- Где находится памятник Русалке на карте
- Властитель бани – баенник
- Хозяин рек и озёр – водяной
- Легенда про русалку, или Султанская покупка
- Немного истории. Отдых у памятника
- Символ Мисхора
- Русалки Карибского моря
- Эпоха милых и добрых русалок
- Русалки и морские девы. Уточним термины
- Гарри Поттер и Образ Русалки
- Отбираем голос у сирен
- Где обитали нимфы?
- Альтернативная эволюция — современные вариации образа
- Хранитель семейного очага – домовой
- Какие они, Берегини?
- Резюмируем
- От язычества до научного обоснования русалок
- Дети бога морей
- Первым был русал
Где находится памятник Русалке на карте
Он расположен между Кореизом и Гаспрой на берегу Черного моря, рядом находятся кафе «Русалка», «Али-Баба» и «Фаворит», а также есть Парковый холл.
Властитель бани – баенник
Баня в сознании русского крестьянина, будь то славянин-язычник или православный верующий, — это не только место для умывания, но и концентрат магических сил. В нем целители исцеляли пациентов, волшебники учили своему искусству, а девушки интересовались своей невестой. С давних времен баня считалась «порталом» в мир сверхъестественного и потусторонний мир. Мифический персонаж Баенник выступил посредником между мирами.
Баня находилась в безраздельном владении мифического духа. Особо суеверные крестьяне обошли его стороной, предпочитая париться в доме возле печи. По легендам, крестьянин пугал омывавшихся ударами, смехом, бросал в них камни и банные принадлежности.
Изначально баенник появился в виде волшебной змеи, слюна которой обладает магическими свойствами. В архаичных быличках севера России — свидетельствах очевидцев встречи со злыми духами — баенник упоминается в виде белого или черного кота. В других местных источниках дух для ванной принимает форму собаки и даже белой коровы: «Всегда говорят, что в ванной есть дух. Я пошел искать его — и никого не увидел. Потом полезла рукой под полку: там я почувствовала что-то вроде мягкой воловьей кожи, мягкой со всех сторон».
В более поздних легендах и быличках баенник все чаще появляется в человеческом обличье. На севере России это длинноволосая женщина по прозвищу обдериха. По волжской традиции она любит побегать голышом в саду, а потом вернуться в баню. Часто дух ванной появляется в образе бородатого старика, живущего за печью или на скамейках в ванной. На голове баенник носит шляпу-невидимку, которая позволяет ему раствориться в мире людей.
Функции бункера разнообразны. Во многих быличках и в прошлом он преобладает у новорожденных и облегчает роды, если они происходят во время купания. Есть истории о том, как дух ванной похищает детей и заставляет их вырасти во взрослую жизнь. Вместо них он оставляет бревно или веник, который принимает форму похищенного ребенка: «В бане не хватало воды, мать оставила ребенка, а она пришла с водой, а ребенок выглядит так тот, а не тот».
«Обменники» много едят, но совсем не растут и с возрастом становятся все уродливее и уродливее, раскрывая свою потустороннюю сущность. Следовательно, если в крестьянской семье родился ребенок с ограниченными физическими возможностями, вина ложилась на крестьянина — другого объяснения не было.
С принятием христианства в России баенники в основном крали проклятых или некрещеных детей. «Когда моя мама мыла меня в бане, она выругалась и сказала:« Если бы только аккордеонист поймал тебя ». И с тех пор я снова хожу в баню, и прошло уже семнадцать лет», — говорит один из быличка.
В архаичных традициях баинник, если его хорошо попросить, мог вылечить больного. С приходом христианства он превратился в демоническое существо, которое приносит только вред. Жертвами бани становятся люди, умывающиеся в бане после полуночи: «Мальчик пошел в баню поздно. Семья ждала, а его нет. Приходят туда, а он уже мертвый лежит на печке горячо. Они предположили, что бахник устроил это с ним ». Согласно другой мифологической истории, дух бани разрывал кожу крестьянки, которая постоянно проклинала своих детей.
Вместо того, чтобы убивать, дух ванной может заразить обидчика. Былич из северной России рассказывает о девушке, которая под видом баенника пнула черную собаку и на следующее утро проснулась с почерневшей ногой.
Крестьяне также считали, что крестьянин умеет предсказывать будущее. На Рождество девушки заходили в баню с непокрытой спиной и ждали прикосновения духа. Ударить когтистой лапой — к беде. Бьет волосатой лапой — к счастью. В другом рассказе описан подобный ритуал, только голыми были ягодицы вместо спины. Удар безволосой когтистой рукой означал, что жених будет беден или совсем не беден.
В Ярославской губернии девушки заперлись на ночь в бане, накрыли на стол и сказали: «Будущая невеста, приходи ко мне обедать». Считалось, что баенник принимает облик подруги и изображается в витрине.
Баенник — злой и опасный дух, милосердие которого нужно заслужить. Перед тем, как пойти умываться, следует спросить его разрешение, а после стирки покинуть общежитие с холодной и горячей водой. Еще один способ успокоить дух — принести ему ржаной хлеб с солью или черную курицу.
Возможно, в дохристианской традиции баенник был добрым духом (на это указывает его способность исцелять) и приобрел отрицательную окраску с приходом новой веры, объявившей всех языческих существ злыми существами.
Хозяин рек и озёр – водяной
С древних времен славяне считали, что у каждого водоема, будь то река или небольшой пруд, есть хозяин. У большинства малышей есть водянистый: дедушка-горбатый с длинными черными или зелеными волосами, которые ниспадают ему на плечи. На голове у него плетеная шляпа, а тело покрыто грязью и мхом. В других источниках источники воды появляются в образе женщины — водяного червя, — которая часами расчесывает свои «черные как смоль» волосы гребешком.
В мифологических историях за тритона ошибочно принимают выдру, тюленя, собаку, лошадь и даже корову. Иногда превращается в гибрид человека с рыбой или «черного волосатого гуманоида с рогами, хвостом и когтистыми ногами».
Живет водой в реках, озерах и прудах (реже — в морях). Внизу есть хижина, стада коров, овец и табуны лошадей. «Карусельная лошадь ходит по острову, брыкается, а за ней поджаривается тритон. Лошадь побежала, но вдруг закачалась посреди пруда, в самой глубине, а водяная лошадь — за ней », — рассказывает история встречи деревенского фермера с водяным конем, спустившимся на сушу после сбежавший жеребец.
Как рьяный хозяин, вода заботится о чистоте своего резервуара. В одном из поселков он просит крестьянина, который поселился у озера, не мутить воду, а когда тот ослушается и сливает отходы в резервуар, он появляется со словами: «Выходи из озера, не живи» здесь, иначе мне придется убить тебя «. Так тритон заботится о своих товарищах — всех обитателях водного царства. Но прежде всего он повелитель рыб, поэтому улов зависит только от его милосердия.
Согласно легендам, вода может вызвать шторм, запутать или сломать рыболовные сети и даже потопить корабль. Или, наоборот, пошлите «добросовестность» и предупредите рыбаков о надвигающемся шторме: «Неделю будет тишина. У вас будет время пройти дважды, но не более того. Если не послушаете меня, то все утонете».
Ранней весной, когда тритон просыпался после спячки, славяне приносили ему в жертву коня: его откармливали три дня и в назначенную полночь бросали в лед. После этого местный рыбак налил в воду масло и пожаловался: «Вот тебе подарок на новоселье, дедушка. Любите и поддерживайте нашу семью ». Крестьяне считали, что церемония поможет им завоевать симпатию наемника.
строго запрещено ругать озеро или реку за плохой улов, поэтому улова не будет. Если рыба упала, следует пожелать ему удачного путешествия. Хвастаться ловлей тоже опасно: в одном из быличей рыбак испортил всю деревню на своем умении, а на следующий день обнаружил, что все его сети порваны.
Утопленник, как утверждается, сделал что-то не так на глазах у водяного человека или упал как святая жертва. Одна история рассказывает о человеке, который упал с моста в реку и оказался в объятиях «волосатого, похожего на метлу существа с горящими глазами». В местных русских традициях крестьяне отказывались помочь утопиться, опасаясь рассердить мерфолков — это считалось вызовом божеству, после которого обязательно следовала жестокая месть.
Вода интересна только душам, в телах — пустых сосудах — возвращается на поверхность. Если утонувший занимал высокое положение в обществе, то после смерти он мог «подняться» до уровня воды или хотя бы стать ее слугой. Женщины стали русалками или лианами, а мертвые дети стали детьми духа.
В мифологических рассказах до сих пор встречаются упоминания о борьбе крестьян с тритоном. Обычные смертные бросали в воду железо, в резервуар насыпали гудрон или гудрон. Колдуны ходили по берегу с заклинаниями. С принятием христианства крест стали использовать: отслужив молебен, священник погрузил его в озеро или реку, вынудив моряка отступить.
Легенда про русалку, или Султанская покупка
Крымская легенда рассказывает о татарской семье, жившей в Мисхоре во время турецкого владычества. Семья была небогатой, но трудолюбивой и честной. Отец и мать обрадовались и поблагодарили судьбу, которую Аллах послал им прекрасную дочь Арзы.
Девушка привлекала внимание всех окружающих мужчин своей красотой. Кто-то даже Али-Баба обратил на нее внимание. Кажется, что он был как раз лидером 40 разбойников — в мифе он изображен пиратом, контрабандистом и работорговцем. Он пытался ухаживать за ней, но решительно отключил ворота и от ее честных родителей, и от нее самой. От завидных женихов отказывалась и Арзы: как-то она встретила молодого человека из деревни у ручья на берегу и видела только его своим будущим мужем.
В конце концов приехали сваты из соседней деревни: брак был решен. После праздников девушка решила в последний раз принести воду из обычного источника — поприветствовать родные места, потому что теперь она жена мужа и вынуждена жить в доме мужа. Али-Баба схватил ее на берегу. Вор решил отомстить за свой отказ продать красавицу в Стамбуле на невольничьем базаре. Ее муж и гости свадьбы бросились на помощь, но спасти ее не удалось.
В Стамбуле Али-Бабе повезло: его «имущество» за большие деньги купил хранитель султанского гарема, пират неплохо «заплатил» за похищение. В гареме к Арзы относились хорошо: ей нравился турецкий правитель, который сделал ее своей любимой женой и всячески баловал. Но сама продолжала любить молодого мужа: роскошь гарема не смогла заменить любимую семью. Не помогло даже рождение сына от султана. В годовщину похищения она вместе с ребенком бросилась в Босфор с высокой башни султанского дворца.
Без нее не было дома счастья, даже ее любимый родник был засушливым. Но однажды в нем снова появилась вода. На следующую ночь грустная русалка с младенцем на руках вышла из моря у берегов Мисхора. Морская Дева долго смотрела на берег и деревню, потом снова нырнула в воду: именно духи моря превратили Арзы в русалку и подарили ей возможность увидеть свою, навсегда потерянную, некогда потерянную родину год.
Немного истории. Отдых у памятника
Легенда о русалке Мисхоре в начале прошлого века вдохновила скульптора Амандуса Адамсона. Он уже был известен на полуострове как автор исторического памятника — Севастопольского памятника затонувшим кораблям. Адамсон спроектировал памятник Русалке, выполнил работы сам и оплатил расходы из собственного кармана. Говорят, натурщицей для статуи послужила кормилица с дачи князя Юсуповых, прекрасная крестьянин Меланья. Действительно, девушка в памятнике не похожа на татарку, вопреки сюжету легенды. Скульптура установлена в Мисхоре в 1907 году.
Но история памятника оказалась не менее сложной, чем история легендарной героини. На фотографиях с самого первого варианта памятника видно, что девочка изображена одна, без ребенка. Говорят, он был плохо прикреплен к камню и в результате был унесен во время шторма. Потом Адамсон сделал новую — теперь она сыграла маму с младенцем. Но это тоже пострадало от волн. Третью русалку уже создали ученики мастера: они подписали проект «по Адамсону», но у их русалочки (в отличие от оригинала) был рыбий хвост.
Эта версия простояла несколько десятилетий. Во время войны фашистские солдаты тренировались там стрелять из пулеметов и сильно повредили его,
но металлическая девушка все равно сопротивлялась. Версии его дальнейшей судьбы расходятся. Некоторые говорят, что в 1980 году ее унесло ураганом, сломав себе руку и хвост. Другие говорят, что сильно поврежденная статуя была намеренно разобрана в 1970-х годах при обустройстве прилегающего пляжа. Однозначен только вывод: в 1984 году в Мисхоре установили еще один экземпляр «по Адамсону», с ногами вместо хвоста и ребенком. Он остается там до сегодняшнего дня. И прецедент был привезен в Ялту на Сказочной поляне.
Символ Мисхора
Памятник Русалке сегодня — неофициальный символ Мисхора. Его изображения украшают различные сувениры. Туристы, приезжающие в деревню на отдых, стремятся посетить пляж, носящий его имя (очень красивый), и сфотографировать своих супругов и детей. Для этого молодые мамы с детьми садятся возле валунов (их много возле пляжа) и стараются принять ту же позу, что и памятник. Некоторые хороши.
Есть и безответственные туристы, которые пытаются использовать плечи и голову аттракциона как прикроватную тумбочку, чтобы нырнуть на поверхность воды. Правда, таких вандалов строго преследуют пляжные охранники и спасатели.
По свидетельствам завсегдатаев Мисхора, Русалка может исполнять желания. Для этого нужно шепотом ей на ухо попросить о чуде, а затем прикоснуться к груди. В Мисхоре есть еще одно воплощение легенды об Арзы: скульптура девушки, пьющей из источника. Над ним возвышается грубая каменная стена, из-за которой выглядывает преступник Али-Баба в тюрбане. Но еще более известна и ценится «морская» версия.
Русалки Карибского моря
В четвертом фильме о приключениях капитана Джека Воробья нам показывают более знаковое изображение русалок, в котором присутствуют все их характерные черты.
Соблазнительные морские девушки с человеческим лицом поют соблазнительную песню для моряков, которые хотят, чтобы их затащили на дно.
Перед художниками и специалистами по спецэффектам стояла задача показать русалок одновременно красивыми и чудовищными.
«Мы постарались сделать их похожими на хищников. Ранние концепции имели зубчатые, похожие на бритву зубы пираньи, а у некоторых были зубы и челюсти акулы. Мы добавили неровные гребни на спине, бледную серебристую кожу и безжизненные черные глаза»
Аарон Макбрайд. Художественный руководитель визуальных эффектов.
Поначалу художники сделали больший акцент на устрашающем образе.
Аарон отмечает, что подводная фотосессия с увиденными танцорами очень помогла в создании образа. Он был впечатлен видом развевающейся под водой полупрозрачной ткани. Чтобы развить эту тему в персонаже, он изучал фотографии медуз и водорослей — длинных водорослей с широкими листьями.
Серебристая чешуя и полупрозрачные плавники делают русалок похожими на изящных морских привидений. Автор: Аарон МакБрайд.
Русалки в «Пиратах Карибского моря» принимают человеческий облик, чтобы соблазнить моряков или когда им нужно сойти на берег. Они показывают свое истинное лицо только под водой или после смерти.
На земле русалка принимает человеческий облик. Подобным же искусством обладали шелка ирландского фольклора.
Эпоха милых и добрых русалок
Чудовищные проявления фальшивых русалок никак не повлияли на привычное восприятие морских девиц. Со времен Просвещения люди начали понимать, что эти существа — миф. Это привело к романтизации их образа.
Рассказ Г. Х. «Русалочка Андерсена», опубликованный в 1837 году, показал людям моря новый свет. Подводные обитатели не очень интересовались миром людей и даже считали их опасными (в ранних легендах обычно бывает наоборот). История о Русалочке, влюбленной в мужчину, является полной противоположностью мифа о шумерской богине Атаргатис. В отличие от нее, Морская Дева готова пострадать и умереть, но только не во вред любимому.
Образ красивых и нежных русалок прижился в массовой культуре 20 века. Автор: Берталл.
Работа Андерсена стала очень популярной. По сказке был поставлен балет, установлена статуя русалки в Копенгагене, создан знаменитый мультфильм студии Disney (правда, с измененным сюжетом). Долгое время этот образ оставался неизменным в литературе, живописи, новом искусстве кино и мультипликации.
Диснеевскую Ариэль можно назвать одной из самых известных русалок на телевидении.
В живописи изображение русалок было особенно востребовано в эпоху романтизма. Известные художники того времени использовали морских девушек в качестве сюжетов своих картин.
Авторы слева направо: Эдвард Бёрн-Джонс, Ховард Пайл, Арнольд Броклин, Фредерик Лейтон.
Русалки и морские девы. Уточним термины
Называть описанных выше существ русалками не совсем правильно. Русалки появились в мифологии восточных славян и больше напоминают духов природы, таких как древние нимфы и нереиды. По разным поверьям, мертвые (например, утопленницы) или женщины под влиянием проклятия могли стать русалками.
Внешне они почти не отличаются от людей, у них нет хвоста и плавников. Благодаря этому русалки не так сильно привязаны к водной среде и часто живут в лесу. При описании внешнего вида русалок особое внимание уделяется распущенным волосам, которые крестьянки обычно прятали под вуалью.
У славянских русалок нет рыбьих хвостов. Поэтому сцена из «Лукоморья» Александра Пушкина не кажется такой сюрреалистичной. Автор картины: И. Н. Крамской.
Как видно из описания, они не очень похожи на «классических» русалок. Но похожий персонаж западноевропейской мифологии — морская дева (русалка). В англоязычной литературе славянские сирены называют русалками. Это расхождение связано с тем, что один образ слился с другим под влиянием западной литературы XIX века. В тексте мы используем оба термина, но мы будем говорить конкретно о Девах Моря.
Морская дева — правильное название существ с рыбьим хвостом и женским телом. Автор картины: ДУ Дом воды.
Гарри Поттер и Образ Русалки
В книге «Гарри Поттер и кубок огня», а затем в фильме зритель видит одновременно два изображения русалок. Первое изображение классическое: симпатичная русалка на окне ванной расчесывает волосы, сидя на камне (в книге она только спит). Его усиливает чарующий голос, поющий песню загадок.
На витражном окне Гарри видит самый распространенный рассказ о русалках.
То, что появляется дальше — уже мало похоже на то изображение, к которому читатель был изначально подготовлен.
«Внезапно из темноты показались очертания домов, вылепленные прямо из булыжника и покрытые водорослями. В темных окнах можно было видеть лица .. эти лица совсем не были похожи на лицо русалки на фотографии в ванной старосты.
Длинная серая кожа, длинные темно-зеленые волосы, желтые глаза, неровные зубы, галечные ожерелья на шее.»
Дж.К. Роулинг. «Гарри Поттер и Кубок Огня»
Хотя подводные обитатели Гарри выглядели дико и устрашающе, они относились к людям нейтрально. Вы можете вести переговоры и сотрудничать с ними.
Режиссеры пошли еще дальше.
В фильме русалки выглядят настоящими монстрами. Это усугубляет напряженную обстановку озерного испытания.
Концепция русалки пережила несколько итераций. Первая была больше похожа на картину Роулинг, но создатели фильма решили добавить больше деталей животных. Основным эталоном для дизайна была выбрана рыба из семейства осетровых. Из них были взяты пропорции, фактура и тип лестницы. Косой рыбий хвост был взят от тунца. Волосы сначала заменили присосками, как у осьминогов, но со временем осели на щупальцах морских анемонов.
Концепция разработана Адамом Брокбанком.
Отбираем голос у сирен
Если Атаргатис причинил вред человеку под воздействием эмоций, русалки из древнегреческих мифов убивали моряков ради развлечения и еды. Изначально они изображались в виде птиц с туловищем и головой женщины. Песня сирены притягивала корабли к скалам и убивала моряков, которые не могли сопротивляться их голосу.
Джон Уотерхаус изобразил сцену из легенды об аргонавтах с каноническими сиренами. Под картиной находятся скульптуры русалок из Древней Греции.
В средние века русалок изображали с рыбьими хвостами. И хотя в бестиариях можно встретить рисунки, на которых помимо чешуйчатого хвоста у них есть птичьи ноги и даже крылья, русалки теряют свой первоначальный вид. Их образ слился с образом морских дев, унаследовавших навыки волшебного пения. К ним перешла и дурная слава русалок.
Та же сюжетная линия, что и у Герберта Дрейпера, но с более современной идеей русалок.
Где обитали нимфы?
Хрустальные дворцы на дне различных водоемов, от маленьких фонтанов до бескрайних морей, служили убежищем для Берегина. С наступлением холодов волшебные обитатели озер и рек впали в спячку. Как только весеннее солнышко начало варить, кусты ивы распустились и берега залились талой водой, девушки проснулись.
Теплой ночью, освещенные яркой луной, они поднялись на поверхность. Берегины смеялись, призывно стонали, веселились с волнами и терпеливо ждали Тринити. Ведь после святого праздника наступила «русская неделя».
Именно в этот период нимфы покидали водоемы и до поздней осени селились на своих любимых деревьях — плакучей иве или березе, ветви которой касались поверхности реки. Они также находили убежище в полях и рощах на обширных дубах. Сирены качались на ветвях, перекликались между собой, веселились, танцевали, пели. Там, где ноги Берегина касались земли, трава была гуще, а хлеб плодороднее.
Альтернативная эволюция — современные вариации образа
С начала 21 века создатели фильмов и игр все больше отходили от привычного образа. Вместо милых и доброжелательных персонажей русалки снова становятся опасными существами для людей.
Сравните сирены Питера Пэна в 1927 году (слева) и 2003 году (справа).
Меняется и внешний вид: подводные обитатели все больше напоминают альтернативную версию эволюции человека. Художники добавляют в их внешний вид черты рыб, ракообразных и других морских обитателей.
Хранитель семейного очага – домовой
Пока в бане правит баня, в избе правит домовой, хранитель очага, поглотивший души проживающих в доме предков семьи. В отличие от своего соседа, домовой всегда оставался добрым духом, призванным защищать семью и помогать им по хозяйству.
В народных поверьях часто упоминается любовь домового к лошадям, поэтому в мифологической прозе он иногда появляется в образе лошади и живет не в доме, а в конюшне. В других быличках домовой превращается в змею: язычники считали, что в них обитают духи их предков. Иногда домашний дух появляется как гибридное существо с чертами змеи и птицы. В редких случаях брауни упоминается в виде мыши, свиньи, козы или коровы.
Как и баенник, со временем домовой «сбросил шкуру» и предстал в человеческом обличье: в мифологических произведениях он часто изображается в виде бородатого и волосатого человека, внешне напоминающего хозяина дома. Реже дух появлялся в виде «бабушки в сарафане, рубашке и шарфе». У брауни на голове огромная взлохмаченная шляпа, в которой сосредоточена его магическая сила.
Брауни остается на плите или на ней: «Говорят бобы. Она была больна и не вставала с плиты. Домовой ее толкает, но она всегда останавливается: «Я тебя не впущу, моя дорогая, некуда идти». Ну, взял и выбросил — сам взошел на плиту ». Другие верования говорят о расположении домового в углах хижины, на чердаке или под полом дома.
Когда они въехали, жильцы взяли с собой домовой. Кричал «Домовой, выходи!» Хозяин положил парусиновые туфли в духовку, затем осторожно завернул их в полотенце и отнес в новую хижину. Там туфлю из рафии со спиртом внутри снова поместили в духовку вместе со стаканом воды и куском черного хлеба. Если члены семьи считали, что их покровитель живет под полом, хозяйка открывала подземный люк и звонила дедушке в новый дом.
Домовой становится видимым людям только в полночь или в полнолуние: поверья гласят, что для этого достаточно побыть в доме одному и посмотреть в зеркало. А если вы войдете в сарай, то сможете стать свидетелем битвы между печеньем и другими духами.
По общероссийской традиции о детях заботится домовой: «Мама шла по позиции Андрея. Ночью к ней стал приходить маленький бородатый мужичок. И желудок правил: руки мягкие. «Некоторые истории свидетельствуют о ритуале материнства: новорожденного подносили к плите, чтобы домовой взял под свою защиту нового члена семьи.
Однако похищенный домовой некрещеный, проклятый и ходящий без креста, что выразилось смертью ребенка в реальном мире. Северный русский быллич рассказывает о женщине, которая спросила целителя, почему ее сын утонул, и получила ответ: «Мальчика забрал домовой король». Похищенный ребенок стал ребенком духа и жил с ним в печи или под землей, не имея возможности явиться его семье.
Домовой может предсказать смерть членов семьи. По примете для умершего в доме скрипят углы — так домовой снимает приближающуюся боль. Черная собака за окном будет выть, и семья понимает, что домовой предупреждает их об опасности. На северных территориях России девушки узнали от домовых своих мужей, что пошли на войну.
В мифологических сказках среди домовых встречаются пьяницы, игроки, ругатели и веселые товарищи — все зависит от того, какими чертами характера были предки-предки (или один из предков) семьи.
Возникнув в языческие времена, образ домового прижился в культуре восточных славян. Поскольку христианские богословы не пытались этого сделать, они не смогли изгнать его из деревенской печи и предать забвению: упоминания о шоколадном брауни часто встречаются в источниках как в 16-м, так и в 20-м веках. По сей день жители белорусских, украинских и российских сел верят в существование домохозяйки.
Какие они, Берегини?
Славяне, жившие на западе и юге, чаще всего представлялись невероятно красивыми девушками с длинными локонами. Вместо ног у них был хвост, покрытый чешуей и сверкающий всеми цветами радуги под ярким светом солнца.
У жителей восточной части России нимфы обычно не наделялись рыбным «атрибутом». Они воспринимались как злой и мстительный дух утопленных и обманутых девушек. Также Берегини служили олицетворением водной стихии. |
Согласно славянским легендам, Водяной доминировал над сиренами. От него молодые утопленницы получили дар вечной молодости и невероятной красоты, перед которым не устоять ни один представитель мужского пола.
Резюмируем
Русалки — важная часть человеческой культуры. Упоминания о фантастических водных обитателях встречаются в культуре почти всех народов мира: Мами Вата у африканцев, Нингё у японцев, Матсья в индуизме и т.д.
охватить все в рамках обзорной статьи невозможно, поэтому мы постарались выделить наиболее значимые для художников моменты и объединить их в короткий список:
- Русалка — антропоморфное существо с рыбьим хвостом вместо ног. Науке известно более 35 000 рыб, поэтому есть много ссылок на хвосты.
- Необязательно ограничиваться одним рыбьим хвостом — у морских девиц могут быть щупальца, перепонки, острые гребни и зубы, но они все равно остаются узнаваемыми.
- Среди моряков тоже есть мужчины, хотя в мифах и рисунках они встречаются гораздо реже.
- Русалки обычно не носят одежду, но аксессуары из морепродуктов — ракушки, водоросли, жемчуг, драгоценные камни и чешуя — подойдут.
- У морских обитателей могут возникнуть проблемы с кузнецом, потому что они живут под водой (конечно, в авторском сеттинге могут быть и волшебные морские кузницы). Попробуйте поэкспериментировать с натуральными материалами для доспехов, оружия и других предметов. Например, камнями или костями. И даже броню и оружие можно снять с поверженных и утопленных врагов.
- Русалки могут быть дружелюбными, нейтральными или враждебными по отношению к людям. В современной культуре есть место любому мировоззрению.
От язычества до научного обоснования русалок
В средние века черты русалок и тритонов смешивались в образе русалок. Художники начали рисовать хвосты и конечности различных животных. С ростом влияния христианства Девы Моря заработали репутацию проклятых языческих существ, которые не могли найти спасения на небесах.
Изображение шумерского Оана (рисунок слева) тоже дошло до средневековья).
Среди иллюстраций того времени можно встретить русалок с двумя хвостами вместо ног. Так изобразили фею из кельтских легенд Мелюзину. Несмотря на языческую сущность, изображение стало популярным в геральдике и архитектуре.
Мелюзин также изображена на логотипе Starbucks.
В эпоху Просвещения люди пытались объяснить мифы с помощью науки. По мнению мыслителей, морские девы из сказок моряков на самом деле были морскими животными: дюгонями, морскими коровами или ламантинами. Еще они любят нежиться на камнях и издали могут напоминать человеческую фигуру. Такого же мнения придерживаются современные специалисты Национального музея естествознания.
Издалека представители отряда «Сирены» могли напоминать морякам людей.
Дельфинов белуги также можно было принять за русалок из-за особенностей анатомического строения.
То, что похоже на кости таза и ног, на самом деле является подкожным жиром.
Благодаря развитию медицины случаи заболевания сиреномелией стали научно объяснимыми. Это аномалия развития нижних конечностей: они срастаются так, что выглядят как рыбий хвост.
В более тяжелые времена такой ребенок считался бы ребенком русалки.
Дети бога морей
Ссуды из греческой мифологии не ограничивались русалками. Также внес свой вклад Тритон, сын Посейдона, верховного бога морей. Вместе с нимфами она родила целый народ морских существ — тритонов. По-русски это еще иногда называют мужчинами-русалками. Большинство из них напоминают людей с рыбами и хвостами дельфинов, но есть и более необычные экземпляры, например, гибриды с телом членистоногого или лошади.
Иттиокентаури и гиппокамп (внизу в центре и слева): в свите бога морей было много необычных существ.
Первым был русал
Прообраз современных русалок появился около 6-7 тысяч лет назад в шумерской мифологии. Существо по имени Оан или Оаннес было посланником верховного божества мудрости, пресной воды и подземного мира. Согласно легенде, днем Оаннес вышел из вод Персидского залива и обучал людей наукам, ремеслам и законам, а ночью вернулся в глубины моря.
Поскольку шумерский Прометей должен был ходить по суше и жить под водой, характеристики человека и рыбы в нем были сильно смешаны.
«Его тело было сплошь из рыбы, и из-под его головы, из-под головы рыбы выросла другая голова, и точно так же человеческие ноги выросли рядом с хвостом рыбы. Его голос был человеческим»
Берос, вавилонский историк
Появление Оаннеса связано с семитским богом Дагоном, который также учил людей мудрости (слева).
Вскоре после этого появилась женская версия. Она стала ассирийской богиней плодородия Атаргатис. Согласно одному из мифов, богиня полюбила простого смертного и родила от него дочь. Атаргатис стыдилась своей связи с мужчиной и приказала утопить своего любовника, а новорожденного бросить в пустыню. Осознав чудовищность своего поступка, он бросился в озеро, чтобы утопиться, но превратился в рыбу.
Изображение богини на реверсе монеты. Ее лицо покрыто пеленой, яйцо, из которого она родилась, лежит на груди. По бокам богиня держит стебли ячменя.
Так женщина народа моря ассоциировалась с опасностью и непостоянством природы. Она способна покончить с собой, даже если сама сожалеет об этом. Возможно, несчастная история любви Атаргатиса стала основой для сказок и историй, на которые Андерсен опирался, когда писал «Русалочку».