Элементы жостовской росписи: подносы с цветами

Фрагмент Счёта Мастерской Вишняковых 1900-1912 гг

Фрагмент сказки из мастерской Вишнякова 1900-1912 гг
0 Начало производства подносов в Жостово принято связывать с 1825 годом, датой открытия самостоятельной мастерской Осипа Филипповича Вишнякова. Эта дата, являющаяся моментом основания промысла, весьма условна. Само по себе создание мастерских свидетельствует не о начале производства, а об определенном уровне его развития. Кроме того, из разных источников следует, что лаборатория О.Ф. Вишнякова была не первой и единственной в то время. Что такое живопись Жостово?
Отец Осипа Вишнякова Филипп Никитич открыл производство в начале 19 века. После переезда Филиппа в Москву его брат Тарас продолжил бизнес в Жостово. В 1815 году Егор Вишняков открыл производство лака из папье-маше и металла в Осташкове (в двух километрах от Жостова). В 1825 г вместе с мастерской О. Вишнякова в Жостово работала мастерская Ивана Митрофановича Митрофанова, которая занималась «переделкой подносов». В 1826 году Андрей Алексеевич Зайцев начал делать подносы в селе Троицкое. Возникновение нескольких мастерских датируется 1830 годом: Егор Федорович Беляев, Тимофей Максимович Беляев и Василий Леонтьевич Леонтьев — в Жостово; Филипп Васильевич Шапкин — в селе Сорокино; Иван Сергеевич Коломенский — в деревне Хлебниково.

Клёдов за работой

Клёдов за работой
В 1830 году в Жостово стали изготавливать подносы не только из папье-маше, но и из железа. В источнике от 1839 г упоминаются «предметы, сделанные из битой бумаги (папье-маше) и выброшенные из жести .. подносы, подносы .. все окрашенные рисунками… Филипп Вешняков, Никитин и его сын, крестьянин граф Шереметев.

Техника выполнения

Традиционная роспись предполагает использование исключительно черного льна. Для рыбалки использовались металлические и деревянные лотки различной формы — от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных.

техника выполнения жостовской росписи

Рассмотрим весь процесс поэтапно:

Грунтовка

На этапе первичного грунтования изделия обрабатываются специальным мастичным материалом и шлифуются. В этот момент мастер выбирает фон для базы, который, следовательно, не может быть изменен.

Замаленок

Это основа орнамента. С помощью разбавленной краски мастер формирует силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на рисунке. На этом этапе практически полностью отсутствует импровизационная составляющая, а основу будущего орнамента ставят строго по заранее продуманной схеме.

Тенежка

Затенение позволяет сделать полупрозрачную композицию более реалистичной. Появляются отчетливые тени, светлые «блики» и полутона. Цветки становятся объемными, листья и стебли выглядят более естественными.

Прокладка

Это самый ответственный этап. Слой покрытия позволяет придать букету высшую степень реалистичности, что выгодно отличает Жостовскую роспись от других художественных промыслов. Задача художника — «прояснить» детали, выделить отдельные участки. Мастер задает тон контрастности или «выравнивает» композицию за счет гармоничных переходов.

Бликовка

Свет и объем выравниваются за счет наложения бликов. Букет, словно попадая под солнечные лучи, начинает переливаться и светиться. Теперь композиция имеет особый колорит и атмосферу.

Чертежка

Это очень интересный этап. Задача мастера — с помощью тонкой кисти и минимального количества прорисовывается каждый элемент изображения, добавляя ему реалистичности. На ягодах появляются семена, в цветочных чашках появляются пестики и тычинки, листья, трава и стебли становятся объемными и правдоподобными за счет кружевных вставок и других сложных акцентов.

пошаговая техника Жостовской росписи

Привязка

На этом этапе необходимо «вживить» сложную композицию в фон. Для этого мастер использует тонкие стебли «травы», усики, декорированные элементы, которые добавляют холсту еще больше объема и делают всю композицию цельной и законченной.

Чтобы готовое изделие выглядело, а стиль полностью соответствовал общепринятым канонам, мастера прибегают к «чистке». Это украшение боковой стороны подноса различными геометрическими линиями, цветочными мотивами, цветочными гирляндами. Кайма может быть как очень скромной, лишь слегка подчеркивающей рамку, так и очень богатой, не уступающей по своему великолепию центральным фигурам композиции.

Рекламная вывеска Вешняковых

Рекламный знак Вешнякова
Над реализацией подноса работали не менее трех человек: кузница, в которой была изготовлена ​​форма; на поверхность грунта наносится шпатлевка; художник, расписавший поднос. Этой же грунтовкой красили изделие после высыхания. Вначале владелец мастерской и его семья работали по хозяйству. Но по мере роста производства цеха расширялись, появлялись наемные рабочие, и владелец все больше и больше становился предпринимателем, но всегда осознавал тонкости самого производства. Что такое живопись Жостово?
В 1870-е годы в подмосковной подмосковной торговле уже было занято более двухсот сорока рабочих. Наиболее крупными цехами были: в Жостово — О.Ф. Вишнякова, где работали пятьдесят девять человек, из них пятьдесят три — наемные; Беляева Е.Ф., где работал 51 человек, 50 из которых приняты на работу; в Новосильцево — основанные в 1860 и 1871 годах две мастерские Ефима Федоровича Цыганова, где работали 49 рабочих, из них 46 нанятых. Продукция в год выпускалась на двенадцать, двадцать и одиннадцать тысяч рублей соответственно .

Что такое живопись Жостово?
Самые старые из доступных для изучения жостовских подносов датируются 1870-1880 годами. Для определения времени их создания и состава мастерских, преимущественно династий Вишняковых, используются отличительные знаки, которые находятся на обратной стороне подносов и обычно содержат имя владельца фабрики и список наград-медалей. Помощь при участии в крупных отечественных и зарубежных художественно-промышленных и ремесленных выставках. Основным местом продажи подносов была Москва, а через нее — Нижний Новгород с огромной Макарьевской ярмаркой, юг России и Средняя Азия. Лучшие сорта привезены в Санкт-Петербург. Что такое живопись Жостово?
В 20 веке живописный декоративный букет стал главным направлением в искусстве Жостова. Помимо собственно росписи и росписи, жостовские мастера использовали и другие приемы орнаментального украшения подносов. Широкое распространение получил метод «копчения», с помощью которого на поверхность наносился яркий узор, напоминающий мотив панциря черепахи и получивший местное название «под червяком». На старых подносах «чистота» очень разнообразна: украшения на столе, в которых геометрические и растительные мотивы индивидуальны на каждом элементе и являются своеобразным аккомпанементом к основной теме картины. Что такое живопись Жостово?
В 1920-е гг. В Жостово, Новосильцево и Троицком возникло несколько артелей, которые в 1928 г объединились в одну: «Металлический Поднос» (с 1960 г. — Жостовская фабрика декоративной росписи). В их создании приняли участие мастера-мастера, которым суждено внести большой вклад в возрождение подносной росписи и развитие местных художественных традиций в новых условиях.

Что такое живопись Жостово?
Не совсем обычный путь в творчестве Жостова для К.В. Грибкова. Художник-график, соприкасавшийся со Строгановским училищем, был, пожалуй, единственным из жостовских художников, писавших подносы не в духе традиционной народной импровизации, а по его предварительному рисунку. Что такое живопись Жостово?
Сегодня среди трехсот рабочих Жостовской фабрики декоративной росписи более ста девяноста художников. Несмотря на название «фабрика», мастерство в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного искусства: его мастерство. Что такое живопись Жостово?
Формы лотков уже давно печатаются на специальных машинах. Покраска механизированная, шлифовка некоторых форм. Но из двадцати шести типичных жостовских форм подносов художник выбирает ту, которая соответствует его задумке, и, если это уникальная работа, поручает кузнецу проткнуть форму вручную.

Полтора века для развития рыболовства — сравнительно небольшой срок. Но в этот период Жостово из ремесленного центра превратилось в уникальный центр русского народного искусства, а Жостовский поднос из домашнего предмета стал объектом восхищения.

Элементы и узоры жостовской росписи

Чаще всего художники составляют на подносах простые сочетания цветов. Создание мотива происходит за счет гармоничного сочетания небольших растений и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и изумрудных листьев.

Самые популярные элементы: розы, астры, пионы, георгины с тонкими стеблями и небольшими веточками. Помимо садовых композиций, художники активно используют трогательные фиалки, нежные ландыши, милые анютины глазки.

Наряду с классическими лилиями, тимьяном и ромашкой мастера любили изображать волшебные цветы, которых вообще нет в природе. Пышные и пышные букеты дополняли фрукты и ягоды. Подносы с жостовской росписью иногда украшали изображениями бабочек или птиц. Они находились в центре композиции или на заднем плане.

Помимо рисования икебана цветов, художники любили фантазировать о сюжетных образах. Как правило, это повседневные сюжеты из жизни простых людей, красивые пейзажи или неповторимая картина ландшафта.

Композиция пользовалась большой популярностью — три коня в окружении цветов.
В картине была одна особенность: художники импровизировали к каждой картине.

Другими словами, мастера не заморачивались с составлением эскизов и не любили творить по готовым шаблонам или придерживаться определенной схемы.

Если учесть разнообразие художественных приемов, полет фантазии и творческий подход к делу, то можно понять, насколько уникальны и неповторимы подносы жостовских мастеров.

Техника выполнения рисунка

Элементы Жостовской росписи — это тоже пошаговый анализ изображения. Как выполняется сам рисунок, как писать некоторые составляющие рисунка, с чего начать и чем закончить — все это интересно как тем, кто теоретически изучает жостовские поделки, так и тем, кто хочет практически овладеть традицией.

Грунтовка

На этом этапе изделие необходимо обработать специальным шпаклевочным материалом. После этого загрунтованный лоток шлифуется. В это время мастер выбирает обои, на которых он построит основной рисунок. Этот фон не может быть изменен позже. На этом этапе уже должна быть продумана композиция, чтобы соблюсти гармонию цветов.

Замалевок

Жостово

Так называется основа орнамента. Мастер использует разбавленную краску и формирует силуэты будущих элементов. С одной стороны, это подготовительный момент, с другой — решающий в работе. Если рисовать с ошибками, нарушится композиция, расположение элементов, гармония. Импровизация на этом этапе практически исключена.

Тенежка

Как только краска высохнет, на работу наносятся тени эмалевыми красками. Именно эта «сложная» техника придает букету насыщенный тон. Мастер работает сильными и сочными мазками. В это время художник использует широкую плоскую кисть.

Жостово

Используются следующие краски для эмали: синий (ультрамарин или берлинская лазурь), красный (краплак), зеленый (изумрудно-зеленый).

Для чего нужен оттенок? Жостовская роспись, цветы, которые, как уже отмечалось, словно сияют изнутри, усиливая тем самым звучание цвета.

Прокладка

Этот этап очень ответственный. Именно прослойка помогает букету выглядеть максимально реалистично. И, как мы уже говорили, жостовская роспись, мотивы и мотивы в этом направлении выгодно отличается от других ремесел именно таким высокопрофессиональным изображением элементов.

Жостово

В позе художник как бы уточняет детали, не забывая при этом выделить отдельные фрагменты. Здесь мастер может задать контрастный тон, здесь он может выровнять композицию с помощью красивых и сбалансированных переходов.

Бликовка

Жостово

Свет и объем — вот для чего устроена эта сцена. На букет падают солнечные лучи, зритель их не видит, но великолепие цветочной композиции не оставляет сомнений в том, что солнце действительно осветило прекрасный букет. Наложение отражений — заключительный этап лепки форм. Здесь также происходит процесс обесцвечивания цветов, листьев и бутонов.

Чертежка

Жостово
На этапе рисования рисунок становится реалистичным

Этот этап очень интересен. Мастер берет в руку тонкую кисть, рисует ею мельчайшие элементы. Задача художника — сделать элемент реалистичным. Таким образом, в разлитых ягодах появляются мелкие семена, в цветочных чашках можно увидеть тычинки и пестики. Рисунок делает траву и листья более объемными. Мастер свободно владеет кружевными сложениями, расставляет сложные акценты.

Без таких действий рисунок будет неполным, хотя, конечно, работа эта филигранная, начинающему художнику она не будет выглядеть легкой. Вы даже можете услышать определение рисунка, например, рисование музыкальных линий.

Привязка

А теперь композицию нужно пошагово имплантировать на задний план. Например, вы сняли жостовскую картину на белом фоне. Даже просто взять и написать букет — это уже много, но если фона и букета недостаточно, чтобы стать одним целым, они начинают восприниматься органично. Поэтому мастер рисует усики, различные декорированные мотивы, делающие полотно более объемным.

Впоследствии художник берет на себя «уборку». Так называется контур, рисунок сторон лотка. Это могут быть геометрические линии, цветочные венки и цветочные мотивы. Можно создать как скромную еле заметную кайму, так и насыщенный контур, не уступающий по выразительности основному рисунку.

Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета

Нарисуйте форму подноса по трафарету
При создании лотков стандартной формы металлические листы нарезаются на заготовки определенного размера. В заготовке вырезают лоток и вытягивают его по форме на электрическом прессе с помощью комбинированного штампа и форм, затем лоток отбортовывают, т.е его края закатываются.

Крой формы подноса

Вырежьте форму лотка
Кованые подносы создаются путем ручной ковки с помощью кузнецов в соответствии с древней ремесленной традицией: форма и размер подносов зависят от творческих способностей кузнеца. Ручными ножницами вырезаем скобу из 3-5 металлических карточек.

Выравнивание формы подноса

Выравнивание формы лотка
Затем с помощью молотка и наковальни форма выбивается, растягивается. Край лотка для усиления закатывают ниткой, после чего кромку молотком выравнивают на наковальне.

Цвета жостовской росписи

Классическая презентация предусматривает обязательное наличие фона в оттенках красного или черного. Однако современные технологии позволяют использовать нежные пастельные оттенки для создания многоцветковой композиции.

Жостовский комбинат продает продукцию с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Наибольшей популярностью у потребителей пользуется цвет слоновой кости. Изредка встречаются изделия, оформленные на золотистом или агрессивном красном полотне.

Изысканно и оригинально смотрятся изделия с перламутровым покрытием. Чудесные переливы позволяют украсить весь фон или акцентировать внимание на отдельных деталях композиции. Изначально инкрустацию перламутром использовали только в Федоскино.

Мотивы изделий

Жостовский букет наряден и наряден. Поэтому искусство народного рисунка сегодня востребовано: узор украшает не только поверхность, на которой мастер взялся его нарисовать, но и окружающее пространство.

Причины творчества Жостово:

• букеты цветов (как садовые, так и газонные);
• растительные и растительные орнаменты;
• вазы и гирлянды;
• пейзажи;
• Натюрморты;
• сцены из народной жизни;
• сцены популярных фестивалей.

Если не изящные цветы, то бегущая на полном ходу тройка наверняка напомнит вам традиционный рисунок Жостово, за которым скрывается отдельный мир народного творчества.

В этом видео представлена ​​подборка лотков, различающихся по цвету и рисунку.

Выстукивание формы подноса

Прикосновение к форме подноса

Вытягивание края подноса

Вытяните край лотка
Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два или три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, ручная очистка каждого слоя эмали наждачной бумагой. Что такое живопись Жостово?
Жостовские мастера рисуют художественными масляными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисти. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап написания называется обшивкой, второй — нанесением.

Первый этап жостовской росписи — замалёвка

Первый этап Жостовской росписи - замалевка
В картине мастер рисует композицию букета на рабочей поверхности подноса широкой кистью. Покраска осуществляется без предварительного нанесения густыми и слегка отбеленными красками сразу на нескольких лотках. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, словно заменяя нужный участок его поверхности под кисть. Покрытие сушат в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре. Что такое живопись Жостово?
Несущий. Выпрямление состоит из ряда операций друг за другом: затенение, поза, блики, рисование, посадка саженцев и привязка.

Оцените статью
Блог про культуры