Традиции калмыцкого народа: чем славится республика

Численность

Эта нация небольшая по численности: на территории Российской Федерации ее численность оценивается в 183 тысячи человек. В него входят многие субэтнические группы. Самые крупные из них:

  1. Торгутс
  2. Дербет
  3. Hoscheut
  4. Hoyts
  5. Олета
  6. Бузавас

Свадебная церемония

Калмыцкий брак — это не просто идентичность, в это время родством становятся целые семьи, хотон. Поэтому все приглашенные стараются проявить себя и проводят друг для друга серию тестов.

Все гости празднуют свадьбу до поздней ночи, а отпраздновать церемонию должен один из друзей жениха. Ритуал заключается в прикосновении к помолвленной паре.

На следующее утро, когда все идут, умный мальчик пробирается в палатку девушки и касается ее плеча, давая понять, что пора идти в дом ее мужа. Процесс происходит максимально незаметно, иначе подружки невесты будут смеяться над спутницей. После обряда женская половина делится на две части. Замужняя сторона приветствует девушку, а незамужняя сторона поддерживает невесту изо всех сил.

Перед тем как покинуть отцовский дом, мать девочки велит ей поклониться родителям Бурханов и выпить домашнего молока. Голову невесты покрывают платком, это признак замужней девушки, чтобы она не могла вспомнить дорогу в предыдущий дом. Он покидает отчий дом раз и навсегда. В этот момент поезд загружен приданым девушки.

Но тут гостей ждет сюрприз от жениха, подружки невесты спрятали часть приданого, и теперь им придется выкупить эти подарки. Посыльные расплачиваются конфетами. Женскую сторону жениха занимает балдахин, за которым молодая жена просидела всю свадебную церемонию.

Парус стоит на земле и может быть поднят только во время скачек, когда он оторван от земли. Конечно, это связано, и жених первым поднимает навес.

Соблюдая все ритуалы, свадебный кортеж с молодоженами отправляется в новый дом юноши, калмыцкая свадьба подошла к концу.

Калмыки — единственный монголоязычный народ в Европе, исповедующий буддизм и представляющий культуру кочевников. Их родиной считается Средняя Азия, предки — западные монголы, которые занимались скотоводством и бродили по степи в поисках лучших пастбищ.

История народа восходит к концу XVI — началу XVII века, когда отдельная часть племени ойратов переселилась в земли низовья Волги, на территорию современной Республики Калмыкия где они вошли в состав Российской империи. Калмыки прирожденные рыцари и успешные воины.

В настоящее время их количество составляет около 200 тысяч.

Где живут

В Калмыкии проживает 162 000 человек калмыцкой национальности. Прием небольшую группу из Кыргызстана — около 4000 человек. Самые большие диаспоры за рубежом: 2000 — США, 1000 — Франция.

Храм Великой победы (Калмыкия). Описание

Одна из крупнейших буддийских общин проживает в Октябрьском районе Калмыкии (село Большой Царын). Здесь же находится самый величественный буддийский храм Калмыкии — Храм Великой Победы. Буддийские религиозные сооружения называются хурула. Этот хурул был возведен в 2002 году. Всего за 2 года строителям удалось осуществить проект Ю.И. Сангаджиев считается лучшим архитектором Калмыкии. 11 октября 2002 года торжественно открылись двери Храма Великой Победы. Хурул построен на пожертвования самой буддийской общины, жителей Октябрьского района и спонсоров. Президент Калмыкии Илюмжинов К.Н также вложил в строительство собственные средства.

Храм представляет собой здание высотой 18 метров. Центральную часть занимает молельная комната, в которой расположен алтарь. Монахи живут напротив хурула. Здесь также есть приемная для лам. Статуя Будды появилась благодаря усилиям скульпторов В. Васькина и С. Коробейникова, центральный вход украшен Колесом обучения и фигурками оленей работы Николая Галушкина.

Также в хуруле есть статуя Будды Медицины и большая коллекция священных писаний и тхангоков.

калмыцкая религия

В Калмыкии есть много других буддийских храмов, представляющих интерес для туристов.

Главные торжества

Среди основных праздников калмыцкой культуры необходимо отметить Зул, что в переводе означает «лампа». Изначально он был посвящен рождению Вселенной, затем стал национальным днем ​​рождения, в котором каждый калмык становится старше на год. Этот же день символизирует начало следующего года.

В местном календаре есть месяц коровы, и этот праздник отмечается в его 25-й день. Поскольку вселенная была создана в результате взрыва, во время празднования должно быть много огня. Этот знаменательный день также связан с Паринирваной Цонкапой, основателем буддийской школы гелуг.

основатель традиции гелуг

Другой известный фестиваль — Цаган Сар. Во время него отмечается приход весны. Он длится целый месяц, в течение которого они ходят друг к другу в гости, дарят друг другу подарки и восхищенно относятся к ним.

И в Зул, и в Цаган Сар предполагается сделать подношение бурханам (резным фигурам Будды) — даэж, и перед ними зажигается лампа.

Культура и быт народа Калмыкии

Обычаи продиктованы историческими факторами и условиями, в которых калмыки должны были жить с самого начала своего существования на нынешней земле. Жители республики соединили в себе несовместимые стороны:

  • язык монголоидной группы;
  • буддийская религия;
  • представляет кочевой народ.

В повседневной жизни калмыки заботились о скоте, тепле домов и еде. Источником водопоя в степи были и животные: любимый напиток — кумыс. Готовили на костре, потом ели тушеную и жареную говядину или баранину.

Ответственность за выбор спутника жизни легла на родителей, ведь именно они принимали решение без участия «главных героев». Молодой семье требовалось отдельное жилье, поэтому родственники мальчика поставили палатку, а девочки наполнили ее домашней утварью. С датой помог астролог, определивший идеальный день.

Культурное наследие — это художественная литература, сохранившая описание жизни и быта его предков. Прекрасными образцами творчества были: «Джангар», «Сказание о Гесере», «О подвигах героя Санары».

“Белый месяц” в Калмыкии

Если в России конец зимы символизирует Масленица, то в Калмыкии о скором приходе весны говорит другой праздник — Цаган Сар (название переводится как «белый месяц»). Он приходится на начало марта, когда то тут, то там раздаются поздравления с окончанием холодов и скорым наступлением теплых дней.

Издавна для кочевников Цаган Сар считался моментом переселения на новые места, подготовки скота к переходу на новые пастбища. Сегодня в Цаган Саре, в небольших калмыцких поселениях, можно увидеть древний ритуал.

Накануне праздника люди собираются возле храма и ждут восхода солнца. Когда первые лучи солнца касаются земли, все молятся небу. Цаган Сар — день надежды, ожидания тепла и благополучия.

Летнее время в Калмыкии тоже ассоциируется с яркими праздниками. Издревле в июньское полнолуние люди празднуют единство земли и воды, во время которого проходят ритуалы поклонения божествам стихий.

Чтобы скот не заболел, не стал плодородным, а трава на пастбищах сочной, калмыки приносили своим всемогущим покровителям щедрые дары: воду и земные духи. Со стадами провели интересный обряд. Весь скот был собран в небольшую группу, после чего хозяин окропил их головы молоком кумысом.

Язык

Калмыки общаются на калмыцком и русском языках. Калмыцкий язык принадлежит к ветви монгольских языков.

Религия

Большинство калмыков — тибетские буддисты. Небольшая часть — православные, есть исламисты и атеисты. Калмыкия — единственный регион в Европе, где существует традиционная форма буддизма. Эта религия получила распространение с конца 16 века. До этого времени существовали культы неба (тенгрианство), огня, воды, земли, гор. Практиковались шаманизм и фетишизм, предполагавшие совершение жертвоприношений, поклонение тотемным животным. Среди шаманов были как мужчины, так и женщины. Некоторые ритуалы сохранились до наших дней.


Элиста

Название

Сами калмыки называются «халмгуд». Историки считают, что этимология термина происходит от тюркских и татарских названий племен «калмак», что переводится как «поздний», «отделившийся». В монгольских языках, близких к калмыцкому, такого слова нет. В результате название было дано соседними народами. Есть две версии толкования термина. По одной из них, слово «остаток» относится к людям, которые отделились от ойратского этноса и остались жить на территории современной Калмыкии. Еще одна религиозная теория. Некоторые историки считают, что так их стали называть татары после принятия буддизма, то есть когда они отделились от языческих верований. Другие ученые утверждают, что калмаки — это те, кто остался в другой вере, кто не вернулся в ислам (как татары). Русские летописцы упоминают калмыков XVI века.

Внешность

Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладательницы типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое приплюснутое лицо и узкие глаза. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, закрывающая внутренний уголок глаза. Носик маленький, приплюснутый, губы маленькие пухлые. Волосы прямые, черные, цвет радужки коричневый. Есть небольшой процент людей как с относительно светлыми, так и с рыжими волосами. Цвет кожуры тёмный, тёмно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки — невысокие, коренастые и худенькие девушки. Современная молодежь европеизирована, предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращиванием ресниц. Сверху украшения стилизованы под национальные украшения.

Устои религии калмыков

До 17 века калмыки практиковали шаманизм. Но активная работа миссионеров из Тибета способствовала тому, что большинство калмыков приняли буддизм. Но это не помогло сохранить целостность монгольского народа. Внутренние войны продолжались. Однако буддизм и ламаизм широко распространились на территории современной Калмыкии.

Калмыцкое ханство входило в состав России до 1771 года. На ранних этапах своего существования русские правители не придавали особого значения внутреннему устройству. Калмыцкая религия была их свободой выбора, и государство не вмешивалось в их культуру. Но со временем правители России стали принимать меры и поощрять тех, кто принял Православие. Крещеным калмыкам разрешили выехать в другие города и села России.

В конце 18 века Русское государство усилило вмешательство во внутреннюю жизнь Калмыцкого ханства, постепенно ограничивая права калмыков, и в 1771 году оно было полностью ликвидировано. В то же время правительство России провело реорганизацию калмыцкой администрации. В полной мере сохранились традиции и права калмыцкого народа. В Астраханской губернии для управления улусом была создана калмыцкая экспедиция. Позднее, в 1847 году, судьба калмыцкого народа зависела от Министерства государственных имуществ.

История

Формирование этноса начинается в конце XVI века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и переселилась на территорию России (низовья Волги и Урала). Среди причин переселения — нехватка пастбищ и внутренние распри. Попутно племена ойратов воевали с казахами, ногайцами, башкирами. Затем они начали связываться с россиянами. Периодически возникали конфликты, но калмыкам разрешили торговать на территории Русского царства, их взяли на военную службу. Русским потребовались дополнительные силы, чтобы помочь им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощной армией с 70 тысячами конных лошадей. В составе российской армии они участвовали во многих боевых действиях.

xVIII век стал началом распространения христианства среди калмыцких племен. Многие приняли это, но тайно продолжали практиковать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовывалось Калмыцкое ханство. Его жители были гражданами России. Браки заключались между представителями русской и калмыцкой аристократии, из которых происходили дворянские семьи. Калмыцкое ханство прекратило свое существование столетие спустя, когда население массово вернулось на земли Джунгарии.

Исход населения связан со вспышкой голода из-за холодной зимы и притеснения русских помещиков. Вторая причина — влияние правящих династий Китая. Большинство калмыков агитировали 7 месяцев. На них напали казахские племена, они умирали от голода и болезней. Только 20 тысяч из 180 тысяч достигли территории Маньчжурии, а остальные калмыки были включены в Астраханскую губернию. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве и других сражениях.

хХ век стал для большинства калмыков переходным периодом к оседлому образу жизни. Попытки приобщить население к грамотности сопровождались переходом на латиницу и кириллицу. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии людям пришлось повсюду переходить на русский язык. В середине ХХ века Калмыцкий автономный округ был восстановлен; в 1992 г субъект получил статус республики.

«Обычаи и традиции калмыцкого народа»

Древние народные обычаи и обряды калмыцкого народа

Образ жизни калмыцкого народа существует веками. Во многом это определялось рабочим темпом жизни. У людей также были свои собственные моральные нормы, свой неписаный кодекс вежливости и культурное поведение людей: народная этика.

Например, если молодой человек груб с пожилым человеком, это считалось грубым по отношению к его родителям.

Когда два человека разговаривают, а третий входит извне или слушает их разговор, это было очень неприлично. Любое любопытство вообще считалось неприличным: подглядывать, подслушивать.

Когда в семье беда или беда, и пришедший к ним в дом поднял шум или скандал, такому человеку стыдно.

Когда человек, встречая, сердечно приветствовал своего знакомого, но как бы не замечал и проходил мимо — это считалось высокомерием и осуждалось всеми.

Если гость после чаепития бросал чашку вверх дном, это считалось крайне неприличным, потому что это характеризовало его как неблагодарного человека и означало, что он больше никогда не приедет в гости к этим людям. Или когда человек, побывавший в гостях и переночевавший там, утром не удосужился поздороваться с хозяевами и, более того, выходя, громко хлопнул дверью — это означало то же самое.

У калмыков, как и у всех народов, было много традиционных обычаев и обрядов. Некоторые из них остались практически неизменными, а другие устарели, забылись и со временем исчезли. Многие обычаи пришли из глубины веков, они также выражали стремление простых людей украсить свою жизнь, свои нравственные и эстетические идеалы и древние суеверия.

Так было принято, например, для женщин утром открывать дымовые трубы фургонов слева направо; человек, уходя на работу или по другим делам, тоже обходил очаг слева направо, к месту назначения ехали с левой стороны, встречая человека, проходили слева от него. То есть все делалось по направлению движения источника жизни — солнца — слева направо.

Многие обычаи были созданы и распространены под влиянием религии. Для неграмотных калмыков Гелунг, Багши и лама были почти святыми. Им твердо верили и очень уважали. Служители религиозного культа были грамотными людьми. Лучшие из них были отправлены в Тибет и Монголию для овладения буддийской религиозной наукой.

Проучившись там несколько лет, они вернулись домой самыми почитаемыми людьми, с духовенством и достоинством.

Об этом с восхищением отзывалась темная калмыцкая степь: «Смотрите, не только в Чоре (главном храме калмыцкого духовенства), но и в Тибете и Монголии побывали и освоили великую религиозную науку!”

Люди молились бурханам каждый день, четыре-пять раз в год ходили в монастырь (хурул) на богослужения, совершали подношения Богу — кто деньгами, кто скотом, очищался от «грехов», приносил подношения земле, воде и огонь. И, в любом случае, они обращались к духовенству за указаниями и инструкциями.

УПРАВЛЕНИЕ ДУШИ.

Когда человек умирал в семье из-за старости, болезни или в результате несчастного случая, то обязательно приглашали ламу, чтобы отправить душу умершего в загробную жизнь.

Лама, пришедший послать душу умершего, раскладывал перед ним молитвенник, читал его вслух и иногда звонил в колокольчик.

Затем он сделал из глины или ржаной смеси, приготовленной для этого случая, различные фигурки человека, овцы, коровы, лошади и верблюда.

Прочитав о них молитвы, он дул и плюнул на каждую фигурку, заставив всех членов семьи умершего последовать за ним.

После этого лама попросил одного из них бросить все эти фигуры на северную сторону колесницы. В конце ритуала он сказал:

— Душа умершего отправлена ​​на верный путь, она не будет блуждать. Затем лама свернул молитвенник, связал его веревкой и слегка постучал молитвенником по головам всех присутствующих. Затем реквием закончился, за что был вознагражден деньгами и вещами. Богатые раздавали животных.

УПРАВЛЯЙТЕ ЯЗЫКОМ ЗЛА.

Когда в семье заболел ребенок, он сначала обратился за помощью к Гелунгу. Гелунг, осмотрев ребенка и заглянув в молитвенник, установил болезнь: «Злой язык темнеет, надо его укоротить — и все пройдет». Затем священник велел одной из женщин скрутить тонкую веревку длиной около метра из черно-белой овечьей шерсти.

На одном конце веревки он сделал петлю, которую накинул на шею больного ребенка. Другой конец веревки держал мужчина с острым ножом в руке. По приказу священника он разрезал веревку на мелкие кусочки. Священник сказал ребенку: — Молись Богу и духовенству! (Ребенок молится, кивая головой).

Священник, читая молитву, сказал: — Освободи, Боже, от зависти людей — отсек лукавый язык! (Человек отрезал кусок веревки.) — Освободи, Боже, от яда онемевших людей — отрежь нечестивый язык! (Человек отрезал кусок веревки.) — Освободи, Боже, от болезней — отрежь нечестивый язык! (Мужчина отрезал кусок веревки).

— Освободи, Боже, от зависти людей, которые говорят, что он богат — отрезай свой злой язык! (Человек отрезал кусок веревки.) — Освободи, Боже, от зависти людей, которые говорят, что он живет чужим добром, — отрезай злой язык! (Человек отрезал кусок веревки.) — Освободи, Боже, от всех проклятий — отрежь нечестивый язык! (Мужчина отрезал кусок веревки).

И так продолжалось, пока веревка не закончилась. Тогда священник приказал снять петлю с шеи ребенка и вместе с отрезанными ранее кусками веревки сжечь ее, а пепел закопать у порога дома. Родители ребенка, удовлетворенные тем, что «злой язык» был приручен и ребенок «освобожден» от болезни, сделали подношение Гелунгу.

УВАЖЕНИЕ ПОЖИЛЫХ.

У калмыков есть устоявшаяся привычка уважительно относиться к старшим, старшим товарищам и гостям. На этот счет есть поучительные калмыцкие поговорки: «Уважай старшего брата аршина и младшего за большой палец», «У человека старшие, а у шубы воротник”.

Эти нравственные правила передавались из поколения в поколение и выражались следующим образом: — когда пожилой человек или гость готовились к путешествию, молодой человек готовил его к путешествию и оседлал его лошадь; — когда в дом вошел пожилой человек, молодые люди поддержали его и открыли ему дверь; — перед пожилым или пожилым человеком молодой человек не заходил в вагон и не садился; — когда старшие говорили, младшие не вступали в разговор; — на свадьбах, праздниках, новоселье и других торжественных случаях поздравления сначала произносили старшие, а потом все остальные — невестке с тестем не нужно было снимать головной убор и ходить босиком ; — младшие должны были подчиняться старшим, они не имели права ссориться с ними, повышать голос в их присутствии; — уступил место старикам. Здесь следует отметить, что беременные пользовались особым уважением со стороны окружающих. Если бы в положении была молодая женщина, например невестка, то свекор тоже сдавался бы, сказав при этом: «Входи, дорогая! У тебя две души, два сердца. ! .. «У нас был такой хороший обычай: не пить водку молодым, а тем более пожилым. Во время праздников и свадеб водку, а точнее лунный свет (арака), подавали только пожилым гостям, молодым. Людей не давали. Мальчики и девочки обходились без горячительных напитков: танцевали, пели, играли в разные интересные игры. Если кто-то напивался, было стыдно. Такой молодой человек долго осуждался и стыдился своих грехов, старики и специалисты всегда предупреждали молодежь: «Водка губит все, кроме вашей посуды». Даже это высказывание не теряет своего поучительного значения.

ПОЖЕЛАНИЯ НА СОБЫТИЕ НОВЫХ ДОМОВ.

Калмыки часто переходили с места на место в поисках хороших пастбищ. Поселившись на новом месте, они позаботились о лечении пожилых людей, чтобы получить от них благословение. Старые и старые высказали свои пожелания — Йорелс: — Живите счастливо на новом месте! — Пусть ваш дом будет как дворец с открытыми дверями, чтобы никто не проходил и не проходил мимо вас, чтобы у вас всегда были гости и всегда было много! И в наше время этот обычай соблюдается. Когда семья переезжает в новую квартиру, в новый дом, первое, что они делают, это организовывают трапезу, приглашают всех своих близких и прислушиваются к пожеланиям родственников, друзей и товарищей.

ОЧИЩЕНИЕ ОГНЕМ.

Кочевые калмыки впадали в спячку с ноября по март. С наступлением весны, когда стали таять снега и степи заросли зеленой травой, калмыки покинули свои зимовки на летние пастбища. Перед отъездом с места зимовки телеги и предметы домашнего обихода складывали в телеги, погружали на верблюдов. Костры зажгли в двух местах. В него бросали старые непригодные для использования вещи и горсть соли. Между этими кострами мы ехали одни и уносили скот. Эта так называемая «очистка огнем» проводилась для уничтожения болезнетворных микробов и всякого мусора, накопившегося за долгие зимние дни. Они молились огню — этим очищающим огням, придавая большое значение ритуалу.

Символичные кушанья

Любимое лакомство местных жителей — борцоки. Раньше их могли себе позволить только богатые из-за дороговизны и недоступности пшеничной муки.

Существует более десяти разновидностей этих сладостей, и каждый из них имеет глубокое значение и предназначение.

калмыцкая национальная еда

Фокачча:

  • в виде солнышка востребованы на праздниках;
  • в форме пончика символизирует бесконечность колеса жизни — сансару, их обязательно едят за столом во время празднования Зула;
  • как бублик, они напоминают коровью верхушку и произносятся прощальными словами, чтобы увеличить поголовье скота;
  • в форме, напоминающей часть или целого ягненка, подаренного для того, чтобы у хозяина было больше овец, они символически представляют собой древнюю забойку животных;
  • внутренности лошади — кита — символизируют изобилие пищи;
  • маленький размер — хорха — представлен для того, чтобы было больше детей или домашнего скота;
  • береговой пояс, как штыки, показывает решимость защищаться от врагов;
  • чавун в форме птиц знаменует приход весны.

Это далеко не полный перечень таких мучных изделий, которые, согласно калмыцкой концепции, указывают на взаимосвязь всего живого в мире, его причинное происхождение согласно одному из буддийских положений.

Жизнь

Основной отраслью калмыков было выпас кочевого и полукочевого скота. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. На мясо, молоко выращивали коз, овец, коров. Овцы и козы давали сырье для изготовления войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, недостатком питьевой воды, плохим плодородием почв, непригодностью для сельского хозяйства. Людям приходилось кочовать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.

Движение происходило по определенным путям, разным для каждого клана. Продолжительность пребывания зависела от времени года (например, летний начинался в мае, заканчивался в августе и т.д.). Размер миграции определялся размером стада. С ним переехали все члены семьи, выезжать было категорически запрещено. Заготовку кормов на зиму начали практиковать только в 19 веке. До этого животные паслись в одиночестве круглый год. Охотились и на степных животных: лисиц, волков, диких птиц. Калмыки, перешедшие на оседлый образ жизни, начали разводить свиней. Возросло значение сельского хозяйства. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди начали заниматься садоводством, выращивать дыни и тыквы. Рыболовство было развито у племен, живших у рек. Торговля ограничивалась продажей скота приезжающим купцам. Позже стали продавать дыни и арбузы. Такие поделки как:

  1. Производство кожгалантереи.
  2. Производство войлока.
  3. Погоня.
  4. Гравировка по металлу.
  5. Резьба по дереву.

Семейный образ жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Раньше существовала неразделенная семья, состоящая из родителей, состоящих в браке детей и их отпрысков. С основными проблемами столкнулся человек. Он руководил работой, распределял обязанности между детьми. Семья вела его жена, у которой была полная власть. Невестки и дочери делали всю работу по дому, шили одежду, собирали. Хотя полигамия была разрешена, семьи были моногамными. Вторую жену брали очень редко, только тогда, когда у первой не было детей. Впоследствии произошло разделение на небольшие семьи, когда дети и жены стали жить отдельно. Каждый сын участвовал в общем имуществе; у отдельной супружеской пары была собственная повозка.
Несмотря на патриархальный образ жизни семьи, женщина не находилась в униженном положении. По сравнению с другими народами калмыки обладали достаточной свободой и правом выражать свое мнение. Мужья не проявляли агрессии по отношению к женам, уважали их, не начинали с ними ссориться. Неравенство заключалось в том, что жене запрещалось называть мужа по имени. Он не мог прикоснуться к оружию, перейти дорогу человеку. Девушкам было отведено место в доме рядом с домашней утварью. Они также выполняли самые сложные дела по дому.

Дети слушались родителей, не задавая вопросов. Его учили уважать, почитать родственников. Говорить или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только с их разрешения. Жестокие осуждения подвергались нецензурной лексике, равно как и наглому поведению. Однако молодые люди пользовались определенной свободой, им не запрещали выражать свое мнение. Вместе решались важные проблемы в семье.

Жилище

Традиционными жилищами калмыков, как и большинства кочевых народов, были юрты (колесницы). Их сделали переносными или смонтировали на тележке. Зимой было тепло, а летом прохладно. Их было легко разобрать и собрать. Основание составляли деревянные шесты и рейки. Полюсов нужно было много: 60-140. Вверху их концы плотно связаны между собой. Для этого использовалась веревка, сплетенная из хвостика. Постройки были очень прочными, не обрушились от ветра и непогоды. Каркас был обшит войлочным материалом. В холодные зимы использовался двойной слой войлока. Двери деревянные, две двери. Юрта была достаточно просторной, чтобы вместить несколько семей.

В центре был очаг, окруженный камнями. Из отверстия наверху выходил дым. По периметру дома расставлены войлочные кровати. Вещи складывали в деревянные ящики наподобие ящиков. На пол также лежал войлок. Еду брали на низкие столики. Юрта была разделена на две половины: мужскую и женскую. Место возле очага было священным. После перехода калмыков к оседлому образу жизни первыми домами стали приюты. Потом стали строить деревянные постройки вроде русских изб.

Интересные обычаи, связанные со свадьбой и семейной жизнью

За века калмыки накопили множество примет и традиций, которые превратились в негласные законы, определяющие жизнь их общества.

  • Во время первого выступления многое зависело от памяти и красноречия старшего сваха. Пока он ел, ему пришлось рассказать девять легенд. Если он запутался или что-то забыл, на его семью падал неизгладимый позор. А отец невесты мог дополнительно к калыму попросить оседланного коня или вовсе не отдать дочь в такую ​​безответственную семью.
  • Количество людей, сопровождающих жениха, должно быть, было нечетным.
  • В составе свадебного кортежа ни в коем случае не должно быть молодых незамужних девушек, способных «перехватить» счастье женщины невесты.
  • По поверьям калмыков, овца — символ двойственного положения женщины, поскольку она принадлежит одновременно к двум кланам: семье, в которой родилась, и семье своего мужа.
  • В доме мужа молодой жене дали новое имя, что означало частичный переход в другую семью и начало новой жизни. При этом полностью связь с родительской семьей женщина не разорвала.
  • Перед тем, как войти на новую крышу, молодой женщине пришлось преклонить колени перед очагом и помолиться. Мужчина из клана жениха встал позади нее и семь раз склонил голову, когда произносились имена предков клана. Поэтому девушка отдала дань уважения новой семье и вспомнила о новых родственниках.
  • При входе в дом невеста была одета в новую одежду, подготовленную женихом, а косу разделили на две части, что символизировало ее становление женщиной в семье.
  • Девушка должна была принести мужу в подарок белую рубашку, которую потом передают хурулу.
  • Свекровь, вырастившая чудесного сына, получила от родственников невесты особенный подарок — белые брюки. В них ему пришлось танцевать особый танец.
  • Особое уважение выказывали женщинам, несущим под сердцем ребенка. Пожилые мужчины в семье за ​​это время тоже не выдержали и старались не огорчать будущую маму.
  • Молодой жене не полагалось ходить босиком и наивно со свекром.

Еда

Калмыцкая кухня формировалась в условиях кочевого образа жизни. Это довольно просто и однообразно. До перехода к стабильному образу жизни питались в основном мясом и молоком животных, выращиваемых калмыками: коз, овец, коров. Известно, что кочевые народы, особенно калмыки, могли есть мясо мертвого животного, считающегося падалью. Еще они ели деревенских крыс. Впоследствии рацион разнообразили свининой и птицей. С развитием дынного выращивания, садоводства на столе появились дыни, арбузы, яблоки, груши. Начали варить варенье, мармелад. Молочные продукты, баранина, говядина по-прежнему являются основными продуктами питания. Из пряностей используют лук, чеснок, лавровый лист. Благодаря большому содержанию мяса, жирных молочных продуктов, муки, еда получается питательной и калорийной, сытной. Популярные блюда калмыцкой кухни:

  1. Дотур. Наваристый суп из потрохов из баранины. Взять почки, печень, бараньи кишки, тушить в казане вместе с салом, кровью, молоком. Затем смесь заливают бульоном, варят. Подается с луком.
  2. Бориги. Это калмыцкие пельмени. Из рубленого баранины с луком. По форме они напоминают пироги и намного крупнее, чем в русской кухне.
  3. Борцоки. Жареные лепешки. Замени хлеб. Их едят с первыми и вторыми блюдами, чаем.
  4. Кур. Жареный на гриле желудок ягненка, фаршированный мясом этого животного.

Многие полезные блюда готовят из козьего, овечьего, коровьего, лошадиного молока. Чигян производится путем ферментации, это напиток на основе молочной кислоты, такой как кефир. Он считается лечебным, и его часто пьют буддийские монахи. Восхитительное блюдо под названием шюрюмг готовится из овечьего творога путем сушки. Кумыс также популярен. Самогон: арак получают из молока дистилляцией. Калмыцкий чай (джомба) сильно отличается от русского напитка. Это больше похоже на бульон. Состоит из настоев (заварка), воды, сливок, масла, соли, корицы. Можно добавить поджаренную муку. Чай хорошо греет, придает силы.

Одежда

Мужской национальный костюм калмыков состоит из рубахи, брюк, заправленных в сапоги. Поверх него надевали бешмет — кафтан до колен. На груди он был вышит тесьмой. На кожаный пояс надевались ножны с оружием. Зимой надевали дубленки, пришивали на талии. Головным убором служила меховая шапка типа папаха. Торжественный вариант отличался добавлением красной кисточки, свисавшей с капюшона. Старики были одеты в длинные стеганые мантии.

Женщины в повседневной жизни просто одеваются. Их повседневной одеждой были свободная рубашка и мешковатые штаны. Также были распространены платья в пол. Застегивались на металлические пуговицы или пристегивались ремнем. Нагрудник украшали золотой или серебряной тесьмой. Поверх платья можно надеть халат из цветной ткани без рукавов. Подол и низ рукавов расшиты цветочными мотивами. Цвета платьев были яркими: зеленый, красный, синий с золотой каймой по краям. Летом в качестве головных уборов использовали суконные или войлочные шляпы. Женщины всегда носили головные уборы, они не могли выходить из дома с непокрытой головой. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывались тесьмой и вышивкой. На ногах они носили марокканские ботинки. Богатые калмычки дополнили костюм серьгами, браслетами и ожерельями. Ювелирные изделия изготавливались из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, коралла.

Традиции

У калмыков есть праздники, связанные с их религией: буддизмом. В основном они отмечаются массово, с вечеринками, угощениями и соревнованиями. Есть также некоторые праздники, не связанные с религиозными убеждениями, в том числе: День поэзии, День калмыцкого чая, День степи. Ежегодно проводится Фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное привлечь внимание людей всего мира к проблемам окружающей среды. Длится 1-2 недели, каждый раз ставится на новое место — между полями, где растут тюльпаны. Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посетить соревнования по борьбе, стрельбе из лука, верблюжьим бегам. Среди множества калмыцких религиозных праздников важны следующие:

  1. Цаган Сар. Новый год по лунно-солнечному календарю. Празднуется приход весны.
  2. День явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Отмечается в марте. Связан с деяниями Будды, победившего ложные учения.
  3. 29 мая — день рождения Будды Шакьямуни, его просветление и уход в паринирвану.
  4. 6 июля — день рождения Его Святейшества Далай-ламы.
  5. Первый поворот обучающего колеса. Это великий буддийский праздник, время которого определяется по лунному календарю. Проходит в июле. В этот день в церквях проходят процессии и молебны.
  6. Сошествие Будды с неба на землю. Мы отмечаем решение Будды найти последнее земное рождение, чтобы открыть возможность просветления всем живым существам.
  7. День рождения Чингисхана. Замечательный праздник, который имеет большое значение для калмыков. Чингисхана почитают за мудрость, читают лекции о его жизни и достижениях.
  8. Зул — национальный праздник Калмыкии. Это фестиваль лампад, один из старейших среди буддистов. В этот день зажигаются лампы и костры. Чтим память об уходе Цзонгхавы в нирвану, буддийского мастера, которого многие считают вторым Буддой. Отмечается в кругу семьи. Выполняется ритуал хождения по кругу с огнем в руке. Калмыки готовят еду, читают молитвы.

Имена

Калмыки используют имена не только из ойратского, но и из тибетского, санскритского и русского языков. Имена аборигенов часто происходят от названий животных, географических названий, чисел или цветов. Кроме того, мальчикам дают имена народных героев. Распространенное имя, в котором упоминаются качества, черты характера. Иногда дают имена с названиями драгоценных камней, небесных тел, планет. Некоторые мужские имена:

  • Алдар молодец;
  • Баатр — герой;
  • Уран — красный;
  • Джиргал — счастье;
  • Чон — волк;
  • Гальдж — огненный;
  • Бембья — это имя Сатурна;
  • Доржи — это бриллиант.

Девочек часто называют именами цветов, фруктов, присваивают женские черты характера. Нередко ребенку дают название музыкального инструмента. Женские имена:

  • Альвина белая;
  • Герель — это луна;
  • Донг хорошенький;
  • Замбага — магнолия;
  • Кермен — белка;
  • Лиджа — громким голосом;
  • Сарана — лилия;
  • Сувсана — жемчужина.

Чтобы защитить себя от злых духов, им были даны имена, заимствованные из других языков. Например: Егор — Ягур, Николай — Микула.

Оцените статью
Блог про культуры