Татарский национальный костюм: народная одежда

Содержание
  1. Немного истории
  2. Дополнительные элементы одеяния татар
  3. Головные уборы
  4. Обувь
  5. Вариант татарской обуви
  6. Бьюти-индустрия 100 лет назад: черные зубы, «скисший» шампунь и пилюли для высокой груди
  7. История наряда
  8. Цветовая гамма и оттенки
  9. Описание
  10. Цвета и оттенки
  11. Ткань и орнаменты
  12. Элементы
  13. Крой и декоративные швы
  14. Детская одежда
  15. Изю ‒ для чего его носили татарские женщины?
  16. Особенности и разновидности татарского национального костюма
  17. Традиционные костюмы мужчины и женщины
  18. Разновидности повседневной одежды
  19. Для женщин
  20. Для мужчин
  21. Для детей
  22. Татарские головные уборы
  23. Практичная рубаха
  24. Ювелирные украшения татар
  25. Национальная татарская обувь
  26. Национальные татарские украшения
  27. Современность
  28. Праздничные
  29. Новое время, прежние маркеры
  30. Гендерные разновидности
  31. Женский
  32. Детский
  33. Мужской
  34. Сочетание оттенков в костюме татарочки
  35. Типы ткани
  36. Варианты кроя
  37. Ткани и декор
  38. Повседневные наряды
  39. Одежда
  40. Головные уборы
  41. Особенности свадебного наряда

Немного истории

Татарское платье сформировалось в 18 веке, но позже в первоначальный образец были внесены многочисленные изменения. Одежда претерпела несколько изменений, но основные элементы остались нетронутыми.

Характеристики костюма во многом зависели от региона и вероисповедания. Наиболее значительное влияние на формирование народной одежды оказали поволжские татары и ислам.

Одежда крымского этноса существенно различалась. Именно они ввели в моду широкие юбки, сделав акцент на аппетитных бедрах татарок. В других регионах женщины предпочитали носить платья клиновидной формы.

Жители Татарстана считали, что душа человека покидает тело через дыры и дыры в одежде. Поэтому уделяли особое внимание мельчайшим зазорам и старались исправить их как можно быстрее.

Татары считали, что спасти жизнь можно только с помощью магического амулета. Для этого края одежды были обработаны уникальным орнаментом. Раньше в качестве узора использовались стрелки, но позже их заменили замысловатые завитки.

Одежду местами украшали. Например, область таза считалась интимной и секретной, поэтому ее никогда не украшали узором. Грудь воспринималась иначе, потому что она помогает девочкам кормить малышей. Эта территория была богато украшена орнаментами.

Традиционная одежда татар — шаровары и платье-рубашка. Поверх него накидывали кафтан или мантию. Кроме того, костюм дополнялся легкой льняной или конопляной одеждой, не имел подкладки и назывался чоба. Женщины обычно носили жилетки или фартуки.

Отличительная черта костюма татар — обилие орнамента и использование ярких тканей.

Дополнительные элементы одеяния татар

татарский народный костюм невозможно представить без разнообразных орнаментов и элементов декора. Именно по ним люди судили о благополучии и достатке семьи. Свадьбу могли отменить, если бы платья не были достаточно роскошными. Количество нарядов, качество пошива позволили судить о паре в целом.

Татарский национальный костюм
Дополнительные элементы одежды татар
Дополнительные элементы одежды татар
Дополнительные элементы одежды татар
Дополнительные элементы одежды татар
Дополнительные элементы одежды татар

Головные уборы

Татарский национальный костюм дополняют головные уборы. Голова женщины покрывалась специальным элементом, состоящим из трех слоев:

  • ткань;
  • покрывало и обруч;
  • шапка или шарф (оформить покрывало).

Мужской головной убор был двойным:

  • носить тюбетейку;
  • сверху — калфак (фетровая шляпа).

Как вариант, наверху носили тюрбан. Для того, чтобы окружающие ассоциировали человека с обеспеченным сословием, головные уборы украшали атласом и бархатом. Обычно тюбетейки были одноцветными. Яркие и красочные варианты выбрали молодые ребята.

Девочки носили однотипный мех или шапку — бюрек. Также его украшали вышивкой, бусинками, бусинами, серебром и различными камнями. Богатое убранство указывало на статус обладательницы шляпы. Привычная многим шляпа не является частью национальной одежды татар.

Волосы
Волосы
Волосы
Волосы
Волосы

Обувь

Как и в любом другом, в крымскотатарском народном костюме есть обувь.

он представлен сапогами (читек). Они всегда их носили, зимой надевали поверх теплых носков. Для повседневного использования были выбраны черные сапоги, праздничный вариант имел вышивку и аппликации. Также была рабочая обувь, название которой — чабата.

Интересный! Отличительная черта домашней обуви — носки с легкой оберткой, так как по поверьям татар нельзя поцарапать родину.

Обувь
Обувь
Обувь
Обувь
Обувь

Вариант татарской обуви

Особенности татарского национального костюма
У древних с древнейших времен есть свои особенности в традициях и культуре, которые отражаются в одежде. Узнаваемые элементы и детали сохранены в современной одежде, несмотря на обновленный крой.

Цветочные мотивы можно увидеть на рубашках, шапочках на голове. Разнообразие украшений можно увидеть на женщинах и девушках даже в современных повседневных платьях.

Бьюти-индустрия 100 лет назад: черные зубы, «скисший» шампунь и пилюли для высокой груди

Как татары использовали косметику до революции?

Сегодня почти все женщины (и многие мужчины) так или иначе пользуются косметикой и средствами по уходу за телом. А желание красиво выглядеть у представительниц прекрасного пола существовало практически всегда. Однако представление о красоте изменилось. Обозреватель «Реального времени», казанский этнограф Дина Гатина-Шафикова в новой авторской колонке, написанной специально для нашей интернет-газеты, рассказала, какой косметикой пользовались татарские модницы сто лет назад и за чем ходили, что соответствует ее бьюти-представлениям время.

История наряда

Классический татарский костюм начал свою историю в 18 веке. Татарская одежда — явление абстрактное, поскольку каждая подгруппа этого народа носила одежду, существенно отличающуюся от той, которую носили другие представители этой национальности. Например, традиционная одежда крымских татар сильно отличалась от одежды волжских татар. Именно последний оказал наибольшее влияние на дизайн народных костюмов.

На характер одежды повлияли восточные религии и традиции — она ​​украшалась изящными орнаментами с учетом высоких моральных норм. Но главным фактором, определившим внешний вид и состав татарской одежды, является странствующий образ жизни, чтобы одежда была удобной для вождения. Было комфортно и летом, и зимой. Он легкий, но теплый.

О татарском национальном костюме вы узнаете из этого видео.

При изготовлении платья использовались разные материалы:

  • шерсть;
  • ткань;
  • настоящая кожа;
  • войлок (верблюжий или овечий).

В наше время национальный костюм татар практически не используется в быту. Но широко используется как сценический и танцевальный костюм.

Цветовая гамма и оттенки

в одной тональности принято шить головные уборы и различные части одежды. Основной стиль — минимализм. Популярный цвет — темно-бордовый. Также часто можно встретить:

  • синий;
  • золото;
  • коричневый;
  • белый;
  • зеленый.

Минимализм относится к цветам и оттенкам, которые представлены в тканях, украшениях и аксессуарах.

Описание

Чтобы разобраться в нюансах одежды жителей Татарстана, стоит ее изучить подробно.

Цвета и оттенки

Цвет имеет большое значение при пошиве одежды. И это не дань модным тенденциям. Татарский национальный костюм «говорит» о положении человека в обществе и его религии. Кроме того, по цвету одежды можно определить семейное положение и возраст. Кроме того, тени четко распределены между кочевыми и крестьянскими народами.

В восемнадцатом веке был подчеркнут красный цвет. Он символизирует принадлежность владельца к дворянскому роду и его финансовую мощь. Однако в следующем столетии тень потеряла смысл. Вещи подобного цвета стали носить на торжественных мероприятиях.

Для большинства татар белый оттенок считается символом траура или старости. Такие же цвета платья выбирали пожилые женщины и люди, пришедшие на похороны.

В наше время татарский костюм полон ярких и сочных оттенков. Сиреневый, изумрудный или синий цвета часто встречаются в мужской и женской одежде. Они гармонично сочетаются с контрастным орнаментом и отделкой. Для вышивки обычно выбирают золотые или серебряные нити, что придает вещам индивидуальность и престиж.

Ткань и орнаменты

Раньше для производства одежды в основном использовали бархат. Подол и края одежды были отделаны мехом. Шерсть животных часто использовалась для украшения головных уборов. Со временем стало светлее, татары стали выбирать другие материалы. Наибольшим спросом пользовались хлопок, шерсть и шелк.

Для сшивания майки брали парчу, которую покрывали мелким орнаментом. Современные платья часто создаются из шелка и атласа, ведь ткань легкая и приятная на ощупь. К тому же ткань отлично передает глубину оттенков и зрительно делает образ насыщеннее.

Для вышивки обычно выбирали растительный орнамент, в котором сочетались несуществующие цветы, листья и фрукты. Большинство моделей были асимметричными. Все украшения условно были разделены на три категории:

  • Степь (маки, незабудки, гвоздики).
  • Луг (васильки, ромашки, колокольчики).
  • Садовые (астры, пионы, розы, ирисы).

Еще они использовали виноград и пальмовые листья для украшения одежды. Геометрические мотивы отошли на второй план, татары отдали предпочтение сердечкам, волнам и т.д. Особенность орнамента — полихромия (использование разных оттенков). Вернуться к оглавлению

Элементы

По украшениям девушки судили о благополучии ее семьи. Также мужчина считался большим любителем аксессуаров. Чаще всего они носили огромные кольца. Основное украшение девушек — подтяжка. Он был приготовлен из разных материалов.

Большинство татарских дам носили серьги. Уши прокалывались в раннем детстве (от трех до четырех лет). Такое украшение не снимали с юных лет до старости.

Также внимание было уделено аксессуарам для шеи, хотя в большинстве случаев они использовались не в эстетических целях, а в практических целях. С помощью украшений девушки скрывали глубокий вырез на рубашке.

Еще один оригинальный аксессуар татар — рогатка. Эта лента носилась на плече. У молодых мусульманок в поясах были небольшие карманы, куда они клали тексты Корана.

Крой и декоративные швы

Отличительная черта национального костюма татар — форма трапеции. Люди носили свободные рубашки, напоминающие тунику, и объемную верхнюю одежду. У классической рубашки отсутствовали плечевые швы, она была из прямой ткани. Некоторые татары носили рубашки с воротником-стойкой.

Для декорирования тканей использовалось несколько декоративных швов:

  • Случайный. С помощью толстых ниток узор был выполнен в виде полосок. Чаще всего используется для украшения шарфов и поясов.
  • Кипрская ткань. Волокна накладывались на нити основы, полностью перекрывая их. Орнамент узнаваем по характерным промежуткам, напоминающим ступеньки.
  • Зал заседаний. Нити повторяются спереди и сзади. Шов напоминает декоративную вышивку.

Детская одежда

Татарская одежда для самых маленьких универсальна. Первые отличия проявляются в одежде для детей старшего возраста. В первую очередь разница видна в цветах. Наряд юных красавиц был выполнен в бордовом, синем или зеленом цвете, костюм мальчиков — в лаконичных черных или синих тонах. По мере взросления к одежде малышки добавлялись сменные аксессуары, обувь и головные уборы.

Татарский национальный костюм

Изю ‒ для чего его носили татарские женщины?

Отдельно хотелось бы поговорить об изюме. Мало кто знает эту деталь одежды. И имя нигде встречается редко.

Это украшение для женской груди, которое хозяйка обычно делала своими руками. Его сшили из широкой ленты и обработали по краю монетами, лентами и бусинами.

Как и все остальные составляющие костюма, изюм имел свое предназначение. Они были прикрыты прорезью на платье или рубашке замужней девушки. Что-то вроде фартука на груди. Также по нему можно было определить, насколько богата дама. В конце концов, они украшали изу всем в доме.

Особенности и разновидности татарского национального костюма

Основная составляющая мужской и женской одежды — удлиненная и вместительная рубашка. Его обязательными элементами должны быть клинья сбоку и глубокий вырез спереди. Рубашка носилась без пояса и украшалась различными декоративными элементами. Силуэт изделия трапециевидный. Самая главная составляющая — пояс из яркого бархата, украшенный тончайшим мехом или золотой лентой. Он был украшен крупными золотыми и серебряными пряжками. Свободные штаны шили из плотных льняных тканей.
В женском костюме наиболее ярко выражено выражение национального колорита. Он выглядит намного богаче мужчины, потому что татарских женщин с детства учили шитью, вышивке и разным рукоделию. Он имеет приталенный силуэт, который придает женщинам утонченную грацию.

Поверх длинной рубашки с широкими рукавами женщины надевали безрукавку или майку. Майка шилась из цветного или однотонного бархата, а длина должна была обязательно доходить до колен. Он мог быть без рукавов или без дна. Он был украшен монетами, перьями и другими красивыми предметами. Также носили носки, сшитые из шерстяных материалов или связанные шерстяными нитками.

И женскую, и мужскую одежду украшали дорогими и драгоценными мехами. Большой популярностью пользовался мех бобра, соболя, каменной куницы и буро-черной лисицы. Зимой к традиционной одежде добавляли меха. Народный костюм украшен обилием элементов вышивки.

Важно! Детская одежда шилась по образу и подобию взрослой одежды. Отличительная черта — обилие всевозможных ярких деталей и ярких сочных красок.

Мальчики также носили свободные длинные рубашки. Для удобства манжеты пришиты к рукавам. Кроме того, молодые люди носили майки и элегантные брюки контрастных цветов. Наряды девочек еще более изысканные.

Долгими вечерами их мамы и бабушки создавали для своих красавиц эксклюзивные платья. Платья были сшиты в несколько уровней. Они полностью закрывали все части тела и были очень длинными. Голову украшал традиционный головной убор, с которого свисала почти прозрачная ткань, прикрывавшая спину.

Традиционные костюмы мужчины и женщины

Разновидности повседневной одежды

Определяющая характеристика национальности встречается во многих обычаях. Образ татар говорит о том, что они практичны и склонны создавать комфорт вне зависимости от условий, в которых им приходится жить.
Традиционный татарский костюм представлен следующими элементами:

  • рубашка;
  • мешковатые штаны (шаровары);
  • распашной халат.

Есть и головной убор: женщина носит платок, мужская тюбетейка. В любом случае он богато украшен различными элементами декора. Есть мотив или орнамент, указывающий на особенности жанра, вышивки из золота, монет и бус различных размеров.

В 90% случаев образцы взяты из флоры или фауны, что свидетельствует о бережном отношении к природе. К особенностям можно отнести то, что мужская и женская одежда не имеет существенных отличий. Но некоторые еще есть.

Для женщин

Женский вариант длиннее мужского: рубашка достигает стопы. Для шитья используются натуральные ткани и материалы:

  • хлопок;
  • шелк;
  • парча;
  • бархат;

В качестве элементов декора использованы яркие ленты, тесьма (в серебряных и золотых оттенках), разноцветные бусины, тонкое кружево и различные безделушки. Женщинам, девушкам и девушкам также приходилось носить тешелдрек или кукрекче, закрывающий большой вырез на груди.

Изящество женскому образу придала легкая посадка брюк. Верхняя часть (camiciola) была перевязана с правой стороны, имела боковые клинья (эти характеристики уже учтены в конструкции). Особенность в том, что верхняя часть повседневной одежды татарских женщин была более богато украшена: меха и вышивка. Верх женского платья:

  • широкий халат (обернутый вокруг);
  • блузка;
  • безрукавка до бедра (с рукавами и без).

Украшение этих элементов было выполнено монетами, перьями или косичками. Для изготовления туники использовались бархат, меховые элементы и золотая тесьма. Ремень заслуживает особого внимания. Он был украшен большими серебряными пряжками. Зимой в костюм добавлялся меховой элемент — шуба.

Мужчина носит короткую рубашку, женщина — длинную рубашку, похожую на платье.

Для мужчин

Рубашка имела боковые ластовицы и глубокий вырез, чтобы движения были максимально свободными и ничем не сковывались. Его следует носить без ремня.

Брюки также шили из натуральных материалов — льна или хлопка, ткань была однотонной. Для мужчин допускались полосы. Прочность и долговечность изделий позволяла носить брюки долгое время без дальнейшего ремонта

Для детей

Детская одежда была универсальной и удобной. С возрастом появляются первые отличительные признаки, указывающие на пол малышки. Основные цвета для девочек — зеленый, бордовый, синий, для мальчиков — синий или черный. Не было необходимости красить или украшать одежду специальными красками. Украшения и аксессуары появились по мере того, как дети росли.

Традиционные костюмы для мужчин и женщин
Традиционные костюмы для мужчин и женщин
Традиционные костюмы для мужчин и женщин
Традиционные костюмы для мужчин и женщин
Традиционные костюмы для мужчин и женщин
Традиционные костюмы для мужчин и женщин

Татарские головные уборы

Они делятся на домашние и выходные. В первом случае на голову надевали тюбетейку. Это небольшая шапка, которая закрывала только макушку. На него надевали самые разные шапки из ткани, фетра и меха.

Капюшон прошивали по всей поверхности швами, а между ними прокладывали конский волос. Использовалась разнообразная ткань, разным был и узор, поэтому головной убор имел огромное количество вариаций. Яркие тюбетейки облюбовали юные мальчики, татары постарше остановились на скромных однотонных моделях.

В головных уборах для женщин четко прослеживалась возрастная дифференциация. Калфак был самым популярным. На нее накладывалась орнаментальная повязка (ука-чачак), конусообразный конец с кисточкой откидывался назад.

Замужние женщины покрывали не только волосы, но также шею и спину. Женский головной убор состоял из трех основных элементов. Косы использовались, чтобы собирать и покрывать волосы. Мусульманки заплетали локоны в две косы и прятали их под чепчик, как молодые русские женщины.

Основной или средний головной убор (покрывало) часто носили пожилые женщины. Он отличался по форме: треугольной, квадратной и т.д. Верхний головной убор надевали на покрывало, чтобы плотно закрепить его. Для этого использовались бинты и головные уборы.

Практичная рубаха

Рубашкой татарской женщины служили нижнее белье и платье. В предыдущем наборе рубашка не надевалась, что было типично для многих, однако позже, особенно в городах, ее все равно носили. М. Невзоров в своем «Путешествии в Казань в 1800 году» отмечал: «Даже богатые женщины носят два платья: нижнее со сборками на груди, вышитое и застегивающееся на пуговицы; верхняя часть сшита из простых шелковых тканей, из тонкой парусины а иногда и дорогую парчу».

Всего у татар было два вида рубашек. Первый, самый старый, — туника с центральным разрезом на груди, мехом, широкими и длинными рукавами. Второй, уже характерный для второй половины XIX века, когда повсеместно формировался национальный татарский стиль — с тупыми плечами и закругленными проймами рукавов. Следует отметить, что именно в это время по канонам европейской моды и появились татарские платья с кайфом, придающими фигуре пышность.

Рубашки могли быть цельными, съемными, украшенными воланами по нижнему и верхнему краям, а также бесчисленными рядами воланов, тесьмы, кружева, бейки и различных кисточек. Состоятельные татарские женщины носили рубашки из дорогих «китайских» тканей — парчи, шелка, шерсти и хлопка. Самые простые шили из самодельной пряжи, но при первой возможности старались закупить и не самодельный материал.

Ювелирные украшения татар

Женские украшения — показатель материального достатка и социального статуса семьи. Как правило, украшения были из серебра, позолочены и инкрустированы камнями.

Предпочтение отдавалось коричневому сердолику и голубовато-зеленой бирюзе, наделенной магической силой. Часто использовались сиреневые аметисты, дымчатый топаз и горный хрусталь. Женщины носили перстни, перстни, браслеты разного типа, затворы и браслеты типа «як чылбыры». Уже в конце 19 века нагрудный ремень был нужен как оберег и украшение. Драгоценности передавались в семье по наследству, постепенно объединяясь с новыми вещами. Татарские ювелиры — комещи — обычно работали по индивидуальным заказам, в результате чего до наших дней сохранилось множество разнообразных изделий.

Традиционно татарка носила одновременно несколько вещей весом до 20 килограммов: всевозможные цепочки с подвесками, часы и, кроме того, одну с висящей кораницей, дополненную бусами и брошами.

Многие элементы украшений татар, претерпев очень незначительные изменения, вошли в повседневную жизнь женщин других национальностей. Теперь, когда возродился интерес к своей национальной истории, обычаям и традициям, многие люди вынимают из сундуков любимой бабушки великолепные изделия национальных мастеров и служат отличным дополнением к нашим, порой довольно невзрачным городским обычаям. Ведь настоящая красота, рожденная творчеством наших предков, никогда не выйдет из моды.

Особое значение имели украшения из бирюзы. Этот камень считался символом счастья и плодотворной семейной жизни. Его символика связана с древневосточными поверьями: как будто бирюза была костями давно умерших предков, и правильное ее созерцание делало человека счастливым.

Среди драгоценностей известны как женщины, так и мужчины. Если у мужчин высшего сословия были драгоценные кольца, перстни с печатками и пряжки для ремней, то ассортимент женских украшений был намного шире, что связано с общей мусульманской традицией. Богатство мужчины определялось богатством его одежды и количеством драгоценных украшений его женщины. Наряду с декоративной функцией шейные и нагрудные украшения татарских женщин играли и утилитарную роль: они шнуровали или прикрывали своими декоративными деталями традиционно глубокий вырез женской рубахи.

В первую очередь, это матерчатые нагрудники, разные по форме и декору. Так, у казанских татар преобладали нагрудники, украшенные тесьмой и приподнятые пластины драгоценных камней, у мишари Сергачских, кряшенских, сибирских татар — вышитых чешуйчатыми монетами, у мишари кузнецко-хвалынских — богато вышитых золотым швом атласом, у зауральских татар, а также кораллы и бусы и тд

Национальная татарская обувь

Представители народа носили суконные или шерстяные носки. Самая старая модель — Тула Оек. Для их изготовления использовалась самодельная ткань белоснежного оттенка. Чулки носили с обувью из рафии или кожи.

Национальная одежда татар — сапоги мошенников. Их шили из мягких материалов: марокканского или хромированного. Отличительная особенность модели — гибкая подошва. Кожаную обувь могли позволить себе только зажиточные татары. Ботинки носили круглый год.

Черные ичиги использовали мальчики и девочки, только у последних они были немного короче и без наручников. Для праздничных мероприятий были выбраны читек-экаюлы, они были декорированы в традиционной технике кожаной мозаики, с которой в совершенстве владели татары.

При выходе из помещения галоши надевали на сапоги. На праздничные мероприятия татары достали из кафе обувь. Дамы выбрали туфли на небольшом каблуке, со слегка приподнятым носком. Рабочие предпочитали носить обувь из рафии, потому что она была легкой и удобной.

Национальные татарские украшения

Аксессуары использовали не только женщины, но и мужчины. У парней не так много украшений: кольца, пряжки ремня. А вот для женщин ассортимент более разнообразный. Недаром о благополучии мужа судят по тому, насколько богато «одета» его жена.

С давних времен женщины носили серьги. Помимо собственных моделей, дизайн аксессуаров был позаимствован у россиян и кавказцев.

Среди татарских женщин были популярны и шейно-грудные украшения. Мусульманки носили пояс, в небольших карманах которого хранились отрывки из Корана. Вернуться к оглавлению

Современность

Со временем традиционный татарский костюм претерпел изменения. Теперь платье может иметь другой фасон и длину, но узнаваемые детали сохранились. К последним можно отнести растительный орнамент, неизменную шапку-калфак, большое количество орнаментов как на девушке, так и на самом костюме. Калфак пошит в тон платью, может быть однотонным, а также иметь немного отличную форму от классической.

Праздничные

Платья для торжественных случаев отличаются материалом и обилием декоративных элементов. Современную одежду часто шьют по-европейски, но национальный колорит остается. Это проявляется в длине вещей, в орнаменте, в стиле и т.д.

Танцевальный костюм можно отличить от жилета с клапаном, шляпы с кисточками и классического орнамента одежды.

Новое время, прежние маркеры

После почти столетия забвения на первый план выходят знания о материальной и духовной культуре. Если еще десять лет назад многие удивленно смотрели на меня, когда, проводя экскурсию в Национальный музей, я употреблял неопубликованные слова, такие как хасит, izү, byti, kәttәҗi и другие, то теперь, благодаря тому, что проводятся не только выставки, даются уроки, снимаются ролики на YouTube, а кроме того, появились люди, которые просто обожают татарский костюм и на его основе создают целые модные коллекции. После нескольких лет работы на фестивале татарской культуры «Печун базар», все стали носить магез калфак, своего рода коттё, и снова в моду снова вернулся нагрудник, а в начале этого года хасито и рогатка як чылбыра были внезапно ударил. И уже на гала-концерте областного тура «Татар кызы 2021» в этих жемчужинах засияли прекрасные девушки.

Конечно, все красиво, все это отражает нашу культуру и, ну, давно забытое, дорогое нам возвращается. Однако у многих нет образа в голове. Да, есть знание, которое сопровождает нас из детского сада, прославленное в театре на татарском женском костюме. Если деревня, то — рубашка, непонятные штаны, которые выглядят как мешковатые штаны, фартук, майка, которую часто называют жилеткой, ажурный шарф в татарском стиле (на двух соседних углах на затылке), возможно туфли из рафии и, возможно, наши любимые сапоги. Перед нами предстает городской костюм в разнообразных шелках, такая же рубашка с майкой, калфак, возможно, с шалью и сапогами. Вроде бы все правильно, каждый комплекс народного костюма имеет определенные показатели, по которым он читается, как своими, так и другими. Это значит, что, даже не начав писать, уже можно не продолжать, база перед нами, чтобы потом дать разбираться специалистам.

сейчас двадцать первый год двадцать первого века, мы все пережили карантин, мы научились ходить в масках, а также более ответственно относиться к полученным знаниям. У нас уже нет единой программы, появляются новые площадки, на которых можно увеличить объем. Все это касается и татарского костюма. Конечно, в нем есть узнаваемые и воспроизводимые элементы, но богатая история ношения и традиционного ансамбля на этом не заканчивается.

интересно, что и Каюм Насыри задал вопрос: «А будет ли человек, который знает, сколько татары использовали сегодня?» И, собственно говоря, мы не знаем наверняка о Средневековье в целом. Здесь есть великолепные реконструкции, несколько живописных источников, но, к сожалению, нет сохранившегося материального наследия. Сегодня мы можем проследить историю комплекса костюмов до восемнадцатого века, согласно некоторым моделям и аналогиям, до шестнадцатого века, но наиболее изученным и известным ученым является девятнадцатый век.

Кроме того, необходимо вспомнить слова Н.И. Воробьевой: «Одежда казанских татар, как и другие элементы их культуры, представляется достаточно сложной по своему происхождению и развитию. Рассматривая ее, мы имеем, с одной стороны, набор, так сказать, «национальной» одежды, точнее уже прочно укоренившейся в повседневной жизни, а с другой — ряд заимствований из повседневной жизни других национальностей».

Таким образом, мы узнаем больше о нюансах одежды, таких как пол и возрастные различия, например, не все, что носит девушка, может носить замужняя женщина. Кроме того, мы узнаем, что татары, как писали исследователи выше, не жили в вакууме, а взаимодействовали со своими соседями, впоследствии перенимая понравившиеся им элементы декора и одежды.

Гендерные разновидности

У каждого члена нации была собственная одежда с отличительными элементами.

Женский

Национальная одежда состоит из рубашки, нижнего нагрудника и брюк. Такой наряд отлично подойдет к любой ситуации. В начале 20 века шили нарядные платья для молодых женщин. К изделию прикреплен нижний нагрудник. Его крепили на плечах или шее тонкими лямками. Повязку обязательно украшали узором.

Некоторые татарские девушки в быту постоянно носили фартук. Кто-то сочетал его с праздничным платьем, кто-то носил только с деловой одеждой.

Из верхней одежды большим спросом пользовались майки и бисмет. Первый — это короткий приталенный жилет, второй — длинное пальто с узкой спинкой. Бишмет часто украшали мехом; вместо традиционной пуговицы использовалась серебряная пряжка. Он также служил украшением одежды.

В качестве головного убора молодые незамужние женщины носили шапку или калфак. Замужним женщинам приходилось прятать волосы и закрывать спину. Их головной убор включал в себя линию роста волос и вуаль.

Детский

Детская татарская национальная одежда практически не отличалась от взрослых моделей. Однако в их нарядах присутствовали более яркие элементы:

  • В костюм мальчика входила удлиненная рубашка с широкими рукавами. Чтобы одежда не доставляла дискомфорта, использовались манжеты. Обязательный элемент костюма — майка, расшитая различными орнаментами. Брюки часто были мешковатыми и делались из контрастной ткани, чтобы не отвлекать внимание от рубашки. Они ставят сапоги на ноги. В теплое время года использовались тапочки или легкая обувь.
  • Костюм для девочки представляет собой многослойное платье, закрывающее шею, плечи и рукава. Голову украшает национальная одежда, с которой ниспадает легкая вуаль, полностью закрывающая спину. Платье выполнено в ярких тонах и декорировано оригинальным орнаментом.

Мужской

Национальная одежда татар состоит из свободной рубашки с ластовицами под мышками и рукавов реглан. Рубашка удлиненная, штаны вместительные. Есть два типа мужской одежды, каждая из которых отличается своей деталью.

  • В обтяжку или с прямой спиной. К таким вещам относятся майка (куртка), бишмет (пальто из плотной ткани) и чобу (легкая верхняя одежда).
  • Ко второму типу относятся чикмэнь, джилиан и дубленка. Первая — это демисезонная одежда. Джилиан — халат с небольшим воротником, его можно носить в любое время года. Дубленка — зимняя одежда из меха.
Обязательной частью мужского костюма является пояс. Раньше богатые парни носили шелковые пояса, украшенные бахромой из серебряных и золотых нитей.

Сочетание оттенков в костюме татарочки

Типы ткани

Ткань и орнаменты разнообразны, что позволяет создавать самые разные варианты на все случаи жизни. Раньше ткань выбиралась в зависимости от случая, для которого шили одежду. Для повседневного использования использовался плотный материал, который можно часто стирать. Подкладкой служила овчина, позже использовалась вата.

Шелковая ткань, парча и шерсть использовались для вечеринок и торжеств. В качестве украшения использовались вышивка и тесьма. В качестве утеплителя использовался мех соболя, лисицы и песца.

Варианты кроя

Одежда украшена декоративной строчкой. Из них формировались различные орнаменты, полосы и узоры. Типичный мотив национального костюма — изображение природных мотивов (колокольчик, астра, роза, тюльпан, лошадь). Кроме того, на одежде часто вышивали треугольник. Основными были и остаются растительные мотивы.

Ткани и декор

Если раньше самым популярным материалом в костюмах татарских народов был бархат, дополненный несколькими метрами тесьмы из золотых нитей, то сегодня ассортимент, несомненно, расширился. Все чаще в натуральные ткани добавляют синтетические волокна, чтобы сделать одежду более практичной. Свадебные платья обычно шьют из атласа, парчи, дюпона, жаккарда. Как и во всем мире, в тренде тончайшее кружево, подчеркивающее женственность, нежность и воздушность свадебного образа.

фото татарского свадебного платья

Многочисленные модернизированные идеи украшения свадебного платья имеют преимущественно европейские корни. Татарская вышивка — это то, что осталось неизменным в свадебных платьях: красочные золотые орнаменты, цветочные мотивы украшают рукава, подол юбки, фату или хиджаб. Эта отличительная черта придает внешнему виду невесты особый шарм, женственность, королевскую неповторимость, а выглядит такое украшение очень дорого и изысканно.

Повседневные наряды

Повседневный костюм татар был выполнен в стиле минимализма, все элементы носились свободно. Домашним головным убором татарки был платок, а у мужчин — тюбетейка. Кроме того, в национальном образе присутствовали специальные украшения, позволяющие внешне определить материальное состояние человека и его статус в обществе.

Одежда

Брюки, рубашки, верхняя одежда имели разную длину, ширину, украшения и изготавливались из дешевых или дорогих тканей. Каждый традиционный элемент свободно лежал на фигуре: рукава были широкими, подол юбки развевался, майка облегала. Различия в повседневной одежде по полу:

  1. Национальные татарские костюмы шили из хлопка, шелка, парчи, бархата и льна. Длинная рубашка напоминала платье; у крымских татар его дополняли воланы и трапециевидный силуэт, скрывавший большие бедра девушки. Свободный халат, майка или безрукавка оборачивалась с правой стороны, их длина доходила до середины бедра. Для украшения одежды и головных уборов использовали тесьму, бусинки, кружево, монеты, яркие ленты.
  2. Мужской костюм шили из хлопка, льна, шерсти, шелка. Рубашка до колен имела боковые ластовицы, вырез под голову, ничем не подпоясывалась. Верхняя одежда оборачивалась вокруг, застегивалась шелковой, хлопчатобумажной или бархатной лентой. Цветочные мотивы или декоративные строчки, выполненные серебряными и золотыми нитками, использовались в качестве украшения по подолу майки.

Статус супружеской пары и их положение в обществе определялся богато украшенным татарским национальным костюмом. Наиболее ценными видами считались бобр, соболь, песец, каменная куница, черно-бурая лисица.

Головные уборы

Головной убор считался обязательным элементом традиционного татарского костюма. Девочки носили на голове многослойную «конструкцию», состоящую из следующих элементов: ткани, покрывала, обруча, шапки или шарфа. С помощью последнего покрывало закреплялось на голове.

Интересные факты о женских головных уборах:

  1. Девочке и девушке предлагались простые головные уборы (бюрек) из плотной ткани или меха.
  2. В деревнях татарка носила вязаный калфак из белой ткани; городские девушки отдавали предпочтение изделиям из дорогих полосатых шелковых ниток.
  3. Замужние женщины покрывали головным убором не только волосы, но также шею и тело.
  4. Треугольные, прямоугольные и квадратные покрывала носили пожилые женщины.

Мужской головной убор состоял из двух частей: нижней (для повседневного использования в домашних условиях) и верхней (предназначенной для выхода). Для дома использовалась мужская тюбетейка, которая закрывала только макушку. Поверх фуражки надевались войлочные или матерчатые шапки, бюрек, чалма. Яркие нарядные сахара из дорогих тканей предназначались для молодежи. Взрослые и пожилые татары выбирали однотонные шапки.


Щиток


Бурек


Калфаки


Девушки в национальных татарских головных уборах

Особенности свадебного наряда

Платье татарской невесты должно быть длинным и закрытым. Традиционно девушки выбрали белый оттенок платья, но некоторые предпочли яркие оттенки. Например, синий или бордовый.

Нередко наряд дополнялась безрукавкой насыщенного цвета. На ногах девушки были легкие (ситком) туфли или сапоги. Невеста надевала на голову кружево или фату из калфака. Отличительная черта свадебного платья — большое количество украшений (кольца, браслеты, серьги). Аксессуары говорят о высоком положении девушки в обществе и ее материальном достатке.

Одежда мальчиков была намного скромнее. Они покупают классическое платье, украшенное лентами. Кроме того, дополнением к одежде служил головной убор. Если свадебная церемония требовала строгих правил, жених носил рубашку и бархатный пиджак.

Оцените статью
Блог про культуры