- История промысла
- Иконописцы, стенописцы и живописцы
- Элементы палехской росписи
- Отличительная особенность палехской росписи:
- Собор на Горе
- Как отличить от подделок
- Кратко о технологии
- Родоначальники стиля
- Первое признанеи
- Обучение палехской миниатюре
- Особенности палехского письма
- Современные художники
- Применение лупы
- Зуб волка
- Техника выполнения
- Русская литература в палехской миниатюре
- История возникновения и развитие в России
- Послевоенные годы
- Стиль палехской миниатюры
- Гете и восторженные парижанки
- Как началось иконописание в Палехе
История промысла
Первоначально художники Палеха были наиболее известны своей церковной росписью, но в послереволюционный период в Палехе они создали Палехскую артель, мастера которой начали рисовать по дереву. А в 1925 году работы художников этой артели экспонировались на выставке в Париже и снискали мировую известность.
(город Палех)
Особый бум палехской живописи был характерен для конца 1960-х — начала 1980-х годов:
- выпущено огромное количество советских открыток с миниатюрами, выполненными в палехской технике;
- выпускались марки с палехской росписью;
- косметические сувенирные и подарочные наборы продавались в коробках с палехской краской и с одинаковым изображением на этикетках;
- большой популярностью пользовались декоративные подносы и шкатулки, в которых были представлены не только сюжеты былин и сказок, но и история завоеваний советских людей.
Иконописцы, стенописцы и живописцы
В музее
Сходные цветовые предпочтения имеют ранние иконы Палеха — белые, розовые и оранжево-коричневые тона изображений на охристом фоне. При этом грани похожи друг на друга, иногда крупнее, но сами фигуры отличаются свободно принятым положением тел. Одна из особенностей — пустое пространство, светящиеся точки на лицах и оголенные участки тела, плавно переходящие в тень. С годами особенности палехского стиля в иконописи становятся все более очевидными. Количество штампов, обрамляющих икону, близко соответствует канонам богослужения, а окружающие детали, будь то фрагменты пейзажа или построек, имеют сложную и изящную форму, словно сверкают, дышат, живут. Солнце, луна, звезды, деревья, трава, холмы, животные и птицы подробно описаны. Эксперты отметили, что иконописные иконы Палеха как бы перекликаются с церковными песнопениями.
Икона Божией Матери «Всем страждущим радость». Конец XVIII — начало. Девятнадцатый век.
Уже признано мастерство палешанских иконописцев XVIII века: это иконы, заказанные для соборов, приходских церквей и монастырей, даже для православных церквей Сербии, Валахии, Болгарии. Палех становится богатым; Бутурлиньс, поощряя прибыльный промысел, старается не отдавать палестинцев в рекруты, вместо этого отправляя крепостных из других владений на военную службу. Интересный факт приводит в книге «Палех и Палех» директор музея О.А. Колесова:
«Крестьяне Палеха могли позволить себе не только нанимать рабочих, но и покупать их. В одном из писем Петр Бутурлин отказывается покупать крестьян господина Шарапова, «но если кто-то из наших крестьян захочет их купить, то я оставлю их и пришлю им купчую».
«Примета». Начало 19 века.
Искусство Палеха не останавливается, оно развивается. Цвета загораются, контрасты становятся резче. В культовой живописи России, как и в других сферах творчества, присматриваются к европейским моделям. Новую технику называют «фряжским стилем», сглаживаются резко поднимающиеся к вершине холмы и скалы, уменьшается количество деталей, торжествует линейная перспектива. Сейчас над иконой работает только один мастер, а раньше за лица и фон отвечали несколько иконописцев, «личностей» и «дошкольников».
Лица раскрашивались тонкими многослойными смесями: слой за слоем наносились более светлые тона к основному цвету, выделяя выпуклые части головы. Затем краснота «растаяла», затем зрачки и волосы. Все было соединено полутонами и «слито» в единое целое, так что предыдущие смеси просвечивали через последний слой. Пространства представляли собой пятна, которые медленно переходили в тень; с особой тщательностью они позаботились о ландшафте и архитектурных деталях.
«Чудо Георгия на змее». Второй четверг. Девятнадцатый век.
В 19 веке положение фигур святых было более однообразным, однообразным, но икона была окаймлена штампами с изображением святых и их деяний. Создаются иконографические менеи, своего рода иллюстрированный календарь православных праздников — на полгода, на год. В технике «узорчатости» появляется новая техника: одежду на изображениях процарапывают иглой по золотому фону, создавая иллюзию драгоценностей и драгоценных камней, унижающих пурпурные плащи и торжественные облачения.
С этого момента иконопись стала основным ремеслом Палеха. Созданы иконописные мастерские. Первый открыл Лев Михайлович Софонов, работавший у лучших мастеров: Евстигнея Першина, Петра Баканова, Федора Зиновьева и других. Еще больших успехов добился внук Льва Софонова Николай Михайлович. Его семейная мастерская стала самой большой в Палехе, и из столиц и других крупных городов страны поступали заказы не только на иконопись, но и на реставрацию иконостасов и росписей древнерусских церквей — Новгородской Софии, Владимирского и Ростовского соборов, Ипатьевский монастырь в Костроме. Известная своим высоким качеством и искусными мастерами, мастерская Софонова получила право называться «Поставщик двора Его Императорского Величества», а сам Николай Михайлович указом царя удостоен звания потомственного почетного гражданина.
Усадьба Софоновых — Торговый дом
Прославились многие палехские иконописцы, в том числе семья Белоусовых, занимавших несколько соседних домов на современной улице Ленина — в 1880-х годах они расписывали Грановитую палату Московского Кремля. Мастерская Белоусова мало чем уступала Софоновым, были еще иконописные мастерские Коровайкова, Парилова, Соколова, Салаутина и небольших артелей. На месте полуразрушенного дома В.В. Белоусова в 2014 году построили новое здание музейно-выставочного комплекса.
Икона по произведению М. В. Белоусова — «Корсунская Богородица». 1898 г.
Можно сказать, что палестинцы — одни из первых российских профессиональных реставраторов. В трагических 30-х годах прошлого века они участвовали в спасении фресок Троицкого собора Макарьевского монастыря в Калязине — тогда в сильный мороз фрагменты росписи замерзли на промерзшей мокрой ткани и отделились от стен по частям церковь осуждают. Большая часть этих сокровищ русского искусства до сих пор хранится в ящиках в Калязинском городском музее и, возможно, их можно будет собрать и вернуть людям.
Работа иконописцев была непростой: к сорока годам мастер начал терять зрение и устойчивость руки. Его уволили из мастерской и в течение нескольких лет умудрялся писать в домашних условиях простые и недорогие иконы. Условия труда были кратко, но емко описаны Горьким: удушье, клубы дыма от хохолка, резкий запах остатков тухлых яиц. Многие были скошены чахоткой, ставшей профессиональной болезнью иконописцев. При этом они гордились своим искусством, и не без оснований. Хотя палестинцы это понимали в серые времена, а сейчас иногда получают от критиков. Увы, в любой момент есть кто-то, кто жертвует качеством ради количества или экономии. Но мы не о них говорим.
С отменой крепостного права некоторые палехские мастера покинули родную деревню и открыли собственные мастерские в Москве и других крупных городах. Так, потомственный иконописец Дмитрий Николаевич Корин, отец известного художника Павла Дмитриевича Корина, известного многим своим хрестоматийным изображением Александра Невского, уехал в Петербург. Корин Хаус — старейшее деревянное здание Палеха, построенное в 1860 году. Сохранилось, сейчас это музей.
Дом-музей П.Д. Корина
Брат П.Д. Корина Александр и двоюродные братья Алексей и Андрей Михайлович Корины стали известными живописцами. Среди их работ — пейзажи с видами Палеха. Интересный факт: Павел Корин создал эскизы витражей московского метро «Новослободская», а спустя полвека витраж со стилизованным изображением Палеха украсил Трубную».
Дмитрий Корин перешел работать в петербургскую мастерскую Макария и Василия Пешехоновых, где работали и другие мастера Палеха. Именно в мастерской Пешехонова стали украшать изображения иконописи «расходящимися узорами»; Получен заказ на иконопись и на иконостас Крестовоздвиженского собора в Палехе.
Элементы палехской росписи
Отличительная особенность палехской росписи:
Важнейшее отличие палехской живописи от других исконно русских живописных ремесел — это изображение миниатюрных композиций — изображений, рассказывающих определенный сюжет.
В отличие от орнаментальной живописи и образов персонажей, палехская живопись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, чтобы передать тонкости и характер всех персонажей или явлений. За основу взяты: сюжеты былин, басен и легенд; бытовые сцены.
Основной цвет фона — черный, а основные цвета для росписи — золотые тона и их вариации.
Расписная работа
Другие важные отличия:
- многотональная растушевка теней;
- слегка удлиненное изображение персонажей;
- точная прорисовка элементов, например, листва деревьев написана по естественному изображению;
- большое количество оттенков и прорисованных деталей.
Даже сегодня можно встретить книги, в которых для иллюстрации классических произведений великих русских авторов использованы сюжеты из живописи Палеха.
Собор на Горе
Собор Святого Креста
Место, где парят белые с неба главы Крестовоздвиженского собора, издавна называют Горой. Сейчас Гора — это улица Ленина, и ее переулки с односторонним движением охватывают собор с севера и юга, образуя большую площадь, которая начинается на пересечении с другой главной улицей деревни, улицей Баканова. Его называли «орденом Попова» — триста лет назад здесь были только дома священников и приходские школы.
Автограф архитектора 18 века
Храм, построенный «кораблем», был построен в 1762–1774 годах на средства палестинцев и жителей десятка близлежащих, духовно накормленных деревень Палеха. На западной стене трапезной видна надпись «Храм Воздвижения Креста Господня, мастер Егор Дубов». Крестовоздвиженский престол находится в центральной части здания; Над ним возвышается шестиъярусный иконостас. К трапезной симметрично примыкают приделы Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Другой престол расположен в верхней части церкви на двух высотах и посвящен архангелу Михаилу. Здесь, на хоровую лоджию, ведущую к иконостасу, можно подняться по винтовой лестнице.
Придел Казани
Четырехколонный храм с сильно выступающей алтарной полкой, почти незаметно разделенной на три апсиды, структурно устроен как два порядка четвертичных, последовательно уменьшающихся в размерах, увенчанных пятью куполами с более крупным куполом в центре. Трапезную соединяет ее с колокольней с шатровой крышей в традиционной форме ярославской свечи, через двери которой прихожане отправляются на службу. На трех престолах возведены также малые главы, а колокольня украшена изразцами. В скромном декоре присутствуют орнаментальные элементы (изразцы, бордюры над плинтусом храма и «язычки» под крышей трапезной, колонны, разделяющие апсиды, арка времен кокошников и закомаров) и московское барокко, особенно в ступенчатых объемах, алтари со скругленными углами, боковые алтари и килевые проушины — концы наличников.
Собор Святого Креста. Фрагменты фресок
Стены храма расписаны мастерами из Москвы и Палеха, и, к счастью, фрески уцелели, хотя с приходом советской власти храм был превращен в музей, сохранив как само здание, так и иконы. Но еще до революции собор сравнивали с музеем по обилию образцов древнерусского искусства. Фрески выполнены в типичной манере XVIII века и представляют собой сцены из Священных Писаний. К сожалению, за столетие сильно пострадала фреска на восточной стене над алтарем, посвященная Воздвижению Креста Господня.
Убежище трапезной
В старину у стен храма, как всегда, шумели торги. Сейчас в западной части площади расположена площадь с бюстом Ленина с видом на собор, настоятель которого о. Иоанна Рождественского, в 1922 году снимался в «Шуйском деле» и в фонтане «Сноп» работы автора мастера Палеха Николая Дыдыкина. В юности Дыдыкин, как и его отец, дяди, дед, прадед, освоил искусство иконописи, но судьба пожелала, чтобы он стал скульптором. В восточной части площади Николай Дыдыкин создал мемориал в память о своих односельчанах — участниках Великой Отечественной войны, а за стелой отреставрировали часовню Александра Невского. После войны Николай Дыдыкин принял участие в реставрации Петергофа, а его самая известная работа — памятник Пушкину во дворе дома поэта на Мойке. Свой дом скульптор завещал родному Палеху; сейчас на улице Ленина, 25а — музей-лаборатория Н.В. Дыдыкина.
Музей-лаборатория Н.В. Дыдыкина
Невидимая линия, проходящая через храм и часовню, разделяла город на две части, одна из которых принадлежала Ивану Бутурлину, а другая — его сыну Емельяну. Дважды в год, весной, на Масленицу, и в сентябре, во время праздника Воздвижения, на этой площади проводились богатые ярмарки. Палешане возродили традицию; ярмарка — это тоже праздник. А «Сноп» восстановлен с использованием технологии 3D-печати.
Фонтан «Ковоне»
Двухэтажный белокаменный «Дом ремесел», в котором сейчас обучаются дети, — главный дом усадьбы Софоновых, протянувшейся почти до церкви Элиа. На его кладбище нашли покой многие палехские живописцы и иконописцы. Храм построен в 1790 году на казенные деньги как кладбище. Его расписали мастера Софона. Композиция храма также осевая: два порядка четырехугольников под скромным куполом и трапезная с павильонной колокольней. После революции он был превращен в склад, сильно пострадал, а после того, как здание вернули верующим, прихожане расписали для него новые иконы.
Церковь Илии
Источники также упоминают еще один храм Ильи Пророка, по всей видимости, стоявший там, где со временем появились часовня Александра Невского и мемориальный комплекс.
Мемориальный комплекс Александра Невского и часовня
Наряду с часовней к Ильинскому храму приписывают рубленый храм иконы «В поисках мертвых». Он расположен у южного въезда в Палех, на улице Зиновьева, которая продолжается по улице Баканова до окраины села. Храм построен на средства настоятеля Элийской церкви игумена Филарета и других благотворителей и также является кладбищем. Его конструкция состоит из двух убывающих октаэдров под серебряным занавесом и трапезной с другой стороны, над остроконечной крышей которой возвышается восьмиугольная башня с шатровой крышей, установленная на четырехугольнике со снесенным пятистенным алтарем. Другой купол установлен над алтарем. Надо сказать, что деревянная церковь гармонично вписывается в лесной пейзаж и, видимо, поэтому нашла достойное место на витражах Московского метрополитена. Строительство храма началось в 1999 году, его освятили в 2008 году, а станция Трубная сдана годом ранее.
Храм Иконы Божией Матери «В поисках заблудших»
На том же витраже в Трубной, над стилизованными изображениями палехских храмов, расправляет крылья жар-птица. Это геральдический символ всего Палехского края. Его можно встретить как на стене Дома ремесел, так и на стелах у въезда в Палехский район и самого села. Палех — не город, у него нет своего герба, но в коллекциях фалеристов можно найти икону с его названием и сказочную птицу на черном фоне герба.
У въезда в Палех
Как отличить от подделок
Каждое изделие, созданное вручную мастером, никогда не повторяется и, несомненно, отражает творческую личность автора.
Своеобразное и тонкое искусство палехской лаковой миниатюры взяло за основу принципы древнерусского народного искусства и живописи.
Миниатюры Палеха подписаны по единому образцу. На крышке изделия порядковый номер полуфабриката, указание места (Палех), фамилия и инициалы автора.
С 1934 года на дне корпуса ящика ставится подпись «Сделано в СССР», которая в 1992 году была заменена на «Сделано в России». Все подписи выполнены расплавленным золотом.
В конце 80-х годов прошлого века на произведениях художников Палеха появился бренд — жар-птица. Каждая работа сопровождается сертификатом, удостоверяющим подлинность работы.
Более десяти лет основным производственным объединением по производству миниатюр является ООО «Палехские художники».
Наличие товарного знака этого предприятия свидетельствует о настоящей палехской лаковой росписи.
Бренд Palekh Artists
Кратко о технологии
Работа художника Палеха начинается с подготовки картины. Краски в Палехе разбавляют яичной эмульсией.
Перед покраской поверхность изделия обрабатывается пемзой. Затем художник наносит рисунок на заготовку мелко отшлифованным карандашом.
Затем рисунок рисуется лаймом тончайшей беличьей кистью (кисти художники также делают сами).
слой извести нужен, чтобы при последующем покрытии картины лаком через краску не проступали черные пятна (лак слегка растворяет лак).
Бренд «Снегурочка»
Закончив работу с красками, художник берется за золото. Сусальное золото (одна порция — 10 листов 12х7 см) аккуратно растирают и растирают пальцами. Роспись золотом также выполняется тончайшей кистью.
После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно расписано и высушено.
Затем изделие полируется на механическом круге, покрытом плюшем или бархатом.
Родоначальники стиля
Основоположниками палехского стиля являются И.И. Голиков и Александр Александрович Глазунов, в московской мастерской которых Иван Голиков написал первое произведение в так называемом палехском стиле.
Первое признанеи
Впервые палехские миниатюры на папье-маше по заказу Музея ремесел были представлены на Всероссийской сельскохозяйственно-ремесленной выставке в 1923 году, где получили диплом II степени.
Обучение палехской миниатюре
В 1928 году в Палехе открылась профессиональная школа античной живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественную гимназию. В 1936 году техникум перешел в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться школой (Палехское художественное училище им. А.М. Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-е годы срок обучения сократился до 4 лет.
Особенности палехского письма
Для палехского стиля росписи характерен тонкий переливающийся узор преимущественно на черном фоне, обилие золотистых оттенков, четкий силуэт приплюснутых фигур, иногда полностью покрывающих поверхность крышки и боковые стенки ящиков. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, основанный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого — восходят к традициям древнерусской иконописи. Композицию обычно обрамляют изысканные орнаменты из расплавленного золота. Золотая миниатюра Палеха — это не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного восприятия мира. Это связано с символом света. В христианском символизме свет становится прообразом божественной благодати.
Современные художники
В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них Т.И. Зубкова, А.А. Котухина, Н.И. Голиков, А.М. Куркин, К. Кукулиева и Б.Н. Кукулиев, А.Д. Кочупалов, Т. Ходова, В.В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и другие.
Применение лупы
Работа осветителя требует не только творческого вдохновения, но и большой точности и законченности, поэтому художникам Палеха часто приходится прибегать к использованию увеличительного стекла.
Зуб волка
Чтобы нанесенное на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого используется волчий зуб — у него особенно гладкая поверхность. Даже с появлением новых технологий и материалов ничто не могло заменить этот экзотический инструмент.
Техника выполнения
Выполнение палехской росписи на гробу, сундуке, подносе или пылесборнике требует соблюдения определенных более поздних этапов. Сначала они создают пустое место для нужного элемента, который будет подписан, например шкатулки.
(Палехская миниатюра)
Заготовка выполняется путем наслоения картонных листов до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю деталь в несколько слоев засыпают землей (поочередно натирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе изделие натирают пемзой для получения структурной поверхности, на которую лучше наносить краску и краску. Черная краска наносится на всю внешнюю поверхность изделия, а красная краска часто наносится на внутреннюю поверхность.
После подготовительных работ будущий рисунок закрашивается белым цветом, а детали прорисовываются тонким карандашом.
Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, которой разводится сухой пигмент краски. Для этого нужно отделить яичный желток от белка, затем взбить венчиком с добавлением уксуса. После смешивания эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска растекается более плавно. Особым нюансом при производстве яичной эмульсии в Палехе является ее разбавление не водой, а уксусом или хлебным квасом.
(Палехские ящики)
Краска наносится на черную лаковую основу с помощью беличьих кистей, которые часто создаются самими мастерами, для достижения необходимых мазков при росписи.
Часто при росписи мастера используют лупу или лупу.
Наконец, конструкция закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до зеркального блеска.
Палехская роспись — очень кропотливая работа, отнимающая у художника много времени. Поэтому изделия с палехской росписью очень популярны и стоят довольно дорого.
Русская литература в палехской миниатюре
После успехов на международных выставках 1924 и 1925 годов зарубежные меценаты предложили палестинцам прекрасные условия для творчества в Италии и Америке. Алексей Максимович Горький, страстный поклонник этого искусства, пригласил мастеров поселиться в Звенигороде. Но они не согласились обменять родину.
9 мая 1932 года А. М. Горького посетила делегация художников Палеха. Писатель увлекался живописью и лично знал некоторых старых иконописцев. Он ценил мастерство Палеха и называл его «чудом, созданным революцией». Горький много сделал для популяризации искусства в России и за рубежом и по возможности помогал художникам материально.
Писатель стал одним из самых любимых прозаиков среди мастеров Палеха, не раз украшали его творчество красками. Кроме того, художники часто использовали сказки и баллады Александра Сергеевича Пушкина. Работа над его произведениями имела колоссальное значение для развития образной структуры миниатюр. Фольклорные приемы получили новую жизнь.
В 1930-е годы художники не раз обращались к творчеству М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, Н.В. Гоголь.
История возникновения и развитие в России
Рождение искусства миниатюрной живописи в Палехе не случайно. В его основе лежат многовековые традиции русской живописи и народного творчества. Опыт многих поколений палехских художников и мастеров иконописи очень разнообразен и богат.
Свой неповторимый стиль палехские иконописцы выработали под влиянием соседей — новгородской, строгоновской, ярославской школ, а также волжской живописи XVII века. Несмотря на то, что стиль иконописи придерживался строгих канонов, каждая школа старалась привнести в письмо икон свои особенности и особенности, выраженные в подборе цветов, в деталях изображения людей, предметов, одежды и т.д.элементы ландшафта. В зависимости от погоды и условий написания иконок менялся режим изображения и набор элементов. На некоторых палехских иконах можно найти детали повседневной жизни людей того времени: посуду, предметы интерьера, оружие или одежду. Есть изображения комнат, вагонов, пейзажей и архитектурных элементов.
Первые упоминания о Палехе встречаются в летописях начала 17 века. Исторические записи того времени содержат описания Палеха как места с развитым иконописным ремеслом — в то время в селе было около двадцати иконописных мастерских. Однако его стиль, отличающийся особым изяществом, филигранной точностью изображения, тонкостью и плавностью линий, большим количеством цветов золотых оттенков, используемых для росписи одеяний святых, оформился только в середине XVIII века.
Помимо росписи икон, палестинцы также посвятили себя монументальной живописи, участвуя в росписи храмов и церквей, создавая на стенах настоящие шедевры, без которых невозможно представить украшение даже самых скромных интерьеров церквей. Например, с 1762 по 1774 год прямо в центре Палеха была возведена Крестовоздвиженская церковь, роспись которой полностью выполнена местными художниками.
В середине 17 века народные слухи распространили весть о великолепных работах художников Палеха и достигли крупных городов России, включая Москву. Мастеров Палеха стали приглашать в столицу для росписи и реставрации храмов, соборов и церквей. Искусство и талант деревенских иконописцев, расположенных на реке Палешка, можно оценить и сегодня, посетив известные исторические памятники России, такие как Грановитая палата Московского Кремля, Новодевичий монастырь или Сергиево-Посадская Лавра.
Иконы в Палехе были очень дорогим удовольствием, так как были долго и тщательно расписаны по сохранившимся образцам древних произведений мастеров прошлого и являлись лучшими образцами русской иконописной традиции. Несмотря на дороговизну, в Палехе не было недостатка в спросе на иконы, написанные в Палехе, и с 18 века Палех стал центром иконописи, сохранившим лучшие традиции русской живописной школы 15-17 веков. Палехская школа прославилась на всю страну, искусство иконописи процветало, работы мастеров очень охотно покупались.
Однако в конце 19 века создание икон в России приняло почти промышленный размах, что привело к ухудшению качества произведений. В погоне за скоростью создания иконописных композиций, для увеличения количества работ было потеряно все, что так ценилось в русской живописи: прорисовка деталей, создание воздушного и прозрачного образа, наполнение объема различными элементами, передача тончайшие эмоции на лицах святых. Иконки дешевели, а их качество ухудшалось. Особенно тяжелым ударом по традициям рукописной живописи стало изобретение и распространение массовой печати, в результате чего появились очень дешевые и доступные печатные иконы. Однако последний и самый сокрушительный удар по русской, в том числе и Палехской, иконописи нанесла социалистическая революция 1917 года. После этих событий мастера Палеха остались практически без работы, так как при новом правительстве создание икон стало просто невыгодным, но также просто опасно. Таким образом, для живописи Палеха наступил крутой поворот, когда весь опыт, накопленный веками, был использован в другой сфере творчества. Что ж, иконописная индустрия перестала существовать.
Послевоенные годы
В первые мирные десятилетия многие мастера палехской миниатюры в своих работах изображают различные батальные сцены, как из только что закончившейся Великой Отечественной войны, так и из других великих сражений, прославивших русскую армию. В 1950-е годы, по мнению многих искусствоведов, лаковые миниатюры в Палехе переживают явный кризис, вызванный склонностью многих художников к чрезмерному реализму, вытеснившему романтизм и возвышенную изысканность, характерные для произведений предыдущих лет. Миниатюра Палеха, фото которой представлены ниже, наглядно демонстрирует влияние советской идеологии того времени на художников.
Излишняя реалистичность, монументальность и пафос характеризуют большинство произведений, созданных в последние годы, хотя есть еще мастера, сохранившие романтизм и традиции старой школы.
Шестидесятые годы характеризуются тем, что исчезают монументальность и излишний натурализм, в Палех возвращается возвышенность и романтическая дымка, лакированная миниатюра становится поэтичной и аллегорической. В этот период палестинские художники обращались не только к источникам фольклора, но и к произведениям классической литературы и современным песням. В то же время социально значимые события, такие как, например, полет человека в космос, также находят отражение в произведениях мастеров.
Семидесятые и восьмидесятые годы ХХ века были периодом расцвета палехской живописи. Художникам Палеха предлагается оформление декораций для различных концертных программ, оформления детских и культурных учреждений.
Стиль палехской миниатюры
Искусство лаковой росписи по дереву зародилось несколько веков назад на Востоке. Ремесла пришли в Россию только в 18 веке. Азиаты использовали лакированное дерево для создания шедевров, нашим мастерам пришлось искать другое сырье, так как такого материала в стране не было.
Славянские мастера выбрали папье-маше и черную краску. Второй стал главной тенью в оформлении фона, пространством слова миниатюры и особенностью всего ремесла. Это бросается в глаза и заставляет всерьез задуматься о волшебной силе искусства.
Темный фон символизирует тьму земного начала, из которого исходит свет. Кроме того, черный оттенок имеет внутренний объем и глубину.
Стиль живописи Палеха отличается тонким и плавным рисунком, большим количеством золотых мазков и четкими силуэтами. Обычно композицию обрамляют уникальным литым золотым орнаментом.
Драгоценный металл — это не только главный элемент картины, но и часть живописного мировоззрения. Он неразрывно связан со светом, который в христианстве имеет особое значение, являясь прообразом божественной благодати. |
Гете и восторженные парижанки
Но палестинцы по-хорошему избалованы вниманием иностранцев: за границей они впервые заинтересовались местным искусством много лет назад. Так, в 1814 году сам Иоганн Гете услышал о легендарных суздальских иконописцах. В ответ на просьбу писателя Владимирский губернатор сообщил, что среди иконописных деревень помещичье село Палех особенно славится своим искусством. Чиновник сообщил, что в Палехе 600 иконописцев и что крестьяне Андрей и Иван Александровичи Каурцевы отличаются особым мастерством в миниатюрной живописи. Следовательно, Гете даже прислал две иконы своего творчества: «Двенадцать праздников» и «Богоматерь». Правда, по некоторым данным, так и не добились.
Спустя примерно столетие после этих событий в Европе снова заговорили об уникальных российских технологиях. И вот мы снова возвращаемся к «Артель древней живописи». Изначально в нее входило семь человек: Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичевы. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие бывшие иконописцы. А через год после основания артели, то есть в 1925 году, произведения Палешана были признаны на Международной выставке в Париже.
«В 1920-1930-е годы Советская республика постепенно получила признание во всем мире. Молодое государство рабочих и крестьян старалось участвовать во многих международных выставках. Успех советских художников, в том числе палестинцев, отмечен властями всего мира. Продажа продуктов — коробок, шкатулок, булавок, портсигаров, пылесборников, чемоданов и т.д. — была организована с помощью государства. До 90% продукции артели шло на экспорт, что было очень выгодно государству », — отмечает Евгений Лакеев.
Подобные выставки были организованы также в Милане, Венеции и других городах Европы. Обычные модницы носили друг напротив друга брошки, расписанные в палехском стиле, а кавалеры с удовольствием носили булавки для галстука с изображениями персонажей русских сказок.
«За границей на это отреагировали, потому что палехская икона и стиль технически и идеологически близки к искусству, существовавшему в Европе в средние века и в эпоху Возрождения», — поясняет Лакеев. — Также лаковая миниатюра предполагает работу с темперными красками, о которых в то время в Европе почти забыли — в основном они писались маслом. Палех декоративен, завораживает, отчасти «восточен»… Конечно, европейцы этим интересовались».
Эухенио будет сопровождать нас в небольшой и яркой галерее. Это мини-музей в лаборатории, сюда привозят туристов и школьников, здесь проводят мастер-классы. Плюс сувенирный магазин, где можно купить буквально все, что душе угодно. Помимо знаменитых шкатулок, есть расписанные вручную панно, ручки, елочные шары, пасхальные яйца, броши, браслеты, бинокли, столовые приборы, зеркала, футляры для очков… От такого разнообразия и богатства красок разбегаются глаза!
Ценники различаются. В качестве небольшого сувенира подойдет магнит или зеркало — цены совсем не кусаются. Конечно, это не «Палех» в полном смысле этого слова. Но такие подарки доступны обладательнице любого кошелька.
Но все, что расписано вручную, стоит очень дорого: числа на чеках здесь будут четырехзначными, пяти и даже шестизначными.
«Настоящая палехская миниатюра не может стоить дешево, ведь каждый сундук и каждая икона — это кропотливая работа нескольких человек», — поясняет Евгений. «В разработке продукта задействовано до пяти мастеров».
Но как происходит вся эта магия? Нам повезло: для телеканала «МИР» сотрудники мастерской организовали специальную экскурсию по всем помещениям.
Как началось иконописание в Палехе
В XVI веке под влиянием более ранних иконописных центров в Шуе и Холуе жители Палеха начали пробовать свои силы в иконописи. Попыток было немного, и их нельзя назвать особо успешными.
В середине 17 века слава палехских иконописцев достигла Москвы, и мастеров стали приглашать для исполнения работ при царском дворе. Если в 17 веке во Владимирской губернии иконы писали практически во всех крупных селах, то в 18 веке было три основных центра иконописи: Холуй, Мстера и Палех. Палешане, в отличие от жителей более индустриальных Мстеры и Холуя, до начала 19 века совмещали традиционное земледелие с иконописью в свободное время на полях. Иконы, тщательно оформленные в соответствии с традициями, создавались медленно и стоили дорого.
Начало 19 века считается периодом расцвета палехской иконописи. Иконы, созданные в Палехе, продавались не только в столице и крупных городах России, но и за рубежом.
В середине XIX века в Палехе были организованы первые мастерские Сафонова, Корина, Наныкина и Удалова. В начале ХХ века производство икон стало массовым, дешевым и менее качественным. Появление дешевых типографских изображений привело к упадку иконописи и ликвидации некоторых известных мастерских. В начале ХХ века в Холуе, Палехе и Мстере с целью сохранения традиций Комитетом попечительства русской иконописи были созданы образовательные мастерские, просуществовавшие до 1917 года.