Самый большой колокол в России: процесс создания

Царская родословная

«Прадед» 1599 — 1649 гг.

  • Литейное производство: Андрей Чохов (также изготовил Царь-пушку)
  • Вес: 33,6 т
  • Он располагался на Ивановской площади Кремля. Он упал и раскололся в огне.

«Дедушка» 1651 — 1654 гг.

  • Литейщики: Данила Матвеев и Емельян Данилов
  • Вес: 128 т
  • Мастера использовали старинную медь. Раздавлен сильным ударом раструбным языком.

«Отец» 1655 — 1701 гг.

  • Литейный: Александр Григорьев
  • Вес: 160 т
  • В 1661 году она упала с колокольни, но осталась нетронутой, ее вернули на место. Разрушен в огне.

Описание Царь-Колокола

Колокол имеет высоту 6,14 метра и диаметр 6,6 метра. Царский колокол весит около 202 тонны.

Над созданием чеканного орнаментального орнамента работали лучшие петербургские мастера-резчики. На колоколе можно увидеть религиозные мотивы: изображения Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, апостола Петра, пророчицы Анны. Изображенные здесь святые — небесные покровители Анны Иоанновны, ее отца и дяди. Туристы также могут увидеть портреты королевских особ: императрицы, заказавшей строительство колокола, царя Алексея Михайловича. На колоколе также есть надписи, раскрывающие исторические данные о его постройке и судьбе. После поднятия колокола из ямы на его вершине появилась сила с золотым крестом.

Особенности посещения и стоимость

Чтобы увидеть достопримечательность, нужно купить билет на территорию Московского Кремля. Приобрести его можно в кассах музеев Кремля, расположенных в Александровском саду, в кассах касс, на официальном сайте музеев Кремля.

Стоимость билетов на знакомство с архитектурным ансамблем Соборной площади Кремля:

  • полная — 700 руб.
  • льготный (для студентов и пенсионеров дневной формы обучения) — 500 руб.

За доплату 300 руб есть возможность арендовать аудиогид.

Детям до 16 лет вход на территорию бесплатный.

Перед посещением рекомендуем ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте музеев Московского Кремля.

График работы архитектурного комплекса:

  • в период с 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 17:00
  • в период с 1 октября по 14 мая с 9:30 до 16:30.

История создания Царь-колокола

Царь-колокол создавался как символ величия и уникальности России и должен был поражать своими размерами, красотой и голосом. Но эти благие намерения не были полностью реализованы, и Москва так и не услышала голоса королевского великана. Но сначала о главном.

Несколько раз предпринимались попытки бросить колокол невиданных размеров. Но все они из-за огромного веса упали и разбились. В 1654 году при царе Алексее Михайловиче, предшественнике Царь-колокола, был запущен Царский колокол весом более 30 тонн. Во время пожара в Кремле 1700 года этот колокол упал и раскололся. Рядом с колокольней Ивана Великого на протяжении тридцати лет сохранялись огромные фрагменты колокола.

В 1730 году императрица Анна Иоанновна заказала реставрацию царского колокола, значительно увеличив его вес и размер. Автор проекта «Царь-колокол» — французский архитектор Жермен.

Другой гигантский колокол предназначался для Успенской колокольни, примыкающей к колокольне Ивана Великого. Сверхтяжелые колокола в те времена отливали прямо у шпилей. Поэтому рядом с Успенской колокольней на Ивановской площади Кремля были построены литейные печи, а рядом с ними вырыта большая яма глубиной около 10 метров и такой же ширины.

Подготовительные работы шли с января 1733 года по ноябрь 1734 года, но первая отливка оказалась неудачной: в печах произошла авария и начался серьезный пожар. Знаменитый литейщик Иван Моторин, отвечавший за плавку колокола, скончался вскоре после пожара, и его место занял его сын Михаил.

Два года спустя, 25 ноября 1735 года, колокол был переделан с увеличением веса на 2000 фунтов (32 тонны), на этот раз с успехом. Начало чеканной работы, которую выполняли мастера из Санкт-Петербурга.

Стоит отметить, что дата изготовления колокола (1733 г.) и его вес (10 000 пудов или 160 тонн), нанесенный на колокол, не соответствуют действительности, поскольку надписи на отливке были сделаны заранее, а работа выполнена не удалось с первого раза.

Царский колокол был почти готов, когда в мае 1737 года в Москве начался исторический Троицкий пожар. Доски под колоколом загорелись, и колокол начали заливать водой, опасаясь таяния. Бронзовый гигант сломался из-за перепада температуры, и от него отделилась часть весом 11,5 тонн.

Идея сооружения памятника

История создания памятника неоднозначна, как может показаться:

  • Экземпляр, который сейчас находится в Москве, не первый и не единственный в своем роде. Был и его предшественник, выпущенный в 1600 году. Вес изделия достигал 40 тонн, с этого началась история возникновения памятника архитектуры.
  • В середине 17 века этот экземпляр рухнул и сразу было решено отлить новую модель, отличавшуюся большими размерами. Вес этой модели составлял 130 тонн, но просуществовал он недолго (до Рождества 1654 г.).
  • Было решено не останавливаться на достигнутом, а создать еще более мощный экземпляр в 30 тонн. Заказ выполнил профессиональный А. Григорьев, но в 1701 году этот колокол сгорел во время крупного пожара.Царский колокол. Рассказ короткий для детей 2-4 классов. Где это, описание
  • Через 30 лет они осмелились осуществить следующий проект. На работу ушло около 4 лет, но ни разу не использовался по назначению.
  • Царский колокол (рассказ кратко описывает, что колокол был создан по заказу российской императрицы в память о ее царствовании) Анна Иоанновна решила возродить. Указ был подписан в 1730 году.

Десятиметровая яма

  • Императрица приказала отлить Григорьевский колокол заново. Но теперь он должен был весить более 200 тонн, 600 колоколов были привезены с Пушечного двора для литья в Кремль. Литейщики, отец и сын Моторины, приступили к работе. Через год умер старший, Иван Федорович, и проект завершил Михаил Иванович.
  • на подготовку к реализации плана ушло 2 года. Для гигантского колокола собирались возвести отдельную колокольню.
  • 10 м — глубина вырытой ямы на Ивановской площади Кремля. Его стены были укреплены кирпичом. Дно было устлано дубовыми шестами, а сверху поставлена ​​железная решетка. На него установили кожух — кристаллизатор для отливки великана.
  • вокруг котла установлены 4 литейные печи. В каждом было по 50 тонн металла. Расплавленная лава попадала в литейный бассейн через кирпичные желоба.
  • при создании гиганта было задействовано 400 человек.
  • 1 тысяча рублей — награда Михаила Моторина за работу. Это скромно: за метание более простых колоколов для Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой лавры он получил по 6 тысяч рублей.

Размеры

  • 6,6 м в диаметре
  • 6,2 м в высоту
  • 203 тонны веса
  • Урон — 11,5 т

Состав

  • 84,51% меди
  • 13,21% олово
  • 1,25% серы
  • 0,036% золота (72 кг)
  • 0,26% серебра (525 кг)

Лента времени

  • 1730. 26 июля Подписан указ о создании Царского колокола.
  • 1735 г. Первые попытки наполнить форму металлом окончились неудачей: потеря меди и пожар. 25 ноября прозвенел колокол. Плавка длилась 36 часов, после чего медь была вылита в форму колокола. Процесс длился 46 минут, каждую минуту в обсадную колонну подавалось до 5 тонн металла.
  • 1737. 29 мая — Троицкий пожар в Москве. Желая потушить бревна над ямой, где стоял колокол, люди облили его водой. Металл сломался: разбился кусок весом 11,5 тонны. По другой версии, причиной поломки стала ошибка конструкции.
  • 1792, 1821. Неудачные попытки поднять колокол с земли.
  • 101 год и 7 месяцев Царь-колокол пролежал в яме, ни разу не позвонив. Там организовали спуск и увезли любопытных. Но это не сравнится со славой, которую величественный объект приобрел после того, как его подняли на поверхность.
  • в 1836 году из ямы было извлечено 1836,42 минуты и 33 секунды. Курировал процесс Огюст Монферран, автор проекта Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. На катках использовали веревки, платформу из бревен и коньки. 4 августа на постаменте был установлен Царь-колокол.

На своём месте

Наконец, в 1836 году было решено вынуть Царь-колокол из ямы и установить его на специальный постамент в Кремле. Эта задача была возложена на французского архитектора Огюста Монферрана, который возвел Александровскую колонну в Санкт-Петербурге и перестроил Исаакиевский собор.

17 августа 1836 года завершилась сложнейшая операция по поднятию Царского колокола. Гиганта установили на пьедестал по проекту Монферрана.

С этого момента ни разу не прозвонивший колокол стал одним из главных русских памятников, который знает весь мир.

Как был отлит колокол

Чтобы бросить действительно огромный колокол, простой формы не получится, нужно оригинальное решение. И такое гениальное, но в то же время простое решение пришло к мастеру кастинга Ивану Моторину. Литейную форму решено было выкопать прямо на Ивановской площади в заранее подготовленную форму. Яма была глубиной 10 метров. Затем с помощью вставок из кирпича и дуба укрепили стены формы. На дне ямы на массивных дубовых шестах установили решетку, которая впоследствии стала основанием колокола. В 1734 году, 26 ноября, все было готово к плавке колокола. После службы в Успенском соборе были затоплены четыре печи по производству стали. Но что-то пошло не так, вышли из строя две печи, и из них начала течь светящаяся медь. В результате вспыхнул сильный пожар. А через короткое время Моторин Иван скончался. Не забудьте прочитать информативную статью Храм Василия Блаженного.

фото колокольчик на снегу
фото колокольчик на снегуфото колокол в ночи
фото колокол в ночи

Но создание большого колокола на этом не закончилось. Сын Ивана-литейщика, Михаил продолжил дело отца. Как известно из достоверных источников, отливка колокола длилась 1 час 15 минут и состоялась 25 ноября 1735 года. Затем началось украшение царя: гнали колокол. Но мастера не успели закончить свою работу, так как в 1737 году Москву охватил очередной пожар. В результате загорелись дубовые шесты, на которых держалась литейная форма для колокола, в результате чего колокол стал нагреваться. Михаил испугался, что колокол расплавится, и приказал залить водой. А от резкого понижения температуры от колокола оторвался кусок весом 11,5 тонн. После этого колокол не трогали и оставляли в яме, куда его заливали. Там он оставался 100 лет. Через 100 лет после войны с Наполеоном началось восстановление Кремля. И тогда же в 1836 году было решено вынуть царский колокол из ямы и поставить его на постамент.

великолепный великан
великолепный великан

Интересные сведения

Высота колокола — шесть метров 30 сантиметров, диаметр — шесть метров и шесть сантиметров, а вес великана — 200 тонн. Основной металл, из которого отлит царь — колокол — медь, в сплав также добавлено 72 кг золота и 525 кг серебра для лучшего звучания.

великолепное фото гиганта
великолепное фото гиганта

Пробирает до костей

Специалисты говорят, что технически возможно бросить колокол даже тяжелее, чем установленный в Кремле. И подняться на колокольню. Но если ударить такого евангелиста, может случиться катастрофа! Наше ухо улавливает звуки с частотой от 16 Гц (колебания в секунду) до 20 кГц. Писк комара, например, можно отнести к верхнему пределу, близкому к ультразвуку (частота колебаний превышает 20 тысяч в секунду). Но при звонке значительная часть звуковой волны уходит в инфразвуковой спектр (менее 20 колебаний в секунду), что вызывает у человека необоснованное чувство тревоги и страха.

Эти звуки принадлежат к тому же диапазону, который слышат, например, люди, которые умеют предсказывать непогоду: инфразвуковые колебания воздуха воспринимаются ими как боль в ушах. По одной из версий, именно инфразвук убил моряков, тела которых были обнаружены на кораблях-призраках. По этой же причине целые команды, охваченные приступом безумия и паники, были брошены в море. Мощный инфразвук с частотой 7 Гц губителен — инфразвуковые волны появляются близко к этой фигуре во время шторма. Вы мечтаете представить себе удары Царского колокола даже на расстоянии? Послушайте величайшего евангелиста Троице-Сергиевой Лавры. Он доходит до костей.

Кто отлил памятник

Изначально отливку колокола хотели доверить мастеру из Парижа, но он отказался, восприняв это предложение как шутку. На эту должность был приведен соотечественник Иван Моторин, который в 1730 году пошел работать. Ему в помощь дали еще один учитель, 10 студентов и 2 офицера.

Кроме того, в работе помогали люди разных строительных профессий: плотники, каменщики, плотники, кузнецы, кузнецы. Вспомогательные рабочие несли воду, кирпичи, известь и глиняную смесь. Всего в строительстве памятника было задействовано около 190 человек. В слиянии деталей и памятника были задействованы скульпторы и резчики.

Для восстановления разрушенных во время первой разливки плавильных печей Моторин заказал новые материалы для уже имеющихся расходных материалов. Среди них было огромное количество красного кирпича. Его использовали для отделки печи, покрытия, укрепления и основания. На этот раз они приняли меры против пожара.

Виды звонов

  • Благовест — размеренные попадания в самый большой колокол. Звук на вечерни, утрени или перед литургией — основной службой.
  • Дверной звонок — звонок в каждый звонок по очереди (один или несколько раз).
  • Звонок — Звон во все колокола в три этапа после короткой паузы.
  • Перебор — медленный перезвон поочередно в каждый звонок по одному разу.
  • Погребальный перезвон — по одному удару каждого колокола, а в конце — все одновременно. Последний удар — символ земной смерти.
  • Набат — быстрые и короткие удары — предупреждение об опасности.

Кстати

В Западной Европе чаще всего встряхивают купол, в России — язычок, что позволяет делать очень большие колокола. Известны безъязыкие евангелисты, которых бьют металлическим или деревянным молотком. Колокола отливают из бронзы, железа, чугуна, серебра, камня и даже стекла. Наука, изучающая эту тему, называется кампанология (от лат. Campana — колокольчик и «логос» — слово, значение).

Национальные особенности звона

Русский

Диаметр основания (или диаметр отверстия) равен высоте раструба с ушками.

Звук. Насыщенный, стойкий.

Западноевропейский

По диаметру больше, чем у русских. Высота меньше — примерно 7/8 основания.

Звук. Резкий, сильный, но короткий.

Китайский

Большая лаконичность внизу. Диаметр основания немного больше диаметра верхней струны.

Звук. Глухой, короткий.

Оцените статью
Блог про культуры