- Керамика от Villeroy & Boch
- Становление модерна
- Фарфоровая мануфактура в Фюрстенберге
- Модерн в Европе
- Югендстиль
- Национальный романтизм
- Сецессион
- Мейсенская фарфоровая мануфактура
- Вышивка в Шпревальде
- Модерн в XXI веке
- Часы с кукушкой
- Деревянные игрушки из Рудных гор
- Закат модерна
- Возрождение модерна
- Модерн в архитектуре
Керамика от Villeroy & Boch
Бренд Villeroy & Boch — один из старейших производителей керамики в Германии. Фабрика по производству керамической посуды в городе Метлах была открыта в 1748 году. Изначально это была небольшая семейная фабрика.
Но со временем производство росло и росло. Ассортимент увеличился. В него вошли не только посуда, но и кухонные принадлежности, сантехника, керамическая плитка. Для его производства использовались новейшие британские технологии и уникальные механические станки, некоторые из которых были разработаны лично одним из основателей компании.
Продукция всегда расписывается вручную, а современные технологии обеспечивают высочайшее качество, которое прославило керамику Villeroy & Boch во всем мире.
Villeroy & Boch занимается производством более 260 лет. Здесь и сегодня стараются придерживаться многовековых традиций. Продукция отличается высоким качеством и высокой оценкой. А в старом здании аббатства в стиле барокко есть музей с многочисленными экспонатами, рассказывающими об истории компании.
Становление модерна
На формирование современности повлияли несколько факторов:
- рост массового машинного производства;
- япония и Китай заново открыты для европейцев;
- развитие городов и городской культуры;
- новые философские взгляды.
именно в начале двадцатого века важность индивидуальности, личности человека возрастает, а философия Фридриха Ницше ставит под сомнение общепринятые нормы, мораль, этику, социально-политические отношения. Также происходят важнейшие события в психологии: Зигмунд Фрейд разрабатывает теории психоанализа и сновидений, давая миру осознание сексуальности и, следовательно, декаданса.
Современность берет свое начало в Великобритании, где зародилась промышленная революция. В середине 19 века многие товары начали изготавливаться на станках, что также повлияло на их дизайн. Это сильно напугало задумчивых художников. Бездушные копии, лишенные тепла человеческого прикосновения, не должны были наводнять мир: так считал Уильям Моррис, которого можно назвать одним из первых дизайнеров в современном понимании.
Подписка на выставки движения «Искусство и ремесла», Уолтер Крейн, 1890. Изображение: Wikimedia Commons
Дизайн обоев, Уильям Моррис, 1862 г. Изображение: Wikimedia Commons
Мебель для декоративно-прикладного искусства. Фотография: « Britannica
Моррис считал, что необходимо противостоять веку машин, вернувшись к мастерству и производству уникальных вещей. Его поразила эстетика средневековья с богатыми растительными орнаментами, заполняющими все пространство. Пик популярности идей Морриса пришелся на вторую половину XIX века, а основанное им в конце XIX века движение искусств и ремесел стало первым предшественником современности. Его последователи начали создавать вещи в своей собственной эстетике, уравновешивая права ремесел и искусств, столь же изысканных и привилегированных, как живопись, скульптура и архитектура.
Одним из ведущих представителей этого движения является Артур Макмердо. Его обложка книги «Городские церкви Ренна», изданной в 1881 году, признана первым произведением в стиле модерн. Точно так же, используя асимметричные и цветочные мотивы, Макмердо украшает мебель, обои — новый стиль начинает активно распространяться по Европе.
Артур Макмердо, обложка для церквей Рена-Сити. Изображение: Wikimedia Commons
Артур Макмердо, президент. Фото: Wikimedia Commons
Манифест Чарльза Ренни Макинтоша. Изображение: Wikimedia Commons
Председатель, Чарльз Ренни Макинтош. Фото: Филлипс
Модерн — это не только пластичность форм растений, с которыми работали Макмердо и Моррис. Конструктивное направление модерна можно отнести к мастерской Чарльза Ренни Макинтоша в Глазго, вещи которого всегда были геометрическими и функциональными, имели стройные пропорции и не были наполнены излишним декором.
Фарфоровая мануфактура в Фюрстенберге
Фюрстенберг — один из старейших немецких фарфоровых заводов. Дата основания — 1747 год. Несмотря на столь долгую историю существования, ему удалось сохранить и поддерживать основополагающий принцип своей работы: независимое выполнение всего производственного цикла.
На фабрике проходят все этапы, от подготовки фарфоровой массы к производству до декорирования готовой продукции. Такой подход стал залогом высокого качества изделий из фарфора, которое ценится во всем мире. Декор фарфора Furstenberg имеет свои особенности и узнаваем, он нанесен непрозрачным золотом.
Сегодня в замке Фюрстенберг находится музей фарфора, в котором собраны образцы изделий за весь период существования мануфактуры, от исторического до современного. Сегодня в самом замке часто проходят официальные встречи канцлера Германии с делегациями и руководителями из других стран.
Модерн в Европе
4 января 1895 года на улицах Парижа появились афиши первой театральной постановки «Жисмон» художника Альфонса Мухи. Некоторые из этих плакатов просуществовали недолго — их принесли с собой пострадавшие граждане. Модерн перестал быть привилегированным стилем: создаются предметы повседневного обихода, такие как вазы, гребни, булавки, шпильки для волос, флаконы для духов. Они уже недоступны только самым богатым слоям населения, современность начинает окружать людей повсюду.
Афиша к премьере спектакля «Жисмон» Альфонса Мухи. Изображение: Wikimedia Commons
Расческа, Рене Лалик. Фото: Гамбургский музей прикладного искусства и ремесел
Брошь, Рене Лалик. Фото: общественное достояние
Шпилька, Рене Лалик. Фото: Collector Weekly
Флаконы для духов от Рене Лалика. Фото: сайт Lalique
Югендстиль
Современность в графике стала набирать все большую популярность, журналы сыграли важную роль в ее распространении. Их новый стиль сразу привлек внимание читателей и дизайнеров. Одним из самых популярных журналов в новом стиле был Jugend, издающийся в Мюнхене с 1896 года. Благодаря своему названию немецкий модерн получил название «модерн». Это же название стали использовать в странах Балтии и Скандинавии.
Обложка журнала Jugend, 1896 г. Изображение: Wikimedia Commons
Журнал Jugend, 1897 г. Изображение: Wikimedia Commons
Обложка журнала The Studio, 1893 год, иллюстрация Обри Бердсли. Изображение: Wikimedia Commons
Модерн отличался от франко-бельгийского модерна более сдержанным характером в графике, брутальностью форм и материалов в промышленном дизайне и архитектуре.
Национальный романтизм
Одновременно с расцветом модерна в Германии, в Северной Европе, в частности в Финляндии и Норвегии, где шло формирование политической независимости, появилось новое направление современности — национальный романтизм. Художников вдохновляли фольклор, легенды и народное творчество этих стран. В Норвегии самым ярким ее представителем был художник Ханс Даль, а в Финляндии — Аксели Галлен-Каллела.
«Принцесса-лебедь» Джона Бауэра. Изображение: Wikimedia Commons
«Гигантская щука» Аксели Галлен-Каллела. Изображение: Wikimedia Commons
Национальный романтизм не пощадил и Россию. Русский фольклор и сказки вдохновляли творческие объединения в Талашкино и Абрамцево, где работали известные русские художники на рубеже XIX и XX веков, а деревянные башни в стиле русского модерна создавались на деньги меценатов.
В графике ярким представителем русского модерна является Иван Билибин, чьи иллюстрации к сказкам и былинам знакомы нам с детства.
Сказочный дом «Теремок» в Талашкино. Фото: Горшков Игорь / Shutterstock
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», Иван Билибин. Изображение: Wikimedia Commons
Сегодня в это сложно поверить, но одним из знаковых объектов модерна в русской культуре является матрешка. Принято считать, что это исконно русская игрушка, но появилась она только в конце 19 века. Статуэтка была вылеплена абрамцевским токарем Василием Звездочкиным и расписана художником Сергеем Малютиным. В ней сочетается восточная современность, вдохновляющая модернистов в Европе: прототип фигурки пришел с японского острова Хонсю. Еще одна общая черта — тонкие черные контурные линии, на которые так тяготел модерн.
Матрешки Сергея Малютина. Фото: Wikimedia Commons
В странах южной Европы тоже можно найти отголоски народного романса и сказок. Например, при реализации проекта реконструкции Дома Бальо в Каталонии в 1904–1906 годах Антонио Гауди вдохновился изображением дракона, покрывающего крышу своей «чешуей».
Дом Бальо (Casa Batlló) в Барселоне, архитектор Антони Гауди. Фото: Wikimedia Commons
Сецессион
В Центральной Европе модерн был представлен множеством различных мастерских и направлений. Важную роль в его истории играет столица Австро-Венгерской империи — Вена, именно здесь в 1897 году возник Венский Сецессион, основанный Густавом Климтом.
«Сесессия» (Sezession) переводится с немецкого как «изоляция»: художники этого стиля выступали против академизма. Они подарили миру огромное количество невероятно сложных предметов в стиле модерн: игрушки, украшения, кружева, тарелки. Сецессионисты также проектировали здания и работали с городской инфраструктурой.
Дом сецессиона в Вене, архитектор Йозеф Мария Ольбрих. Фото: Bildagentur Zoonar GmbH / Shutterstock
Бетховенский фриз, Густав Климт. Изображение: Wikimedia Commons
Текстиль, Йозеф Хоффманн. Изображение: Formost
Стекольный завод, Йозеф Хоффманн. Фото: Wikimedia Commons
В 1903 году архитектор Йозеф Хоффманн и художник Коломан Мозер открыли мастерские в Вене, а два года спустя — торговые залы в Нойштифт-Гассе, чтобы объединить художников и мастеров, как это когда-то делали искусство и ремесла. Здесь покупатели могли приобрести дизайнерские светильники, текстиль, керамические и стеклянные тарелки, мебель. Все это было невероятно популярно, поэтому влияние венских мастерских на распространение дизайна в стиле модерн нельзя недооценивать.
Мейсенская фарфоровая мануфактура
Первой фарфоровой мануфактурой в Германии была мануфактура, построенная в городе Мейсен в 1710 году. До этого фарфор ввозился в Германию только из Китая. Первые изделия Мейсенского фарфорового завода имели характерный восточный стиль. Это было в моде, поэтому на изделиях в изобилии появлялись цветы, травы и птицы, даже драконы и мифические животные.
Но постепенно дизайн трансформировался, приобрел уникальность, и сегодня мейсенский фарфор — один из самых известных в мире, высоко ценимый коллекционерами. Он отличается изысканностью и высоким качеством. В ассортименте большое количество столовых приборов, а также фантастические фигурки и композиции.
Вышивка в Шпревальде
Вышивка и мастерство присутствуют во всех регионах, но, возможно, именно в Шпрее вышивка стала настоящим искусством. Лужицкие национальные костюмы неизменно украшены разноцветными мотивами, которые рождаются в руках мастериц в специальных мастерских. Вышивка используется как на элементах костюмов при их создании, так и на готовых изделиях и различных сувенирах. Особенно ценятся изделия ручной работы.
Ежегодные фестивали в Шпрее давно стали традицией, где ремесленники могут продемонстрировать результаты своего труда. Женщины выступают в лужицких национальных костюмах, а гостям и туристам нравятся большие экспонаты кукол, одетых, конечно же, в вышитые костюмы.
Модерн в XXI веке
Одно из главных и глобальных достижений современности — принцип дизайна «наизнанку» теперь прочно укоренился в самой сути архитектуры, где форма здания подчиняется своему наполнению.
Кроме того, в современных интерьерах используются принципы модерна: зачастую офисы крупных компаний выдержаны в едином стиле, в котором нет места постороннему объекту. Стены, мебель и даже предметы интерьера подчиняются единому порядку, принципы которого были заложены более ста лет назад.
Интерьер Re: Store в Санкт-Петербурге. Фото: onajourney / Shutterstock
В современных интерьерах почти в первозданном виде модерн сохранился в виде ламп Тиффани из разноцветного стекла, а фабрики по-прежнему производят обои по рисункам Уильяма Морриса или с принтами, вдохновленными его работами.
Основное направление, в котором модерн существует практически без изменений с 1900 года, — это парфюмерия. Бутылки Lalique и Guerlain остаются актуальными по сей день и являются предметом внимания коллекционеров.
Флакон духов Living Lalique. Фотография: Lalique
Флакон духов Lalique de Lalique. Фотография: Lalique
Флакон для духов Guerlain Aqua Allegoria Pera Granita. Фотография: Guerlain
Флакон духов Guerlain Shalimar. Фотография: Guerlain
Сегодня наследие модерна ярко выделяется на картах города. Реставрируются не только сами постройки, но и интерьеры и обстановка. Зданиям придается новое значение: некоторые превращаются в рестораны, отели или музеи. Так, в Самаре на вилле Курлина находится Музей модерна. Исторически сложилось так, что с этой эпохи в московских резиденциях находились культурные организации или посольства разных стран.
«Модерн»: модерн, модерн. И даже если современность модерна сильно отстала, мы слышим его следы уже более века. Именно ар-нуво установил фундаментальные принципы современности: тотальность в архитектуре, в искусстве, в дизайне.
Часы с кукушкой
Если вы думали, что часы с кукушкой — относительно новое изобретение, то мы готовы вас удивить. Первое упоминание о них было зафиксировано в 1629 году. Именно тогда саксонский курфюрст Август получил в подарок аналогичные часы от аугсбургского аристократа Филиппа Хайнхофера.
Но, конечно, это упоминание не о дате появления часов с кукушкой. В то время это ремесло было очень развито, так как могло стать достойным подарком для человека столь высокого ранга.
А колыбелью производства традиционных часов с кукушкой с конусообразными гирями и характерным и узнаваемым циферблатом является немецкий штат Шварцвальд. Здесь до сих пор производят уникальные часы, а оригинал ручной работы обойдется вам недешево — несколько сотен евро.
Одна из старейших фабрик, которая и по сей день продолжает производить часы с кукушкой с сохранением многовековых традиций исключительно вручную, имеет историю более 150 лет. Это семейное производство, секреты которого передаются из поколения в поколение.
Сегодня производятся не только настенные модели, но и маятниковые часы. А разнообразие дизайнов, оригинальность и неповторимость делает шоппинг сравнимым с посещением музея или художественной выставки. В среднем на создание копии часов уходит не менее месяца работы.
В Футвангене открыт музей, в котором представлены особо ценные предметы, а также вы можете понаблюдать за мастерством ремесленников.
Деревянные игрушки из Рудных гор
Древний город Аннаберг-Буххольц в Рудных горах изначально был центром добычи полезных ископаемых. Однако упадок этого сектора привел к тому, что его жителям пришлось искать новые источники дохода. В результате он теперь известен во всей Германии и далеко за ее пределами как центр резьбы по дереву. Местным мастерам удалось достичь таких высот, что их изделия настолько изящны, что ассоциируются с кружевом.
Особое направление резьбы по дереву — сложные механические игрушки. Многие из них тесно связаны с жизнью и творчеством горняков. Поэтому не удивляйтесь, если вам доведется увидеть движущиеся узоры мин, которые повторяют реальные объекты с точностью до масштаба. Большой популярностью пользуются резные деревянные новогодние игрушки, а «Рождественская гора» давно стала местной достопримечательностью.
Эти «Рождественские горы» представляют собой сложный механизм с множеством движущихся фигур. Иногда их создают несколько поколений мастеров, увеличиваясь в размерах с каждым годом.
На рождественских ярмарках в Рудных горах всегда можно купить разнообразные деревянные фигурки и игрушки на рождественскую тематику. Большой популярностью пользуются щелкунчики, подсвечники в виде шахтеров, фигурки курильщиков, животных и т.д.
Закат модерна
К сожалению, эпоха ар-нуво — движения, покорившего почти всю Европу, — оказалась очень мимолетной: в начале Первой мировой войны использование ярких орнаментов в стиле модерн считалось плохим образованием, и на смену им пришли более выдержанный ар-деко и модернизм. Несмотря на колоссальное влияние современности на всю европейскую культуру начала 20 века, о нем забыли на несколько десятилетий.
Возрождение модерна
Переосмысление современности началось полвека спустя. Благодаря большой исторической удаленности, появилась возможность взглянуть на современность по-новому. Плакаты шестидесятых возвращают образы плакатов и журналов начала века.
Манифест Элтона Келли. Изображение: Стэнли Маус / Элтон Келли / Культурный центр Банка Бразилии / Google Art & Culture
Манифест, Бонни Маклин. Изображение: Wikimedia Commons
Манифест, Джим Блашфилд. Изображение: Wolfgang’s
Музыканты, соревнуясь за внимание слушателя, используют эксцентричные формы, шрифты, узоры, женские образы. Психоделическая культура хиппи переосмысливает современность: главное отличие нового «модерна» от примеров прошлого заключается в использовании насыщенных и контрастных цветов и образов, соответствующих духу нового времени.
Отголоски как оригинальных, так и переосмысленных современных плакатов
в 60-е годы он присутствует в современном графическом дизайне, который в силу «всеядности» нашего времени поглощает и использует почти все.
Модерн в архитектуре
Книга «Городские церкви Рены», разработанная Артуром Макмердо, предназначалась в первую очередь для архитекторов, поэтому неудивительно, что среди них начал распространяться модерн.
Первым архитектором стиля модерн был бельгиец Виктор Орта, спроектировавший дворец Тассель в Брюсселе в 1892 году. Здание произвело фурор, и Орта был провозглашен создателем «нового стиля» в архитектуре. После того, как его преемник Эктор Гимар представил новый стиль в Париже, модерн начал свое триумфальное шествие по Европе.
Лестница в здание Tassel в Брюсселе, архитектор Виктор Орта. Фото: Wikimedia Commons
Коридор Кастель Беранже в Париже, архитектор Эктор Гимар. Фото: Wikimedia Commons
Павильон Парижского метрополитена, архитектор Эктор Гимар. Фото: Wikimedia Commons
Гимар не только создавал проекты зданий, включая интерьеры и мебель, но и проектировал входы в павильоны парижского метро в 1900 году, в результате чего жители стали называть ар-нуво «стилем Гимара» или «стилем метро». Так современность стала укореняться в повседневной жизни.