- Ренессанс — это возрождение по-французски
- Живопись
- Проторенессанс
- Живопись раннего Ренессанса
- Живопись высокого Ренессанса
- Скульптура
- Скульптура раннего Ренессанса
- Скульптура высокого Ренессанса
- Скульптура позднего Ренессанса
- Renaissance (фр.)
- Стиль Ренессанс: внешний вид людей и костюм
- Когда была эпоха Возрождения
- Апокалипсис четырнадцатого века
- Медичи — «padrino» итальянского Возрождения
- Философия эпохи Ренессанса: основы нового течения
- Ars nova (лат.)
- Архитектура
- Проторенессанс
- Архитектура раннего Ренессанса
- Архитектура высокого Ренессанса
- Архитектура позднего Ренессанса
- Гуманизм: в поисках «человеческого»
- Научная мысль Эпохи Возрождения
- Итальянское и Северное Возрождение
- Этапы итальянского Возрождения
- Казнь цареубийцы
- Тюрьма аббатства святого Ремигия
Ренессанс — это возрождение по-французски
Термин «Возрождение» имеет французское происхождение (Renaissance) и буквально означает «возрождение», «возрождение».
В обиход, как и название целой эпохи, слово пришло с легкой руки французского историка Жюля Мишле, который в середине 19 века издал книгу «История Франции в 16 веке: Возрождение».
И хотя новая эра культурного подъема началась не во Франции, именно это слово вошло во многие языки без перевода как обозначение периода времени в европейской истории примерно с 14 по 16 века.
В русском языке термины «Возрождение» и «Возрождение» одинаковы и взаимозаменяемы.
Те же люди, которые жили и работали в эпоху Возрождения, чувствовали свое время как поворотный момент, как возрождение после мрака средневековья.
Неудивительно, что задолго до Жюля Мишле, в середине 16 века, итальянский художник Джорджо Вазари также использовал термин «итальянский ренессанс» (возрождение) в книге о великих художниках своего времени, имея в виду поворотный момент в искусстве. Термин «ренессанс» сейчас используется в Италии.
Живопись
Как и в других художественных жанрах, в живописи заимствованы художественные приемы античности. Даже в библейские сказки постепенно проникает тема красоты человеческого тела и совершенства его форм. Однако это произошло не в одночасье.
Проторенессанс
Что касается темы живописи, то здесь самое время еще раз вспомнить о прото-ренессансе и величайшем художнике этого периода Джотто ди Бондоне. Дело в том, что его достижения послужили источником вдохновения и были заимствованы у главных фигур в живописи эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Рафаэля (1483-1520). Эти разработки вряд ли удастся обнаружить глазом человека, не имеющего художественного образования, поэтому на этот раз мы сначала расскажем, а потом покажем.
Характеристики творчества Джотто ди Бондоне:
- Углубленная проработка деталей.
- Тесное соединение деталей между собой.
- Зависимость визуального восприятия деталей от освещения.
- Ощущение простора изображения.
- Оптическое смещение перспективы с возможностью перенаправления взгляда на зрителя.
- Активное использование светлых тонов в фресках.
- Получите визуальные эффекты с помощью цветокоррекции.
Эти нюансы можно оценить воочию, посмотрев на картины Джотто ди Бондоне. Взять, к примеру, «Полиптих Барончелли» — одна из его росписей в церкви Санта-Кроче, выполненная им:
Живопись раннего Ренессанса
Уже упомянутый нами художник и архитектор Филиппо Брунеллески внес огромный вклад в искусство живописи раннего Возрождения. Мы помним, что это открыло перспективу в архитектуре и живописи, которая стала новым словом в этой области. Это хорошо видно в творчестве художников этого периода. Например, в произведении Сандро Боттичелли (1445-1510) «Мадонна Евхаристии»:
Живопись высокого Ренессанса
Расцвет Возрождения был предопределен творчеством великих художников, таких как Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Рафаэлло Санти (1483-1520).
Сикстинская Мадонна Рафаэля — одно из самых узнаваемых произведений в истории живописи. Кроме того, он прославился как мастер портретной и алтарной живописи, мастер многофигурной композиции, гравер и поэт. Рафаэлло Санти часто сопровождал свои рисунки сонетами. Итак, одно из изображений сопровождалось красивыми линиями:
Купидон, умри ослепляющим великолепием
Два чудесных глаза, посланных тобой…
О литературе эпохи Возрождения мы поговорим позже, а сейчас предлагаем оценить пример композиции с несколькими фигурами в произведении Рафаэля «Афинская школа»:
Самая известная картина Леонардо да Винчи — это, конечно же, «Джоконда», она же «Джоконда». Все, кто видел изображение, заметили, что Джоконда как бы «следовала» взглядом за зрителем. Это всего лишь один пример изменения оптической перспективы с возможностью перенаправления взгляда на зрителя. В творчестве Леонардо да Винчи наука и искусство были тесно связаны. Поэтому он подробно изучал анатомию и сделал множество рисунков, которые точно передают анатомические особенности человеческого тела. Примером может служить работа Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»:
Микеланджело прославился своей картиной Сикстинской капеллы. Единственная дошедшая до наших дней полная картина его отцовства — «Мадонна Дони»:
Скульптура
Как вы помните из предыдущего урока, скульптура в средние века пришла в упадок по разным причинам. Там, где сохранились скульптурные традиции, они были скорее дополнением к архитектурной практике, чем самостоятельным направлением в искусстве. Италия стала пионером в возрождении скульптурных традиций античности.
Здесь есть две тенденции. С одной стороны, мастера стремятся воссоздать древние скульптурные традиции в части сохранения пропорций и придания статуям гармоничного внешнего вида. С другой стороны, создатели эпохи Возрождения стараются избавиться от излишка монументальности скульптуры, которая часто наблюдалась в более ранние периоды.
Скульптура раннего Ренессанса
В отличие от других жанров искусства, скульптура имеет совершенно уникальную дату, с которой начинается Возрождение. Это 1401 год, когда во Флоренции проводился публичный конкурс на лучшее украшение северной двери баптистерия (здания, где совершалось крещение). Задачей конкурса было воспроизвести сюжет «Жертвоприношение Авраама» в рельефе, победила работа молодого скульптора Лоренцо Гиберти (1378–1455):
В будущем разделение рельефа на пространства станет классикой жанра. В создании статуй можно выделить два направления: подражание классике и поиск реализма. В качестве материалов используются как мрамор, так и бронза. Интересная статуя Святого Георгия Победоносца работы скульптора Никколо Донателло (1386-1466):
Как видите, есть явное сходство со скульптурами периода античности. Однако Донателло и другие скульпторы практикуют изображение людей в одежде, а не только наготу, как в древности.
Скульптура высокого Ренессанса
В период расцвета Возрождения мы все наблюдаем те же тенденции, которые зародились в раннем Возрождении. Однако техника исполнения достигла высочайшего уровня. Из образцов скульптуры Высокого Возрождения достаточно вспомнить статую Давида работы Микеланджело (1475-1564):
Здесь мы видим лучшее воплощение древних традиций в скульптуре. Кроме того, здесь хорошо виден противовес. Это техника, которая усиливает визуальное впечатление от композиции за счет намеренного противопоставления левой и правой частей композиции.
Скульптура позднего Ренессанса
В отличие от архитектуры, в скульптуре позднего Возрождения не было упадка. Непревзойденный Микеланджело продолжал творить, подрастало новое поколение скульпторов, предопределивших портрет того времени. Среди них стоит отметить Бенвенуто Челлини (1500–1571), прославившегося как скульптор, художник, ювелир и музыкант. В совершенстве владел техникой литья из бронзы, изготовил на заказ множество скульптур. Среди них наиболее известна скульптура «Персей» с головой Медузы-Горгоны, которую он побеждал.
Однако некоторые исследователи считают «Персея» образцом маньеризма, но никто не может четко указать, какие детали этой композиции являются лишними.
Renaissance (фр.)
В 19 веке в моду вошло средневековье. Людей, интересующихся Италией XV и XVI веков, было меньшинство, и, чтобы привлечь внимание к их сюжету, некоторые заговорили о «возрождении» в итальянской и французской литературе. Таких случаев было всего четыре: с 1817 по 1839 годы литература Петрарки и Боккаччо и французского поэта Ронсара называлась «возрождением» в текстах Сент-Бёва, Бальзака и Стендаля. Последний использовал это слово в своих идеализированных описаниях Италии: в юности, при Наполеоне, он прожил там несколько лет в качестве военного офицера. В четвертый раз слово «Возрождение» появляется в одной из брошюр Лувра о французском искусстве. Кроме того, в 1849 году историк литературы Жан-Жак Ампер впервые использовал слово «возрождение» для обозначения расцвета литературы во Франкской империи в VIII и IX веках, начиная с Карла Великого. Именно он первым ввел понятие «каролингский ренессанс», которое много позже закрепилось за названием эпохи.
Впоследствии в истории развития идей произошел неожиданный поворот. Знаменитый историк Жюль Мишле, знаток средневековья, потерял жену и впал в депрессию. С трудом вернувшись к своей работе, он решил сменить тему исследования и открыл для себя 16 век. В 1855 году он опубликовал книгу «История Франции в XVI веке: Возрождение» (впервые заглавные буквы!), В которой описал расцвет культуры во всех ее формах. Мишле на самом деле говорил о своем личном возрождении, но слово осталось, несмотря на его двусмысленность.
Стиль Ренессанс: внешний вид людей и костюм
Неудивительно, что Возрождение повлияло на все сферы жизни человека. Естественно, дворянство и аристократы подхватили необычные наклонности, стараясь привнести в свою жизнь все новое. Во-первых, среди людей полностью изменилось отношение к прекрасному. Мужчины и женщины старались максимально приукрасить себя, стараясь подчеркнуть естественность и выделить свои достоинства, данные природой. Это очень ярко характеризует эпоху Возрождения. Стиль, принятый в этот период, породил множество правил создания причесок и нанесения макияжа. Женщина должна была казаться сильной, нежной и удивительно приземленной.
Например, женский костюм эпохи Возрождения отличается определенным объемом, подчеркивая приятные формы и шарм. Он был украшен множеством мелких деталей и орнаментов. Представительницы прекрасного пола, с энтузиазмом воспринявшие эпоху Возрождения, стиль которой диктовал неудержимое стремление к красоте, носили глубокий вырез, который имеет свойство скользить через одно плечо или внезапно на обнаженной груди. Прически тоже стали объемными, с большим количеством локонов и заплетенных прядей. Часто на волосы закреплялась тонкая сетка с жемчугом и драгоценными камнями, иногда спускалась до плеч и полностью закрывала волосы сзади.
В мужском костюме эпохи Возрождения присутствовали элементы античности. Представители сильной половины человечества носили своеобразные туники с толстыми чулками. К костюму добавилось пальто с длинным воротником. В современном мире его часто используют как формальную одежду на научных симпозиумах и других мероприятиях. И это неудивительно, ведь именно эпоха Возрождения — эпоха Возрождения — заложила основы интеллигенции как социального класса. Впервые в истории человечества умственный труд стал цениться, и ему было позволено жить комфортно.
Когда была эпоха Возрождения
Среди историков нет единого мнения при определении дат начала и конца Возрождения. Проблема усугубляется тем, что в разных странах Европы Возрождение началось в разное время, протекало по-разному и не заканчивалось синхронно с приказом об отступлении.
Но бесспорно одно: во-первых, в Италии развивалась особая культура эпохи Возрождения, потому что эта страна в 14 веке достигла высокого уровня экономического и политического развития на фоне других средневековых регионов Европы.
Кстати, в средние века было как минимум три периода культурного расцвета в IX — XII веках, которые также принято называть Ренессансом. Все они так или иначе были связаны с обращением к древнему наследию, но не стали серьезным поворотным моментом в истории.
Многие ученые считают отправной точкой Возрождения 1341 год, когда поэт Франческо Петрарка был коронован в Риме на Капитолийском холме лавровым венком за свои достижения в области литературы.
Петрарка выступал за возрождение античной культуры, проповедовал возвращение к чистой латыни, развитие культурного наследия древних.
* Памятник Петрарке во Флоренции
И если Петрарка был первым культурным деятелем эпохи Возрождения, то Флоренция определяется как ее первый культурный центр и столица, сохранявшая лидирующие позиции до XVI века.
Именно здесь в XIV веке совпали необходимые условия для культурных изменений:
- высокий уровень экономического развития;
- отсутствие четких границ между классами;
- культ равенства граждан перед законом;
- развитая система образования, охватывающая разные слои населения;
- прямая связь с римской цивилизацией, культурное наследие которой было частью национального прошлого (Флоренция была основана в 59 г до н.э самим Юлием Цезарем).
Эти предположения типичны не только для Флоренции, но и для всей Италии.
Еще менее определена дата конца великого Возрождения.
Среди прочего их называют:
- 1492 год, когда была открыта Америка;
- 1517 год, когда началась Реформация (что это такое?);
- 1600 г., когда скандальный философ Джордано Бруно был сожжен на костре в Риме;
- В том же 1648 году, когда Тридцатилетняя война закончилась подписанием Вестфальского мира, началась качественно новая эра в истории европейских государств.
Апокалипсис четырнадцатого века
В XIV веке Европу обрушилась серия бедствий, которые полностью разрушили средневековый мир. Во время Великого голода 1315–1322 годов неурожаи и массовая гибель крупного рогатого скота и овец подтолкнули общество к варварской эре голода, болезней, каннибализма и детоубийства. Бушевали эпидемии преступности, изнасилований и убийств.
Кризис обострился в октябре 1347 года, когда группа кораблей пришвартовалась в Мессине в Италии, унеся с собой Черную чуму.
Итальянский поэт Джованни Боккаччо писал в «Декамероне», что, хотя некоторые люди «собирались группами и жили изолированно от всех», чтобы избежать чумы, были также и те, кто «утверждал, что безошибочный способ предотвратить эту ужасную болезнь — это выпить много» наслаждайтесь жизнью в полной мере, пойте и получайте удовольствие, удовлетворите все свои пристрастия и отбросьте все как большую шутку».
Пик чумы пришелся на Европу в 1351 году, унеся, по некоторым оценкам, более половины населения региона. В британской королевской семье средняя продолжительность жизни упала до 29 лет во время голода и до 17 лет с началом чумы. Итальянский летописец Аньоло ди Тура описал ужасную реальность Черной чумы:
«Отец бросил сына, жену мужа, брата брата; потому что эта болезнь, казалось, пронизывала дыхание и зрение. Так они умерли. Не было никого, кто мог бы хоронить мертвых за деньги или дружбу. Члены семьи несли умерших в канаву, как могли, без священника, без молитв. Во многих местах Сиены были выкопаны огромные ямы, в которых было много мертвецов. И они умирали сотнями, день и ночь, и все были брошены в те канавы и засыпаны землей. Как только эти канавы были засыпаны, рыли новые. И я, Аньоло ди Тура, известный как Грассо, своими руками похоронил своих пятерых детей .. не было никого, кто плакал бы над смертью, все ждали смерти. И так много умерло, что все думали, что это конец света».
Триумф смерти — Питер Брейгель
В это хаотическое время многие считали, что неконтролируемая катастрофа — это наказание от Бога или даже конец света. Апокалиптическая точка зрения быстро распространилась и вдохновила самых разных фанатиков.
Но также росло ощущение, что Чума серьезно подорвала легитимность власти, взятой на себя институционализированной церковью, поскольку моральное разложение в ее собственных рядах также становилось все более очевидным. В этой атмосфере возникли движения, ставившие под сомнение достоверность католической догмы, иерархии и самого папства.
Чума также развернулась на фоне Столетней войны (1337–1453), когда давняя напряженность между английской и французской коронами вылилась в самый продолжительный вооруженный конфликт в истории Европы. Война также внесла свой вклад в разрушения, в результате которых погибло от 2,3 до 3,3 миллиона человек.
Даже кризисы позднего средневековья привели в движение многие преобразования. Стоимость земли и продуктов питания резко упала, что в конечном итоге привело к дестабилизации феодализма. Также был сделан новый акцент на физической жизни человека и медицинских исследованиях, а также возник новый спрос на религиозное искусство и иконографию.
К середине 15 века первые печатные станки уже работали в Европе, что, как объясняет Тарнас, позволило «быстро распространить новые и часто революционные идеи по всей Европе». Этот результат «помог освободить человека от традиционных способов мышления и коллективного контроля над мыслями». Это интеллектуальное преимущество было во всех отношениях дополнено появлением пороха, который еще больше подорвал абсолютную власть старой феодальной системы и католической церкви.
В самый разгар этого невероятного переходного периода небольшие независимые города-государства Италии стали центром объединения сил, где началось Возрождение. Здесь после бурь четырнадцатого века зародилась культура знаний, творчества, верности семье, коммерческой деятельности и созерцания вечных истин. Средневековый мир был поистине мертв.
Некоторые ученые утверждают, что Возрождение началось во Флоренции из-за роли богатых покровителей в стимулировании искусства. Лоренцо Медичи, изображенный здесь на картине Джорджо Вазари, поощрял меценатство в качестве правителя Флоренции.
Медичи — «padrino» итальянского Возрождения
Ренессанс зародился и сформировался во Флоренции, Италия, месте с богатой культурной историей, где состоятельные граждане могли позволить себе поддерживать начинающих художников. Члены могущественной семьи Медичи, правившей Флоренцией более полувека, были заметными сторонниками движения.
Великие итальянские писатели, художники, политики заявили, что они с энтузиазмом примут участие в интеллектуальной и художественной революции, которая будет в корне отличаться от той, что пережили в «темные века». Движение сначала распространилось на ряд итальянских городов-государств, таких как Венеция, Милан, Болонья, Феррара и Рим. В 15 веке идеи Возрождения проникли из Италии во Францию, а затем пустили корни по всей Западной и Северной Европе.
И хотя другие европейские страны пережили Возрождение несколько позже Италии, последствия «Возрождения» все же были революционными.
Философия эпохи Ренессанса: основы нового течения
Средние века характеризуются распространением представлений о господстве духовного на земле. В это время было принято отказываться от всех потребностей своего тела и стремиться только очистить свою душу от греха, чтобы подготовить ее к жизни на Небесах. Человек не пытался запечатлеть свое земное существование яркими красками, потому что это было всего лишь ожиданием чего-то экстраординарного в будущем.
Эпоха Возрождения существенно изменила мировоззрение людей. Историки связывают это с определенным подъемом экономики, охватившим страны Европы в начале 14 века. У человека появилась возможность взглянуть на мир с другой стороны и оценить его красоту. Небесная жизнь отошла на второй план, и люди начали восхищаться каждым новым днем, наполненным красотами обычной повседневной жизни.
Многие искусствоведы считают, что Возрождение — это возвращение к идеям античности. В каком-то смысле это правда. Фактически в эпоху Возрождения стали распространяться идеи гуманизма и достижения баланса между человеком и природой. Даже античность апеллировала к этим представлениям, человеческое тело было объектом изучения и восхищения, а не чем-то постыдным, как в средние века.
Но, несмотря на это сходство, Возрождение было совершенно новым этапом в искусстве и науке. Появились не только новые научные идеи, но и многочисленные техники живописи и скульптуры, позволившие создать трехмерное и реалистичное изображение. Человек вышел на совершенно иной уровень восприятия окружающего мира, что заставило его пересмотреть все теории и догмы прошлых веков.
Ars nova (лат.)
интересно отметить, что еще в конце 15 века итальянские авторы называли готику «новым искусством» («ars nova»). Так и Джорджио Вазари называл искусство своего времени: он написал modo nova («новый стиль» по-итальянски) или «ars nova» («новое искусство» по-латыни). Как и прежде, в XIV, XV и XVI веках многочисленные художники и интеллектуалы не столько возродили что-то забытое, сколько работали над тем, чтобы обогатить то, что они сами понимали под современным искусством, и продемонстрировать свое превосходство над предыдущими эпохами. Высокое Возрождение, прежде всего, не апелляция к забытому прошлому, а поиск чего-то нового: это новые исследования пропорций и перспектив, споры о примате рисунка или живописи, об использовании достижений искусства технический прогресс. Так, около 1430 года Ян ван Эйк изобрел масляную живопись на холсте, которая была очень популярна в Италии. Изобретение печати также произвело революцию в изобразительном искусстве, поскольку оно ускорило распространение художественных идей и проектов, заставило интеллектуалов и художников принимать или отвергать их, восхищаться друг другом или бросать вызов друг другу.
История художественной и духовной жизни Европы богата значительными и интересными явлениями, среди которых шестнадцатый век, несомненно, выделяется своей исключительной плодовитостью. Но слово «Возрождение» практически ничего не дает нам понять его — скорее, оно отражает романтические представления 19 века о прошлом и отвечает современным требованиям массовой культуры и туризма, что помогает описать художественную реальность каждой эпохи.
Архитектура
В архитектуре эпохи Возрождения с начала эпохи четко прослеживаются характеристики античной архитектуры: симметрия, рациональность, практичность, более светский характер построек и их дизайна, внимание к инженерным деталям. В этом принципиальное отличие как от тяжелых построек романского периода, так и от мрачной готики.
Ученые архитектуры эпохи Возрождения часто используют такие термины, как «архитектура порядка» и «тектоника». Проще говоря, упорядоченная архитектура означает использование структурных элементов в определенном порядке и соблюдение пропорций, предписанных для определенного стиля.
Под тектоникой понимается качество формы и ее соответствие внутреннему содержанию. Другими словами, структура должна быть «цельной» и «казаться цельной», обе составляющие должны гармонировать, поэтому необходимо выбрать подходящее украшение.
Более подробно термины разъясняются в книге «Теория архитектурной композиции» Г. Леденева, 2008. Мы дали краткое объяснение их сущности с единственной целью: показать, что стремление к гармонии стало преобладающим трендом времени и находит свое отражение, в том числе, в новых архитектурных решениях. Кстати, в эпоху Возрождения наблюдается всплеск развития теории архитектуры и формирование профессионального словаря терминов для архитекторов. Так как же развивалась архитектура эпохи Возрождения?
Проторенессанс
Считается, что предвестниками новой эпохи архитектуры стали творения художника и архитектора Джотто ди Бондоне (1266–1337). В частности, спроектированная им церковь Санта-Кроче во Флоренции:
Конечно, элементы готики здесь все же видны, но в целом здание визуально светлее традиционных образцов готической архитектуры.
Архитектура раннего Ренессанса
Сразу скажем, что мы будем рассматривать творения итальянских архитекторов как типичные образцы архитектуры эпохи Возрождения. Во всех других европейских государствах все еще нестабильные традиции Возрождения смешивались с местными особенностями национальной архитектуры. Поэтому неискушенному читателю будет сложно выделить элементы архитектуры эпохи Возрождения и отделить их от национальных особенностей.
Считается одним из первых образцов раннесредневековой архитектуры
Ospedale degli Innocenti во Флоренции, спроектированная архитектором Филиппо Брунеллески (1377-1446):
Мы объясняем, что Детский дом — это своего рода приют для бездомных детей, где им оказывается медицинская помощь и они пытаются адаптироваться к нормальной жизни. Этот проект Филиппо Брунеллески положил начало его карьере.
Среди других творений Филиппо Брунеллески следует отметить открытие перспективы в архитектуре, позволившее представить объект в трехмерном пространстве со всеми возможными искажениями визуального восприятия еще до начала его строительства.
Он был первым, кто возродил элементы древней архитектуры, тщательно изучая и измеряя остатки строительных конструкций античного периода, которых много в Риме, и вписывая их в свои проекты.
Архитектура высокого Ренессанса
В эпоху Высокого Возрождения Рим стал центром итальянской архитектуры и наличие визуального материала в виде остатков построек сыграло в этом значительную роль, став источником вдохновения для многих мастеров того времени. Распространение идей идет полным ходом, светские и религиозные постройки все больше становятся похожими на образцы старинной архитектуры, правда, довольно модернизированной по меркам того времени.
Примером может служить небольшой храм (ротонда) во дворе римского монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио, построенный в 1502 году итальянским архитектором Донато Браманте (1444-1514):
Архитектура высокого Возрождения часто называют «римским классицизмом» и считается вершиной традиций Возрождения. За пределами Италии традиция Возрождения все больше дает о себе знать, хотя местная архитектурная традиция все еще сильна. Самым ярким воплощением эпохи Возрождения можно назвать фасад Лувра в Париже (Франция).
Архитектура позднего Ренессанса
По мере развития архитектуры зданий эпохи Возрождения она становилась все более сложной. Появилось много разнородных деталей, фасады стали всевозможными украшениями и красками, чего не наблюдалось в прежние периоды массово, а сами конструкции здания усложнялись. Палаццо дель Те в Ломбардии, спроектированный Джулио Романо (1492-1546), часто приводится как пример претенциозности и избыточности):
Дворец принадлежал одному из представителей местной знати и страсть богатых к украшению всегда была зашкаливающей. Кстати, эта тенденция полностью сохранилась и в наше время. Как бы то ни было, но поздний ренессанс породил сразу два направления в архитектуре. Это, в первую очередь, маньеризм (от итальянского манера — манера, маньеризм), который лишь символизировал избыточность форм и украшений.
Во-вторых, это стиль барокко, получивший развитие в более поздние исторические периоды. Кстати, его «манерность» со временем перекинулась из барокко. Стиль, характеризующийся избыточностью с оттенком безвкусицы при сохранении общих черт барокко, получил название рококо. Мы рассмотрим это более подробно в наших следующих уроках.
Так шла архитектура эпохи Возрождения. Подробнее читайте в книге «Архитектура эпохи Возрождения: Италия» В. Лисовский, 2007. И продолжим путешествие в эпоху Возрождения, а теперь поговорим о скульптуре этого периода.
Гуманизм: в поисках «человеческого»
В течение четырнадцатого века в Италии активно развивалось новое культурное движение, гуманизм, который, среди своих многочисленных постулатов, продвигал принцип, что человек является центром вселенной, поэтому все достижения в области образования, классического искусства, литературы и наука должна подчиняться ему.
Изобретение Гутенбергом печати в середине 15 века улучшило коммуникации по всей Европе. В результате этих достижений в области коммуникации малоизвестные тексты ранних гуманистов, таких как Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо, были напечатаны и распространены среди широкой публики, что способствовало возрождению традиционной греческой и римской культур.
Кроме того, многие ученые считают, что достижения в области международных финансов и торговли повлияли на культуру в Европе и обеспечили точку опоры для эпохи Возрождения.
Джованни Боккаччо.
Научная мысль Эпохи Возрождения
Идеи гуманизма серьезно повлияли на науку Возрождения. Конечно, большое значение имела типографика. С этого момента стало намного проще распространять свои идеи среди широкой аудитории. И теперь все новые веяния быстрее проникают в умы простых людей.
Скорее, ученые эпохи Возрождения были не просто учеными, а смесью философов, общественных деятелей и писателей. Петрарка и Макиавелли, например, стремились познать человека в целом во всех его проявлениях. Героем их произведений стал рядовой горожанин, который должен был получить много преимуществ от научного прогресса.
Итальянское и Северное Возрождение
В Италии брожение умов началось на столетие раньше, в отличие от регионов за Альпами. Если в вольных итальянских городах предшественники Возрождения Данте и Джотто появились уже в конце 13 века, то первые ласточки Северного Возрождения братья Ван Эйк работали в Нидерландах в начале 15 века.
Возрождение, как расцвет культуры и гуманистических идей, как время великих творцов, объединяет Италию и Северную Европу, но различия между ними все же значительны.
Итальянский ренессанс
Распространен с середины четырнадцатого века | Начался в 15 веке в конце итальянского Возрождения |
Италия: Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Падуя, Феррара и др. | Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Англия |
Обращение к идеалам древнего мира | Обращение к идеалам раннего христианства |
Развитие идей светского мировоззрения | Развитие идей религиозного возрождения |
Влияние античного искусства | Влияние готического искусства |
Сосредоточение внимания на человеке как героическом человеке, на божественной природе человека | Сосредоточьтесь на христианской любви к ближнему, на божественной сущности природы |
Эстетика на переднем плане (что это?) | Этика на первом плане (что это?) |
Борьба за освобождение от догматов церкви | Стремление улучшить церковь и ее учение |
Этапы итальянского Возрождения
Итальянский ренессанс обычно делится на четыре периода:
- Проторенессанс. Конец 13 — первая половина 14 века.Произошел феноменальный рост итальянской культуры. В этот период были заложены основы всех последующих направлений в искусстве. Проторенессанс связан с именами поэта Данте Алигьери, скульптора Никколо Пизано, художника Джотто ди Бондоне.
- Раннее Возрождение — триста. Вторая половина XIV — половина XV века.Явный разрыв с искусством. В живописи классические религиозные сюжеты полны земного содержания, художники развивают теории перспективы и пропорции, гармонии (что это?), А во главу угла ставятся разнообразие мира, наслаждение красотой.В скульптуре появляются самостоятельные статуи, конные памятники и бюсты. Закладываются основы новой европейской архитектуры.
Основные имена раннего Возрождения: скульптор Донателло, заложивший основы единого скульптурного портрета, художник Мазаччо, реформировавший флорентийскую школу живописи.
Архитектор Филиппо Брунеллески, один из основоположников научной теории перспективы и автор грандиозного купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, революционер в области архитектуры Леон Баттиста Альберти, разработавший новый тип здания.
- Высокое Возрождение — 15 век. Конец 15 — первая треть 16 вв.Связан с именем Папы Юлия II, собравшего в Риме лучших итальянских художников. Именно в это время создавались самые известные шедевры эпохи Возрождения.Троица гениев Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэлло Санти подняла искусство Возрождения на недосягаемый уровень. Но эти имена не ограничиваются списком великих творцов.
В эти тридцать лет также работал Тициан, Джорджоне, первый архитектор базилики Святого Петра в Ватикане Донато Браманте.
- Позднее Возрождение — кинквеченто. До второй половины шестнадцатого века.Благословенное время закончилось с приходом Папы Павла III, объявившего войну Возрождению на всех фронтах.Уничтожение инакомыслия, что означало идеи и идеалы гуманизма (что это?), Тотальный контроль над искусством, где теперь все должно быть подчинено исконным канонам (что это?). Кризис искусства не везде ощущался одинаково.
Венецианская школа, например, благодаря Тициану и Палладио, успешно сохранила художественные традиции, а молодые художники создали новые направления маньеризма и барокко, в которых проявился упадок Возрождения.
Казнь цареубийцы
Поэтому они отрубили себе руки, четвертовали и сменили фамилию на дальних родственников, которые должны были таскать собаку по городу, и кто был трупом повешенного, и когда произошла последняя публичная гильотинация
Поэтому они отрубили себе руки, четвертовали и сменили фамилию на дальних родственников, которые должны были таскать собаку по городу, и кто был трупом повешенного, и когда произошла последняя публичная гильотинация
Тюрьма аббатства святого Ремигия
Как содержали средневековых преступников, когда в руанской тюрьме на окнах появились решетки, почему миниатюры часто судят под деревом и чего не хватало монахам Реймса
Как содержали средневековых преступников, когда в руанской тюрьме на окнах появились решетки, почему миниатюры часто судят под деревом и чего не хватало монахам Реймса.