Армянская национальная одежда: народный костюм

Разновидности

Образцы старинных платьев передаются из поколения в поколение, несмотря на модные тенденции. Традиционный армянский национальный костюм имеет многовековую историю и отличается разнообразием нарядов для жителей Востока и Запада. Распространенная особенность — рубашка с широким воротником. Сверху в восточных регионах принято носить «архалух» — удлиненный кафтан, застегивающийся от воротника до пояса, а в западных регионах — жилет «элак» с прорезями для рукавов.

Представители обоих полов носят под рубашками шорты, застегнутые на щиколотках по особой технике. Верхнюю одежду в черкесском стиле нужно было завязывать на талии вышитым поясом или шарфом.

Разнообразие
Разнообразие
Разнообразие
Разнообразие
Разнообразие
Разнообразие
Разнообразие
Разнообразие
Разнообразие

Женская национальная одежда

Обычаи армянских женщин существенно не различались по отношению к региону. Составляющие национального платья для девочек:

  • основой армянского костюма была длинная майка «халав». Национальная одежда кроилась по простому лекалу. Согласно древнему союзу, западные армяне использовали белую ткань для шитья «халавы», а восточные армяне — красную. Ткань сложена пополам, просторные рукава схематично очерчены, сбоку косые клинья, округлая горловина и разрез по линии груди. Оставалось разгладить швы, расшить горловину национальными мотивами;
  • наряду с рубашкой он должен был надеть трусы — «похань». Ремесленники использовали красную хлопчатобумажную ткань при кройке брюк вне зависимости от региона проживания. Открытые участки «похана» на щиколотках нужно было украсить бейкой и вышивкой золотыми нитками. Сочетание красного и золотого в армянских обычаях считалось символом достатка и полноты жизненных сил;
  • поверх «халавы» должен быть надет «архалух», напоминающий удлиненный кафтан. Для шитья использовалась ткань красного или изумрудного цвета. Пожилые женщины предпочитали насыщенные пурпурные или пурпурные тона. «Архалух» имел разрез в области груди и разрезы по бокам, образующие три части по низу. Две узкие полосы сформированы спереди и одна широкая панель сзади. Такой кафтан застегивался только на талии, завязывался шелковым платком или поясом. Знатные женщины пристегивали к талии серебряные или золотые пояса (как доказательство богатства и статуса);
  • к праздникам специально шили популярное платье «минтана», напоминающее силуэт «архалука». Она не имела прорезей на бедрах, была богато украшена армянской национальной вышивкой или отделкой на рукавах;
  • западные армяне носили богатую одежду по сравнению с восточными соотечественниками. Оригинальный подход к пошиву верхней одежды (плюс украшения с вышивкой на платье). Вместо майки женщины носили платья «зпун» или «антари» из шелка или хлопка. Традиционный для восточных армян «архалук» был заменен однотонной по бокам одеждой «хатифа» или «джуппа». Женщины экспериментировали с типом ткани и кроем одежды, оставалось единственное условие: рукава нижнего платья должны оставаться открытыми;
  • другим атрибутом армянского костюма западных женщин считался фартук, вышитый на узком поясе «гогнот», что отнюдь не было обязательным для восточноармянских женщин.

Последней одеждой был шерстяной плащ, закрывающий силуэт от посторонних глаз. Зимой зажиточные армянские женщины носили алое бархатное пальто, отороченное мехом лисы или куницы.

Женская национальная одежда
Женская национальная одежда
Женская национальная одежда
Женская национальная одежда
Женская национальная одежда

Детские наряды

Для детей перед началом года шили просторные рубашки, но после первого дня рождения платье дополнили «архалухом». Одежда мешала ребенку нормально двигаться и исследовать окружающий мир, но облегчала уход за шутником.

В армянских обычаях детей до семи лет различий не было. Позже девочек и мальчиков воспитывали раздельно, и дети получили первую взрослую одежду в возрасте от 10 до 12 лет.

Национальные костюмы подростков вышивались скромными мотивами без использования вычурных украшений. При этом украшения носили защитный характер, они были призваны защитить подрастающее поколение от влияния темных сил, сглаза или порчи.

Родители приготовили дочери к свадьбе несколько национальных костюмов, чтобы красавица на момент замужества имела богатое приданое.

Армянский национальный костюм
Костюмы для детей
Костюмы для детей
Костюмы для детей
Костюмы для детей
Костюмы для детей

Мужской армянский костюм

Армянин должен тщательно подбирать детали костюма, ведь хозяин дома должен иметь презентабельный вид, вызывать уважение у товарищей по оружию. Есть разница в одежде жителей восточных и западных регионов.

Традиционный наряд:

  • на старых фотографиях армянских мужских костюмов показано сочетание ситцевой или шелковой рубашки («шляпа») с хлопковыми или шерстяными брюками («шалвар»). Брюки обычно окрашивались в темно-синий, черный или коричневый цвет. Уже в двадцатом веке традиционные турецкие брюки заменили брюки-галифе с кожаным ремнем;
  • в широкий шов на поясе «шалвара» особым образом продевалась веревка, оканчивающаяся кисточками. Снизу они носят штаны «вартик» или «похан», которые следует завязать на щиколотке или заправить в длинные носки. Для пошива «похана» женщины вырезали самодельное полотно, позже стали использовать бязь фабричную;
  • среди широко распространенной армянской одежды в верхней части плеча — «архалух», изображения которого встречаются на древних гравюрах и в захоронениях. Он напоминал кафтан с двумя передними полками, крепился сзади. Одежда была пришита снаружи и имела крючки для застегивания. Для шитья были выбраны покупные ткани типа ситец или атлас коричневого, темно-синего или черного цвета. Края рукавов, подол с воротником украшены тесьмой;
  • на развевающемся кафтане («архалухе») носили «чуху», которая служила не только теплой верхней одеждой, но и парадным платьем. В старину бедные семьи брали у богатых чуху на свадьбу жениха (как символ достатка). Если в девятнадцатом веке для шитья использовалась самодельная ткань, то позже ее стали кроить из дорогого фабричного материала. Предпочтение отдавалось тканям темного цвета, спереди нашивались специальные изделия («газовые ящики»). Средние слои населения шили элемент национальной одежды длиной до колен и с цельным рукавом, излюбленные богатые рукава с декоративным вырезом, отороченные бархатом или золотой тесьмой.

Армянский мужской костюм более подвержен изменениям из-за влияния чуждой культуры. Жители восточных областей носили «архалух», который западные армяне заменили на короткий жилет «элак» с прорезью в области груди. Поверх «Елака» надевали укороченную куртку «танк».

На Западе прочно утвердилась традиция обильно вышивать узорами рубашку, жилет, жакет и даже мешковатые брюки. Вместо пояса часто завязывалась широкая шаль, складки которой служили вместилищем для ношения мелких вещей.

Армянский мужской костюм
Армянский мужской костюм
Армянский мужской костюм
Армянский мужской костюм

Особенности и отличия

Армянский национальный костюм «тараз» был богато расшит золотыми и серебряными нитями, украшен поясами и аксессуарами. По качеству и типу ткани судили о достатке владельца, его статусе в обществе. Обычные армяне шили одежду из домашнего полотна, состоятельные жители подписывались на дорогие материалы из-за границы.

По количеству и материалу украшений армянской женщины они узнали о достатке ее мужа. Если серебряные и золотые предметы носили замужние женщины, то кокетливые девушки предпочитали круги из цветов (так называемый «барт»). После свадьбы необходимо было самостоятельно вышить фартук защитными узорами (в знак создания счастливой семьи).

Возраст владельца определялся цветом армянского костюма. Молодые армянки предпочитали одеваться в светлую одежду, а старшее поколение — в темную одежду.

Мужская одежда не призывала подчеркивать красоту обладательницы, в народе акцент делался на силе и ценности.

Мужчины могли вышивать золотыми и серебряными нитками. Женщинам такая работа была запрещена, как и изготовление украшений для национального костюма.

Армянский национальный костюм
Особенности и отличия
Особенности и отличия
Особенности и отличия
Особенности и отличия

Мужской народный костюм

В комплект мужского национального костюма восточноармянского народа входили рубашка, широкие штаны, архалук и «чуха».

«Шапик» — рубашка из хлопка или шелка с низким воротником и боковой застежкой. Поэтому армяне носили мешковатые штаны-шалвары из синей хлопчатобумажной или шерстяной ткани. На талии в шов «шальвар» вставлялась тесьма с кисточками на концах. Выше «шапик» и «шалвар» надевались «архалук». Архалук из хлопка или шелка застегивался на крючки или пуговицы, начиная от воротника-стойки и заканчивая подолом до колен. Так на «архалук» носили чуху (черкесскую). Черкесская шуба была длиннее «архалука», шилась из шерстяной ткани и обязательно должна была надевать мужчина, выходя из дома. Черкесский крой должен был иметь длинные рукава с манжетами и подол, присборенный на талии. «Чуху» опоясывали поясом из инкрустированной кожи или серебра. Зимой мужчины носили длинные дубленки.

Гардероб армян западных регионов несколько отличался от их восточных соседей. Мужской армянский народный костюм здесь состоял из рубахи, широких брюк, кафтана и куртки.

В западных регионах ткань для рубахи, наряду с хлопком и шелком, шили из козьей шерсти. Брюки Vartik были заужены по низу и обтянуты тканью. Вместо архалука они носили кафтан «элек» поверх рубахи и цельнокроеную куртку «танк». «Бачкон» повязывали в несколько слоев на талии широким тканевым шарфом. Оружие, деньги, табак хранились слоями ткани. В холодное время года их утепляли безрукавки из козьего меха.

армянский народный костюм раскраска

Геометрические орнаменты

Среди геометрических мотивов преобладали круги, квадраты, ромбы, треугольники и кресты. Все рисунки имели определенную интерпретацию.
Круг как яйцо, зародыш, символизировал жизнь, выполнял защитную функцию.

Квадрат также был известен как талисман. Его образ имел глубокую смысловую нагрузку. Четыре стороны можно сравнить с фундаментальными понятиями, связанными с четырьмя: стороны света, времена года, количество элементов. Пересечение горизонтальной (женские линии) и вертикальной (мужские линии) линий указывает на оплодотворение. Следовательно, крест и квадрат символизируют плодородие.
В основном на женскую одежду наносили ромбики и треугольники. Они символизировали мужское начало (вершина треугольника обращена вверх) и женское начало (вершина треугольника обращена вниз). Ромб обозначал их слияние в единое целое, что также обозначало плодородие.

Орнаменты в национальном костюме армян

Орнаментальная окраска армянской одежды — это не только воплощение культурных ценностей, но и своеобразный рассказ об истории народа, о красоте земли, на которой эти люди живут, о том, чем они живут и чем занимаются.

Исторически орнаментальный символизм был прежде всего магическим. Орнаменты и узоры располагались вокруг открытых участков тела (шея, руки, ноги), как бы защищая своего хозяина от злых духов. То же значение имели ремни, фартуки, нагрудники, чулки. Армянские мастера использовали различные техники для нанесения орнаментов: вышивки, аппликации, трикотаж, каблуки. Также были разные материалы: бусины, пуговицы, бусины, нити разного качества (в том числе золотые и серебряные) и, что удивительно, рыбья чешуя.

Орнаменты армянского народного костюма были нанесены на одну из следующих тем:

  • флора;
  • фауна;
  • геометрические фигуры.

Они также изображали рисунки, изображающие здания, особенно церковь.

армянский народный костюм для мужчин

Цвета и узоры

Выбор цвета армянской одежды зависел от места проживания армян. Светлые и яркие узоры выбрали молодые люди, респектабельные представители семейства носили одежду сдержанных темных тонов.

Цветовая гамма армянского костюма:

  • наиболее предпочитаемая женщинами — красная палитра, обозначающая рождение жизни и благополучия. Использованы тона от алого до насыщенного вишневого цвета. Армяне шили верхнюю и нижнюю одежду в красных тонах: алый фартук считался символом замужней женщины репродуктивного возраста;
  • наряду с красными элементами национального костюма они часто носили платья зеленых оттенков (как символическое значение возрождения, молодости и силы).Сочетание красного и зеленого означало желание жениться на девушке;
  • оттенки синего одновременно считались признаком старости и увядания, а также обладали силой исцелять больных. Замена красного фартука на синий означала потерю способности иметь детей;
  • белому цвету приписывалась чистота и одухотворенные свойства. Элементы белого цвета присутствовали в костюме невесты, при крещении детей, на погребальной пелене;
  • черные тона несли негативную информацию, их использовали только при пошиве траурной одежды. Использование черного фартука молодой женщиной могло вызвать бесплодие, поэтому допускались только вдовы.

Армяне предвзято относились к оттенкам желтого в национальных костюмах, которые вызывали голод и засуху. Хотя желтый подходил к увяданию женщин, иную нагрузку поддерживали золотые аксессуары, блеск которых равнялся солнечным лучам, принося жизнь процветанию.

Узорные мотивы на армянской одежде призваны защитить владельца от магического воздействия, что объясняет применение народной вышивки и аппликаций на шее и конечностях. Защитные украшения также вышивали на фартуках, носках, нагрудниках и нижнем белье.
Причины для моделей:

  • животные элементы часто встречаются в армянских обычаях. Змея привлекала удачу и счастье, изображение встречается на одежде и оружии. Петух считался оберегом для молодоженов, а рога парнокопытных символизировали богатую и плодотворную жизнь;
  • цветочные орнаменты. С особым трепетом относились армяне к деревьям, поклонялись их силе и силе. Бессмертие души ассоциировалось с волнистыми ветвями на подоле, удлиненные листочки считались оберегом от сглаза, а одежды невинных красавиц расшивались цветами;
  • геометрические линии. Изображение квадрата считалось сочетанием стихий, времен года и сторон света, круг обозначал зарождение жизни, ромб с крестом символизировал плодородие.

Для украшения использовались шелковые или шерстяные нити, пуговицы и расписные ракушки, бусины и бусины. С целью приворота мастерицы заплетали волосы в одежду избранницы, хотя для магической защиты человека часто вшивали бирюзовые камешки.

Цвета и мотивы
Цвета и мотивы
Цвета и мотивы

Головной убор как часть национального костюма

Женский

головной убор

Восточные области

Женщины из восточного региона носят берет, который спереди украшен лентой и цветочным узором. Лицевая сторона украшена монетами.

Затем завязывается белый платок, закрывающий шею. Поверх белого был повязан алый шарф.

Западные области

Особенностью западноармянских женских головных уборов стали деревянные повязки на голову. Женщины могли выбрать себе разные повязки на голову.

  • Морские котики. Такой бордюр обтянут бархатом, на нем вышито небо, звезды и солнышко.
  • Департаменты. На вышивке изображен райский сад, птицы, цветы. Кушак надевается поверх красной шапочки, украшенной кисточкой. По бокам отдела прикреплена большая пуговица. А вдоль лба лента с рядами золотых монет.

Ссылка. Незамужние девушки выделялись своей прической — они плели большое количество косичек.

Мужские головные уборы

мужской головной убор
Разнообразны были и мужские головные уборы. Армяне носили шапки из каракуля и вязаные изделия из шерсти.

  • В восточной Армении преобладали шляпы конической формы. Верх был украшен красным шелком.
  • Западные армяне предпочитали шляпы с полусферическим резервуаром. Желательно оттенки красного. На эти шапки повязывали шарф, предварительно скрученный жгутом.

Изображения животного мира

Из мира фауны можно увидеть изображения змей, петухов, рога парнокопытных глин. Рога указывали на плодородие, богатство. Змеи изображались не только на одежде, но и на оружии, предметах домашнего обихода, украшениях. Змея была символом достатка, семейного счастья.

Петух был особенно почитаем среди армян и был, скорее, покровителем супругов на свадьбах. В свадебном головном уборе мужчины были петушиные перья.

Ткани

Выбор материала для пошива армянского костюма зависит от региона и достатка хозяина. Хлопчатобумажная ткань часто использовалась для кроя рубашек и брюк. Для «архалука» подходил материал типа ситца, атлас или шелк. Для пошива верхней одежды были выбраны ткани из плотной шерсти или сукна.

Состоятельные армяне предпочитали носить мантии из плюша, шелка, бархата или парчи. Бедные жители довольствовались самодельным бельем.

Крой

При пошиве мужских брюк типа «вартик» вставлялась полоска ткани почти равной ширине ткани. При изготовлении мужского «архалуха» предполагался сложный крой. Если спереди вырезали два полотна, то сзади складывали из нескольких клиньев.

При вырезании женского варианта «архалуха» со съемной спинкой предполагался разрез по линии груди, по бокам изделие разделялось на три панели. Низ рубашки был сшит по простой схеме (достаточно обрисовать широкие рукава и круглый вырез горловины).

Перед свадьбой женщин из семьи жениха приглашали в дом невесты, чтобы они скроили парадный костюм. Жена посаженного отца должна была разрезать и пометить материал, но если она тем временем снимет ножницы и откажется работать дальше, брак будет расторгнут. Чтобы женщина стала покладистее, капризной женщине нужно было преподнести сладости и деньги.

Резать
Резать
Резать

Обувь

Самым распространенным типом обуви у армян, как мужской, так и женской, была рафия «тройка» из воловьей кожи. У троих были заостренные носы и длинные шнурки, опоясывающие голень до колена. Носки были важным элементом костюма. Вяжутся они и однотонные, и разноцветные. Женские носки «глоток» были неотъемлемой частью традиционного армянского костюма. Их история началась с начала существования Урартского царства и длилась до середины 20 века. Носки также входили в приданое невесты. Мужские «леггинсы» или «накидки» также вяжутся из цветной шерсти или сшиваются из ткани. Их надевали поверх носков и шнуровали.

В качестве повседневной обуви женщины носили заостренные мюли и туфли на низком каблуке. Кожаные, подошва цельная. Этот вид обуви был представлен во многих моделях. В любом случае, женщина должна была носить носки под туфлями, чтобы соблюсти рамки приличия.

«Трое» были более распространены в сельской местности, в то время как в городе мужчины носили черные кожаные сапоги, а женщины — кожаные.

Обувь на западной стороне была немного другой. Здесь мужчины и женщины носили остроносые туфли Soler с прибитой к каблуку подковой. Женские туфли были желтыми, зелеными, красными, мужские — красными и черными. Также популярны были сапоги на плоской подошве, поверх которых надевали мюли на каблуке. Помимо обуви, на мужчинах были красные кожаные сапоги.

как нарисовать армянский народный костюм

Свадебный костюм

Армянские свадебные платья на протяжении многих веков мало чем отличались от классического традиционного костюма. Жених и невеста были одеты в лучшее, что у них было.

Жених в праздничной одежде. В него входили архалух из дорогой ткани, чоха и красные носки (цвета амулета) и серебряный пояс. Последний был подарком родителей невесты.

Пока мы не встретимся снова

Орнамент

Орнамент на армянской народной одежде играл роль оберега. Мотивы располагались вокруг рукавов, подола, выреза горловины. Считалось, что модель защищает от неблагоприятных энергетических воздействий. Ремни, фартуки, вязаные носки, нагрудники украшали традиционными орнаментами.

Техника нанесения орнамента на традиционный армянский костюм:

  • вышивка;
  • трикотаж;
  • художественная вышивка;
  • применение;
  • пятка.

Особое внимание уделялось вязанию и вышивке. Считалось, что орнамент, нанесенный с помощью этих техник, защищает от злых духов.

При нанесении рисунков цвета были тщательно подобраны. Женская палитра была более разнообразной и яркой. Мужской — сдержанный, с преобладанием однотонных темных и белых оттенков. Каждый цвет имел особое значение:

  • Красный. Он олицетворял солнце, красоту, отпуск, жизнь, жар огня, плодородие. Защищали от плохого зрения, помогали при бесплодии и болезнях.
  • Зеленый с красным. Это был символ семьи. Зеленый символизировал молодость, зеленый — новое поколение, весну.
  • Красный с пурпурным (синим). Он имел целебные свойства, использовался в шарлатанстве (украшения из черных и синих бусинок считались оберегом от болезней).
  • Черный — символ наступления старости. Одежду темного цвета носили только пожилые люди.
  • Белый. Ритуальный цвет. Используется в особых случаях: крещение и погребальный саван.
  • Желтый. Отрицательное отношение к этому цвету вызвано ассоциацией с увядшей натурой, болью, ядом, желчью. Очень редко используется.

Женщины украшали свои платья самыми разными материалами: бусинами, пайетками, пуговицами, ракушками с чешуей, выловленными в море.

армения

Орнамент костюма был разделен на три группы: растительность, геометрия, зооморфность.

Растительный (флора)

Это выражается в изображении листьев, веток, деревьев. Бесконечный жизненный путь, сила духа изображалась длинной зигзагообразной линией с лепестками на каждой кривой. Деревья означали плодородие, материнское счастье, беременность.

армяне

Цветы украшали платья невинных молодых девушек. Модели миндалевидной формы защищают от сглаза, злых людей.

Зооморфный (фауна)

Редкий орнамент, передающийся в виде отличительных черт, характерных для животных. Наиболее популярным было изображение рогов крупного рогатого скота (барана, коровы, быка). Считалось, что эта деталь приносит богатство и увеличивает плодородие.

армяне

Змея часто изображалась на оружии, подносах, украшениях, одежде. Он символизировал семейное счастье, мудрость, приносил удачу в делах.

Изображение петуха можно было увидеть на свадебной атрибутике. Его считали покровителем молодоженов. Головной убор жениха обязательно украшали перьями этой птицы для сохранения мужской силы.

Растительный орнамент

Чаще всего растительностью вышивали деревья, веточки, листья. У армян деревья были объектом поклонения, так как считались символом плодородия и материнства. По краю фартуков наносились волнистые линии, изображающие ветви, что символизировало бессмертие духа.

Изображения цветов наносились на платья невинных девушек в знак чистоты и молодости.

Нередко в орнамент входили миндалевидные мотивы, которые, по легендам, защищали от злых людей.

 

Оцените статью
Блог про культуры