- География и биография
- Отличительные особенности
- Аккордеон
- Устройство аккордеона
- Разновидности аккордеона
- Цифровой аккордеон
- Тульская гармонь
- Соло и в оркестре
- Устройство
- По всей России
- При народе в хороводе
- Тульская гармонь — Хромка
- «С песней легче воевать!»
- История
- Тульская гармонь – как изменилась в руках русских мастеров
- Виды гармоней
- Беларусь
- Чайка
- Чайка 2
- Шуйская гармонь
- Какими бывают гармошки?
География и биография
Первый Журавлев. Кантри-гуляка (аккордеонист Бобыля). 1870-80 гг
Германия, Австрия, Италия, Франция, Англия и, конечно же, Россия. Звуки извлекались под давлением воздуха из металлического язычка, вставленного в рамку в разных частях света. Имя единственного изобретателя самого механизма не сохранилось в истории музыки.
Но профессор истории и теории музыки Альфред Мирек утверждал, что современная губная гармошка появилась в Санкт-Петербурге. Это работа чешского инженера Франтишека Кирчника, который тогда жил в России. В 1783 году мастер представил свое произведение под чешским названием — губная гармошка. По-русски: гармошка или гармошка.
Полоски — металлические рамки с закрепленным металлическим язычком — издают звуки гармошки. Чем массивнее язык, тем ниже звук. Полосы крепятся парафином к рельсу, установленному на всей системе воздушных каналов. Воздух подается, когда игрок нажимает кнопки или клавиши и раздвигает мехи.
Отличительные особенности
По сравнению с баяном или гармошкой, у аккордеона есть несколько отличий:
- Гармонии могут иметь определенную тональность, например A, Do, D, F — это означает тональность мажорной гаммы (для некоторых аккордеонов — минорной гаммы), которую можно вытащить на аккордеоне.
- Как правило, на аккордеоне можно получить только звуки диатонической гаммы или с определенным количеством хроматических звуков, как в хромированном аккордеоне.
- Уменьшен диапазон звуков (количество октав).
- Маленький размер (размер).
Аккордеон
Аккордеон — инструмент, знакомый всем не только своим внешним видом, но и особым звуком, который может вызывать самые разные ассоциации и эмоции. Аккордеон пережил времена гонений и поклонений, это модернизированный вариант гармоники с хроматической гаммой. Его характерный, приятно живой звук напоминает звучание органа или даже всего оркестра, поскольку благодаря регистрам и изменению тембра аккордеон может имитировать звучание нескольких инструментов.
Первоначально аккордеон сопровождал народные фестивали, варьете, кабаре, мюзик-холлы, летние кафе, но со временем он стал частью современной популярной музыки и джаза, только чтобы выступить на сцене как сольный инструмент. А звучание аккордеона с симфоническим оркестром никого не оставит равнодушным.
Сочинения для аккордеона написаны такими композиторами-исполнителями, как Р. Гальяно, Дж. Тьерсен, П. Фроссини, А. Пьяццолла, К. Маньянте, А. Фоссен, П. Дейро, К. Нунцио и другими. На аккордеоне исполняются великие классические произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Н. Паганини, Л. В. Бетховена, И. Брамса, Ф. Листа и др
Устройство аккордеона
Как получить звук аккордеона? Струя воздуха, создаваемая движением меховой камеры, заставляет металлические язычки вибрировать. Мех позволяет контролировать и влиять на цвет штампа, использовать динамическую гибкость инструмента.
Аккордеон — клавишный духовой музыкальный инструмент, в конструкции которого можно выделить левую и правую части, соединенные между собой мехом.
На правой стороне аккордеона находится футляр и гриф с клавиатурой фортепианного типа. В ящике находятся правая дека, резонаторы, трубки и упоры. Правая дека имеет звуковые отверстия, которые полностью совпадают с отверстиями резонатора, на которые устанавливаются вокальные полосы. Клапаны предназначены для открытия звуковых отверстий. Регистры позволяют изменять тембр звука.
К правому ящику крепятся ремешки, благодаря которым гармошка держится на плечах плеера, а также решетка радиатора. Количество ладов на грифе зависит от размера инструмента.
Левая часть аккордеона также состоит из коробки, в которой находится левая дека, резонаторы, экшн и клавиатура для левой руки. На левой клавиатуре пять-шесть рядов кнопок: два ряда басов, остальные — готовые аккорды. В левом отделе — регистры и ремешок на левой руке для проверки меховой камеры.
Мех инструмента сделан из специального картона, который оклеивается тканью, а затем укрепляется кожаными и стальными накладками.
Разновидности аккордеона
Аккордеоны можно классифицировать по нескольким критериям.
По типу клавиатуры аккордеоны делятся на клавиатуры и кнопки. Клавиатура имеет форму фортепианной клавиатуры, кнопочная клавиатура имеет три, четыре или пять рядов кнопок, расположенных в хроматическом порядке.
Аккордеоны могут иметь разные типы систем аккомпанемента для левой руки: готовые и готовые — выбираемые. Готовая система аккомпанемента состоит из готовых басов и аккордов, а готовая к выбору система имеет две системы, одну готовую и одну выборочную, которые редактируются с помощью специального регистра.
Также существует несколько видов гармошек по размеру:
- Аккордеоны меньшего размера 1 / 8-1 / 4 предназначены для детей дошкольного возраста (3-5 лет). Это двух- или односекционные аккордеоны с 10-14 белыми клавишами справа и очень коротким рядом басов без регистров слева. Диапазон таких аккордеонов составляет чуть более двух октав. Такие инструменты встречаются редко и мало востребованы, что обусловлено именно возрастом музыканта.
- Средний аккордеон 1/2 или 2/4 предназначен для старших дошкольников и детей школьного возраста (5-9 лет). Это как раз тот возраст, когда детей отправляют учиться в музыкальные школы, поэтому данный вид аккордеона пользуется большим спросом на рынке, их достоинства: легкий вес, компактность, небольшая вылетность (2,5 октавы). Обычно это двухголосный аккордеон (хотя бывают и трехголосные), у которого справа 16 белых клавиш, 3 или 5 регистров (может вообще не быть), в левом разделе от 32 до 72 кнопок для бас и аккомпанемент, как правило, отсутствуют регистры в левом действии.
- Самый распространенный аккордеон ¾ намного легче полноразмерного, трехчастного аккордеона, имеет 20 белых клавиш справа, диапазон 2,5 октавы, слева 80 кнопок баса и аккомпанемента.
- Аккордеон 7/8 имеет диапазон трех октав и «добавляет» 2 белые клавиши к правой клавиатуре (всего 22) и имеет 96 басов. Он состоит из трех частей (с 5 регистрами) и четырех частей (с 11 регистрами).
- Полный аккордеон 4/4 имеет диапазон 3,5 октавы, предназначен для старшеклассников и взрослых, имеет 24 белых клавиши (есть увеличенные модели с 26 клавишами), обычно четыре голоса (11-12 регистров), редко, но трех- часть (5-6 регистров). Этот вид аккордеона используется как концертный инструмент.
Цифровой аккордеон
В настоящее время популярны цифровые аккордеоны, которые обычно не используются в обучении, но для концертной деятельности и других выступлений они имеют ряд неоспоримых преимуществ перед традиционным инструментом.
Давайте посмотрим на основные преимущества цифрового аккордеона.
- Цифровой аккордеон значительно легче и легче.
- Вы можете быстро и легко повысить или понизить высоту звука инструмента.
- Конфигурация не требуется.
- Этот прибор нечувствителен к перепадам температуры и влажности.
- В зависимости от выбранной системы вы можете переставить кнопки на правой клавиатуре.
- Есть выход на наушники и на внешние динамики.
- Громкость встроенных динамиков может конкурировать с громкостью обычного инструмента, но ее также можно регулировать.
- Существует порт USB, который позволяет подключаться к компьютеру, что означает обновление тембров, звуков и оркестровых комбинаций, запись на ПК, подключение MP3-файлов и многое другое.
- Позволяет регулировать нормальное давление меха и изменять динамику звука.
- Есть встроенный метроном.
Тульская гармонь
Александр Керзнер. Деревенские знания. 1969 г
Отечественное производство ревущего музыкального инструмента пришло из Тулы. Рядом с самоварами. Первые попытки создать простые ручные гармоники в 1820 году сделал оружейник Тимофей Воронцов — в подвале своей самоварной фабрики. Так появилась первая в России Фабрика гармоник Free-Ars.
Спустя десять лет его коллега Иван Сизов посетил нижегородскую ярмарку, откуда привез заморское чудо — пятиклапанный аккордеон. Сначала мастер скопировал образец, потом дело дошло до серийного производства.
Геннадий Чулков добавил к венской двухрядной губной гармошке красочный бас — по предложению известного аккордеониста и педагога Николая Белобородова. Вместе с отцом и пятью братьями в семейной мастерской Чулков разработал механизм, который при нажатии кнопок баса открывает не только басовые клапаны, но и аккордовый ряд. Изобретение было запатентовано и до сих пор используется на всех венских гармониках. Хроматический диапазон звуковой палитры был расширен за счет добавления полутонов к семи основным нотам.
В 1900 году русские аккордеоны завоевали Париж. На Международной торговой выставке награды удостоены двух и трехрядные губные гармошки братьев Тульских, братьев Киселевых. Именно тульские аккордеоны полюбились даже дома — за свое неповторимое камерное звучание. Не разочаровала и эстетическая сторона: слоновая кость, кожа, перламутр, замысловатый переплет с латунными вставками. Аккордеон в России стал настоящим произведением музыкального искусства.
Соло и в оркестре
Николай Богданов-Бельский. Сидят крестьяне и юный аккордеонист. 1945 самое позднее
Николай Белобородов первым организовал кружок любителей игры на хроматических гармониках, а в конце девятнадцатого века пришел в первый оркестр — первый гармонический оркестр в мире. Изобретение Белобородова, придавшее аккордеону совершенно иное звучание, позволило Петру Ильичу Чайковскому впервые представить аккордеон симфоническому оркестру.
Австриец Кальбе попросил Николая Белобородова продать патент на изобретение хроматического аккордеона, но музыкант отказался. Позднее именно баян с хроматической системой получил название баян.
Николай Белобородов посетил Ясную Поляну по приглашению Толстого. Лев Николаевич был настоящим поклонником игры на губной гармошке, а мастер не раз исполнял музыку по просьбам классика русской литературы.
Устройство
Посмотрите на аккордеон, и вы поймете, что, несмотря на широкое распространение, у него очень сложный «состав». И хотя все мы помним героев русских народных сказок, гуляющих по улицам с одним из первых баянов в руке, сочинять музыку было совсем не так просто, как звучит. Для этого нужно было быть в хорошей физической форме и иметь отличный музыкальный слух.
Что сразу бросается в глаза даже при беглом взгляде, так это большой мех, занимающий большую часть всего инструмента. Для создания красивой музыки на корпусе предусмотрены шейка, клавиши для мелодии и аккомпанемента, а также камеры ввода для баса, аккордов и самой мелодии.
Весь инструмент условно разделен на правую и левую половинки корпуса, чтобы игроку было удобнее держать в руках губную гармошку. Язычок, заслонка и вокальная планка обеспечивают хороший звуковой поток и громкую «песню» аккордеона.
По всей России
Борис Кустодиев. Аккордеонист. Деревенский карнавал. 1916 г
Саратов и Ливенская, Вятка и Вологда, Бологоевская, Тагильская и Шуйская, «Петроградка» и Ливенская. Это далеко не полный список видов русского аккордеона. Ремесленники изготавливали свои инструменты почти во всех провинциях.
Прототипом аккордеона стала губная гармошка елецких мастеров — «Елецкий рояль». Используются не кнопки, а клавиши. «Роял» никогда не собирали на фабриках, каждая из них изготавливалась мастером в единственном экземпляре. Звуки были построены путем сравнения их со звуком сэмпла аккордеона.
Еще в 21 веке в Елецком музее народных промыслов открылась мастерская по ремонту и производству фортепианных гармоник. Постановку восстановили внуки старых мастеров. А в 2014 году елецкий аккордеон 1923 года играл во всем мире — на церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи.
При народе в хороводе
Федот Сычков. Близко к окраине. Не позднее 1958 г
В России танцевали и плакали на аккордеоне. Танцы и песни, импровизации и мелодии. Русская песня и аккордеон: не лей воду. И сто лет назад, и сегодня. Ни один фольклорный фестиваль не обходится без аккордеона.
Нижний Новгород «Диапазон Потехинский», «Вятские-правские», Богородский «В России играют на аккордеонах», «Символы национальной культуры. Гусли и аккордеон» — в столице Гнесинка Всероссийское шоу «Играй на аккордеоне!». А в Архангельске при поддержке Министерства культуры проходит международный аккордеонный фестиваль «Smetana Meetings». Фестиваль исполнительских искусств собирает участников из России, Франции и Германии.
Тульская гармонь — Хромка
Во второй половине ХХ века тульские мастера усовершенствовали имеющиеся тогда типы гармоник. Изменения коснулись вокальных полос, в результате чего инструмент стал издавать тот же звук при сжатии и растяжении мехов. Несмотря на то, что аккордеон оставался диатоническим, наличие дополнительных хроматических звуков позволило расширить диапазон тонов. Основные клавиши, издающие мелодию, расположены на правой половине корпуса в два ряда. Тульский аккордеон стал двухрядным, почти хроматическим, вытеснив все остальные виды.
Современный Chromicharmon можно купить как порядковый — с тремя рядами кнопок слева и беспорядочным, в котором нет вспомогательного третьего ряда кнопок. Извлечение звуков происходит благодаря наличию музыкальных полосок с фиксированными металлическими язычками. Размер язычка определяет высоту звука. Воздух из сильфона подается на музыкальные ленты через систему исполнительных клапанов. Так рождается звук, и играют милые сердцу мелодии и мелодии.
«С песней легче воевать!»
Борис Крылов. Играйте на аккордеоне. 1929 г
Производство аккордеонов не прекращалось даже во время Великой Отечественной войны. Мастера Тулы решили, что в тяжелые годы для страны нет времени на музыку. Но армия буквально бомбила тульский завод письмами с просьбой: «Дайте мне аккордеоны и аккордеоны! Легче бороться с песней!» Таким образом аккордеон стал боевым другом и занял свое место в строю. Летом 1941 года для поднятия боевого духа солдат было отправлено около двенадцати тысяч аккордеонов, а осенью шестьдесят тысяч инструментов были отправлены на фронт.
«Гармония была подобна сотне дивизий / Этот ад и смерть победили!» — написал Александр Твардовский. На остановках аккордеон играл военные песни, поднимал настроение раненым в госпиталях. «Теркины-аккордеонисты и приколы были в каждом партизанском отряде. Свою ловкость они проявили в боях и саботажах, в игре на баяне, сказках и умелых шутках », — говорится в книге Александра Макушева« Говорит аккордеон».
История
Родиной аккордеона считается Германия. В 1820-х годах первый инструмент сконструировал берлинский мастер Фридрих Бушманн. Изобретенный им инструмент стал известен как «губная гармошка». Но есть версии, которые могли быть изобретены в Англии и даже в Санкт-Петербурге.
Предшественник губной гармошки — губная гармошка. Он имеет аналогичный способ производства звука.
В 30-40-х годах 19 века в России стали появляться первые гармоники. Их привозили состоятельные граждане из-за границы. В то же время в Тульской губернии началось кустарное производство русских мастеров.
Мастера Тулы считаются первыми и главными производителями гармоник. Они сделали легкий инструмент с рядом кнопок на правой и левой руке.
Это были однорядные модели, но через несколько лет появились двухрядные. Но у них был существенный недостаток в ограниченном сопровождении, поэтому гармонизация русских песен была искажена. Саратовские и ливонские модели и «гирлянды» стали более совершенными».
Тульская гармонь – как изменилась в руках русских мастеров
Одна из важнейших разновидностей рассматриваемого инструмента начинает свою историю в Туле. Примерно в середине XIX века немецкая губная гармошка прибыла в этот российский город, родину имбирных пряников и высококачественного оружия.
Тульские мастера тут же принялись за дело: всего за 20 лет им удалось усовершенствовать идею Бушмана и оснастить инструмент серией двухрядных кнопок и хроматической гаммой звуков. Эта заслуга принадлежит Чулкову, знаменитому создателю «музыкальных инструментов», и Белобородову, автору эскизов и схем будущего инструмента.
Таким образом, тульский аккордеон превратился в местное изделие ручной работы, получившее отзывы музыкантов со всего мира. По сей день изобретение родом из Тулы считается одним из самых дорогих и долговечных видов губной гармошки.
Виды гармоней
Беларусь
Большая популярность аккордеона среди населения, а также эпоха тотального дефицита в середине прошлого века стали началом зарождения ремесла музыкальных инструментов, некоторые из которых превратились в фабрики. Итак, с 1950-х годов начал выпускаться белорусский аккордеон, сегодня вы можете купить инструмент со специальной раскраской штампа и утечкой звука в нашем интернет-магазине. Этот вид аккордеона мы рекомендуем только взрослому музыканту. Объемные размеры и значительный вес могут подавлять ребенка.
Чайка
Чайка — инструмент в тональности соль мажор, ля мажор, до мажор. Звуковая линия меньше трех октав. Вокальные пластины изготовлены из алюминия, что делает инструмент легким. Шубы состоят из 17 боринов. Туловище украшено фольклорным орнаментом.
Чайка 2
Современный двухголосный аккордеон «Чайка 2» играет в тональности ля мажор, фа-диез минор, имеет приятное звучание при нажатии. Интервал — от малой октавы до трети октавы. Корпус изготовлен из фанеры твердых пород (обычно березовой), расписан и искусно украшен народным орнаментом.
Шуйская гармонь
Соблюдение традиций народных мастеров. Трехголосный инструмент поможет воссоздать всю красоту музыкального звука. Благодаря ручной обработке высококачественных алюминиевых пластин, из которых созданы вокальные пластины, достигается высокий класс и чистота звука. По желанию вы можете приобрести модель как с регистрацией, так и без нее. Традиционная палехская роспись, украшающая корпус, может быть дополнена инкрустациями за натуральными камнями. Этот аккордеон покорит сердца слушателей!
Мы не продаем в магазине подержанные аккордеоны или баяны. Купить новый аккордеон можно только от лучшей российской фабрики «Тульская гармошка». Цена на инструменты зависит от многих параметров. Есть определенная стоимость на серийную модель.
Если вы рассматриваете аккордеон этих моделей, обратите внимание на аккордеон «Тульская 301М» производства фабрики «Тульская гармошка»
Какими бывают гармошки?
А теперь поговорим о разновидностях национального инструмента. Интересен факт, что их очень много, что опять же заслуга народных умельцев.
Само изобретение русского аккордеона получило свое название в зависимости от района или города, в котором его усовершенствовали. Например, хроматический аккордеон, изобретенный около двух веков назад, делится на Тулу, Нижний Новгород, Вятку, Кириллова и другие. Ко второму подтипу относятся инструменты однорядные, высшего качества которых также производят в Туле.
Интересен тот факт, что определение «Тула» уже настолько прочно укоренилось в губной гармошке, что многие не называют его иначе. |
«Одна линия» состоит из семи кнопок и считается одной из самых простых в освоении.
В остальном каждая русская губная гармошка похожа на другие, поэтому непросвещенному человеку их сложно отличить. Но есть еще особый инструмент, который «выделяется» количеством «двойных рядов» и хроматических гармоник: это популярная «черепаха».
Они получили название «черепахи» за свои миниатюрные размеры и особо нежное звучание. Обычно они содержат от четырех до десяти клавиш и издают разные звуки при сжатии и растяжении «тела». Примечательно, что уже сегодня такие «мини-аккордеоны» можно найти в музеях народного творчества и увидеть, как тонко и аккуратно работали русские несколько веков назад.