Национальный костюм адыгейцев: обычаи и традиции народа

Название

Вокруг названия «адыгейский» существует множество мифов и споров, а все потому, что на самом деле это имя придумано еще в советские годы, создано для разделения кавказских народов по территориальному признаку. Издавна на территории современной резиденции адыгов, черкесов и кабардинцев, получившей название «адыги», проживал единый народ. Происхождение этого слова до конца не установлено, хотя есть версия, которая переводится как «дети солнца».
После Октябрьской революции власти разделили территории черкесов на более мелкие регионы, чтобы ослабить власть одного народа, включив в новые регионы несколько субэтнических групп.

  1. В состав Адыгеи вошли народы, проживавшие на территории Кубани, а затем горных районов и города Майкоп.
  2. В Кабардино-Балкарии преимущественно проживали адыги-кабардинцы.
  3. В Карачаево-Черкесию входили адыги-бесленицы, близкие по культурным и языковым характеристикам кабардинцам.

Внешность и черты характера

Задумывались ли вы о том, как выглядит адыгейский? Фото в этом разделе позволит вам полностью ответить на этот вопрос. Конечно, сегодня мало кто носит традиционную одежду, но во время больших праздников можно встретить множество мужчин и женщин, одетых в одежду своих бабушек и дедушек. К отличительным чертам внешности адыгов можно отнести признаки, описанные в следующем списке.

Адыгейские девушки.

  1. У кобелей крепкое спортивное телосложение и довольно широкие плечи.
  2. Густые, прямые волосы, черные или темно-русые.
  3. Прямой нос с довольно высокой переносицей.
  4. Стройная женская фигура с тонкой талией.
  5. От довольно высокого до среднего роста.
  6. Очень длинные волосы.
  7. Темный цвет глаз.

Также адыгов можно отличить по некоторым чертам характера. Каждому мужчине с ранних лет свойственна мужественность и очень вспыльчивый характер. Девушки же ведут себя довольно скромно и почти во всем полагаются на мужчин. Однако в случае опасности они также могут доказать, что это не шутка. Сложность и скромность не волнуют адыгов.

Культура народа

Традиционный танец играет огромную роль в культуре этноса, который считается не только очень древним, но и передает душу людей, которые его исполняют. На оперное мероприятие обычно приходят мужчина, играющий роль орла, и две девушки, находящиеся под его опекой. Музыка очень скромная и спокойная, но при этом отличается особой гордостью за людей. Особенно ярко этот момент проявляется, когда девушки начинают отвечать на ухаживания джентльмена.

Адыгейский танец.

Что касается музыки и литературы, то адыги всегда славились своими уникальными писателями и композиторами, но только в своих кругах. В школах обычно изучают произведения русских классиков, поэтому обязательно нужно посещать внеклассные занятия по адыгской культуре.

Где живут и численность

С советских времен адыгский народ стал считаться отдельным народом, отделяя его от черкесов и кабардов. По результатам переписи 2010 года на территории России адыгами себя считают около 123 тысяч человек. Из них 109,7 тысячи человек проживают в Республике Адыгея, 13,8 тысячи — в Краснодарском крае, в основном в прибрежных районах Сочи и Лазаревский.

Геноцид черкесов во время гражданской войны привел к значительной миграции представителей этой этнической группы и образованию крупных адыгских диаспор за рубежом. Между ними:

  • в Турции — около 3 млн человек
  • в Сирии — 60 000 человек
  • в Иордании — 40 000 человек
  • в Германии — 30 000 человек
  • в США — 3000 человек
  • в Югославии, Болгарии, Израиле — 2-3 национальных деревни

Язык

Несмотря на наличие диалектов, все черкесы говорят на одном языке, который принадлежит к абхазо-черкесской языковой группе. У народа письменность издревле, о чем свидетельствуют сохранившиеся письменные памятники: Майкопская плита и петроглифы Махошкуш IX-VIII вв. До н.э. На замену пришло арабское письмо. Современный алфавит на основе кириллицы появился в 1937 году, но окончательно утвердился только в 1989 году.

Религия адыгейцев

Этот народ пережил три религиозных периода: от язычества до христианства, от христианства до ислама. В древности религией адыгов было поклонение различным богам, а также вера в то, что человек был единым целым с космосом. Люди верили, что Земля круглая и со всех сторон окружена озерами, полями и лесами.

Храм на закате.

Для адыгов с древности существовало три мира: нижний (царство мертвых), средний (мир людей) и верхний (обитель божеств). Эти три мира были связаны священным деревом, которое до сих пор играет сакральную роль. Например, известная традиция — при рождении внука дедушка должен посадить во дворе дерево, о котором ребенок позаботится позже.

Сегодня большинство адыгов исповедуют ислам, хотя есть и христиане, появившиеся здесь только в конце 16 века. Период Кавказских войн отрицательно сказался на колониальной политике османских султанов и часть населения приняла Христа как Бога.

Как и в древние времена, Тха, создатель мира и законов, считался главным верховным божеством. В некоторых мифах также можно встретить Перуна, бога грома и молнии, который очень похож на греческого Зевса. Также невозможно представить религию адыгов без различных духов-покровителей, которым люди поклонялись перед тем, как отправиться на охоту или посеять семена.

История

Предки адыгов были древнейшим населением Кавказа, которые, взаимодействуя с соседними народами, образовали племена ахейцев, керкетов, зихов, меоц, торец, синди, которые со временем заняли Черноморское побережье и территорию Краснодара первое тысячелетие до нашей эры
В начале новой эры здесь располагалось одно из старейших государств региона — Синдика. Даже знаменитый царь Митридат боялся переходить свою территорию: он слышал о бесстрашии и отваге местных воинов. Несмотря на возникшую феодальную раздробленность, черкесам удалось сохранить независимость от Золотой Орды, хотя позже их территории были разграблены Тамерланом.
Черкесы поддерживают дружеские и партнерские отношения с русскими с 13 века. Однако во время кавказских войн власти начали политику захвата и подчинения всех проживающих здесь народов, что привело к многочисленным столкновениям и геноциду черкесского народа.

Внешность

Подавляющее большинство представителей национальности принадлежат к понтийскому типу антропологического аспекта. Некоторые представители имеют европеоидные черты. К отличительным чертам внешности адыгов можно отнести:

  • средний или высокий;
  • сильная спортивная фигура с широкими плечами у мужчин;
  • стройная фигура с тонкой талией у женщин;
  • прямые, густые волосы темно-русого или черного цвета;
  • темный цвет глаз;
  • значительный рост волос;
  • прямой нос с высоким носом;

Одежда

Национальный черкесский костюм стал символом народа. У мужчин он состоит из рубашки, широких штанов и черкесского пальто: приталенного кафтана с ромбовидным вырезом. На груди с двух сторон нашивались газыры — специальные карманы, в которых изначально хранился порох, измеренный количеством на один выстрел, а затем только патроны. Это давало возможность быстро перезаряжать оружие даже во время движения.

У старшего поколения были длинные рукава, у младшего — плотные, чтобы не мешать в бою. Цвет одежды также имел значение: князья носили белые черкесы, дворяне — красные, крестьяне — серые, черные и коричневые. Заменой черкесского плаща служил бешмет — кафтан аналогичного покроя, но без выреза и со стоячим воротником. В холодное время года костюм дополняла бурка — длинная дубленка.
Женские наряды были еще ярче. Состоятельные черкесы специально закупали бархат и шелк для пошива одежды, бедные довольствовались шерстяными тканями. Крой платья подчеркивал талию: она адаптировалась к верхней части фигуры и значительно расширялась к низу за счет использования ластовиц. Наряд украшал изысканный кожаный пояс с серебряными или золотыми украшениями. На голову надевали невысокую шапку, а после свадьбы и рождения ребенка заменяли шарфом.

Мужчины

Адыгейец — это, прежде всего, отважный и бесстрашный воин. С раннего детства мальчиков учили обращаться с ножом, кинжалом, луком и стрелами. Каждый юноша был обязан растить лошадей и уметь отлично сидеть в седле. С давних времен лучшими считались черкесские воины, поэтому часто служили наемниками. Охрана короля и королевы Иордании до сих пор состоит исключительно из представителей этой нации и продолжает носить национальные костюмы во время службы.

С детства мужчин учили сдержанности, скромности в повседневных желаниях — они должны были уметь жить в любых условиях. Считалось, что лучшей подушкой для них было седло, а лучшим одеялом — бурка. Поэтому мужчины не сидели дома — всегда ездили на экскурсии или занимались домашним хозяйством.
Среди других качеств адыгов стоит отметить упорство, целеустремленность, целеустремленность, настойчивость. Они легко вдохновляются и идут на многое для достижения своих целей. Чувство собственного достоинства, уважение к своей земле и традициям развито остро, поэтому в обращении с ними стоит проявлять сдержанность, такт и уважение.

Численность населения и места проживания

С момента основания Советского Союза адыгский народ стал считаться отдельным народом наряду с кабардинцами и черкесами. По результатам переписи 2010 года на территории Российской Федерации проживает около 123 тысяч человек, считающих себя адыгами. Из этого числа около 110 тысяч проживают на территории одноименной Республики Адыгея, а остальные 13 тысяч — в Краснодарском крае (в основном в прибрежном районе Черного моря).

Население.

Геноцид черкесов во время Великой Отечественной войны привел к значительной миграции этого народа за пределы Советского Союза. Сегодня очень значительное количество представителей этой этнической группы проживает в разных странах. Среди самых известных состояний:

  • Турция — около 3 миллионов человек.
  • Сирия — около 60 тысяч адыгов.
  • Иордания — 40 тысяч жителей.
  • Германия — 30 тысяч человек.

Это были основные данные о численности адыгов в мире. Также в США, Израиле, Болгарии и Югославии, по разным оценкам, проживает от двух до трех тысяч адыгов, хотя официальные цифры могут несколько отличаться от действительности. Несмотря на то, что большая часть представителей древнего народа проживает в Турции, жители Республики Адыгеи очень гордятся своими корнями и чтят традиции и обычаи своих предков.

Происхождение и история

Процесс формирования древней общины адыгов в основном охватывал конец первого тысячелетия до нашей эры — середину первого тысячелетия нашей эры. В нем приняли участие племена ачеев, зихов, керкетов, меотов (в том числе торец, синды) 7 .

В VIII — VII вв. До н.э развивалась меотийская культура. Племена меотов населяли территорию от Азова до Черного моря в IV — III веках. До н.э и многие племена меотов вошли в состав Босфорского государства.

Период с 4 по 7 век вошел в историю как эпоха Великого переселения народов. С нашествием гуннов черкесская экономика пережила кризис. Нормальный процесс развития горного хозяйства был прерван, началась рецессия, выразившаяся в падении урожая зерна, обнищании ремесел и ослаблении торговли.

В X веке образовался мощный племенной союз под названием Зихия, занявший пространство от Тамани до реки Нечепсухе, в устье которой находился город Никопсия.

В раннем средневековье экономика адыгов носила аграрный характер, были промыслы, связанные с изготовлением металлических и керамических изделий.

Великий шелковый путь, проложенный в VI веке, способствовал вовлечению народов Северо-Западного Кавказа в орбиту китайско-византийской торговли. Бронзовые зеркала были привезены из Китая в Зихию, из Византии: дорогие ткани, дорогая посуда, предметы христианского культа и т.д. Соль поступала с окраин Азова. Установлены тесные экономические связи со странами Ближнего Востока (иранские кольчуги и каски, стеклянные вазы). В свою очередь, зихи вывозили скот и хлеб, мед и воск, мех и кожу, пиломатериалы и металл, кожу, изделия из дерева и металла.

После гуннов в IV-IX веках народы северо-западного Кавказа подверглись агрессии авар, Византии, булгар и хазар. Стремясь сохранить свою политическую независимость, адыгские племена вели с ними ожесточенную борьбу.

С тринадцатого века, на протяжении тринадцатого — пятнадцатого веков, адыги расширяли границы своей страны, что было связано с развитием более совершенных форм хозяйствования и привлечением новых площадей для пахотных земель и пастбищ. Ареал расселения черкесов того времени назывался Черкесией.

В начале 40-х годов 13 века адыгам пришлось противостоять нашествию татаро-монголов, степи Северного Кавказа вошли в состав Золотой Орды. Завоевание нанесло региону тяжелый удар: много людей погибло, экономике был нанесен большой ущерб.

Во второй половине 14 века, в 1395 году, войска завоевателя Тимура вторглись в Черкесию, также нанеся серьезный урон региону.

В 15 веке территория, населенная черкесами, простиралась с запада на восток от берегов Азовского моря до бассейнов рек Терек и Сунья. Сельское хозяйство оставалось основной отраслью экономики. Важную роль по-прежнему играло животноводство. Определенного развития достигло ремесленное производство: чугунные мастера изготавливали оружие, инструменты, утварь для дома; ювелиры — изделия из золота и серебра (серьги, кольца, пряжки); шорники занимались обработкой кожи и производством упряжи для лошадей. Черкесские женщины пользовались репутацией умелых вышивальщиц, прядивших овечью и козью шерсть, ткали сукно, шили войлочные плащи и шляпы из войлока. Внутренняя торговля была слабо развита, но внешнеэкономические связи активно развивались, носили бартерный характер или обслуживались иностранной валютой, поскольку в Черкесии не было собственной денежной системы.

Во второй половине 15 века Генуя вела активную торговую и колониальную деятельность в Причерноморье, а за годы проникновения генуэзцев на Кавказ торговля итальянцев с горцами значительно расширилась. Большое значение имел экспорт хлеба — рожь, ячмень, пшено; он также экспортировал лес, рыбу, икру, меха, кожу, вино, серебряную руду. Но наступление турок, взявших Константинополь в 1453 году и ликвидировавших Византию, привело к упадку и полному прекращению деятельности генуэзцев на северо-западном Кавказе.

Турция и Крымское ханство стали основными внешнеторговыми партнерами черкесов в XVIII — первой четверти XIX века.

Женщины

С давних времен о красоте черкесских женщин писали не только легенды, но и стихи. Например, в стихотворении «Черкешенка» поэт Константин Бальмонт сравнивает красивую девушку с «тонкой лилией», «нежной плакучей ивой», «молодым тополем» и «индусской баядерой», но, наконец, отмечает:
«Я хотел бы сравнить вас… Но игра сравнений бренна.
Потому что это слишком очевидно: вы несравнимы среди женщин.»

С двенадцати лет девочка стала носить корсет. Он обеспечил правильную осанку, гибкую талию, тонкую талию и плоскую грудь — эти внешние качества высоко ценились не только соплеменниками, но и иностранцами. В первую брачную ночь жених разрезал ножом корсет; Замужняя женщина не должна была его носить. Роскошные длинные волосы также были символом красоты: девушки заплетали их в косы или делали другие прически, а замужним женщинам приходилось прятать их под вуалью.
Все народы Евразии стремились иметь черкесскую жену или наложницу. Княгиня Кучени, дочь известного князя из династии Темрюков, вошла в историю: она стала женой Ивана Грозного и получила имя Мария Темрюковна. Во время работорговли адыгских женщин продавали в 2 раза дороже остальных: иметь их в гареме считалось престижным за их красоту, мастерство, приятные способы общения и поведения.
С детства адыгских девочек учили вышивке, этикету, скромности, внушали чувство собственного достоинства. Женщины играли важную роль в обществе, их уважали и почитали, несмотря на патриархальный строй и исповедание ислама. Запрещалось курить, нецензурно выражаться, ссориться, ссориться перед женщинами. Их взору предстали люди всех возрастов, и всадники спешились. Встретив женщину в поле, на улице или просто на улице, было принято предлагать ей помощь, если она в этом нуждалась.
Существовал также обычай дарить подарки: мужчины, вернувшиеся после военной кампании или удачной охоты, собирались на банкет в доме самой почитаемой или желанной женщины, где они были обязаны отдать ей часть того, что они получили в битве. Если бы такой женщины не было, подарки можно было преподнести любой адыгской женщине, встреченной на пути.

Семейный уклад

У адыгов был традиционный патриархальный семейный уклад. При этом роль женщин была намного важнее и положение более свободным, чем у других кавказских народов. Девочки, как и мальчики, могли участвовать в вечеринках, принимать молодежь: для этого даже обустраивали отдельные комнаты в богатых домах.

Это давало возможность присмотреться к противоположному полу и найти себе пару: мнение невесты при выборе жениха было решающим, если оно не противоречило традициям и пожеланиям родителей. Браки редко заключались по заговору или похищению без согласия.
В древности были распространены большие семьи, насчитывавшие от 15 до 100 человек, в которых вождь был старшим, прародителем рода или самым уважаемым человеком. С 19-20 веков приоритет перешел к небольшой семье из двух поколений. Главным в решении социальных проблем был муж, ему нельзя было противоречить, спорить с ним, особенно на публике. Однако главной женщиной в доме была женщина: она решала все бытовые проблемы, занималась воспитанием детей и девочек.
Атализм был широко распространен среди богатых, особенно в княжеских семьях. С раннего возраста один или несколько детей из богатой семьи воспитывались в менее знатной, но, тем не менее, влиятельной семье. В нем мальчик вырос до 16 лет, после чего вернулся в отцовский дом. Это укрепило связь между родами и соблюдало традицию, согласно которой отцу запрещалось привязываться к своим детям и публично выражать свои чувства к ним.

Жилище

Традиционное жилище бедных адыгов — это дом из облепленных глиной прутьев. Обычно он состоял из комнаты, в центре которой находился очаг. По традиции, он никогда не должен был выходить на улицу, так как это сулило семье несчастье. Позже к дому пристроили дополнительные комнаты для детей, которые поженились и решили остаться с родителями.
Позже стали популярны большие фермы, в центре которых находился главный дом, а по бокам — пристройки. В зажиточных семьях на территории двора для гостей строили отдельные жилища. Сегодня это редкость, но каждая семья старается иметь специальный номер для размещения путешественников, родственников и гостей.

Жизнь

Традиционные занятия адыгов — скотоводство и земледелие. В основном выращивали просо и ячмень, затем добавляли кукурузу и пшеницу. Животноводство было пастбищным, коз и овец, реже коров и яков, в горных районах — ослов и мулов. В подсобном хозяйстве выращивали птиц: цыплят, гусей, уток.

Широкое распространение получили виноградарство, садоводство и пчеловодство. Виноградники располагались на побережье, в районах современных Сочи и Вардане. Существует версия, что название знаменитого «Абрау-Дюрсо» имеет черкесские корни и означает название озера и горной реки с прозрачной водой.
Ремесла адыгов были развиты слабо, но в одном из них они преуспели намного лучше своих соседей. С давних времен адыгейские племена умели обрабатывать металл: почти в каждом ауле процветали кузнецы и производство клинков.
Женщины владели искусством изготовления тканей и прославились как прекрасные вышивальщицы. Особо ценилось мастерство вышивки золотыми нитками с национальными орнаментами, включающими солярные, растительные и зооморфные мотивы, а также геометрические формы.

Быт и традиционные занятия

Исторически обычаи адыгов неразрывно связаны с их жизнью, поскольку люди стараются делать то же, что и их предки. Наиболее распространенное традиционное занятие — земледелие и животноводство. Не может быть ни одного адыга, который не справился бы ни с плугом, ни с пасти овец. В подсобном хозяйстве многие жители Адыгеи выращивают кур, гусей, индеек и уток. В горах пастухи обычно разводят овец, коз, а в некоторых случаях яков и мулов. Среди сельскохозяйственных культур особое место занимают пшеница, кукуруза, ячмень и просо.

Овцеводство в горах.

Виноградарство также считается одним из традиционных занятий, так как этот народ всегда славился своими высококачественными винами. Большинство виноградников расположено на побережье Черного моря, так как местный климат считается наиболее благоприятным для выращивания традиционных сортов. Среди дегустаторов существует довольно интересная версия, что знаменитое название «Абрау-Дюрсо» на самом деле имеет черкесские корни — возможно, это название горной реки или озера с чистейшей водой.

Что касается ремесел, то они у адыгов очень слабо развиты, хотя эти люди преуспели в этом вопросе намного лучше, чем большинство их соседей. В древности практически каждый мужчина умел обрабатывать металл и выковывать из него различные предметы быта и даже оружие. Сегодня кузнечное дело ушло в прошлое, и этим занятием занимаются только настоящие мастера, секреты которых передаются из поколения в поколение от отца к сыну.

Практически каждая адыгская женщина знает искусство изготовления тканей. Вообще эти люди всегда славились своими красивыми платьями с красивой вышивкой. Особой популярностью пользуются платья и кафтаны с золотой вышивкой на красном фоне. Орнаменты в виде зелени или геометрических фигур на одежде сегодня считаются традиционными и используются только на той одежде, которая предназначена для вечеринок и торжеств.

Традиционная адыгейская кухня

В большинстве продуктов, которые едят адыги, нет ничего особенного (в качестве ингредиентов используются мука, молоко и мясо), но это отнюдь не означает, что национальные блюда этого народа считаются пресными. Например, в повседневной жизни люди часто едят вареную баранину, а бульон используют для приготовления вкусного супа. Кроме того, некоторые блюда готовят из мяса птицы с добавлением острого соуса из перца чили и чеснока.

Адыгейцы обычно делают творог или сыр из молока, добавляя твердые травы, зелень и даже фрукты. После московской Олимпиады 1980 года весь мир узнал о вкусном адыгском сыре, который тоннами производят специально для иностранных гостей. Этот товар сегодня можно найти на полках российских супермаркетов. По одной из легенд, бог животноводства Амыш рассказал девушке рецепт этого продукта, потому что он спас отару овец, потерянную во время шторма.

Что касается традиционных напитков, то в Адыгее, как уже говорилось выше, довольно распространено виноделие. Практически каждый взрослый мужчина умеет приготовить настоящий нектар богов из домашнего винограда и имеет свой рецепт приготовления этого чудесного напитка. В подвалах адыгов можно увидеть бутылки красного и белого вина возрастом несколько десятков лет. Однако в Адыгее не приветствуется чрезмерное употребление алкоголя, поэтому компоты и фруктовые чаи — прекрасная альтернатива винам.

Традиции при рождении

Теперь вы много знаете о том, как выглядят адыги (фото были предоставлены в предыдущих разделах) и какой образ жизни они ведут. Однако чтобы более подробно разобраться в особенностях жизни этого народа, необходимо как следует изучить их традиции, самая распространенная из которых — развешивание флагов при рождении в семье мальчика.

Посадить дерево до рождения внука.

Также многие адыги очень осторожно относятся к приготовлению приданого для малыша еще до родов, так как это считается дурным предзнаменованием. Колыбель изготавливают родственники ребенка только после того, как он появится на свет. Боярышник обязательно используют как строительный материал, чтобы аромат дерева успокаивал малыша.

Как только ребенок начинает ходить, все родственники собираются в доме, чтобы провести обряд «Первый шаг». Виновник торжества получает букет подарков, а его ноги связываются атласной лентой, которую затем перерезают. Адыгейцы верят, что такие действия дадут ребенку скорость и возможность беспрепятственно преодолевать все трудности.

Религия

Адыгейцы пережили три основных периода религиозного определения: язычество, христианство и ислам. В древности адыги верили в единство человека и космоса, считали, что земля круглая, окруженная лесами, полями и озерами. Для них было три мира: верхний с божествами, средний, где жили люди, и нижний, куда уходили мертвые. Древо соединило миры, которое и по сей день продолжает играть сакральную роль. Итак, после рождения внука, в первый год жизни дедушка обязан посадить дерево, о котором потом позаботится ребенок.

Верховным божеством адыгов было Тха, или Ташо, творец мира и его законов, которые управляли ходом жизни людей и всего сущего. В некоторых поверьях соблюдается главная роль бога молний, ​​похожего на Перуна или Зевса. Также они верили в существование душ своих предков — Псэ, следующих за потомками. Именно поэтому на протяжении всей жизни было важно соблюдать все законы чести и совести. Существовали также отдельные духи-покровители огня, воды, леса, охоты в ритуальной культуре.
Христианская традиция указывает на то, что Симон Кананит и названный Андреем Первым проповедовали на территориях Черкесии и Абхазии. Однако христианство в Черкесском регионе утвердилось только с VI века, господствовав здесь до падения Византии. Начиная с 16 века ислам распространился под влиянием османских султанов. В 18 веке он собрал все население под флагами, став национальной идеей в борьбе против колониальной политики Российской империи во время Кавказских войн. Сегодня большинство адыгов — мусульмане-сунниты.

Культура

Особую роль в черкесской традиции сыграл танец, существующий с древних времен и считающийся душой народа. Популярным парным танцем является лирический ислам, в котором мужчина, как гордый орел, парит в кругу, а скромная, но гордая девушка отвечает на его ухаживания. Более ритмичный и простой — уддж, который обычно танцуют в группах на свадьбах и вечеринках.

Свадебные традиции

Свадебные традиции адыгов во многом сохранились до наших дней. Часто девушка выбирала жениха, подсказывая ей желание создать семью с небольшого подарка. Переговоры о будущем союзе начались со сватовства: мужчины со стороны жениха подходили к дому избранной девушки и останавливались на том месте, где рубили дрова. Таких посещений было как минимум три: если во время последнего их приглашали к столу, это означало согласие невесты.
После семьи девушки отправились осматривать дом жениха, чтобы оценить его материальное благополучие. Это было необходимо, поскольку создать семью можно было только из людей из своего социального слоя. Если увиденное устраивало посетителей, обсуждались размеры калыма: обычно он состоял как минимум из одной лошади и одного крупного рогатого скота, количество голов которых определялось достатком семьи.

В день свадьбы за невестой пришли родственники мужа и девушка, чтобы сопровождать девушку. По дороге свадебный поезд был заблокирован, и только после игровой битвы можно было попасть в дом невесты. Будущую жену осыпали сладостями, перед ней проложили шелковую дорожку, которую нужно было провести через порог, чтобы она не тревожила духов предков.
По прибытии в дом жениха невесту снова осыпали конфетами и монетами, а будущий муж уехал на целый день, вернувшись только на закате. Днем девочку развлекали родственники мужа, существовал шутливый обычай «бабушки уходить»: раз в дом приходил новый любовник, старый уже не принадлежит этому месту. Невесте пришлось бежать за ней с конфетами и уговаривать остаться. Потом они обнялись и вместе пошли домой.

Еда

Традиционная адыгейская кухня состоит из молочных, мучных и мясных продуктов. В быту они ели отварную баранину с бульоном. Национальное блюдо из мяса птицы — либже — обязательно подавали с острым соусом шипс из чеснока и перца чили.

Из молока готовили рикотту, в которую добавляли фрукты или ароматические травы, а также готовили твердые и мягкие сыры. После Московской Олимпиады 1980 года адыгейский сыр стал всемирно известным, был специально промаркирован и разложен на полках для иностранных гостей. Согласно легенде, Амыш, бог животноводства, рассказал черкесской девушке рецепт сыра, чтобы спасти потерянное во время шторма стадо овец.

Оцените статью
Блог про культуры