- История возникновения и происхождение названия
- Развитие гончарного искусства на Руси
- Промышленный кризис и упадок народного творчества
- Гжельская роспись сегодня
- Виды и особенности гжели
- Ключевые направления
- Цвета и мотивы
- Цветовая гамма гжельской росписи
- Традиционная роспись
- Особенности гжельской росписи
- Лубочная гжель
- Надглазурная гжель
- Глухой кобальт
- Белый и костяной фарфор
- Тематика рисунка
- Цветная гжель
- Характерные черты росписи
- Основные цвета
- Элементы и узоры гжельской росписи
- Элементы гжельской росписи
- Что нужно для создания узоров на бумаге?
- Мотивы и элементы
- Техника росписи
- Приемы росписи гжели
- Как сделать трафарет для росписи под гжель?
- Развитие ремесла
- Гжель техника росписи
- Как сделать трафарет для росписи под гжель?
- Отличить от подделок
- Способ изготовления изделий
- Мастера гжели
- Цвета гжельской росписи
- Выделяют три дополнительные техники
- Техника теневых мазков
- Составление сообщения о технике
- Способ изготовления посуды промысла гжель
- Изделия
История возникновения и происхождение названия
Ремесло получило свое название от поселка «Гжель» в Подмосковье, известного месторождениями высококачественной глины, а также мастерами керамики. Спустя некоторое время здесь появился всемирно известный русский вид народных промыслов. Известно, что определенный вид бизнеса появляется именно там, где находится его материал.
Развитие гончарного искусства на Руси
Развитие гончарного дела на Руси в районе Гжели началось в 4 веке до нашей эры, а уже в 9 веке земля Гжель стала центром производства гончарных изделий на Руси. Именно там русские гончары изготавливали керамику для самого великого князя Ивана Калиты.
Благодаря появлению новых технологий и росту мастерства гончаров производство керамики увеличилось, и в начале 18 века начали производить фарфор и полуфаянс, окрашенные синей краской, которая впоследствии стала символ посуды.Гжель. Первоначально золотые тона, которые были модными в то время, также использовались в окрашенном фарфоре.
Промышленный кризис и упадок народного творчества
В конце XIX — начале XX века в России произошел промышленный кризис, который также сильно отразился на народном творчестве. Однако со второй половины прошлого века производство керамических изделий было возобновлено. Тогда же было организовано добровольное объединение мастеров, которое разработало новый дизайн росписи фарфора синей краской на белом фоне. В основе синей краски лежал кобальт, с помощью которого изделия не меняли свой насыщенный синий цвет на протяжении многих лет. Даже сегодня невозможно отличить изделия тех времен от изделий современников.
Подводя итоги, можно сказать, что и сейчас гжельские мастера чтят традиции росписи, и сегодня Гжель — главное декоративно-прикладное искусство в России, востребованное в других странах мира!
Гжельская роспись сегодня
Иначе нельзя назвать чудом то, что в конце 40-х годов ХХ века два подвижника Н. Бессарабов и А. Салтыков взяли за основу старые образцы и возродили приемы живописи, которые фактически считались утерянными. Тот же фарфор с кобальтовой подглазурной краской, узнаваемый и ассоциируемый в мире со словом гжель, защищал историю от двух человек.
А вслед за ними возродить ремесло устремилась плеяда выдающихся художников: Дунашова, Азарова, Окулова — имена, известные тем, кто работает в технике Гжели.
Поклонники живописи, душевно близкие каждому русскому человеку, сегодня довольны Гжельским фарфоровым заводом. Посуда, вазы, подсвечники, шкатулки, камины, люстры, чайники: это небольшая часть продукции, поставляемой фабрикой. Примечательно, что династии Гжели работают: старший из семьи познакомил младшую с картиной, и таким образом древнерусское искусство стало для человека линией жизни.
Гжель, происхождение которой восходит к XI-XIII векам, по праву считается национальным достоянием России. Голубое небо, белые церкви, золотые купола церквей (в современной Гжели часто используется позолота) — это визуальный культурный код, понятный русскому человеку. Трудно найти аналог тонкого «пятна с тенями» Гжели, морилка помогала раскрыть тонкие оттенки синего.
Следующие страницы истории русского мастерства не могут быть менее яркими: ручное творчество возрастает в цене, а возвращение к истокам становится личной ценностью.
Виды и особенности гжели
Гжель сегодня — это не просто посуда, покрытия для плит или украшения, а настоящая роскошь, которую могут себе позволить немногие. Однако спрос на такие изделия не уменьшается, и сегодня открываются и частные художественные мастерские, углубленно изучающие эту область, не претендуя на оригинальность. Вы можете пойти на тренинги и мастер-классы, чтобы узнать об основных орнаментах, используемых в поделках, и попрактиковаться в росписи тарелок, постепенно осваивая технику.
Ключевые направления
Ознакомившись с тем, где зародилось древнее мастерство, стоит углубить изучение его характеристик. В настоящее время существует три основных типа гжели, которые заменили себя в зависимости от используемого сырья и других обстоятельств. Этот список включает:
- Майолика с использованием нетрадиционных оттенков для последующей гжели.
- Semifaenza.
- Фарфор, который можно условно разделить на изделия, произведенные до и после 1940 года.
Все вышеперечисленные образцы гжельской росписи различались не только техникой и схемами нанесения, но и используемым материалом, а также составом основы художественной росписи. Первые два вида рыбной ловли были актуальны в период с 18 по 19 век, хотя внешне практически не были похожи друг на друга.
Из белоснежной глины была изготовлена майолика, готовые изделия которой окрашивали в желтый, зеленый, синий и графитовый цвета. Совершенно иная техника была, как и ключевые элементы полуфаянсовой гжельской росписи, где по большей части использован наивный стиль с присущими ему орнаментами, ягодами, листвой, птицами, домами, сюжетными изображениями.
Из сырья были изготовлены три основные группы товаров: дешевая посуда, дорогие вазы, часто используемые для домашнего декора, а также маленькие фигурки, сувениры и игрушки. Окрашивание майолики производилось жидкой глазурью с поэтапным прорисовкой темного контура основных элементов и их дальнейшим цветовым заполнением. Обжарка обеспечила долговечность не только посуды, но и ее покрытия, поэтому мастерам пришлось действовать очень осторожно из-за невозможности исправить ошибки.
Форма артефактов также постепенно изменилась. Под влиянием моды барокко он стал более претенциозным, только чтобы вернуться к первоначальному примитивизму, так как качество основного сырья было низким. Например, полуфаянсовые изделия на основе серой глины отличались простотой форм, более простыми элементами краски и более светлыми цветами (как правило, использовался только синий). Это объяснялось хрупкостью материала, а также его чрезмерной пористостью и крупностью по сравнению с белыми глинами.
Гжельский фарфор, выпускавшийся до 40-х годов прошлого века, также не имел особого сходства с более поздними образцами, в том числе с теми, которые встречаются сейчас. Для его изготовления использовалась тонкая замысловатая лепнина и сложнейшие элементы росписи, в основе которых лежали желтый, красный, зеленый, синий, коричневый, розовый и даже золотой цвет.
После 1940-х годов дорогой имперский фарфор с ручной лепкой, обжигом и росписью уступил место так называемой печатной продукции, хотя его производство также было ограничено в кратчайшие сроки из-за кризиса, охватившего Россию. Низкое качество сырья старались компенсировать полихромной краской. После войны было даже предложено возродить майолику, от которой отказались из-за сложности технологии. В итоге было решено делать толстостенные плиты, покрытые однотонной синей краской.
Цвета и мотивы
После 1940-х годов стали открываться мастерские, предназначенные для подготовки новых специалистов по рисованию в технике гжель. Авторами моделей стали известные художники Наталья Бессарабова и Александр Салтыков. Именно они стояли у истоков возрождения ремесла, разработав методическое пособие, раскрывающее секреты обработки тонкой и широкой кистью по фарфору. Рисунок в технике Гжель делится на три основных типа:
- Роспись кобальтовой эмалью с элементами золота или платины, используемая для украшения дорогих сервизов, считается одной из самых сложных.
- Белая краска на матовом кобальтовом фоне для зеркального эффекта. Готовые изделия более яркие, поэтому их изготовление требует особого подхода.
- Золотая или платиновая окантовка на тончайшем и драгоценнейшем костяном фарфоре с мелкими деталями из кобальта. Услуги, расписанные в этой технике, — настоящее чудо, выполнить которое под силу далеко не всем мастерам.
Техника основана на исключительно ручной работе с использованием всех оттенков кобальта (более 20 различных видов), помимо белого и других цветов, важных для майолики (желтый, зеленый, синий и вишневый узор на белом фоне). Если говорить об инструментах, то набор, необходимый для покраски, поражает своей простотой: стаканы для смешивания и разбавления красок, кисти с натуральной щетиной разной толщины, шпатели и баночка, в которой готовится оксид кобальта.
Для нанесения оригинального орнамента существует целый алфавит, в основе которого лежит мазок капли, чаще всего используемый для отображения листьев, ягод и лепестков цветов, и обратный штрих, который подразумевает переход от более темного тона и более насыщенного к более светлому. Самыми узнаваемыми моделями техники гжель являются:
- роза, сделанная крупными мазками;
- птица с широко расставленными крыльями.
Выбор мотива напрямую зависит от формы, так как он должен идеально «садиться» на основу. Именно он его возрождает, делая холодный фарфор объемным и живым.
Цветовая гамма гжельской росписи
Роспись Гжели изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно эта характеристика этого вида искусства затрудняет выполнение новичков даже в настоящее время. Не все художники смогут создать красивый дизайн, используя ограниченное количество цветов.
Основными красками, использованными мастерами в росписи Гжели, являются:
- белоснежный цвет (всегда используется как фоновый градиент, так как не выделяет контрастную краску, которой создается основной орнамент);
- все оттенки синего, самые популярные из которых — темно-синий и нежно-голубой;
- кобальтовый цвет (темный оттенок);
- цвет краски белый (применяется для зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне — наоборот, по сравнению с классической гжельской росписью);
- золото (современное нововведение художников, стремящихся расставить акценты в самостоятельно созданном образе с помощью благородного оттенка золота);
- платина (используется редко, также для акцентирования внимания наблюдателя на конкретных деталях орнамента).
Традиционная роспись
И все же бело-голубая гжель признана традиционной. Недаром ее прозвали «Синь России». Рисунок нанесен специальным составом краски на основе оксида кобальта мазком кисти.
Чайник с золотом
Окрашенное изделие окунают в белую эмаль и запекают в духовке при температуре около 1400 ° С. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает блестящий блеск и твердость, а рисунок предстает во всем великолепии, играя оттенками цвета от нежно-синего до темно-синего.
Сервис, гжель китайский завод
Иногда поверх уже приготовленной глазури на кобальтовый мотив наносится очень тонкий золотой или платиновый орнамент, и продукт снова запекается в духовке.
Особенности гжельской росписи
Живопись Гжели легко узнать среди других направлений. Его фирменный стиль — синие и голубые мотивы на ослепительно белом фоне.
Кобальт используется как краска для рисования. В процессе приготовления он приобретает свой характерный синий цвет.
В изображениях использованы геометрические пояса, цветочные мотивы и растительный орнамент. На крупных объектах можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигур людей и животных.
Ежик, корова и лошадь.
Рисунок на керамике нанесен вручную кистью. Это позволяет оксиду кобальта создавать изображения самых разных оттенков, от темно-синего до приглушенного.
Лубочная гжель
Этот вид гжельской росписи получил распространение в 18 веке появился, когда многие мастера стали проходить обучение на Гребенщиковском заводе в Москве. Вся посуда была расписана орнаментом зеленого, желтого, синего и пурпурно-коричневого цветов на белом фоне. Обычно они изображали образы в стиле модного тогда популярного принта. Часто в центре картины была птица, дом, позже — люди и животные. Теперь эта картина потеряна.
Кувшины, гжель дешевая
Надглазурная гжель
Самый красивый вид гжельской росписи, он же самый древний. Речь идет о росписи цветными красками, которые наносятся поверх глазури. Это особенно сложный и трудоемкий метод. Эти изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.
Блюдо
«Если в изделии присутствуют детали темно-синего цвета, то после варки отходов наносится кобальтовая подглазурная краска. После эмалирования и обжига при высокой температуре изделие окрашивается цветными красками и снова запекается в духовке, уже при более низкой температуре. Расписанное изделие декорируют золотом и снова отправляют в духовку для окончательной фиксации рисунка».
Чайная пара
Стоят такие гжельские тарелки довольно дорого, но и выглядят они «дворцовыми».
Глухой кобальт
Удивительный эффект при взгляде на гжельскую роспись. Это как бы «зеркальное отображение» обычного бело-голубого гжеля. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, а затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок бело-золотой краской.
Вазы кобальтовые
Белый и костяной фарфор
Гжельский фарфор высшего качества. Пётр I и Ломоносов тоже восхищались его откровенностью. Поэтому завод «Гжель» производит чисто белые блюда или наносит на них нежный золотистый узор. Это делает его еще белее.
Сервис «Пион»
Тематика рисунка
Темы изображения условно можно разделить:
- Животные — чаще всего петушок, птицы;
- Растения — травы, деревья, ветки, зерна, побеги или ягоды;
- Орнаменты: традиционные сети, усики, бусы, жемчуг, шашки;
- Состав сюжета самый разнообразный.
Цветная гжель
Мало кто знает, что изначально была характерна не синяя, а разноцветная гжель.
Древняя ваза
Эта роспись практиковалась в XVII-XVIII веках. Нежный мотив выделяется изяществом. В настоящее время этим видом гжельской росписи владеют единицы.
Характерные черты росписи
Бытует мнение, что искусство России не светлое и лаконичное. Вы тоже так думаете? Значит, вы ничего не знаете о Гжели. В наше время это не просто оригинальные орнаменты и рисунки, а полноценное стилистическое направление. Его используют как для изготовления керамических изделий, так и для украшения интерьера или одежды.
Отличительные особенности рыбалки:
- Поверхность эмалированная.
- Снежно-белый фон.
- Орнамент выполнен исключительно в голубых или голубых оттенках.
- Сложный цветочный узор в русском народном стиле.
- Только ручная работа.
Роспись, оформленная в кобальтово-голубых тонах на белоснежном фоне, — вот что отличает Гжель от других народных промыслов. А мастерство изготовления возводит изделия в разряд керамических шедевров.
Считается, что найти такой же орнамент или мотив невозможно, ведь каждый мастер добавляет изделию нотку индивидуальности.
Основные цвета
Ремесло — отличительная черта рыбной ловли. В каждый рисунок художник вкладывает частичку своей души. В росписи используется несколько основных оттенков:
- Белоснежка (для костяного фарфора).
- Цветная майолика.
- Безмолвный кобальт.
- Ярко-синий, от светло-голубого до темно-синего.
Особого внимания заслуживает процесс появления насыщенного оттенка гжели. В эксплуатации он однотонный, синий и кобальтовый проявляются только после варки при высоких температурах. |
Классический цвет Гжели — кобальтовый оттенок на белом фоне. Готовое изделие окунают в белоснежную глазурь, затем помещают в духовку (температура 1400 градусов). В результате покрытие становится прозрачным, а орнамент приобретает насыщенный цвет. Само изделие приобретает твердость и яркий блеск.
Покрытие может представлять собой золотые или платиновые декоративные элементы. Затем выстрел повторяется. В росписи Гжели существует несколько цветовых групп:
- Цвет пальто. Дополнен мотивом из золота или платины. Их используют для украшения праздничных блюд, сувениров. Процесс изготовления кропотливый и требует высокого мастерства художника.
- Непрозрачный фон кобальт. Необычайное сочетание изысканности и торжественности. Фон — темно-синяя глазурь. Для росписи берут белоснежную краску, которая придает орнаменту зеркальное отображение. В результате растения и животные меняют цвет с синего на белый, узор напоминает узоры снега, который мороз кладет на окна.
- Белый фарфор. Изделия белоснежного оттенка без дополнительных украшений. Некоторые изделия содержат тонкую полоску золота или платины. Допускается нанесение на поверхность мелких орнаментов и надписей цветной краской.
Элементы и узоры гжельской росписи
Тема рисунка — видение художником окружающего мира и результат многовекового творчества, впитавшего народные традиции. При оформлении изделий художники часто используют элементы иконописи, сюжеты из жизни и природных явлений.
Современная тематика гжельских моделей делится на четыре категории:
- Рисунок сюжета, включая пейзажи и времена года.
- Орнамент. Антенны, пешки, гребни, классика для рыбалки.
- Овощная модель.
- Животные. Чаще всего художники изображают птиц.
Элементы гжельской росписи
Люди в своих работах отражают фактуры окружающей действительности. Элементы росписи Гжели имеют ярко выраженную фактуру:
- Овощи. Классический стилизованный растительный образ с четко очерченными деталями.
2. Животные в основном представлены птицами.
3. Орнаментальный стиль. Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «антенны», «гребешки», «травинки» и др. обычно «пешки» кладут на край досок краской «Гжель
4. Тематические композиции. Типичные рисунки из жизни людей: ярмарки, зимние прогулки, крестьянские избы, церкви, современные темы.
Что нужно для создания узоров на бумаге?
При работе с детьми в подавляющем большинстве случаев для создания краски «Гжель» не используются традиционные инструменты из соображений безопасности (оксид кобальта, мастихины, реактивы и т.д.). Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.
Для комфортного рабочего процесса ребенок должен быть оснащен:
- толстые листы белой бумаги или картона. Тонкие страницы деформируются под воздействием воды и краски, что сильно испортит внешний вид всей работы;
- синие и белые краски. Не рекомендуется дарить ребенку больше цветов, чтобы лучше сформировать его представление о росписи Гжели. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;
- кисточки (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кисточек, которые отличаются друг от друга толщиной);
- палитра (юному художнику нужно будет смешать цвета, чтобы получить желаемый оттенок синего);
- емкость с водой;
- кусок ткани из натуральных материалов (при необходимости могут не только мыть руки, но и подкорректировать вновь нанесенное изображение на столешницу);
- трафареты (особенно актуально, если рисовать учат маленького ребенка, не обладающего художественными навыками).
Мотивы и элементы
Гжель (детскую роспись будет легче освоить, если у них уже есть базовые навыки изобразительного искусства), обладающая ярко выраженными мотивами и характерными элементами орнамента, сегодня используется для украшения декора жилых или торговых помещений, игрушек и даже предметов одежды.
Наиболее характерными чертами этого вида краски являются:
- все элементы орнамента, независимо от общей сложности рисунка, прорисовываются вручную (изредка с использованием лекал);
- строгое исполнение покраски на однотонных синих или белых обоях;
- орнамент рисуется исключительно в синем или белом цвете (в редких случаях допустимо использование золотого или платинового оттенка);
- наличие четких и резких цветовых переходов в дизайне гжельского орнамента;
- если в контексте орнамента подразумевается использование разных оттенков синего, их последовательность должна быть максимально последовательной, несмотря на резкость переходов;
- все элементы гжельской росписи, нанесенные на предмет, должны быть целостной композицией, выдержанной в теме (например, если чашка расписана цветами гжели, то каждый элемент ее декора должен визуально напоминать бутоны растений или их стебли).
Классические гжельские элементы:
- растения (деревья, травы, цветы);
- животные;
- птицы;
- орнамент (гжельские мотивы имеют линии);
- многокомпонентные изображения с текстурой.
Техника росписи
Гжель (детская картина должна создаваться по общепринятому алгоритму) на этапах ее создания подразумевает последовательное нанесение мазков кисти на рабочую поверхность так, чтобы интенсивность цвета постепенно менялась от более светлого к более темному (или наоборот.). Движения кистью следует производить от центра использованного листа бумаги к его краям.
Объясняя юным художникам технику создания узоров Гжель, рекомендуется обратить их внимание на:
- насыщенность и ширина линий, нарисованных кистью;
- положение стопки кистей на рабочей поверхности;
- количество краски на кисти.
Техника росписи гжели традиционно выглядит так:
- В палитре смешайте густые капли синего и белого цветов, а затем, как бы извлекая краску кистью, растушуйте полутона орнамента.
- Создайте контур, используя классические штрихи, включая рисование линий, перемещая кисть в направлении, перпендикулярном положению мягкой части рабочего инструмента.
- Детализируйте изображение «волновыми» мазками, предполагая попеременное сильное и слабое давление на кисть с последующим ее поворотом на 180 градусов у края рабочей поверхности.
- При необходимости заполните пробелы светлыми пятнами, которые следует нарисовать легким прикосновением кисти к поверхности используемого листа бумаги.
Приемы росписи гжели
Краска наносится сложными методами, ведь Гжель — это ручная роспись кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что использовалась раньше. Старые мастера писали рассказы «на месте». Придумывали рисунок в процессе рисования, обогащая его новыми составляющими. Теперь вся текстура обрабатывается заранее и затем наносится без существенных изменений. Основные приемы делятся на:
- направления нанесенных линий;
- положение кисти при рисовании;
- длина стопки используемого инструмента.
Базовая техника рисования состоит из нескольких техник:
- Ситчик. Кончиком длинного волоса кисти прорисовываются мелкие детали.
- Китайский мазок. Вы берете два оттенка на большой кисти и непрерывно прокрашиваете рисунок, пока насыщенность не уменьшится.
- Пятно тени. В этом случае синий цвет на кисти имеет более плотный оттенок, а белый образует узкую полосу. Картина Гжель в этом случае приобретает «тень».
Как сделать трафарет для росписи под гжель?
Сделать узор гжель можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества прекрасно смотрятся на самых разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета вам понадобятся:
- лист А4;
- роспись гуашью;
- кисти №1,2,3,6,8;
- шпатель, палитра;
- вода.
Например, рассмотрим роспись гжельской тарелки, изображение птицы:
- Смешайте краску на палитре мастихином.
- Щетка для окунания No. 8 в разбавленной гуаши, чтобы нанести больше краски с одной стороны.
- Опираясь мизинцем на простыню, сделайте серповидный мазок. Он представляет собой бюст.
- Каплевидной техникой и короткими штрихами прорисовываются бедра и начало крыльев.
- Волнистыми движениями сформируйте хвост.
- # 3 нарисуйте контур крыла темным оттенком.
- Кистью №1 нарисуйте мелкие детали.
- Эскиз переносится с бумаги на объект.
Развитие ремесла
Точно неизвестно, как возник этот промысел. Но история его развития обретает более ясные черты. Известно, что в XVI веке гжельские мастера привозили в Москву поставки посуды, а гончары — в Яузскую слободу. Мастера Гжели любили посещать местные ярмарки, где знакомились с гончарным и гончарным изделиями мастеров из других регионов страны.
Некоторые искусствоведы считают, что пик развития Гжели и зарождение ее особого направления можно связать с 70-80-ми годами XVIII века. Затем город стал центром русского производства майолики с высоким художественным содержанием. Но особенность кустарного промысла в том, что не только комбинат занимался популяризацией декоративно-прикладного искусства, многие мастера оттачивали гжельскую роспись в домашних мастерских.
Активно закупались кувшины, закваски и кумган у местных ремесленников. Блюда были приготовлены как с изображением пейзажей, так и с изображением людей. Мастера Гжели тоже любили готовить блюда на юмористическую тематику.
Перелом в истории Гжели наступил в 1800-х годах: братьям Куликовым из села Володино удалось найти массовую смесь белой майолики. И реакция на открытие была быстрой: через год-два (точной даты нет) здесь открылся фарфоровый завод. Классическим цветом майолики стал считаться синий: контурные изображения он заменил полихромной краской. И дело в элементарной практичности: синий цвет стал чаще появляться на изделиях мастеров, так как имел отличную связь с эмалью.
При обжиге других красок образовывалось больше отходов. О выборе доминирующего синего цвета можно было бы придумать легенду, но без этого прозаического исторического факта невозможно будет сказать, как появилась «та самая Гжель.
Несмотря на внушительную популярность и востребованность, Гжель как искусство может исчезнуть. Если в конце 18 века над картиной работали мастера 50 фабрик, то спустя столетие ремесло оказалось на грани исчезновения. Промышленный поворотный момент, сделавший ручную штамповку и покраску устаревшими. Из соображений экономической выгоды предприятия перешли на производство технического фарфора. Начали теряться секреты гжельской техники.
И первая половина ХХ века с разрухой, войнами, голодом, репрессиями никак не помогла восстановлению древней профессии. Для Гжели история рыболовства могла бы так закончиться, но в середине прошлого века случилось чудо.
Гжель техника росписи
Вся процедура разбита на отдельные этапы. Этапы росписи гжели: нанесение мазков кисти один за другим, чтобы переход цвета четко менял полутона от светлого к темному. Движение выполняется от центра к краю. Возможно обратное уменьшение цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы можно перемежать постепенным штрихованием. Играют роль следующие нюансы:
- густота и ширина мазка;
- направление движения шеста;
- толщина краски на инструменте художника.
Основные этапы освоения техники:
- Голубые и белые капли деликатно сочетаются для создания оттенков. Растушеванные полутона с плавными движениями.
- Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка — это перемещение кисти перпендикулярно ворсу.
- Вы можете научиться технике рисования волны. Распределите усилие поочередно, нажимая от основания до конца инструмента и поворачивая его на 180°.
- Капли рисуются путем быстрого удаления кисти с поверхности изображения, после нажатия на основу и размещения точки.
Как сделать трафарет для росписи под гжель?
Сделать узор гжель можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества прекрасно смотрятся на самых разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета вам понадобятся:
- лист А4;
- роспись гуашью;
- кисти №1,2,3,6,8;
- шпатель, палитра;
- вода.
Например, рассмотрим роспись гжельской тарелки, изображение птицы:
- Смешайте краску на палитре мастихином.
- Щетка для окунания No. 8 в разбавленной гуаши, чтобы нанести больше краски с одной стороны.
- Опираясь мизинцем на простыню, сделайте серповидный мазок. Он представляет собой бюст.
- Каплевидной техникой и короткими штрихами прорисовываются бедра и начало крыльев.
- Волнистыми движениями сформируйте хвост.
- # 3 нарисуйте контур крыла темным оттенком.
- Кистью №1 нарисуйте мелкие детали.
- Эскиз переносится с бумаги на объект.
Отличить от подделок
В первую очередь нужно обратить внимание на метки, которые всегда наносятся под эмалью, а значит, ее нельзя стереть.
Подпись и печать
На нем указывается логотип компании производителя или имя мастера, если работа оригинальная.
С годами бренд менял свой внешний вид. На экспорт шла продукция с английской печатью.
В советский период
И, конечно, даже неопытным глазом можно заметить разницу в рисовании: настоящий художник всегда прописывает детали, применяет множество техник, а несколько синих мазков случайным образом наносятся на поддельные изделия.
Способ изготовления изделий
Гжельская рыбалка требует от мастера полета фантазии и смекалки. Для изготовления посуды обычно берут фарфор или фаянс. Первые более хрупкие и тонкие.
Процесс создания шедевра состоит из нескольких этапов:
- Формирование произведения.
- Подготовка к розыгрышу и первой стрельбе.
- Контроль и проверка брака.
- Картина.
- Начать сначала.
Белый цвет создан по эскизам художника. Он изготовлен на гончарном круге с помощью специальных плоскогубцев. После того, как глиняный «слиток» сформирован, нельзя заливать жидкую фарфоровую массу, которая постепенно застывает. Поскольку глина хорошо впитывает влагу, процесс не занимает много времени. |
Все детали изделия созданы в разной форме, поэтому от мастера требуется аккуратность и внимательность.
Далее следует подготовка к нанесению модели. Изделие отполировано, поэтому орнамент получился плоским. Затем промываются стыки разных деталей, неровности сглаживаются поролоновым валиком. Следующий этап — приготовление в духовке. Процесс занимает восемь часов.
Контроль качества и проверка дефектов обязательны. Раствор Фуксина применяется для выявления дефектов. Он накапливается в неровностях продукта и приобретает интенсивный красный цвет. Это также помогает обнаружить швы низкого качества.
Для устранения недостатков используйте валик или нанесите шлифовку. Если дефект не удается исправить, продукт выбрасывают и переплавляют.
Затем начинается один из важнейших этапов: покраска. У каждого мастера своя неповторимая техника рисования. Несущие части обработаны парафином. Для этого статуэтку окунают в теплый раствор. Затем продукт снова окунают в глазурь и отправляют на повторную варку. На это уходит около восемнадцати часов.
Вернуться к оглавлению
Мастера гжели
Коллекционеры со всего мира хорошо знакомы с техникой, творчеством, фамилиями и биографиями выдающихся древних и современных мастеров гжельского фарфора. Самые известные — Розанов, Царегородцева, Окулова. Музеи стремятся выставлять работы Азаровой, Денисова. В музеях Санкт-Петербурга и Москвы экспонируются произведения Бессарабовой. Бесчисленные произведения разбросаны по частным коллекциям. У каждого мастера свой неповторимый бренд.
Цвета гжельской росписи
Традиционный дизайн — ярко-синий кобальт на белом корпусе, изделия получаются с использованием особого состава. Его особенность в том, что окрашенный предмет окунается в белую глазурь, а затем запекается. После обжига глазурь становится прозрачной. В результате получился изысканный нежно-голубой орнамент. Само изделие приобретает твердость, оригинальный глянцевый блеск. Иногда эмаль украшают золотом или платиной, затем ее снова обжигают.
Выделяют три дополнительные техники
На майолику нанесена надглазурная краска, окрашенная в разные цвета. Комплектуется золотом, декором из кобальта, платиной. Они расписывают чайные сервизы, сервизы, сувениры и другие изделия. Пример — Городецкая роспись.
Картина противоположная: фон — синий кобальт, а картина покрыта белой эмалью, покрытой глазурью. На ярко-синем фоне белоснежные растения, животное или пейзаж.
Цвет костяного фарфора совершенно без узоров, иногда написан золотом или платиной, небольшие изображения. Допускаются оттенки: синяя или цветная эмаль.
Техника теневых мазков
Настоящий фарфор в Гжели всегда расписывается вручную, художники быстро делают и принты, которые в первую очередь имеют базовый тон. После обжига внешний вид готового изделия наполняется более чем двадцатью оттенками и полутонами.
Пятно с тенями создается кистью, на одной стороне которой собирается краска. При выполнении приема кисть совершает круговые движения. Начало рисунка — появится густой насыщенный цвет, постепенно он будет казаться светлее, а кончик окажется нежного бледно-голубого оттенка.
Составление сообщения о технике
Гжельская роспись — очень интересный предмет, который обязательно запомнится ценителям народного творчества и любителям домашнего уюта, поскольку подавляющее большинство изделий предназначено для использования в быту и в оформлении интерьеров. Но если ребенку предстоит написать отчет по поделке, необходимо адаптировать рассказ для школьной аудитории, дополнив наглядными рисунками, фотографиями или даже оригинальными образцами. Текст лучше всего составлять по следующей схеме:
- Введение, состоящее из нескольких предложений. Следует кратко описать технологию и ее роль в национальной экономике.
- Основной текст условно разделен на несколько частей. Во-первых, можно рассказать о том, где зародилась ремесла, а также указать его основные достопримечательности. В следующей части обязательно нужно рассказать историю развития ремесла и дать его описание, подкрепив предоставленную информацию интересными фактами.
- Заключение должно быть кратким, как введение, после чего можно приложить дополнения, использованные в отчете (иллюстрации, фотографии и т.д.).
Рекомендуется показывать картинки (это может быть не только картина и всевозможные ее образцы, но и фото села, где добывали сырье, а также крупнейших фабрик по производству Гжели) во время отношений, делая его более понятным и увлекательным.
Способ изготовления посуды промысла гжель
Весь процесс можно разделить на пять этапов.
Создается зазор — специальными щипцами на гончарном круге создается форма. Фарфоровая масса выливается в форму. Там вылетает. Каждый элемент тарелки (ручки для кувшина или вазы с конфетами, мотивы для подсвечника или масленки) переливается в разные формы.
Приготовление и первое приготовление: объект вручную шлифуется для равномерного нанесения рисунка, затем готовится, при этом посуда находится на 8 часов.
Контроль и первая браковка: изделие окунается в фуксин, краснеет, обнаруживаются все дефекты или трещины. Если брак не может быть исправлен, его отправляют на расторжение.
Живопись — каждый мастер владеет своей неповторимой техникой и в конце делает подпись работы. Затем он вручную окунает готовые блюда в парафиновую ванну, а затем в глазурь.
Второе приготовление — после обмакивания в горячую глазурь блюда готовятся 18 часов.
После всех этапов современная посуда принимает готовую форму.
Изделия
Помимо посуды, они изготавливали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные фигурки на темы русского быта. Сияющие белые кони, рыцари, птицы, куклы, миниатюрные тарелки были расписаны в сиреневом, желтом, синем и коричневом цветах в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивы этой картины — декоративные цветы, листья, травы.
Синьская китовая рыба России
После 1802 года, когда у села Минино была обнаружена светло-серая глина, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого получали много ферментов, кувшинов и кумгана. Со второй половины 20-х годов 19 века многие изделия красили только синей краской. Полуфаянс отличался грубой текстурой и невысокой прочностью.