Терешки», где он исполнялся под аккомпанемент песен; например, в Витебской области пели:
Ах, мать, бык, бык, бык,
Дача, дача, дача бродили,
Ах, мать, дитя,
Дачушка погуляла.
Русские «Бычок» танцуют под звуки балалайки и одноименной песни
4. Голубец (танец)
Голубец (голубиный танец) — старинный русский народный танец, изображающий ссору и примирение двух влюбленных
Танец — это турецкая баня. Это началось очень медленно. Каждый танцевал в соответствии со своим характером и бил ногами по-своему. Девушка стояла на одном месте, пытаясь отвести лицо от ходящего вокруг нее мальчика, подражая голубю, заботясь о голубке весной. Затем ритм музыки ускорился, мальчик стал энергичнее наступать на девушку, делая различные колени, пытаясь показать свое мастерство. Девушка относилась к своему партнеру все более дружелюбно и больше не пыталась расстаться с ним, поэтому подошла к нему, тряся бедрами, плечами, нежно размахивая руками. Лишь иногда в финале мальчик и девочка, взявшись за руки, делают несколько оборотов по кругу, еще реже бывает, что мальчик, обнимая девушку, поворачивается вместе с ней. Завершился танец имитацией полового акта. Танец, как правило, заканчивался в центре круга взаимным поклоном
5. Журавль (танец)
Журавль (белор. Журавель) — белорусская, казачья, русская, украинская танцевальная игра, главным героем которой был «журавль», происходит от хоровода и является одним из древнейших славянских танцев. До 19 века это была часть волшебной свадебной церемонии, также связанной с гимном.
Одни девушки танцуют, другие защищают их от «журавлей» (юношей), поют, например:
Паско лен, конопля,
Залить краном…
Если мальчики ловили девочек, они все пели:
Ішлі ребята с моим мясом,
Пили смалу дзяжую…
В другом варианте художники медленно поднимают правую или левую ногу, имитируя шаги журавля. В центре круга мальчик — «журавль». Если пары поворачиваются, «журавль» стремится вырвать несколько девушек из рук джентльмена. Девочки поют:
Да Онадися Журавель
Да-да, наши канапе…
Когда девушки кричат: «Хапай, журавль!» — должен схватить девушку за руку и танцевать с ней круг. «Журавль» в круге — мальчик без пары.
известна также игра «У журавля», в которой главными героями были «мама», «журавль» и «дети». «Мать» говорит с «журавлем», который хочет поймать и съесть «детей». «Журавль» хватает «детей», ловит вора и клюет его пальцами в макушку. То же самое и с «матерью», если она не спасла «детей». В танцах и играх на журавле проявляются древние верования в культ птиц (животный тотемизм). По наблюдениям Н.Н. Никольского, журавль на Полесье считался «дарителем всего добра»
6. Казачок
Казачок — русский и украинский народный танец. Среди разновидностей казачьей выделяются украинская, русская, кубанская и терская. Общая атмосфера танца живая, задорная, энергичная и живая. Танец похож на хопак, но в нем меньше акробатических моментов и он более лирический (нежели боевой по своему характеру.
7. Калинка
Калинка танец основан на популярных движениях. Иногда «Калинка» становится синонимом импровизированного русского танца в целом, в котором используются традиционные техники танца на корточках, хоровода и других элементов. Движения состоят из достойных движений по кругу с вытянутыми в разные стороны руками.
8. Камаринская
Танец основан на движениях шага. Стопа ставится на пятку, затем на носок. Этот элемент получил различные обозначения каблучение, топтание (избавление от грязи с пыльника). Руки «в стороны», затем разводят в разные стороны. Также присутствует элемент приседания, прыжков, поворотов и хождения по кругу. Во время танца танцор хлопает в ладоши, живот и пятки.
9. Матаня (танец)
Матанья (танец) — русский танец с исполнением куплетных песен на особую мелодию Танец Матанья идет по кругу или по кругу, где аккомпанирующий инструмент (или инструментальная группа) может находиться в центре круга или вне круга или в кругу с певцами. В момент исполнения куплета певица не танцует, сопровождая исполнение артистическими жестами. Остальные участники действа, так сказать, «спасают» движение, сберегая энергию впустую, где танец происходит «от души»
10. Метелица (танец)
Blizzard — русская, украинская и белорусская народная танцевальная игра с быстрой сменой фигур и разнообразными завитками, напоминающая снежную бурю. Blizzard — молодежный зимний праздничный танец, который обычно проходил во время праздника на сельской площади или в пруду.
Танцоры кружат в быстром хороводе, изображая вьюгу. Метель исполняется под песни или просто музыку. Круг «метели» строится на одном-двух простых движениях. Основная пара ведет за собой весь ряд танцоров, иногда по кругу, иногда в форме восьмерки, иногда как «улитка», а иногда скручивая их всех в тесный «сугроб» в центре.
11. Русская пляска
Русский танец — это разновидность русского народного танца. Танец — это движение, которое становится все более разнообразным с каждым тактом, что является отличительной чертой танца. Русский танец носит импровизационный характер. В каждом регионе России есть свой вид местного танца. Раньше это был ритуальный танец, а теперь это домашний танец.
12. Танок
Старинный обрядовый народный танец юга России и Украины с песнями и элементами игры танки близок к хороводам. Понятие «ездовые танки» соответствует общероссийскому понятию «ездовые хороводы».
У курдов «вождение танков» соответствует общероссийским «ездовым хороводам». Однако определения «танк» разные. В одном случае кадки совпадают с хороводами: «Есть хороводы с пением старинных песен. Эти хороводы называются танками »; в другом они независимы:« водили танки и круг »; а в третьем они являются частью круга:« водят танки, образуя круг », и« кривый танк нет » это больше просто хоровод, а высшее развитие хоровода ». Иногда танки означают то же, что и хороводные игры:« они водят танки, то есть хороводы сочетаются с определенными движениями, называемыми играми».
13. Трепак
Трепак (от «лоскута») — древнерусский танец, также широко распространенный в Украине. Исполняется в быстром темпе, в двустороннем измерении. Основные движения — дробные шаги, топтание и приседание с метанием ног. Основное положение рук на поясе. Движения сочинял исполнитель в движении. По собственности он имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо мужской танец-одиночка, либо танец. Но, в отличие от них, у трепака не было своей общепринятой мелодии.
14. Тройка (танец)
Тройка — русский народный танец, в котором мужчина танцует с двумя женщинами. Русское слово «тройка» означает конный экипаж с тремя лошадьми. Танцоры имитируют скачущих лошадей, тащат сани или повозку.
15. Хоровод
«Хождение под песню» исполняется одновременно мужчинами и женщинами всех возрастов (от детей до пожилых) в традиционных костюмах несколько раз в день, в полной форме — вечером, завершая торжество
Популярная русская пляска-импровизация
Наряду с хороводом среди людей широко распространены так называемые импровизационные танцы, главное отличие которых в том, что танцоры, которые в них принимают участие, не ограничиваются каким-либо конкретным типом движений и каждый может свободно продемонстрировать, на что он способен. Их суть в том, что такие выступления иногда становились сюрпризом не только для публики, но и для самого исполнителя. Поэтому их принято связывать с импровизацией.
Как правило, юношей и девушек учили с раннего возраста исполнять такие русские народные танцы. Названия этих номеров сейчас известны практически всем гражданам России («Дама», «В саду», «Валенки» и др.), Что позволяет уверенно говорить об этом виде народного творчества, не терпящем потери популярности. Конечно, со временем в этих танцах появились новые элементы, они стали более динамичными и сложными, но это только усилило интерес горожан к любимым номерам.
Детский русский народный танец
Народный танец — это возможность познакомить детей с культурой и традициями их предков, используя танцевальные образы в игровой и доступной форме. Русские народные танцы для детей не требуют жестких ограничений и слишком серьезных нагрузок, как, например, в танцевальной школе. Но при этом предлагают освоить упражнения на все группы мышц, тренировать осанку и развивать координацию. «Матрешка», «Хлопушка», «Ручей» — названия этих танцев знакомы с детского сада. Практически во всех городах есть детские коллективы народного танца, многие коллективы участвуют в федеральных и международных конкурсах.
Кадриль
Русская кадриль, родоначальницей которой стала французская кадриль, зародилась в России во времена Петра I, в начале XVIII века. Собрания Петра, начиная с 1718 года, закрепили положение танцевальной кадрили, в которой постепенно доминировали неблагородные сословия, получившие сведения о танце из рассказов слуг. Особо памятные фигуры были показаны друг другу и переделаны по-новому. В результате адаптированный танец быстро распространился по городам и деревням и стал очень популярным. Правда, от первоисточника — бальной кадрили осталось очень мало элементов. Многие фигуры заимствованы из танцев, танцев и танцев, вальса и польки.
В русской кадриле количество фигур колеблется от трех до четырнадцати. Названия русского народного танца отражают его суть («Знакомство», «Востребованные девушки») или место («Клинская», «Давыдковская», «Шуйская»). Виды кадриль: четыре (шесть, семь, восемь), копье и другие. Большинство фигур завершается вращением пар и поклоном, каждая из которых отмечается объявлением ведущего, паузой и аплодисментами.
Хоровод как один из основных русских танцев
трудно определить конкретную дату появления этого особого и неповторимого вида русской национальной хореографии, глубина его проникновения в истоки древней Руси поистине завораживает. Можно с уверенностью сказать, что древние славянские племена тоже водили хороводы, по-своему отмечая тот или иной праздник.
Конечно, название этого вида русского народного танца прямо отражает его главную особенность: «вести хор». Как правило, такие танцы всегда приурочивались к какому-либо торжественному событию (весеннему собранию, народным гуляниям в честь хорошего урожая и т.д.). Жители всегда готовились заранее, приглашали гостей из других городов и деревень, испекли караваи и крашеные яйца.
Также существует распределение русских хороводов по сезонам. Самые счастливые времена — весна, лето и осень, и именно в это время жители танцевали больше всего, отдавая дань уважения силам природы и отмечая каждый день, что они прожили с радостью и любовью, присущей только русскому народу.
Русская народная музыка для танцев
Музыка — это душа танца. Музыкальное сопровождение создавалось людьми и бережно передавалось от старшего поколения к младшему. Русская народная песня для танца — это быстрая, шикарная и медленная мелодическая композиция, отражающая темперамент, национальные особенности и характер народа. В нем сосредоточена энергия, выразительность, внутренняя сила. Сегодня популярным трендом является обработка русского фольклора, которая вдыхает новую жизнь в старые мелодии.
Народный танец с медведями
Славяне чтили этих животных и не забывали их в своих обрядах. Если королем саванны был лев, то наши предки знали только одного лесного жителя и наверняка считали его сильнейшим представителем фауны. Культ медведя на Руси нашел отражение в мифическом персонаже — Лешеме, который носил шкуру и был покровителем охотников. Также в некоторых местах весну встретил момент, когда косолапый покинул логово на Комоэдице.
В хореографии церемония отразилась по-другому: один-два участника были одеты в шкуры медведя или костюмы, а другие танцоры пытались рассердить их, прыгая и танцуя. Это древнейшее проявление искусства даже зафиксировано в летописи Пророка Олега, датированной 907 годом.
Как на Руси кадриль плясали?
Во-первых, важно отметить, что сам этот танец не русского происхождения, потому что он все-таки из Франции. Именно там в салонах танцевали кадриль, галльскую версию английского деревенского танца. Французская кадриль состояла из пяти фигур: «Штаны» (название происходит от популярной в то время песни), «Лето», «Курица» (другое название песни), «Пастораль» и «Финал». Танцевальные движения были довольно сложными и требовали большого мастерства от танцоров в зале.
В России кадриль сначала прижился в дворянских собраниях, а затем безвозвратно ушел в массы. Русские танцоры внесли в него многие свои элементы, в частности — все тот же хоровод или танец. Поэтому кадриль смело можно отнести к видам русских народных танцев.
Во-вторых, заслуживают внимания особенности именно этой танцевальной версии. Есть несколько. Кадриль — это парный танец, поэтому количество его участников необходимо разделить на два. Причем количество самих пар не ограничено. По форме кадриль бывает:
- Уголок (квадрат). По обе стороны от воображаемого четырехугольника стоят 4 пары. Переходы происходят по диагонали.
- Двухрядный (линейный). Участники (от 2 до 16 пар) выстраиваются в два ряда и движутся навстречу друг другу.
- Круговой. 2, 4 или 8 пар движутся по кругу по или против часовой стрелки. Возможны также переходы в центр круга и обратно.
Кроме того, в русской кадриле до пятнадцати фигур, каждая из которых отделена от другой паузой. В это время танцоры могут хлопать в ладоши, кланяться или топать ногами. Имена фигур связаны :
- с танцевальным сюжетом («знакомство», «прогулка», «до свидания», «девушки пользуются большим спросом», «до свидания»);
- с характером движения («звездочка», «воротник», «корзина», «гребешок»);
- с местом «жизни» русской кадрили («Шуйская», «Давыдковская»).
Часто в кадрилье танец сочетался с исполнением песни — хора. Либо все танцоры пели хором, либо по очереди передавали эстафету друг другу.
Присядка – русский народный танец
Этот народный танец зародился еще в 1113 году в Киеве после смерти великого князя Святополка. Считается, что название этого вида русского народного танца родилось благодаря каменщику Петру Присядке, который, работая на бедрах, много часов не нагибаясь, вышел на улицу и прыгнул, вытянув затекшие ноги в течение рабочего дня. Однажды, находясь в Киеве по приглашению своего окружения, Владимир Мономах прошел по городу и сразу заметил необычные движения Петра, задав вопрос тогдашнему митрополиту Никифору. Спустя несколько дней неизвестный ранее масон танцевал перед самим великим князем, развлекая его 24 часа в сутки.Этот танец, иногда называемый «сидячим», приобрел большую популярность в древнем Киеве и практически не изменился до наших дней свой базовый набор движений. Часто именно с сидением у иностранцев ассоциируются русские народные танцы, названия которых, возможно, они не знают, но различают их оригинальностью и широтой изложения.
Боевая пляска вприсядку
Народные танцы России возникали не только на отдыхе и праздниках, но и в боях. Чтобы уйти от наступающего врага, поспешный кавалерист вступил в бой с очевидными потерями: пехотинец противника был лучше подготовлен к ведению боя как по навыкам, так и по типу оружия. Чтобы обезопасить себя от первых ран, нанесенных протянутыми копьями, сломанная кавалерия двигалась гуськом или скольжением. Этим же маневром они перерезают вены лошади противника.
Эти движения стали основными в танце на корточках. В разных регионах и княжествах Киевской Руси цифры менялись в зависимости от характеристик армии, местности и обычаев. На данный момент сложилась следующая хореографическая география:
- Беларусь — трепак;
- Украина — гопак, гравий, казак;
- Россия — русский казак, алкоголь, дама, яблоко, яма, надежно не сохранившаяся.
Зайка пляшет, лапкой машет…
Есть еще один вид народного танца, имеющий максимальное количество разновидностей. Очевидно, мы говорим о танце. Если другие виды народных танцев все же предполагают достаточное количество участников, то танец может быть одиночным или исполняться по очереди (танец). Также он может быть совмещенным, групповым и групповым.
Если другие виды народных танцев все же предполагают достаточное количество участников, то танец может быть одиночным или исполняться по очереди (танец). Также он может быть совмещенным, групповым и групповым. Главная особенность русского танца — импровизация. Изначально небольшие танцевальные движения становились все более разнообразными с каждым музыкальным тактом. Танец позволил исполнителю не только показать свое мастерство, но и выразить свой характер. Требования к танцору также были немалыми: чтобы сломать сложные колени, требовалась ловкость, физическая сила, выносливость и отличная координация.
Как и все виды русских народных танцев, у танца богатый и разнообразный словарный запас. Он включает в себя сложные пассажи («дроби», «выбор», «гармошка»), повороты, прыжки, приседания, приседания и так далее. Схема танца состоит из пассажей, перебежек, сольных выходов. Движения не подчиняются никакому канону: каждый исполнитель может применить свою любимую технику в любой момент танца. Некоторые стандарты существуют только для эмоциональной составляющей танца: от мужчин требуются смелость, размах, сила и уважение к партнерам, а от женщин — величие, мягкость, грация, но в то же время бодрость и энтузиазм.
Костюмы
Костюм для русского народного танца имел большое значение для воплощения идеи этого действа. Сценический костюм был облегченной версией народного костюма, который был изменен для облегчения движения. Красочная одежда из льна, хлопка или шелка, украшенная вышивкой с орнаментом, кружевом, часто передавалась по наследству от матери к дочери и от отца к сыну.
Молодежь носила блузки с поясом (поясом) и холщовые брюки с нашивкой, сапоги и жилетку.
Основное платье для танцев для девочек — длинный вышитый сарафан, чаще всего красного цвета, отороченный парчой и шелковыми лентами. Сверху надевают «занавеску» — цветной фартук, внизу — рубашку из белой ткани. В качестве украшений использовались жемчужные, жемчужные или янтарные ожерелья. Головной убор — кокошник и манжета — шили из парчи, перевязывали ярким платком, прикрепляли цветы и шелковые бантики.
Крой костюма зависел от места жительства его владельца, каждое село, село, город имел свои отличительные особенности, проявлявшиеся в декоре, цвете, вышивке.
Игровые русские народные танцы
Не меньше внимания заслуживает и такая национальная хореография, в которой, как ни в какой другой, выражался интерес людей к явлениям природы и проявлялась творческая наблюдательность, что особенно заметно при имитации, например, метели, ветра, иногда медведь, заяц и т д.
Как следует из названия, в таких танцах есть ярко выраженная игровая часть, в которой исполнитель не просто танцует, а выступает в роли одного из представителей флоры или фауны, придавая им некоторые человеческие черты.
В этих номерах особенно ярко отражено многозначительное отношение русского человека к окружающей его жизни. Поэтому все составляющие игривых танцев призваны максимально точно подчеркнуть определенные характеристики и повадки животных, которые проявляются в дизайне костюмов, музыке, пластике, спектаклях света и тени и актерском мастерстве. А синтез всех этих компонентов позволяет создать уникальный и неповторимый стиль исполнения, столь популярный в народе.
Кто водит хороводы?
Помимо кадриль, наши предки уделяли большое внимание хороводам. Этот вид танцев довольно древний, так как берет свое начало от культовых славянских танцев. Древние хороводы были посвящены богу солнца и жизненных сил Яриле. Круговая структура танца также сравнивала его с солнцем, огненным колесом. Хороводом руководили только женщины, строго двигавшиеся «саландо» по пути небесного тела.
Со временем танец потерял ритуальное значение и стал повседневным. Его фигурки предназначены как для женщин, так и для мужчин. Хоровод сочетает в себе танцевальные и игровые виды народных танцев. Участники исполняют особые, порой довольно замысловатые пассажи и обороты, сопровождая их пением (хороводный хоровод) и интерпретируя своеобразный сюжет. При этом держатся за руки — или ленту, шарф, шаль — и следят, чтобы соединение не разорвалось до конца круга.
Есть две основные категории хороводов:
- спектакль (у них есть четкий сюжет, о котором идет речь в сопровождающей песне);
- орнаментальный (здесь песня служит только фоновой музыкой).
Состав орнаментальных круговых танцев может быть довольно сложным. Участники движутся не только по кругу, но и по восьмерке, рядами, змейкой или столбиком. Их реконструируют, переходя с места на место, сплетая красивые и четкие узоры из хороводной цепочки — фигурки. В орнаментальном варианте их много, но при этом общая лексика танца отличается сдержанностью и даже строгостью. Основная задача исполнителей — максимально точно отмерить свой темп с мелодией и добиться высокой последовательности в исполнении фигур.
Игровые танцы же отличаются наличием связного сюжета, который танцоры должны разыграть — и не только сохранить контур событий, но и передать эмоции персонажей. При этом упрощается композиция танца, на первый план выходят жесты и мимика артистов. Они движутся кругами, парами или линиями. Часто пара, играя ключевой эпизод сюжета, выходит в центр круга. В хороводе появляется всевозможный реквизит: ленты, шарфы, предметы домашнего обихода и даже небольшая мебель, например, табурет.
Как правило, участников в этом танце много, поэтому, снимая помещение под бальный зал, где будут проводиться хороводы, стоит учитывать этот факт.