Большая балалайка: как называется музыкальный инструмент в народном оркестре

Что такое балалайка?

Русский, как и белорусский щипковый инструмент, балалайка, является национальным символом. Игра ведется на нем, ударяя пальцами сразу по всем струнам в количестве 3-х, расположенных вдоль шеи и треугольного туловища. В конце 19 века его начали использовать как оркестр. Стили исполнения изменились и приобрели разнообразие. Размер инструмента колеблется от 0,6 до 1,5 метра и выше.

Всего существует 5 видов балалайки, которые различаются размерами и другими характеристиками, что отражено на изображении ниже. Эти типы называются:

  • первый;
  • второй;
  • альт;
  • низкий;
  • контрабас.

Все они имеют разное количество клавиш на клавиатуре. В первом (самом маленьком) — от 19 до 24, что зависит от модели. Сольным инструментом может быть только первая балалайка. Самый большой вариант (контрабас) имеет 16 или 17 ладов.

Струны обычно изготавливаются из металла, но также используется нейлон. В старой версии только один был металлическим, а два других были жилками животных. Инструмент был разработан музыкантом и композитором В. Андреевым, который доработал его и включил в оркестр.

Он также представил концертные номера со своей музыкальной программой. Внешний вид тоже претерпел изменения; Для производства использовались различные породы деревьев.

Способы настройки

В разных регионах страны существуют разные способы настройки. Наиболее распространены настройки минор, балалайка и гитара. Кроме того, существует академическая версия, предназначенная для профессиональных музыкантов. Всего существует около 12 способов установки:

Система балалайки

  1. Система балалайки. После того, как вы настроили первую струну на любую удобную высоту, вам нужно настроить на ней остальные. Для этого центр фиксируется на пятом ладу и настраивается в унисон с первым. То же самое и с третьим. Так получаются 2 струны одного звука и одна из самых высоких струн. Это самая старая настройка. До 20 века такая система была самой популярной в народе. Его до сих пор используют сельские музыканты в некоторых регионах.
  2. Настройка гитары. Первая струна настраивается на любую удобную клавишу, остальные под нее подстраиваются. По этой причине центральный фиксируется на 3-м ладу и, подняв руку на колышке, достигают унисон с первым. Третий зафиксирован на четвертом ладу, настроен по центру. После настройки инструмент должен дать гармоничный мажорный аккорд. Настройка гитары, скорее всего, названа так из-за совпадения настройки с первыми струнами гитары. Это самый популярный на сегодняшний день народный вариант подстроки балалайка.
  3. Редкие настройки. Помимо обычных настроек балалайки, в некоторых регионах используются и другие. Музыканты смело используют одновременно разные виды настройки звука. Это позволяет находить оригинальные мелодические движения, добавляя уникальности репертуару.

Для настройки вы можете использовать мобильное приложение, тюнер, гитару, синтезатор, камертон, губную гармошку или любой другой музыкальный инструмент, который может ориентировать его на удобную высоту тона.

Строй

Структура контрабаса балалайки аналогична строению домры. Последовательность тонов следующая:

  • первая струна самого высокого тона — это нота ре большой октавы;
  • вторая нота — это нота A противоположной октавы;
  • третья струна — это нота E октавы против.

Четвертный строй создается за счет игры на открытых струнах. Ноты для балалайки-контрабаса написаны на октаву выше, чем реальный звук.

Игра на балалайке контрабас

Виды балалаек

Все семейство балалаек входит в состав оркестра русских народных инструментов, при этом первые исполняют функцию соло, а другие разновидности выполняют функцию аккомпанемента, вторые и альт играют с созвучиями, а бас и контрабас они «вырабатывают». «бас. Бас и контрабас балалайки звучат на октаву ниже, чем написано в нотах. Эти балалайки можно увидеть в различных сочетаниях — друг с другом, а также с другими инструментами, например, популярны такие дуэты, как баян-балалайка, фортепиано-балалайка и т.д.

Перечислим все разновидности балалайки:

  1. До
  2. Второй
  3. Высокий
  4. Контрабас
  5. Бас

Интересные факты

Существует несколько гипотез происхождения названия «балалайка». Первый — исконно русский, от слова «балаболит». Приверженцы восточного происхождения говорят, что от слова «бала» по-турецки «ребенок».

Другие забавные факты:

Самая старая балалайка
Группа Балалайка

  1. Самая старая балалайка, которой около 130 лет, сейчас находится в Ульяновском музее.
  2. Это самый популярный у иностранцев сувенир из России после матрешки.
  3. Инструмент часто описывается в произведениях Толстого, Гоголя, Достоевского.
  4. Балайкер — мастер, изготавливающий балалайку.
  5. В США книга Флинна «Как сделать балалайку» имела огромный успех и была издана 10 раз.
  6. Важную роль в популяризации сыграл Александр III, начавший путь Андреевского оркестра на выставку в Париже, так что Европа впервые увидела балалайку.
  7. В Японии есть музыкальная группа под названием Tokyo Balalaika. Он выполнен по образцу русских народных инструментов, но в нем участвуют только японцы.
  8. 23 июня — официальный день балалайки.
  9. Сегодня в России практически в каждом крупном населенном пункте есть свой оркестр народных инструментов, в котором балалайка играет главную роль.
  10. В 2014 году в честь празднования 20-летия дружеских отношений правительство Харбина (Китай) подарило Хабаровску огромную скульптуру с изображением инструментов двух народов: балалайки и пипу.
  11. Если Китагава — японский музыкант, то в 2008 году он стал первым иностранным балалайстером, выигравшим Екатеринбургский международный музыкальный конкурс.

«Балалайка не играет, а разоряет»

Так говорят об этом музыкальном инструменте. Чтобы мастерски освоить балалайку, требовалось время, которое в крестьянских хозяйствах он не хотел тратить на развлечения. Так что в основном ее играли на праздничных вечеринках. Там народные музыканты учились друг у друга разным техникам и техникам. Например, в Псковской области ветераны окрестных деревень до сих пор сохраняют традиции игры на балалайке, которые удалось зафиксировать фольклорной экспедиции Санкт-Петербургской консерватории. Балалайка — незаменимый участник псковских встреч, и на каждый случай есть мелодия: «на песни», «на танец», «на песни» и даже «на борьбу».

Выбор струн

В академической балалайке используются наборы из одной металлической и двух синтетических (углеродных или нейлоновых) струн. Возможны отклонения по диаметру (0,02-0,04 мм) — это зависит от акустических характеристик инструмента и потребностей самого музыканта. Многие художники специально шлифуют синтетические струны.

Выберите струны для балалайки

В популярной балалайке есть стальные струны. Выбор их диаметра будет зависеть от способа установки. Для настройки аккордов (скрипка, минор, гитара) вам понадобятся струны 3-х разных диаметров. Для двухголосного строя (цыганка, балалайка) нужны струны двух разных частей.

Типичный паттерн выглядит следующим образом: чем ниже высота звука инструмента, тем больше требуется толщина струны. Например, для обычной настройки гитары CEG потребуется довольно большой набор струн (0,015-0,012-0,012 дюйма).

И наоборот, чем больше шаг, тем меньше требуется толщина. Если не соблюдать эти основные требования, музыкант испытает сильный дискомфорт при игре и балалайка потеряет качество звука.

Надо сказать, что некоторые плееры устанавливают все струны одного и того же сечения для любого метода настройки — это в основном используется для музыки кантри. Многие артисты выбирают струны в зависимости от своего стиля игры, например, играя мягко, они устанавливают очень тонкие струны.

также необходимо не забывать о том, что веревки для балалайки нуждаются в периодическом уходе. Перед их установкой их очищают составом, содержащим спирт. При частом использовании необходимо постоянно чистить струны, так как от этого напрямую зависит яркость звука. Их необходимо регулярно менять на новые, так как при эксплуатации неизбежно происходит деформация (окисление, перекос, удлинение), что приводит к эффекту плавающей системы «балалайка.

Особенности, которыми обладает балалайка-контрабас

Из всего «семейства» балалаек контрабас — не только самый большой музыкальный инструмент, но и самый мощный по своему звучанию. Также у большой балалайки самый низкий тон. Фактически в оркестре он играет роль баса (не путать с басовой балалайкой).

контрабас балалайка

Как правило, большой музыкальный инструмент балалайка достигает в длину 1,6-1,7 м, а на шее шестнадцать, чаще всего семнадцать ладов. В остальном контрабас-балалайка ничем внешне не отличается от других инструментов своей группы.

Считается, что большая балалайка была создана по аналогии с домрой-контрабасом, поэтому эти инструменты даже имеют практически одинаковую музыкальную структуру.

Видео

Слушайте балалайку:

Михаил Рожков:

Евгений Блинов:

Алексей Архиповский:

Балалайка контрабас:

Осетинская балалайка:

Чеченская балалайка:

Балалайка Лезгинка:

Уход за инструментом

Хотя балалайка — неприхотливый и надежный инструмент, в любом случае есть признаки постоянной эксплуатации во время игры. Самым частым явлением считается загрязнение наконечника — области удара рукой по струнам. Для устранения этих следов необходимо использовать специальные составы по уходу за инструментами в виде моющих средств или полиролей.

При значительных загрязнениях можно использовать народные методы — водку или бытовой бензин «галоша». Балалайке необходимы «косметические процедуры», а различные ухаживающие составы помогают ей не только поддерживать красивый внешний вид, но и не терять яркости звука. Если инструмент не используется долгое время, ослабьте натяжение струн.

Уход за инструментом

Во избежание сбоя в работе ступенчатой ​​конструкции необходимо периодически смазывать и протягивать детали винта. Для хранения лучше всего использовать чехол или гофру. Нельзя хранить инструмент на плите, на подоконнике, на чердаке, в холле, на лоджии, в багажнике автомобиля или в гараже. Не размещайте рядом с нагревательными приборами.

Почему рвутся струны:

  1. Чаще, чем необходимо. На практике необходимо использовать веревки наиболее подходящего диаметра и материала.
  2. Низкое качество. В магазине нужно тщательно отбирать струны.
  3. Очень тонкий или заостренный держатель для струн. Следует использовать носитель нормальной толщины и отшлифовать срезы наждачной бумагой, чтобы не было острых краев.
  4. Если веревка при надевании и раскладывании мнется, на ней образуются перегибы. Устанавливать его нужно так, чтобы не появлялись перекосы и перегибы.
  5. Отверстие в колышках, куда вставляется веревка, имеет острые края. Придется отшлифовать его небольшим напильником и наждачной бумагой.

Сегодня балалайка находится в авангарде развития русской культуры. На нем можно сыграть любую композицию. От народных песен до классической музыки.

Игра на этом инструменте вызывает радость, твердо и глубоко погружаясь в душу. Простота использования и широкий ассортимент сделали балалайку уникальным и неповторимым инструментом национальности. В его истории были взлеты и падения, но он живет и для всех иностранцев считается олицетворением традиционной культуры России.

Как правильно играть

Играйте на балалайке пальцами: мы вас вряд ли удивим. Однако есть и другие тонкости. Если во время игры вы держите в руках полноразмерный инструмент, удержать солидную балалайку внушительных размеров как минимум проблематично.

Поэтому контрабас-балалайка раскладывается на полу с помощью специального приспособления — штиля. Такая подставка для угловой части корпуса инструмента нужна не только для удобства, но и для того, чтобы звук был более глубоким и мелодичным. Размещение большой балалайки на полу может испортить звук.

Правила игры на балалайке:

  1. Сольную партию музыкант исполняет стоя, оркестр — сидя.
  2. Во избежание резонансов не рекомендуется опираться на инструмент.
  3. принято нажимать на струны левой рукой и бить по ним правой.

От исполнителей из народа к народным артистам

Концертный инструмент на балалайке видел выходец из купеческой семьи Василий Андреев. Услышав, как дед соседа Антипа играет на трехструнном, он сам освоил звуковой инструмент и загорелся идеей сделать его популярным. Для этого он получал концертный звук из балалайки.

«Люди должны получать доступную музыку, национальная музыка и балалайка, домра, гусли — это именно эти исторические национальные инструменты».
Василий Андреев

В 1887 году с помощью мастера музыкальных инструментов Франца Пасербского Андреев по его рисункам создал первую хроматическую балалайку: вместо вязанных ладов музыкант снабдил ее грифом с врезанными металлическими ладами, как гитара, разделенными крестом. -клавиши в полутонах. Так балалайка стала хроматической вместо диатонической гаммы.

Особенности балалайки-контрабаса

У балалайки контрабаса самый мощный звук в диапазоне низких тонов. Выполняя в ансамбле функцию баса, он отличается размером 1,6 или 1,7 М. Характерно и количество ладов. В остальном приметы совпадают с другими представителями «семейства». Большая или гигантская балалайка создавалась для игры в составе музыкального коллектива.

Была использована аналогия с родственной домрой-контрабасом, которая также имеет аналогичную структуру. Разнообразие контрабаса немного отличается по дизайну от других представителей «семейства». То есть он оснащен шпилем, прикрепленным к корпусу в нижнем углу, что объясняется необходимостью установки на подставку.

Размеры и вес

Габаритные размеры контрабас-балалайки примерно следующие:

  • длина: 1600-1700 см;
  • ширина основания: 1060-1250 см;
  • размер рабочей части каната: 1100-1180 см;
  • длина корпуса: 790-820см.

Размеры концертных инструментов часто отличаются от стандартных — профессиональные музыканты делают их на заказ по высоте и конструкции.

Вес балалайки для контрабаса колеблется и составляет 10-30 кг (играет роль материал изготовления, габариты, прочие условия).

Как выглядит контрабасная балалайка?

История создания

Кто, когда изобрел балалайку, доподлинно не известно. Инструмент называют русским народным, корни создания уходят в далекое прошлое. Изначально орудие распространилось по деревням и деревням. Его интересовали исключительно люди, которые изучают историю, тянутся к корням, стараются сблизиться с людьми.

Следующая волна интереса к народному любимцу захлестнула в 19 веке. Благородный В. В. Андреев, страстно увлекавшийся балалайками, обладающий виртуозным мастерством игры, решил усовершенствовать свой любимый инструмент, чтобы он перестал быть объектом внимания музыкантов-любителей, стал профессионалом и занял достойное место в оркестре. Андреев экспериментировал с размерами и материалами изготовления. Изменение обоих параметров изменило звучание балалайки нового поколения.

Впоследствии Андреев создал ансамбль музыкантов, игравших на балалайках всех мастей. Выступления ансамбля балалаек пользовались огромным успехом, концерты проходили и за рубежом, вызывая настоящую радость у иностранцев.

Дело Андреева продолжил придворный мастер-дизайнер Франц Пассербский. Мужчина вплотную занялся дизайном целого семейства балалаек, улучшив дальность, звуковые характеристики и особенности конструкции. Мастер укоротил гриф, изменил размер звукового отверстия и особым образом расположил лады. Вскоре известные сегодня пять моделей (первая, вторая, альт, бас, контрабас) стали основой популярного оркестрового оркестра. Пасербский запатентовал линию балалайки и начал промышленное производство народного инструмента.

Вариации на балалайку
Слева направо: пикколо, прима, бас, контрабас

Сейчас балалайка-контрабас — постоянный участник оркестра народных музыкальных инструментов, способный воспроизводить многие звуки благодаря широким возможностям диапазона.

Соло балалайки в великорусском оркестре

Главной мечтой Андреева было «совместить фрак с балалайкой», то есть сделать балалайку фаворитом светской публики. Андреев открыл кабинеты в соляном городе Санкт-Петербурга, где под руководством Василия Андреева началась история Кружка любителей балалайки. 20 марта 1888 года в зале Городского кредитного общества состоялся первый концерт клуба: он исполнил «Если в саду или в саду», «Даму», «Камаринскую» и другие русские народные песни в аранжировке руководитель коллектива. Спектакль оказался даже успешнее, чем ожидали музыканты: публика долго аплодировала. После этого клуб совершил первые гастроли: Москва, Курск, Орел, Тула, Тверь.

«Нас обязательно удивит В.В. Андреев, который за такое короткое время обучил целый кружок из 8 человек и добился невероятных гармонизирующих эффектов на таком простом инструменте, как балалайка…»
Газета «Петербургский лист» от 21 марта 1888 г

Вскоре к кругу присоединились профессионалы: композитор Николай Фомин, ученик Анатолия Лядова и Николая Римского-Корсакова, привлек в коллектив музыкантов с консерваторской подготовкой. Так, в кругу в разное время играли Николай Осипов, Борис Трояновский, Александр Чагадаев.

Чтобы стать Великим Русским оркестром, понадобилось почти десять лет. В 1897 году в зале Дворянского собрания (ныне Петербургская филармония) состоялся первый из обновленного оркестра из 14 человек. Позже многие композиторы писали специально для коллектива, поэт Федор Сологуб посвящал стихи балалайке, а бас-царь Федор Шаляпин любил выступать под аккомпанемент балалаечников.

«Уважаемый Василий Васильевич! Своим добрым и горячим сердцем вы согрели осиротевшую балалайку. Благодаря вашей заботе, любви она стала прекрасной русской красавицей, покорившей своей красотой весь мир».
Федор Шаляпин

25-летний оркестр уже отпраздновал в Мариинском театре. Когда-то исключительно народный инструмент играл для искушенной публики, в том числе для коронованных людей: среди гостей концерта был сам Император Николай II. Впоследствии Андреев получил звание «солист Его Императорского Величества» и научил царскую семью игре на балалайке.

Русский балалаечный Страдивариус

Это почетное прозвище получил учитель музыки Семен Налимов. В усадьбе Василия Андреева служил краснодеревщик: он сделал «профессиональную» балалайку, придал их звучанию серебристый тембр и мелодию, подобрав правильную древесину и тонкость работы.

«Техника Семена Ивановича Налимова в изготовлении балалайки и домры была недостижимой, что благодаря отбору лучшего материала делает каждый инструмент, создающий идеал совершенства».
Из статьи «Балалайка Страдивари» исследователь и реставратор старинных русских народных инструментов Николай Привалов

Помимо балалаек, Андреев и Налимов усовершенствовали и другие популярные инструменты. Они открыли мастерскую в Марьино, где появились новые балалайки, домры и гусли, по образцу которых изготавливают инструменты и по сей день. Работы самого Налимова считаются настоящей редкостью, часть его инструментов хранится в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Звучание

У балалаек отличное и неповторимое звучание: звонкое, но в то же время мягкое (если говорить об этом ранее). На басовых балалайках используются приемы, аналогичные контрабасу, басу и другим басовым инструментам (щипание, «шлепок» и т.д.), А на «высоких» балалайках:

  • дребезжание;
  • тремоло;
  • защемлен;
  • двойной защемление;
  • вибрато;
  • фракции и др.

Уникальность балалайки заключается в том, что это идеальный аккомпанементный инструмент, но при этом он удобен для исполнения соло: верхние струны фиксируются большим пальцем левой руки, а остальные пальцы левой руки рука сыграет мелодию., в одиночку. Именно поэтому ансамбли балалайки так популярны и востребованы.

Возможны следующие варианты настройки:

  • академический (ла-ми-ми);
  • фолк (сол-ми-до);
  • кварта (ре-ла-ми).

Как играют на этом инструменте

При игре на балалайке ее держат в руке. В этом случае это невозможно из-за громоздких размеров. Поэтому придумали специальное приспособление — металлический шпиль, на котором установлен уголок корпуса. Это не только опора, но и положение, при котором звук становится объемным, приобретает протяженность.

Если инструмент стоит только на полу, такого эффекта нет. Звуки гигантской балалайки извлекаются специальной кожаной киркой. Его размеры 0,6 на 0,6 см. Иногда играют большим, указательным и средним пальцами для плавного звучания.

играть партии на огромном инструменте сложнее, чем на бас-балалайке. Помимо размера, проблемой являются толстые струны, которые необходимо нажимать на лады, чтобы добиться нежного звука. Игра подчиняется ряду принципов:

  • Исполнитель сидит или стоит. Первый случай соответствует оркестру, второй — сольным партиям.
  • Одежда или тело не соприкасаются с гигантским резонансным инструментом. Звук чище, громкость увеличена.

Артист нажимает на струны левой рукой, а правой ударяет по ним.

Как играют на этом громоздком музыкальном инструменте

Большинство видов балалайки во время игры держатся в руке. Но удержать такого гиганта, как балалайка-контрабас, не получится. Поэтому для игры на нем угол инструмента ставят на специальный железный шпиль. Это устройство не только служит подставкой, но и помогает растянуть звук и добавить громкости.

На этом инструменте часто играют плектром (гигантским, по сравнению с обычным кожаным медиатором — 0,6х0,6 см).

большой балалайка музыкальный инструмент
Однако в некоторых случаях для извлечения более мягких звуков из инструмента можно играть большим пальцем.

По сравнению с басовой балалайкой на ней играть намного сложнее. Не только из-за размера, но и из-за очень толстых веревок. Ведь чтобы получить желаемый звук, во время игры нужно хорошо нажимать на клавиши.

Оцените статью
Блог про культуры