- Слобода Дымково (город Киров) — свистульки для «свистопляски»
- Палех
- Материалы для творчества
- Обвинская роспись
- Гуслицкая роспись
- Липецкая роспись
- Ракульская роспись
- Гжельская майолика
- Гжель
- Дымковская игрушка
- Глиняные изделия и хохломская роспись
- Палехские и другие миниатюры
- Городецкая роспись
- Пижемская роспись
- Онежская роспись
- Село Коровино (Владимирская область) — посуда из «глиняного теста»
- Народные промыслы
- Дымковская игрушка
- Филимоновская игрушка
- Абрамцево-Кудринская резьба
- Вятские кружева
- Матрешка
- Финифть
- Тульский самовар
- Павлово-посадские шали
- Вологодское кружево
- Шемогодская резная береста
- Тульский пряник
- Оренбургский пуховый платок
- Роспись ёлочных игрушек
- Уральский малахит
- Хохлома
- Матрешка
- Деревня Жостово (Московская область) — «цветущие» подносы
- Павловопосадский платок
- Оренбургский платок
- Поселок Кубачи Дахадаевского района (Дагестан) — золотая инкрустация
- Русские ремёсла
- Основные ремесла русского народного промысла:
- Финифть
Слобода Дымково (город Киров) — свистульки для «свистопляски»
Более 400 лет назад в поселке Дымково (ныне микрорайон города Кирова) появились первые ритуальные игрушки — свистульки. Их изготавливали из красной глины и речного песка для «свистопляских» весенних праздников. Так в Дымково зародилось одно из старейших художественных промыслов России. Свой привычный вид дымковские игрушки приобрели в 19 веке — их начали раскрашивать характерными пестрыми узорами.
Обычно туристы приезжают в Дымково летом или осенью: весной здесь случаются наводнения. В «Вятской Венеции», как местные жители называют поселок, проходят фестивали, конкурсы, концерты и мастер-классы по лепке и росписи игрушек. В конце августа жители Дымково отмечают День курорта — главный праздник поселка.
В Кирове есть музей «Дымковская игрушка». Гости музея могут познакомиться с историей древнего ремесла, познакомиться с мастерами и вместе с ними вылепить знаменитые глиняные фигурки.
Палех
Палех, как и многие другие народные промыслы, возник на традициях иконописных школ. Чуть менее 100 лет назад лакированные шкатулки Палеха стали открытием Венецианского художественного вернисажа. Через год на Всемирной выставке в Париже эта же картина получила золотую медаль.
В основном палехские мастера изображали образы деревенской жизни и использовали сказочные мотивы. Их расписывали гуашью, красками, разбавленными столовым уксусом или квасом. Также использовались самодельные кисти, собранные вручную. Потому что почти идеальные белки больше не соответствуют стандартам.
Тонкое письмо, плавные плавные линии, сдержанная цветовая гамма — все это характеристика палехской миниатюры. И главное, что поражает в ней, — это свет, связанный с прообразом Божьей благодати.
Примеры росписи Палеха представлены в этом видео:
Материалы для творчества
Природа была главным источником вдохновения мастеров. Воплощая в своих произведениях образ окружающего мира, авторы старались буквально ничего не копировать. Этот репортаж читается подробно и хитирует даже в народном костюме.
Самобытный элемент культуры создавался в процессе творчества с учетом национальных народных традиций. На протяжении веков одежда менялась, но характерные для русской одежды элементы кроя, орнамента, некоторые материалы и украшения сохранились до наших дней.
К характерным чертам костюма семнадцатого-девятнадцатого веков можно отнести прямой и вытянутый силуэт по направлению к низу изделия и рукавам. Мастера использовали домашний текстиль, а позже фабричные ткани, отделывали платье вышивкой, кружевом, шитьем, мехом, тканями другого оттенка, благодаря чему человек мог выразить определенные чувства. Не зря говорят, что цвет — это язык народа. Основные цветовые тона в народных нарядах — красный и белый.
Что бы ни делали народные мастера, они делали это изобретательно и с любовью. Объекты, в которые вложено много труда, всю жизнь окружали человека.
История русских игрушек связана с народным творчеством и фольклором. Основными материалами для его изготовления были дерево и глина. Считалось, что игрушка способна защитить ребенка от болезней, привлечь болезнь к себе. Было, например, поверье, что, свистнув в глиняный свисток и сказав: «Пусть ущерб достанется тому, кто его послал», человек поправляется.
Любая популярная игрушка несла определенные символы. Защищал, развлекал, помогал ребенку познавать мир. Ему всегда хотелось взять в руки не только детей, ведь каждый такой красочный предмет согревался теплом человеческих рук, дарил любовь и красоту.
Глина, из которой делают свистульки, всегда считалась одним из древнейших материалов. Где бы ни находились заповедники, ремесленники изготавливали чаши, кувшины и другие предметы быта.
Обвинская роспись
Живопись Обвина — декоративно-прикладное искусство Урала. Наиболее характерные народные промыслы Прикамья полюбились любителям ярких красок и замысловатых орнаментов. И инструменты, и игрушки были украшены росписью Обина, но чаще всего их ставили на прялки. Основным мотивом картины Обвина стал восьмиконечный цветок, похожий на звезду. Это визитная карточка художников «Выгорецкого». Точное время и место зарождения живописной торговли на Обве не известны. Первые прялки датируются 1870-ми годами.
Гуслицкая роспись
Живопись Гуслицкого среди всех народных промыслов России часто называют «эксклюзивной», так как нигде не использовалась, кроме того региона, в котором появилась. Гуслицы расположены на юго-востоке Подмосковья, здесь когда-то ждали гонимые старообрядцы, бежавшие в другие места после церковного раскола. Гуслицкой росписью занимались старообрядцы, но ее происхождение восходит к византийскому орнаменту. Как правило, им украшали рукописи и старинные гравюры. Миниатюры Гуслицкого всегда готовились только вручную.
Липецкая роспись
Липецкая роспись — народный промысел России из Липецкой области. Мастерство, зародившееся в 18 веке, традиционно относилось к посуде: тарелки, ложки, миски изготавливались вручную из липового дерева, которое особенно хорошо растет в этих местах. На изготовление любого изделия по специальной технологии уходит ровно 72 дня, каждое из которых расписано вручную по правилам.
Стиль росписи вдохновлен мотивами елецкого кружева. В липецкой росписи часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыб, представителей флоры и фауны природы юга России и сказочных животных. Шрифт орнамента называется «парча», а еще одним важным элементом росписи является колоск пшеницы.
Ракульская роспись
Живопись Ракуля зародилась в Красноборском крае Архангельской области. Поселок Ульяновск стал центром торговли. Ключевые роли в картине отведены золотистой охре и черному цвету, но присутствуют также зеленый и темно-красный. Ракульская роспись отличается большим орнаментом в виде листьев, кустов и птиц, обычно сорок и кур. Ремесла зародились в середине 19 века в семье Витязевых, но в 1930-е годы пережили серьезный кризис и практически исчезли.
Гжельская майолика
Во времена Петра Великого в России появились первые попытки организовать централизованное производство художественной керамики. Ввести его в эксплуатацию удалось только в середине 18 века.
Впервые в России в 1747 году в производстве тонкой майолики доминировал московский купец Афанасий Гребенщиков. Славу этой посуде принесли изделия из майолики голубоватой поверхности с традиционной синей краской. Форма тарелок напоминала аналогичные изделия из серебра в стиле барокко. Гжельская майолика — один из ярчайших образцов русской художественной керамики.
Гжель
Гжель относится к изделиям из керамики. Керамика и фарфор производятся в одноименном городе с 17 века. Этот город также считался центром старообрядческой жизни, но расцвет Гжели, как одного из самых известных народных промыслов в России, пришелся на существование «Товарищества по производству фарфоровых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова» в конце 19 века. — начало 20 века. Основными цветами Гжели были белый и синий, но частные мастера позволили себе некоторые вольности. Например, они могли добавить золото. Классиками гжельской живописи стали известные художники:
- Азаров,
- Денисов,
- Неплюева,
- Федоровская,
- Олейников,
- Царегородцев,
- Подгорная,
- Гаранин,
- Симонов.
Их работы известны во всем мире.
Дымковская игрушка
Народные промыслы России сложно представить без яркой дымковской игрушки. Он зародился в поселке Дымково, впоследствии вошедшем в состав Кирова. Вся семья мастерила игрушки: кто-то добывал сырье, кто-то готовил смесь из комковатой штукатурки, кому-то заказывали лепить фигурки, кому-то обжигать и, наконец, раскрашивать.
С помощью Городецких игрушек воссоздан сюжет гуляний на площади
Пик развития рыболовства пришелся на начало 19 века. В год выпускалось около 100 тысяч изделий, поэтому они были востребованы. Есть записи, свидетельствующие о том, что в то время рыбной ловлей занимались 59 местных семей.
Из игрушек можно составить сюжетную композицию, в которой героями будут индейка и дама, ягненок и лошадь. Это искусство, без преувеличения, досталось людям — даже маленькие дети в саду лепят фигурки в традициях дымковских игрушек.
О том, как создается дымковская игрушка, читайте в статье: «Традиции дымковской росписи: основные этапы и цвета. Подробное описание росписи молодой дымковщины».
Глиняные изделия и хохломская роспись
На Кубани гончары создавали посуду, которую в этих краях называли глечик или макитра. Сегодня ремесленники, как бабушки и дедушки, прабабушки и дедушки, работают с глиной.
Продукция современных мастеров всегда востребована. Сегодня это уже не музейные экспонаты. Желающих приобрести тот или иной глиняный шедевр — предмет обихода или игрушку — очень много.
Прикоснувшись к керамике, человек имеет возможность окунуться в глубину веков и ощутить в руках древний материал, рассмотреть богатство орнамента. Лепку из глины можно делать в любом возрасте, этот процесс очень нравится детям. Для них это особенно полезно, ведь во время работы развиваются мелкая моторика, воображение и пространственное мышление.
Молодому учителю нужны точность и настойчивость. На влажном изделии обычно делают различные надрезы, загибы, наносят определенный узор. Это возможность выразить свои чувства и настроение. Здесь все зависит от авторской фантазии.
Народные промыслы развивались и развивались веками. У каждой профессии были свои особенности, свои секреты и свой язык. Несколько веков назад хохломская роспись появилась на земле Нижнего Новгорода. Хохлому часто называют золотой.
Хохломские мастера использовали в своих работах яркие цвета — черный, красный, золотистый, иногда зеленый. Золотого эффекта мастера добиваются интересным способом:
- Деревянные тарелки натирают алюминиевой пудрой.
- После покраски покрывается специальной олифой.
- Их обрабатывают в духовке три-четыре раза. За счет застывания продукт приобретает медовый оттенок.
Хохломская живопись — яркое национальное явление. Это народное искусство невозможно спутать ни с каким другим. Чаще всего в Хохломе можно увидеть растительный орнамент — фигурные ветки с ягодными гроздьями, напоминающие гибкую лиану.
Колорит росписи своим происхождением обязан древнерусской декоративной культуре XVII века. В эту эпоху такие же цветовые сочетания встречаются в иконах и фресках, в росписи церковной утвари. Узоры из трав с особыми волновыми ритмами можно было увидеть на гравюрах и росписях храмов того времени, на чеканных рамах икон и в позолоченной резьбе иконостасов. Фрески с растительными мотивами украшали церкви различных городов России, в том числе Нижнего Новгорода.
Палехские и другие миниатюры
Сложный орнамент в виде переплетенных между собой растений, перехваченных кольцами, напоминает страницы старинных религиозных книг. Такое народное искусство зародилось в небольшой деревне Семино, а в деревне Хохлома продавали ярко раскрашенные тарелки, что и дало название всему ремеслу.
В наше время особенно знаменит город Хохлома Семёнова. Отсюда хохломские произведения искусства распространяются по миру, прославляя русских мастеров, продолжающих древнее ремесло. Помимо хохломы в России есть и другие виды росписи:
- Гжельская майолика;
- Обвинская;
- Гуслицкая;
- Ракульская;
- Онега;
- Липецк;
- Пиземская;
- Петербург.
Ивановская область известна своим центром древнерусского искусства. Это Палех. Часто это название самой поделки, появившейся в старинной одноименной деревне. Первые упоминания о Палехе относятся к первой половине 17 века, но есть основания полагать, что деревня существовала еще до 15 века. Здесь создавали свои шедевры иконописцы.
Знания и секреты мастера передавались из поколения в поколение. В 18 веке искусство местных художников приобрело своеобразный стиль, который впоследствии получил название палехской письменности. Иконы, написанные ими, славились особой тонкостью исполнения и росписью темперой с использованием золота.
В начале ХХ века художники освоили материал папье-маше, перенеся на него традиционную технологию росписи старинных русских икон. В палехской лаковой миниатюре форма изображения обусловлена. Композиция построена на черном фоне, на котором видны люди, животные, птицы. Определенные сюжеты и истории рождаются на разных изделиях: ящиках, ящиках для порошка, солонках.
Городецкая роспись
И снова Нижегородская область подарила стране такую чудесную рыбалку. Несколько населенных пунктов под Городцем отняла особая роспись, которая здесь просто не могла не появиться. Лесные угодья, щедро дающие людям свое богатство, стали причиной появления здесь мастеров, которые искусно изготавливают предметы домашнего обихода, посуду, кухонную утварь.
Какие особенности рыбалки? Черный, красный или желтый рабочий фон, мастера красили дерево без грунтовки. Сначала использовались яичные краски, сегодня работают в основном с масляными составами. Живопись Городца отличается точностью линий, за которой, в том числе, заметили резчики. Рисунок нанесен крупными мазками, без эскиза.
Они изображали домашние застолья, простой крестьянский быт на деревянных изделиях (но придумывали и сцены из меркантильной жизни). Мастер рисует то, что видит вокруг себя. Он взял на себя роль рассказчика, поэтому произведения получаются не только красивыми, живописными, достоверными, но и повествовательными.
Пижемская роспись
Пижемская роспись известна с 17 века и обычно выполнялась акварелью: красной, зеленой, желтой, черной. Яркие северные картины со сложным орнаментом совсем не похожи на Пижемскую, где в основе четкая геометрия, выполненная черной краской, выполненная сажей на лиственничной смоле. Ромбы, точки, кресты, строгая симметрия — это живопись Пижемской.
Онежская роспись
Онежская или олонецкая роспись зародилась в низовьях реки Онеги. Оттенки синего, зеленого и красного обычно складываются в необычный букет из цветов, яблок и птиц. Прялки и другую домашнюю утварь расписывали онежской краской. Детали прорисованы крупными, непринужденными и смелыми мазками. Тип росписи появился в XVIII веке.
Село Коровино (Владимирская область) — посуда из «глиняного теста»
Мастера-гончары села Коровино использовали в своих работах местную глину — белую и красную. Керамика была обожжена особым образом, а затем покрыта контрастной цветной глазурью. Сильная и красивая терракота пользовалась большим спросом на Владимирской, Суздальской, Муромской и Павловской ярмарках.
Здесь до сих пор производят керамику по старинным технологиям. Мастера готовят глину сами. Сначала он хранится в специальных ямах и «созревает» на солнце. Затем добавляется вода и готовится «глиняная паста». Блюда ручной работы сушат мастера, затем готовят и украшают цветной или прозрачной глазурью. Мастера могут покрыть все изделие целиком, покрасить или украсить «под мрамор», смешав разные цвета.
Гости села Коровино могут не только понаблюдать за работой мастеров, но и взять уроки гончарного дела. Здесь туристам расскажут об истории местных ремесел и научат их основным секретам.
Народные промыслы
Если выпускались изделия народных промыслов, они автоматически переводились в разряд кустарных. Например, изделия из глины, резьба по дереву, кружево и т.д.
Дымковская игрушка
Недалеко от города Вятка находился поселок Дымково. Сегодня это один из районов поселка. В маленькой деревне в девятнадцатом веке зародилось искусство росписи детских игрушек из керамики.
В тех местах было большое количество залежей глины и песка, поэтому понятно, что гончарство стало одним из основных промыслов жителей. В основном люди специализировались на изготовлении кувшинов и горшков.
Для детей созданы яркие и веселые игрушки. Лепкой и рисованием занимались только дети и девочки. Дымковские изделия имели характерный узор, состоящий из кругов и полос. Еще одна отличительная черта изделия — золотая отделка.
Филимоновская игрушка
Ремесла развивались на гончарной основе недалеко от села Филимоново. Основное направление — создание разнообразных свистков. Русские поделки игрушек филимоновцев имели одну особенность — вытянутую форму.
Подобная отличительная особенность изделия связана с местной глиной и ее уникальными свойствами. В поселке до сих пор расписывают свистульки гусиным пером.
Абрамцево-Кудринская резьба
Ремесло зародилось в XIX веке недалеко от русской столицы в имении Абрамцево. Мастера изучали искусство и работали в столярной мастерской. Там их обучали основам живописи и рисунка.
Это была небольшая мастерская, которая стала базой для развития нового народного промысла в России. Все изделия отличаются особой резьбой, встретить две одинаковые модели практически невозможно.
Вятские кружева
Ремесло известно с 18 века. В середине 19 века в губернии действовала земская школа кружевниц. В Вятке долгие годы работала кружевная фабрика, но в начале 90-х ее закрыли.
Однако местные мастера сохранили технологии и традиции изготовления перфорированных изделий. Они периодически радуют потребителей новинками, вступая в небольшие артели или организации. |
Матрешка
Символ России, а также медведи на улицах и в лютые морозы. Веселая и немного пухленькая девушка с круглым лицом, одетая в платок и сарафан, покорила весь мир. Мимо «дамы» не может пройти ни один ценитель национальных сувениров и игрушек».
Сегодня матрешка — это не только символ русского народа, это хранитель русской культуры. Любой турист, приехавший в страну, считает покупку жизнерадостной девушки обязательным элементом программы. На ее фартуке изображены зарисовки, сказки и пейзажи.
Сейчас матрешка — дорогая коллекционная вещь. Редкий экземпляр может быть оценен в несколько сотен долларов.
Финифть
Прикладное искусство зародилось в 17 веке в Вологодской области. Винтажные броши, браслеты и подвески, быстро покорившие модные подиумы, — не что иное, как изделия, выполненные в технике эмали».
Раньше мастера наносили на белоснежную глазурь растительные орнаменты или фигурки животных, используя огромное разнообразие оттенков. Постепенно яркая и насыщенная техника стала терять популярность. На смену ему пришла монохромная живопись, в глазури стали использовать только белый, синий и зеленый цвета.
В наши дни мастера гармонично сочетают оба стиля.
Вернуться к оглавлению
Тульский самовар
В свободное от основной работы время мастер Тульского оружейного завода Федор Лисицын с удовольствием возился с медью. Он делал удивительные вещи с металлом. Однажды в результате многочисленных экспериментов родился самовар.
Позже его сыновья открыли собственную фабрику, где они могли покупать продукты и медь, что имело огромный успех. Лисицынские самовары различались формой и декором. Среди ассортимента можно найти бочки, вазы с тиснением, изделия в виде яиц с дельфинами-журавликами.
Павлово-посадские шали
Яркие или почти невесомые шали не теряют актуальности долгие годы. Ремесло зародилось в 18 веке на базе крестьянского хозяйства в селе Павлово. Позже он «развил» крупную мануфактуру, специализирующуюся на производстве шалей.
Ремесленники создавали платки из набивной шерсти, пользовавшиеся большим спросом у молодых женщин. В наше время оригинальный орнамент дополняют изящные элементы, например, челка. Шали выпускаются разных цветов.
Вологодское кружево
он сплетен на деревянных палочках и катушках. Все изображения выполнены из плотной и непрерывной льняной ленты, одинаковой по ширине. Орнамент четко прорисовывается на фоне решеток, украшенных элементами в виде звезд или розеток.
Шемогодская резная береста
Традиционное ремесло России. Узоры шемогодских резчиков называют берестяным шнурком. Обычно орнаментом украшают шкатулки, блюдца, тарелки, шкатулки и так далее
Симметричный мотив состоит из цветочных элементов, кругов, овалов и ромбов. Часто в изображение включены птицы или животные, архитектура. В некоторых товарах можно увидеть сцены чаепития или прогулки по саду.
Тульский пряник
Русское лакомство. В России не обходится ни одно торжественное или печальное событие без сладких и ароматных пряников. Пряники любили не только представители королевской семьи, но и простые крестьяне.
Для придания выпечке классической формы используется разделочная доска, на которой предварительно был вырезан узор.
Оренбургский пуховый платок
Для изготовления невесомого и одновременно теплого изделия используется натуральное козье перо. Шаль получается нежной, элегантной и практичной. Ажурные вязаные шарфы станут замечательным дополнением вашего наряда. Они настолько тонкие, что легко скользят по кольцу.
Женщины всех стран с трепетом относятся к оренбургским шалям, поэтому шаль станет отличным сувениром.
Вернуться к оглавлению
Роспись ёлочных игрушек
Не все ремесла имеют многовековую историю, некоторые зародились не так давно. Роспись елочных игрушек начали в XIX веке в деревне Данилово. Там же делались и сами игрушки.
Крестьяне были увлечены домашним промыслом, выдували фигурки из классической печи. Спрос на продукцию увеличился, и, как следствие, ремесленников стало больше. Вскоре ремесленники начали объединяться и организовывать производство, нанимая на работу рабочих.
Уральский малахит
В мире не так много месторождений зеленого камня. Драгоценный камень регулярно добывают в Америке, Африке, Южной Австралии и России. Однако по уникальности рисунка и насыщенности оттенка ни один камень из-за границы не может сравниться с уральским малахитом. По этой причине он является самым ценным на рынке и пользуется большим спросом.
Хохлома
В 17 веке в селе Хохлома Нижегородской губернии зародились одноименные народные промыслы. Здесь было много монастырей, и в их мастерских изготавливали деревянную тарелку. Ему нужна была последующая роспись, на которую местные мастера не пожалели красок. Они были сочными: радикальный черный, веселый красный, насыщенный золотой, иногда зеленый и желтый.
Мастера нанесли на тарелки специальный серебряный оловянный порошок, раскрасили изделие и несколько раз обработали его в духовке. И на дереве появился неповторимый золотистый оттенок.
Хохлому называют русским золотом не только потому, что золото — ее основной цвет. Среди русских ремесел это самое известное направление в мире. У всех это ассоциируется с настоящим русским шиком, размахом, точностью и тонкостью работы.
Матрешка
Вспоминая виды народных промыслов, сложно не поставить матрешку в первом ряду. Все ее точно знают. Так называется складная деревянная кукла, внутри которой находятся куклы поменьше. Это и сувенир, и развивающая игрушка.
Может показаться, что матрешка существует уже много веков — ничего подобного, она появилась ближе к концу 19 века. В основе русской матрешки — японская кукла Дарума, только в ней были сферические фигурки старика.
Считается, что матрешку изобрел Сергей Малютин, сотрудник студии «Детское воспитание». Первая матрешка была расписана гуашью. И назвали его почти случайно: имя Матрена было самым распространенным. Когда ателье Малютина закрылось, в Сергиевом Посаде продолжили изготовление матрешек.
Ну а бешеная популярность игрушки пришла после Парижской выставки 1900 года. Благодаря красивой декоративной форме и живописным мотивам она стала новинкой, которая до сих пор ассоциируется с Россией. Семеновский, Загорский, Полхов-Майданский, Вятский — разновидностей матрешек много, и каждая по-своему интересна.
Подробнее про матрешку здесь: Хохломская игрушка: история ее появления, достоинства расписной игрушки, мастер-класс по росписи матрешек
Деревня Жостово (Московская область) — «цветущие» подносы
Село Жостово, которое находится недалеко от города Мытищи в Подмосковье, славится росписью по металлу. С начала 19 века жостовские мастера покоряли Российскую Империю подносами с живописными букетами.
Первую «лаковую мастерскую» здесь открыл слуга графа Шереметьева Филипп Вишняков в начале 19 века. Изначально здесь расписывали изделия из папье-маше (кошельки, портсигары, табакерки), а в 1930-х годах сразу несколько местных мастерских начали производить кованые металлические подносы. Их украсила особая картина — «Жостово»: букеты полевых и садовых цветов, словно подсвеченные изнутри, и мелкие золотые орнаменты по краю.
Сегодня в Жостово все напоминает старинный промысел: даже таблички на фасадах зданий и уличные знаки выполнены в виде лотков. Многие местные жители открывают собственные мастерские или работают на фабрике декоративной росписи. В единственном в мире Музее подносов гости сами украшают металлические заготовки. После высыхания в специальной духовке и нанесения краски изделия можно забирать домой.
Павловопосадский платок
Крестьянское хозяйство было основано в 1795 году крестьянином И. Лабзиным. Первые павлопосадские шали были выпущены в 1860 году (раньше фабрика имела несколько другой профиль).
Долгое время узор наносился на ткань резными деревянными формами, на один платок уходило до 400 накладок. Уже около 50 лет роспись наносится на ткани с узорами из шелковой и нейлоновой сетки. Для мастерства характерен объемный флористический образ, иногда с добавлением стилизованного орнамента и зелени. Шали шали из плотной шерстяной ткани или полупрозрачной ткани.
Оренбургский платок
Прославленный в песне, далеко не забытый промысел появился более двух с половиной веков назад в Оренбургской области. Заслуга в ее внешности не только среди рукодельниц, но и среди серьезных ученых. Поэтому Петр Рычков опубликовал исследование по козьей шерсти и положил начало развитию пуховой торговли в регионе.
В 1851 году на Лондонской международной выставке широкое признание получила оренбургская шаль. И уже в последние годы существования Российской империи шарфы достигли пика своего спроса: даже британцы стали производить аналогичные изделия с пометкой «Имитация для Оренбурга».
Поселок Кубачи Дахадаевского района (Дагестан) — золотая инкрустация
Дагестанское село Кубачи славится своими традиционными ремеслами. «Ювелиры» изготавливают кольчуги, драгоценности, пластины из разных материалов: стали и железа, серебра и бронзы, костей и рогов. Они инкрустированы цветными металлами. Орнаменты наносятся на изделия специальными острыми инструментами, а затем маленьким молотком вбивают золотую или серебряную нить в выемку. Самым популярным среди ювелиров является традиционный растительный мотив, но в декоре также используются геометрические элементы, изображения животных и птиц, национальные орнаменты.
На Кубачинском художественном заводе есть музей. Здесь хранится сабля персидского полководца Надир-шаха, произведения искусства известных местных мастеров и предметы с советской символикой. Изделия кубачинских «ювелиров» хранятся в Государственном Историческом музее и в Эрмитаже, а за рубежом — в Лувре (Париж), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Музее Виктории и Альберта (Лондон).
Русские ремёсла
Народные мотивы в ремеслах — это не только традиция, но и украшение повседневной жизни. Некоторые русские поделки известны всем, матрешки — это деревянные куклы определенной формы, разных размеров, но есть и другие: шерстяные шали (ими славится Оренбург с XVIII века), тульские пряники (покрытые глазурью и с начинкой из варенья или сгущенки) и самовар П.Н. Фомина, известный с 1870 года (все слышали поговорку о поездке «в Тулу с собственным самоваром», плавку каслинских чугунных статуэток (изготовлены в г. Касли, г. Касли). Челябинская область).
Основные ремесла русского народного промысла:
- Пиццо Вологда
- Павлопосадские шали
- Пушистая оренбургская шаль
- Русская матрешка
- Гусевский кристалл
- Тульский самовар
- Пряник Тула
- Кастинг Касли
- Малахит Уральский
- Абрамцево-Кудринская резьба
- Скопинская керамика
Русская культура богата не только поэтами, писателями и композиторами, но и особыми народными промыслами, известными как в России, так и за рубежом. Очень важно, чтобы все они не только существовали, но и оставались популярными сегодня.
Финифть
Так называется русская ювелирная техника, заимствованная из византийских традиций. Изначально эмалевые вставки писали специально для церковных инструментов и икон. Но затем к списку артефактов добавились шкатулки и панно, украшения и фигурки.
Традиционными видами эмали стали растительный орнамент и пейзажи. Первые украшали украшения, вторые — шкатулки и панно. Технология создания глазури напоминает роспись по фарфору: изображение наносится на тонкую выпуклую металлическую пластину огнеупорными эмалевыми красками. Эмаль наносится в три слоя, это очень сложный, очень деликатный процесс.