Русская деревянная игрушка для детей: народные промыслы

Содержание
  1. С игрушками дело обстояло так же, пример чему — расписные куклы-матрешки. Идея создания этой куклы зародилась в 1891 году в мастерской московского художника, а массовое производство было налажено в начале XX века в центре кустарных промыслов в Сергиевом Посаде.
  2. Культура народной игрушки в раннесоветские годы
  3. Отметим также, что в раннесоветские годы во многих детских книжках появились изображения самодельных крестьянских игрушек. К примеру, в иллюстрированной книжке Давида Штеренберга «Мои игрушки» (1930) мы видим матрешек, изображенных в эстетике конструктивизма.
  4. Абашевская глиняная игрушка
  5. Дымковские фигурки: русские народные игрушки из глины
  6. Великолепная матрешка: русская народная игрушка непонятного происхождения
  7. Богородская игрушка: картинки не могут передать все очарование и привлекательность расписных кукол
  8. Филимоновская глиняная игрушка
  9. Старые-добрые русские народные игрушки: разновидности, немного истории и распространение сегодня
  10. Виды русских народных игрушек: разница в материале изготовления
  11. Плешковская игрушка-свистулька
  12. Каргопольская игрушка
  13. Русская народная игрушка из дерева
  14. Богородская русская народная игрушка
  15. Мазыкская русская народная игрушка
  16. Матрешка
  17. Федосеевская русская народная игрушка

С игрушками дело обстояло так же, пример чему — расписные куклы-матрешки. Идея создания этой куклы зародилась в 1891 году в мастерской московского художника, а массовое производство было налажено в начале XX века в центре кустарных промыслов в Сергиевом Посаде.

Однако сама матрешка была межкультурным заимствованием японской игрушки. Полностью расписанная матрешка не имеет ничего общего с традиционной игрушкой с объемными резными деталями. Но, несмотря на это, в советское время именно матрешки стали образцом настоящей русской крестьянской игрушки как внутри страны, так и за ее пределами. Конечно, отчасти это связано с тем, что Лиза Киршенбаум назвала «наглой сентиментальностью материнства», которая вышла на первый план в первые годы сталинизма, уравновешивая критическое отношение к роли семьи в воспитании ребенка (такое отношение существовало сразу после революции).

В то время, когда учителя стали рекомендовать игрушки, прививающие ребенку коммунистические ценности, советская ностальгия по народным игрушкам достигла своего апогея. Строитель имитировал задачи инженерного мышления того времени, огромные кубики для коллективной игры, игрушки на индустриальную тематику, такие как конвейерная лента для мешков, а также алфавит с текстами об атеизме и классовой борьбе — все это дало возможность идейная направленность воспитания советских детей. Пионерская организация пролетарской молодежи направила неистовую энергию детей на взрослую агитацию и помощь соседям, а учителя призвали людей перестать верить в сказки. В то же время искусствоведы обратили пристальное внимание на популярные игрушки, способные увлечь ребенка в его собственные фантастические миры. Потребность в идеологическом соответствии не была препятствием для крестьянских игрушек. Но они должны были оправдать свое право занять свое место в социалистической системе.

Культура народной игрушки в раннесоветские годы

Свидетельства увлечения советских людей народным творчеством можно найти в популярной культуре и детских книгах, а также в критических исследованиях. В конце 1920-х — начале 1930-х годов Московский музей игрушки, основанный в 1918 году, уступал по популярности только Третьяковской галерее, крупнейшему столичному музею русского и советского искусства, а также популярен интерес к игрушкам. По каталогу музейных выставок Музея игрушек, изданному в 1928 году, видно, что одна из пяти постоянных музейных экспозиций была посвящена «игрушкам в крестьянском искусстве». На другой выставке популярные игрушки были помещены в контекст этнографических и социологических исследований игрушек в повседневной жизни народов мира. Другими словами, народные игрушки были одними из самых привлекательных экспонатов для посетителей этого чрезвычайно популярного музея.

Кроме того, популярная игрушка обсуждалась в популярной прессе. В 1932 году в литературном журнале «Красная новь» появился литературный очерк «Советский Нюрнберг», в котором советское мастерство сравнивалось со знаменитым центром производства игрушек в Германии. В том же году обширная статья об игрушках была опубликована в газете «Советское искусство». Эта газета была официальным информационным органом Народного комиссариата просвещения, государственного органа, контролирующего культуру и образование. Статья основана на личных впечатлениях репортера, побывавшего в селе Богородское, известном центре кустарного производства резных деревянных игрушек.

Отметим также, что в раннесоветские годы во многих детских книжках появились изображения самодельных крестьянских игрушек. К примеру, в иллюстрированной книжке Давида Штеренберга «Мои игрушки» (1930) мы видим матрешек, изображенных в эстетике конструктивизма.

Матрешки также представлены в сборнике стихов А. Олсуфьевой «Игрушки» (1928) с иллюстрациями Лидии Поповой. Попова на двух страницах на белом фоне расположила двенадцать матрешек, одна больше другой, последовательно отделенных друг от друга. Его иллюстрация напоминает превосходные композиции различных геометрических форм. Среди изображений есть и традиционная крестьянская игрушка с медведем на качелях. В отличие от иллюстраций в книге Олсуфьевой и Поповой, где есть более современные, вроде бы фабричные игрушки, книга «Чьи это игрушки?» (1930) Эстер Паперная и Ирина Карнаухова полностью посвящена игрушкам сельского производства. Примитивистские иллюстрации к этой книге в виде неправильных пятнистых изображений нарисовала художница Алиса Порет. Игрушки (в основном куклы разных народов СССР) представлены здесь как в этнографическом исследовании: изменения их внешнего вида и использования показаны в хронологическом порядке. Во многих детских книгах мы видим те же узнаваемые виды и жанры поделок, которые появились на страницах научно-популярных изданий по игрушечному искусству. Например, в иллюстрациях Порета «Чьи это игрушки?» есть традиционная лошадь с колесницей, лошадь, привязанная к саням, и лошадь с всадником. Так же и в книге «Ремесленный киоск» (1925) с иллюстрациями Дмитрия Митрохина, вдохновленными стилем ксилографии. В них, как и в книге «Мы лепим» (1931), можно встретить изображения лошадей без всадников: одной (рис. 13.1), двух или трех.

Эти иллюстрации, похожие на традиционные крестьянские игрушки, были призваны вызвать ностальгическое чувство национальной идентичности. В визуальных образах постоянно усиливаются устоявшиеся культурные мотивы: от кукол с вуалью, завязанной под подбородком, до лошадей с расписной сбруей. «Русскость» популярной игрушки передавалась через понятные публике визуальные знаки. Например, среди изображений популярной игрушки «Вятка» есть музыканты с характерными русскими инструментами — балалайкой и баяном (аккордеон, изобретенный вятскими мастерами в 1860 году).

Чаще всего русские черты воплощались не в материале, а в стилистических особенностях игрушки. Возможно, лучшее стилистическое сходство между иллюстрациями в детских книгах и популярными игрушками видно на примере двух кукольных портретов в книге «Чьи это игрушки?». (илл. 13.1, в центре): это, несомненно, вятские игрушки ручной работы (илл. 13.2). Вятская глиняная кукла представляла собой очень гладкую и женственную фигурку с пышным платьем и шляпой с полями. Эта игрушка — еще один пример того, насколько ремесленные традиции отличаются от местных крестьянских традиций.

Абашевская глиняная игрушка

Абашевская игрушка

Глиняная игрушка получила свое название от своей исторической родины: села Абашева в Пензенской области, известного своей керамикой и, наряду с терракотой, большим спросом пользовались глиняные игрушки. Большая часть населения составляли старообрядцы, поэтому их верования нашли отражение в игрушках-свистульках, отличительной чертой игрушки Абашева является фигурка оленя с огромными рогами, которые будто прислоняются к небу, что считалось символом изобилия и изобилия процветание. Большинство игрушек представляли собой фигурки животных, которые были символами различных сторон жизни человека у древних славян: птицы символизировали счастье и удачу, лошади — солнце, медведи — силу, мощь и мощь, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие и широко расставленные ноги, очень длинные и толстые шеи и небольшая голова, четко очерченные черты лица и прически людей.

Дымковские фигурки: русские народные игрушки из глины

Фото с сайта: liveinternet.ru

Там же, где сейчас стоит город Киров, в поселке за рекой с довольно странным названием Дымково, когда-то появились чудотворные мастерицы, которые начали создавать из глины удивительные фигурки животных и людей, которые по сути были свистульками. Появление такого ремесла историки связывают с весенними праздниками свистуна, поэтому изготовлением этих игрушек в основном занимались женщины.

Фото с сайта: sports.ru

Такие дымковские игрушки были сделаны в виде самых разных животных, людей и сказочных существ. Например, они могли повторять изображения нарисованных птиц с пестрыми перьями, медведей, коз и лошадей, девочек и мальчиков, деревянных коз и русалок, которые, как известно, в нашем фольклоре больше напоминали птиц и жили на деревьях, и скоро.

это интересно. Главная особенность дымковских игрушек — их особенная и неповторимая статичность. Все фигуры внезапно застыли и остались неподвижными. Детям нравится яркость и яркость рисунков, веселые картинки и анекдоты.

Великолепная матрешка: русская народная игрушка непонятного происхождения

Для начала стоит разобраться, что такое матрешка, хотя для нашего народа это вряд ли может быть секретом. А за рубежом матрешка давно стала настоящим символом Русского мира, хотя происхождение этого необычного предмета остается довольно туманным и загадочным. Итак, матрешка — это русская народная игрушка из дерева, полая, внутри которой помещается точно такая же, только меньшего размера. Чаще всего матрешки имеют форму яйца и плоское дно, поэтому их удобнее разместить, например, на столе.

Для удобства матрешки представляют собой не цельную конструкцию, а состоят из двух частей, одной нижней и одной верхней. Именно они позволяют засунуть в деревянную куклу еще одну и так далее, вплоть до самой маленькой. Матрешки находятся в наборе из трех предметов и так далее в порядке возрастания. Чаще всего эту игрушку делают и раскрашивают в виде русской девушки с фатой, но есть и матрешки, на которых изображены целые семьи, герои сказок, а не так давно вместо них стало модно наносить портреты известных политиков, художников и так далее.

История матрешки крайне загадочна и туманна. Эта милая пухленькая тетя появилась примерно в последние десятилетия девятнадцатого века, во время экономического и культурного подъема нашей страны. Возникновение такого направления в искусстве, как русский стиль, стало толчком для распространения русских народных промыслов. Считается, что первая игрушка такого типа была вырезана и расписана в виде румяной деревенской девушки художником Сергеем Малютиным, вдохновленным японским изображением мудреца Фукурамы, в котором было много других предметов.

У Малютина был свой путь, у него были разные фигуры, их было восемь, а последний, цельный, был новорожденный, запеленутый, с закрытыми глазами. Теперь матрешки не забыты, их делают во многих местах, а в некоторых городах нашей необъятной Родины есть даже музеи, целиком посвященные матрешкам, например, в Нижнем Новгороде, Москве, Сергиевом Посаде, Нолинске и многих других местах.

Богородская игрушка: картинки не могут передать все очарование и привлекательность расписных кукол

Фото с сайта: ya-zemlyak.ru

Как ни крути, а Сергиев Посад, расположенный недалеко от тихого и красивого и спокойного городка Богородское, издревле считался центром русских народных промыслов, в том числе торговли игрушками. Кроме того, в контраде в каждой деревне был свой стиль изготовления резных деревянных фигур, которые затем можно было раскрасить в яркие цвета или оставить открытыми. Богородская роспись отличалась яркими красками, красочными растительными мотивами, которые так нравятся детям и взрослым.

Фото с сайта: bogorodskoe.sergievposad.org

Существует красивая легенда о том, как мать решила порадовать своих многочисленных детей и однажды зимним вечером вырезала из дерева фигурку, которую назвала Аука. Дети немного поиграли с забавной деревянной игрушкой, а затем бросили ее на печь, где она собирала пыль, пока глава семейства не решил пойти на рынок. Именно он привез с собой Ауку, что не только сразу привлекло покупателей, но и вызвало настоящий ажиотаж, после чего семья начала прибыльный и полезный бизнес — изготовление игрушек из мягких пород дерева, а так как они жили в селе Богродское, потом игрушки получили соответствующее название.

Фото с сайта: items.agronationale.ru

Фигуры вырезаются сейчас, в основном из липы, которой нужно дать «полежать» два года, только после того, как можно будет начать делать игрушку. Самые известные игрушки этого плана делались с движущимися частями, например, медведь с человеком, который в свою очередь бил молотком по наковальне, и так далее. Но есть еще статичные варианты, те же животные, зайцы, олени, козы, люди и вообще то, что может придумать хозяин. Сейчас около трехсот семей работают над созданием таких игрушек в селе Богородское, и дети с удовольствием смотрят и играют с такими удивительными и забавными фигурками. Также, что это за богородская игрушка, фото проиллюстрирует более основательно, чем любое слово.

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка

В Тульской области, в селе Филимоново, изготавливали фантастические глиняные игрушки, получившие то же название, что и Филимоново. Здесь были залежи качественного пластика и белой глины, из которых, по легенде, местный ветеран дед Филимон вырезал свои забавные, причудливые и непохожие на другие фигурки животных и людей свистульки. Игрушки отличает особая форма: короткие ножки, удлиненные туловища и длинные шеи с маленькой головой, фактуры традиционные: женщины и солдаты, различные композиции (чаепитие, флирт, тройка), бараны и петушки, коровы и лошади, а иногда даже совершенно фантастические существа, которых сложно отнести к каким-либо существующим видам. Эти игрушки окрашены в яркие насыщенные цвета, преимущественно малиновые, ярко-желтые, зеленые, оранжевые, синие и белые, часто наносились полосами в самых разных комбинациях, а лицо всегда было чисто-белым с едва очерченными очертаниями глаз и губы.

Старые-добрые русские народные игрушки: разновидности, немного истории и распространение сегодня

Любая народная игрушка имеет глубокую и чрезвычайно долгую историю, поскольку следы таких предметов народного искусства были обнаружены историками в древних захоронениях, относящихся к временам, затененным для нас глубокой древностью и пылью веков. Надо сказать, что изначально, скорее всего, все эти удивительные предметы имели какое-то магическое значение и использовались в различных традиционных ритуалах и обычаях, поэтому вызывали некоторый трепет.

Только после того, как вера людей в духовность всего окружающего нас мира несколько угасла, значительно тронутая христианством, игрушки упали на детей, которые тут же радостно протянули свои пухлые руки к маленьким произведениям искусства. К тому же популярная игрушка, а картинки это полностью подтверждают, может быть настолько красивой и красочной, что ни один ребенок ее никогда не отпустит.

Народные промыслы в нашей стране развивались особым и самостоятельным образом, поэтому стоит задуматься о том, сколько силы духа, веры и любви заложено в каждом предмете, в каждом его элементе. Чтобы лучше понять, что такое русская народная игрушка, какие разновидности этой продукции известны людям по сей день, а какие предприятия давно канули в Лету, стоит присмотреться.

Виды русских народных игрушек: разница в материале изготовления

Прежде всего, следует сказать, что очень часто русская народная игрушка, красиво это проиллюстрируют картинки, изготавливалась из трех видов сырья. На самом деле, даже ребенок мог представить, что это такое, ведь в древности это были самые доступные и довольно недорогие материалы, которые можно было использовать без страха и ограничений.

  • Игрушки из глины, в том числе те, для которых применялось запекание.
  • Популярные деревянные игрушки могли быть расписаны, вырезаны или просто с почти необработанной поверхностью.
  • Народные игрушки из ткани, которые были немного реже и распространились намного позже, чем две другие подкатегории.

Чаще всего народные игрушки изображали фигурками людей, например, крестьянина, священника, дамы, кузнеца, солдата и даже дьявола для большей остроты. Вторыми по популярности игрушками были животные, например, считающиеся символом России-матушки медведь, коза, лошадь, кукушка, петушок или утка, лебедь и так далее.

Реже на игрушках изображались мифические существа, такие как русалки, русалки, бычки, жар-птицы, алконосты и другие. Кроме того, исторически сложилось так, что в разных регионах развивались особые техники казни, некоторые из которых сохранились до наших дней. Удивительно, но многие увлеченные и талантливые люди, любящие историю и традиции своих предков, до сих пор занимаются изготовлением популярных деревянных игрушек, а также глиняных.

Плешковская игрушка-свистулька

Плешковская игрушка

Еще одно известное русское ремесло, зародившееся в селе Плешково Орловской губернии, — это Плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, которые при обжиге приобрели интересный розовый оттенок. Игрушки отличались простотой и лаконичностью, окрашены в голубой, красный и зеленый цвета природного происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде хаотично разбросанных точек. Он состоял из фигурок различных животных (лошади, бараны, коровы, олени, петухи, утки), людей (солдат, дам) и фантастических существ (русалок, сиринских птиц). Типичный образ Плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей в левой руке младенца.

 

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Городок под Архангельском под названием Каргапол дал свое название знаменитым каргапольским игрушкам, которые здесь изготавливали талантливые мастера обожженной глиняной посуды с изображениями различных фигурок животных и людей. Они отличаются определенной строгостью изображений, за счет использования исключительно натуральных красителей (сажа, гипс, известь, цветные глины разновидностей, различные минералы) темных и насыщенных цветов: коричневого, бежевого, темно-зеленого и даже черного. Эти игрушки представляли собой фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, коренастых крестьян с лопатой бородой или крупных женщин с младенцами на руках.

Русская народная игрушка из дерева

Помимо глины, для изготовления национальных сувениров широко использовалось дерево. Этот вид рыбной ловли был популярен в лесных районах.

Богородская русская народная игрушка

игрушка 5

Их производили в Подмосковье, в небольшом поселке Богородское. Для создания поделок чаще всего брали липу, которую предварительно просушивали два года. Древесная щепа использовалась для создания сувенирных стендов.

Русские народные деревянные игрушки из села Богородское редко расписывались и украшались. Поверхность фигурок просто зачищалась наждачной бумагой. Затем они были украшены резьбой. Традиционно части готового изделия были подвижными.

Одни игрушки устанавливали на специальные прикроватные тумбочки, другие — на разводы. Иногда внутрь изделий вставляли пружины, которые отвечали за движение отдельных элементов. Сюжет игрушек разнообразен, но чаще всего мастера используют героев сказок и сказок.

Мазыкская русская народная игрушка

это крайне редко. Обычно сувенир готовили для близких родственников, например, жены или детей. В России игрушки называли «болвашками» или «щепками». Статуэтка была украшена уникальной резьбой, сохранившейся только среди разводов. Это часть уличных торговцев, проживающих во Владимирской губернии.

Фактуры игрушек разнообразны: от людей до животных. Главная особенность изделия в том, что для его создания мастера использовали только топор.

Фигурки изготовлены из сосны, осины или липы. Обычно для изготовления берут шест с торчащими узлами, которые в игрушке превращаются в хвост, плавник или другую часть тела.

Матрешка

Символ России. Родина пухлой девушки — Сергиев Посад. Впервые в конце XIX века была изготовлена ​​деревянная фигурка, состоящая из нескольких куколок. Создателем матрешки считается Тернер В.П. Звездочкин. Раскрашиванием в белый цвет занимался известный художник С.В. Малютин.

Традиционно в куклу входят восемь «сестер» разного размера. Хотя эта цифра не является аксиомой, их количество может варьироваться от трех до бесконечности. Главный предмет росписи матрешек — повседневная жизнь.

Деревянные девушки часто изображались в национальных одеждах, их головы приходилось покрывать платком. В руках куколки держали косу, молочники или корзины с ягодами. Позже к ним стали применять сказки.

Матрешки также различаются по типу росписи. Для его создания берется липа, сначала мастер измельчает меньшую «сестренку». Затем сделайте нижнюю часть следующей фигуры. После обработки его тщательно просушивают и сверху делают пригонку. Подобным образом созданы все элементы матрешки.

Федосеевская русская народная игрушка

игрушка 6

Рыболовство было сосредоточено в Нижегородской губернии. В небольшом поселке Федосеево жил Яков Александрович Александров, который из простых фишек делал забавные мобильные игрушки.

Мастера используют нож и топор для создания деревянных сувениров. Доски и стружка сколачиваются гвоздиками и украшаются простыми орнаментами. Изначально для росписи использовалось гусиное перо. Впоследствии вся работа была окрашена в желтый цвет для получения солнечного фона. Впоследствии на поверхности был нанесен растительный узор.

Основной сюжет игрушек — кони. Вы также можете найти мебель для кукол, машин, санок, лодок и аттракционов. Чаще всего для окрашивания мастера берут желтый и красный оттенок.

Оцените статью
Блог про культуры