Филимоновская игрушка лошадка: как выглядит роспись

Таинственный дед

У традиции есть свой центр: это село Филимоново Одоевского уезда Тульской губернии. Легенда об истории его возникновения появилась намного позже. В нем нет упоминания о доисторических курганах. Деревня названа в честь легендарного деда Филимона — по преданию, дед был не только мастером игрушек и гончаром, но и богомазом и .. беглецом!

Из остатков гончарной глины Филимон вырезал игрушки и случайно основал многовековой народный промысел. В то же время он дал название своей родной деревне. Сегодня история Филимоновской игрушки не менее популярна и известна, чем история Дымково или Каргополя — она ​​стала одним из ведущих региональных брендов и популярным туристическим сувениром!

Технология заготовки синики

Синица — это глина для игрушек Филимонова. Чтобы сделать фигурку, ее еще нужно подготовить. Во времена Киевской Руси это делали зимой. В земле были созданы круглые колодцы, оттуда добывали глину. Почему именно в это время? В морозы земля твердеет и не разрушается.

После снятия глины с осадка ее на пару дней прятали на холоде, затем заливали водой, периодически переворачивая и промокая шпателем. Потом вынули и положили стопкой на пол, а потом наступили на нее. Вытаптывание продолжалось до тех пор, пока не был сделан блин из глины. Затем посыпали его пеплом. Потом кладут в стог сена. В дальнейшем процедуру вытаптывания продолжали несколько раз с посыпанием золой.

Когда глина была готова к резке, ее разрезали на пластины, которые использовали как заготовки для игрушек. Чтобы синяя грудка не пересыхала, получившиеся оладьи накрыли тряпкой. Но эта технология использовалась и раньше. Сегодня он более автоматизирован и менее трудоемок. Кстати, на тульском производстве можно сразу купить изделия ручной работы.

Символизм филимоновской игрушки

Самое замечательное в игрушке Филимонова, можно сказать, ее сила: языческая древность. За все века он не утратил ни одного элемента, характерного для быта древних славян.

Каждый рисунок этого стихотворения — символ, отражающий крестьянские верования, глубокую связь между человеком и природой. В элементах росписи почти всегда присутствуют два основных мотива: символ солнца и так называемое «древо жизни» — мотив, напоминающий еловые ветки. Круглые линии, которыми украшена вся игрушка, олицетворяют добро и легкость.

Не только картина, но и сами фигуры со смыслом:

  • Дама — берегиня. Символ дома, тепла и любви. Олицетворение матери-природы. Это символ продолжения рода и всех живых существ.
  • Медведь — один из самых почитаемых символов у славян: это образ тотемного предка, учителя, силы, добра, олицетворение пробуждения природы. Медведица с медвежонком — защитница семьи, аналог берегинии. Считается, что медведица родила первую женщину, отсюда и почитание медведей как покровителей не только беременных женщин, но и женщин в целом.
  • Олень: тепло и плодородие, защита. Разветвленные рога символизировали Мировое Древо.
  • Лошадь — символ солнца, воды, плодородия, света, времени и героической силы.
  • Рыцарь на коне — это, с одной стороны, воин, защитник. С другой стороны, это изображение солнца и света.
  • Корова — это благополучие и спасение. Животных с рогами вообще почитали в древности: считалось, что они носят на рогах солнечный диск.
  • Волк — странно, любовь и доброта.
  • Петух — сильнейший оберег, свет и солнце, мечта о счастье. Олицетворение грядущего дня. Славяне верили, что петух — это вещая птица, которая своим криком отгоняет силы зла, разрушает чары. А вот сидящие друг напротив друга петухи означали плодородие.
  • Утка — женский символ, связанный с культом Великой Богини. Она покровительница всех женских профессий, защитница семьи.
  • Собака — верный друг и помощник.
  • Птица — свет и счастье, посредник между мирами.

Символика игрушек Филимонова

Все игрушки Филимонова можно разделить на четыре группы:

  • люди;
  • животные;
  • птицы;
  • композиции из нескольких фигур;

Но не стоит думать, что это «консервная» поделка. Со временем фактуры Филимонова стали наполняться как современными мотивами, так и индивидуальными композициями. Но все это было сделано гармонично, не нарушая многовековых традиций. Это касается всего: метода лепки и запекания и, конечно же, росписи.

Единственное, современная игрушка Филимоново стала ярче, наряднее и крупнее (до 20 см в высоту). Из маленького свистка он превратился в небольшую скульптуру.

Практически все игрушки Филимонова по сути представляют собой свисток (петухи и индюки не свистят). И это тоже символично! С помощью такого свистка наши предки отпугивали злых духов, свистели его на похоронах и даже клали в гроб с усопшим.

Слышно, как «поет» свисток Филимонова в умелых руках.

История появления игрушки

История появления Филимоновских игрушек берет свое начало в селе Филимоново Одоевского района Тульской области. По легенде, гончарные изделия здесь появились еще при Иване Грозном, когда гончар по имени Филимон нашел поблизости качественную голубую глину. Он подходил для изготовления гончарных изделий и превосходно подходил для рисования. Но раскопки показали, что изготовление глиняных изделий здесь велось еще в эпоху палеолита. В древних курганах найдены обломки глины со следами характерной краски.
Филимоновская глина отличается высокой жирностью и пластичностью. Его называют сине-голубым. При обжиге глина меняет свой первоначальный черно-синий цвет на белый или слегка розоватый. Свистки традиционно изготавливали женщины, а гончары-мужчины изготавливали керамику. Лепить игрушки начали поздней осенью, а всю зиму сушили на плите. К весне фигурки сгорели: из простого серого они стали ослепительно белыми. Затем их раскрасили в яркие цвета. Готовые свистки выглядели великолепно. Их традиционно продавали на пасхальных ярмарках. В селе Филимоново это был один из основных видов дохода.

Игрушка Филимонова была более популярна в 19 веке, когда появились акриловые краски. С их помощью мастерицы создавали великолепные картины, которые стали украшением их изделий.

В начале 20 века мастерство практически исчезло. Он начал возрождаться в 1960-х годах, когда руководство страны начало поддерживать народные промыслы.

Первое знакомство и занятия для детей

лучше всего заниматься народными промыслами с детьми более старшего дошкольного возраста (5-7 лет). На фоне современных дополнительных игрушек и игр художественные свистульки из расписной глины будут смотреться необычно и обязательно заинтересуют детей.

Занятия проходят в детском саду или дома поэтапно и в игровой форме.

  1. Взрослый рассказывает историю игрушки Филимонова в сказочной версии. Затем детям показывают разные нарисованные фигурки. Обратите внимание на цвета и силуэты. В конце урока детям будет интересно свистеть им.
  2. Следующий урок следует посвятить моделям Филимона. Взрослый обращает внимание на цвета, характер линий, рассказывает, что они символизируют. Затем детям предлагают раскрасить игрушку из бумаги. Картины можно распечатать в виде раскраски (для работы с карандашами) или нарисовать от руки контур свистка Филимонова и предложить ребенку нанести узоры красками.
  3. Следующие 2-3 урока посвящены изучению объемных форм, лепке и раскрашиванию красками. Если нет пластилина, можно попробовать организовать урок пластилином. Вместе со взрослым дети лепят петушка Филимонова, даму, лошадь.
  4. Наконец, проводится ярмарка или выставка ремесел. Приятно стилизовать старинное мероприятие: самоваром, рогаликами, стихами и танцами.

Этапы изготовления игрушки Филимонова - петушок

Технология изготовления

Каждая игрушка Филимонова изготовлена ​​из мягкой темно-зеленой глины. Сначала мастер рисует силуэт будущего изделия, затем лепит фигурку по нарисованному шаблону, сушит и обжигает в духовке (температура 980-1100 градусов), где она немного подсыхает и превращается в настоящую фигурку. Во время высыхания глина сохнет и приобретает светло-серый цвет, а после обжига становится полностью белой, что позволяет рисовать на ней что угодно.

По сравнению с другими глинами Филимоновская нежирная, а это значит, что вы можете создать любую форму и не обращать внимания на появляющиеся трещинки. Кстати, вы можете посмотреть видео, как нарисовать на свистке силуэт и узор поэтапно.

Особенности

Большинство игрушек Филимонова — традиционные свистульки в виде животных (петушок, лошадь, корова, медведь) и крестьян (мужчин и женщин). Простые формы напоминают старинные глиняные игрушки. Джентльмены с верхней частью бюста похожи на дам, только первые одеты в раскрашенные брюки и сапоги, а вторые — в узкую юбку-колокол. Головы фигур небольшие, лицо плоское, часто имеют головной убор, напоминающий фуражку.

Филимоновские игрушки - команда

Обращает на себя внимание неоднородный внешний вид игрушки. Узоры Филимонова простые, это в основном тонкие разноцветные полоски, солнышки, елочки. Они указывают на гармонию человека с природой. Каждая фигурка, мотив, даже цвет — это символ. Например, дама — хранительница домашнего очага, медведь — хозяин леса и тотемный предок. Корова символизирует благополучие, птица символизирует весну и посредника между людьми и небом.

Бытует мнение, что свистки предназначались для языческого обряда «танцевальные свистки». Однажды все жители вышли и свистнули в знак уважения к своим умершим родственникам. После этого можно было просить любви, благополучия, хорошей торговли — всего, чего душе угодно.

Филимонов нарисовал игрушки

Отличие от других промысловых игрушек

Игрушка Филимонова легко узнаваема. Буквально все отличает его от других видов поделок:

  • орнамент с языческими мотивами;
  • простые, даже несколько условные формы (похожи на петушка, лошадь);
  • удлиненность и тонкость фигуры;
  • отсутствие шеи у женщин и мужчин — тело плавно переходит в голову;
  • используя всего 3 основных цвета: красный, зеленый, желтый.

Черно-синяя глина, из которой сделаны фигурки, пластична, поэтому игрушки вытягиваются из нее, а не собираются на части. При лепке и сушке он сильно сжимается, что объясняет тонкие силуэты. Есть отличия в самой технологии изготовления. Местная «голубая» глина при обжиге приобретает равномерный светлый цвет, поэтому не белеет, а сразу начинает раскрашивать.

Лепка игрушки Филимонова

Игрушка Филимонова изготовлена ​​из черной глины. Хорошо тянется, что позволяет создавать монолитные формы. Внутри образуется полость, а с обратной стороны — пломба (свисток). Кроме того, в нужном месте вдавливается отверстие, чтобы при прохождении воздуха раздавался свист. Если образуются трещины, их можно легко разгладить влажной рукой. Готовые фигурки сохнут и становятся светло-серыми. Обжиг ведется в муфельной печи при температуре около 1000 градусов. После того, как игрушки побелеют и без грунтовки, их отправляют на покраску.

Роспись Филимоновские игрушки

Филимоновские узоры в картинках

Разноцветные полоски и кружки размещены не случайно, как может показаться на первый взгляд. Круги означают защиту от сил зла, новогодние елки — древо жизни, плодородия. Изображения солнца — это своего рода прошение об урожае, тепле, благополучии.

Филимоновские модели

Зигзаги с острием — засеянные поля, арки — небесные воды, дающие плодородие земле.

Цвет тоже имеет значение. Красный цвет символизирует силу духа, землю, огонь, красоту, желтый — воздух и солнце, зеленый — листву и жизнь.

Заготовки для игрушек Филимонова

Из чего сделаны лошадки?

Легенда останется легендой, но в ней есть доля правды: фигурки действительно были сделаны из остатков глиняной посуды. Синица — местная глина — до обжига имеет характерный черно-синий цвет, поэтому и получила свое название. Sinica отличается особой пластичностью и жирной консистенцией, идеально подходит для лепки и выпечки.

Есть сложная система его приготовления — ведь одна ошибка может что-то испортить!

  • Слои голубой породы лежали глубоко. Верхние слои почвы хрупкие, поэтому колодцы для сбора были вырыты на морозе. Иначе они рухнут!
  • Синице пришлось несколько дней полежать в темном и влажном месте.
  • Затем его погрузили в воду. Время от времени переворачиваясь.
  • Намоченную лазоревку кладут на пол и вымешивают. Прямо ногами. Это было что-то вроде деревенской вечеринки с танцами босиком на синем аккордеоне. Вытоптанный слой засыпали золой и удалили. Потом они повторились. Чем веселее танцев ради постановки, тем лучше цифры!
  • Подготовленную синюю рыбу разрезали на кусочки. Хранить, предохраняя от высыхания, иначе треснет!

Их современная окраска сформировалась в девятнадцатом веке, поэтому были изобретены химические анилиновые краски.

Поэтому картина такая невероятно яркая для древних! Цвета всего три: желтый (фоновые полосы), «малиновый» и «ярко-зеленый». Но анилиновые красители полупрозрачны и при нанесении дают настоящий многоцветный оттенок!

История филимоновского промысла


Олег Ланг. Гончары из села Филимоново (фрагмент). 1883. Частное собрание


Евгений Журов. Филимоновские мастерицы (фрагмент). 1996. Частное собрание


Сергей Оленников. Самовар и игрушка Филимонова (фрагмент). 2012. Частное собрание

Согласно легенде, деревня Филимоново получила свое название от гончара Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой глины, из которой можно было лепить различные орудия труда. Гончарное дело процветало в деревне несколько столетий: мужчины создавали керамику, кирпичи, камины.

Свистки были изготовлены из современного материала, который не подходил для больших предметов. Сначала все фигурки раздали детям, потом их стали продавать на ярмарках. Традиционно игрушки изготавливали только женщины. Учить девочек ремеслу начали с семи лет: бабушки передали секреты огня и рисования внукам. Все деньги, вырученные от продажи свистков, были переданы молодому мастеру.

К середине 19 века игрушки Филимонова стали популярны не только в Тульской губернии, но и в других регионах. Однако после революции ремесло стало увядать: в деревне осталось лишь несколько женщин, которые продолжали им заниматься. В 1960-х годах эти мастера обучали своему ремеслу различных историков искусства и коллекционеров. Затем юных художников обучали народным техникам, а в 80-е годы игрушечное искусство Филимонова было окончательно возрождено.

Яркая палитра и древние знаки

Картина имела свою последовательность и наносилась в несколько этапов: сначала желтый, затем красный сверху, наконец, зеленый. На ярко-белом фоне использовались тонкие линии, круги, точки и короткие линии.

Чем позже он будет нанесен, тем тоньше будет кисть. Орнаменты несли сложную символику. Круги и звезды — солярные символы, новогодние елки — это Древо жизни, треугольники — сельскохозяйственное плодородие, пашня.

Точки в треугольниках — это зерно. Зигзаги и арки — дождь, волны — райские воды. Главное, о чем думали крестьяне в эпоху рискованного земледелия!

Теперь вы знаете, как нарисовать лошадь или даму Филимонову! Можно взять карандаш и начать экспериментировать.

Учимся технике

Этот мастер-класс будет интересен не только детям, но и взрослым, интересующимся историей и народным творчеством. Освоить элементы росписи несложно. Для начала нужно понять, какими отличительными особенностями обладает именно эта картина.

Чтобы попрактиковаться в рисовании, нужно подготовить лист бумаги и красить желтую, зеленую и красную (гуашь или акварель).

Эти цвета были выбраны неспроста. Желтый символизирует солнце, зеленый — возрождение жизни и молодости, а красный — символ земли и огня. Можно предположить, что филимоновские мастера очень любили жизнь и наслаждались каждым днем. Поэтому игрушки были такими яркими.

Филимоновская роспись многоступенчатыми узорами для детей с узорами

Фуксия и бирюза — взаимодополняющие цвета. Часто можно увидеть женщин в малиновых свитерах или петушков с малиновыми гребешками и рыцарей в бирюзовых шляпах. Для рисования также потребуются кисти разной толщины, так как широкие полосы, как правило, чередуются с более тонкими.

Филимоновская роспись многоступенчатыми узорами для детей с узорами

Когда все будет готово, можно приступать к работе. Чтобы понять принцип покраски, нужно поэтапно выполнить следующие действия:

  1. Возьмите толстую кисть, окуните ее в желтую краску и нарисуйте на бумаге несколько широких полосок друг под другом на равном расстоянии;
  2. Тонкой кистью малиновой, красной или зеленой краской нарисуйте тонкие полосы по краям желтого (цвета можно чередовать);
  3. В центре желтой и белой полос нарисуйте полоски;
  4. Попробуйте создать другие модели, характерные для юбок мастера: «веточки», оттенки, косые линии, «солнышко».

Главная особенность этой картины в том, что желто-белые полосы являются основными, они задают фон для будущего изображения, поэтому должны быть достаточно широкими. Все остальные полосы разных цветов делаются тонкими и чередуются.

Кроме того, необходимо соблюдать толщину всех полосок и расстояние между ними, они не должны «скользить» или полностью перекрывать друг друга.

Также можно вырезать из бумаги игрушечную модель, чтобы ее было интереснее и понятнее рисовать, особенно детям. Эскизный рисунок традиционной игрушки из села Филимонов можно скачать и распечатать, перерисовать с монитора или использовать готовые раскраски.

Филимоновская роспись многоступенчатыми узорами для детей с узорами

Когда картина на бумаге хорошо получится и будет выглядеть как традиционная, можно приступать к росписи глиняной игрушки, например, лошади. По инструкции и картинкам ниже раскрасить игрушку не составит труда.

Пожалуй, самое сложное — нанести ровные полосы по всему объему. Для этого нужно крепко держать игрушку и следить за плавными движениями кисти.

Для покраски вам потребуются следующие материалы и инструменты:

  • игрушечный свисток в форме лошади;
  • акриловая или гуашевая краска желтого, малинового и сине-зеленого цветов;
  • кисти разного размера;
  • вода в банке;
  • тряпка для рук и рук.

Как раскрасить:

Широкой кистью делаем на туловище две-три желтые полосы на равном расстоянии (должны остаться белые полосы такой же ширины);

Подобные полоски делаем на ногах, а затем на шее;

От поперечной полосы на теле нарисуйте полосы вдоль хвоста;

Смените кисть на более тонкую и начните рисовать малиновые полосы рядом с желтыми с обеих сторон;

Раскрашиваем мордочку и ушки;

Зеленой краской делаем тонкие полоски посередине желтого и белого;

Даем готовой поделке высохнуть.

раскрашивать игрушку важно постепенно, сначала с одной стороны, потом с другой. При необходимости дайте время высохнуть, чтобы не прикасаться руками к свежим полоскам и не оставлять пятен.

Филимоновская роспись многоступенчатыми узорами для детей с узорами

Для детей мастер-класс не только разовьет мелкую моторику и цветовосприятие, но также познавательно и познавательно, так как дети узнают много нового о народных промыслах своих предков.

Особенности техники росписи

Грунтовать игрушку не пришлось, так как глина при обжиге давала однородный цвет.

Мастера использовали анилиновые краски ярких и выразительных цветов. Цвета не самые широкие: красный, желтый и зеленый. Но в то же время рисунок тремя цветами (больше / меньше оттенков) давал красочный и веселый образ.

Освоить технику изображения элементов живописи Филимонова можно с ранних лет — художник последовательно применяет цвета, никогда не смешивает их. Пока элемент одного цвета не высохнет, мастер не перейдет на другой.

Значение цветов:

  • желтый — солнце, сама жизнь и свет всей вселенной;
  • зеленый означает молодость, возрождение жизни;
  • красный — символизирует землю и огонь, сакральные для человека понятия.

Художники постарались изобразить игрушки так ярко и разнообразно, как будто они хотели рассказать им о счастье жизни, своеобразном отношении человека к жизненной судьбе в радости и благодарности миру.

Образцы, сюжеты, символизм

Чаще всего ремесленники изображали людей, животных, птиц и небольшие композиции.

свистулка
Виды расписных игрушек:

  • Люди. У дам и джентльменов всегда есть готовая история: у первых в руках дети или птицы, у мужчин — музыкальные инструменты (часто джентльмен появляется верхом). Деталей немного, голова сочленена с шеей, персонаж носит яркий головной убор.
  • Животные. В основном это крупный рогатый скот: бараны, коровы, лошади. Все животные с удлиненной, тонкошеей фигурой часто отличают животных друг от друга только формой рогов.
  • Птицы. Также в основном домашние: утка, петух, курица, павлин. У них длинные конические шеи и маленькие головы.
  • Композиции. Мастера изображали свидания, чаепитие, карусель. Чаще это были сцены из повседневной жизни, из простой жизни. Но были и знаковые композиции, например, Георгий со змеей.

Практически все игрушки — свистульки. Музыкального дара «лишены» только индейки и петухи.

Традиционные узоры и элементы росписи филимоновской игрушки

Элементам игрушечной росписи Филимона присущ символизм, в этом смысле она совпадает с другими народными промыслами России.

элементы-розписи
Орнаменты просты и незамысловаты, но мотивы глубоко символичны. Их корни, как вы понимаете, уходят в язычество — в искусстве язычество было с христианством особенно давно.

Картинки:

  • круги с лучами, кольцевые украшения с треугольниками — символы солнца, добра, радости, благополучия;
  • схематические веточки и елки у Филимонова (так еще можно называть картину) означают древо жизни, то есть древо жизни, соединяющее поколения и неутомимое развитие.

Птица означала счастье, хорошие новости, конь — богатство, дама отождествлялась с носительницей и хранительницей очага, рыцарь — защитником или земледельцем.

Животных традиционно раскрашивали яркими разноцветными полосами. В живописи преобладали солнца и растительный орнамент, произведения часто ассоциировались со стилем детей, но в этой наивности и простоте их очарование.
Филимонов на рыбалке в наше время

Типы фигур

Выделяют четыре основных типа:

  • Антропоморфные: люди, женщины, солдаты, медсестры, рыцари. Интерпретации могут варьироваться от профанных до глубоко символических, от повседневных комических зарисовок до древних богинь плодородия, ответственных за детей и урожай.
  • Зооморфы — сельские животные. Лошади, козы, бараны. А дикие — олени и медведи. Это могли быть как игровые предметы, так и амулеты. Но богов не было — с ними нельзя играть. Но их атрибуты или помощники могут служить.
  • Птицы: петушки, гуси и даже павлины. Символически птицы считались посредниками между мирами.
  • Многофигурные композиции уже не для игры, а для украшения интерьера. Говорят, они появились еще в ХХ веке. Сложные сюжеты с участием перечисленных персонажей. И не только это: на некоторых участках есть, например, дерево или телега.

У фигур длинные шеи и лаконичные, но выразительные лица и лица: точки и тире на ярком белом фоне. Похоже на современное искусство! Не зря фото необычных и узнаваемых наклеек есть в каждой брошюре Тульской области!

Ближе к людям!

Вроде бы десятикратно вырастите солдата или павлина — и будет арт-объект для международной выставки! Это искусство доступно на разных уровнях, от государственных художественных галерей до раскраски для детского сада. Кстати, получить их несложно.

Раскраски можно сохранить и распечатать с сайта фабрики. В сети большой выбор моделей и презентаций, как с вручную раскрашенными образцами фигур, так и с эскизами для свободного полета воображения.

Учтите, что для раскрашивания изображения практически идеально подходят обычные офисные фломастеры. Отличный подарок коллеге: антистрессовая раскраска в тренде уже больше года!

Есть возможность поучаствовать в реальном производстве: здесь проходят мастер-классы по лепке и росписи. Главное, будьте осторожны и раскрашивайте детали по одной с каждой стороны, придерживая руками только белый фон.

Иначе можно случайно смазать сухие полоски и нарядные солнышки. Акриловым краскам нужно время, чтобы высохнуть. Глина белая раздается по мастер-классу — то, что вы собрали, просто не успеет высохнуть.

Кавалер, барыня, медведь: виды игрушек

Все игрушки Филимонова были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда из разных фигур вырезали композиции, например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары.

Форма для игрушек выбрана простая, без мелких деталей. Женские фигурки назывались дамами, мужские — рыцарями или воинами, в зависимости от деталей костюма. У обоих был узкий короткий бюст с тонкой талией, которая переходила в объемные брюки или пышную юбку-колокол.

Голова конусовидной формы почти не отличалась по ширине от шеи и венчалась головным убором: шарфом или шапкой для женских персонажей, шапкой или цилиндром для мужчин. В руках дамы был ребенок или птичий свисток, господа: петух или гусь.

Из животных мастера Филимонова чаще всего изображали медведей, лошадей, коров и оленей. Они отличались характерной формой рогов или ушей, в остальном пропорции были практически одинаковыми — тонкое и удлиненное тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.

Метод формирования

Специфика игрушек Филимонова — их продолговатая форма и вытянутые симметрии. Эта форма была определена материалом, использованным для моделирования. Однако маслянистая глина, хорошо поддающаяся формованию, оседает после высыхания и сильно разрушается.

Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигуру и подтягивать, чтобы убрать неровности с трещинами. Из-за особенностей вещества появился имидж бренда игрушек Filimonov.

Этапы создания игрушки:

  1. Сначала был сформирован предварительный контур фигуры. Мастерицы спланировали, где будут голова, туловище и ноги. Если человек — то он стоял, животные — садился на четыре ноги или стоял, форма выравнивалась, излишки материала удалялись.
  2. Следующим шагом была работа над исправлением, сглаживанием и добавлением деталей. Темная обожженная глина приобрела бело-розовый цвет, что позволило в дальнейшем наносить различные цвета без грунтовки.
  3. На завершающем этапе приступили к росписи. Народные мастера работали с гусиными и куриными перьями, что позволило создавать тонкие ровные полосы. Краска под перьями идеально нанесена на глиняный кусок.

Техники филимоновских мастеров

Свистки были сделаны из мягкой нежирной глины — сине-голубой, названной в честь ее темно-синего цвета. Он сохранился зимой. Извлеченный материал хранили в течение нескольких дней во влажном и прохладном месте, затем женщины босиком месили его на деревянном полу. Готовую глину разрезали на пластины и хранили, накрыв влажной тканью.

Игрушка была вылеплена из цельного куска материала. Мелкие трещинки и неровности загладили влажной рукой, благодаря чему форма изделия стала вытянутой и гладкой. Готовые фигурки обжигались в специальной печи — топке. После обжига глина изменила цвет на розовато-белый.

До середины 19 века игрушки Филимонова не расписывались. Потом появились анилиновые красители — их разбавляли яичным белком или желтком, затем готовое изделие раскрашивали яркими узорами и сушили. Эта краска быстро потускнела, и к 1870 году мастера заменили яйцо ацетоном. С ним покрытие получилось более прочным.

Для раскрашивания игрушек Филимонова использовались всего три цвета: желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавалось символическое значение: считалось, что желтый олицетворял воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь. Краска наносилась куриным пером в строгой последовательности. Сначала «пожелтели» пустое пространство — из широких полос и кругов был создан фон. Та часть свиста, которой касались губы, не была окрашена. Желтой краской были нанесены женские юбки и фартуки, мужские брюки, шеи и бедра животных, крылья птиц.

Следующий этап росписи назывался «Малина». Красной или малиновой краской, начиная от центра, на желтом фоне рисовали тонкие полосы, кружочки, точки, елочки и другие простые орнаменты. В один цвет были выкрашены рубашки персонажей. После высыхания рисунка между красными мотивами наносились штрихи зеленого цвета: заключительный этап росписи получил название «ярко-зеленый». Лица игрушек не были детально проработаны: только рот обведен красным, а глаза-точки — зеленым.

Звуки музыки

Еще они музыкальны: многие фигурки имеют свой свисток и являются своеобразным музыкальным инструментом. А из нескольких фигурок Филимонова можно сделать целую. Или даже оркестр.

Музыкальная индустрия была женским бизнесом: дед-основатель, если таковой был, был надежно забыт. Мастерицы начали учиться с детства: игрушечных девочек называли «свистульками». Участие в семейном доходе для детей было важным шагом на пути к взрослой жизни.

Традиции изготовления игрушек требуют воображения. В противном случае рыбалка потеряла бы свою привлекательность и интерес. И он жив и радует людей на целое тысячелетие! Достаточно взглянуть на изображения игрушек Филимона и ощутить оптимизм многовекового сопротивления!

 

 

 

Оцените статью
Блог про культуры