Музыкальный инструмент рожок: что это такое и как выглядит

Что такое пастуший рожок и из чего его изготавливают

Орудие изготавливают, как правило, из бересты, клена и коры можжевельника.

Во время воспроизведения музыкант чередует или одновременно затягивает отверстия, расположенные на корпусе рожка.

Предпочтительным сырьем для производства всегда был можжевельник, так как он считался самым надежным и прочным материалом.

На сегодняшний день мнение умельцев не изменилось. По этой причине изделия из бересты и клена стоят дешевле пантов можжевельника.

Использование

Пастухи давно перестали пользоваться рогами. Место этого инструмента сегодня в русских народных ансамблях и оркестрах. Также есть достаточно сольных исполнителей, которые виртуозно управляют сложной структурой.

Концертная программа фольклорных коллективов с валторнами включает в себя самую разнообразную музыку: опера, танец, солдатская, комедия, свадьба.

Предназначение пастушьего рожка, как на нём играть?

Чтобы хорошо играть на этом народном инструменте и не выглядеть глупо на фоне других пастухов, человеку нужна была сильная дыхательная система. Получить плавный звук, не говоря уже о том, чтобы сыграть мелодию, было нелегко, поэтому на это занятие потребовались месяцы или даже несколько лет обучения.

Рог имеет три основных назначения. Во-первых, его прямое предназначение, то есть громкий и чистый звук для выращивания скота. Инструмент звучит хорошо, но в то же время не грубо, поэтому овцы или козы не боятся, а наоборот приходят по зову своего хозяина.

Второе направление — это ритуальное употребление. Рог музыкального инструмента служил не только для развлечения людей, но и для празднования национальных праздников. Например, празднование Нового года и Рождества не обходилось без звука рога. Также не могли обойтись без него во время Масленицы или танцевальных традиций.

А конечная цель пастушьего инструмента — пение. Пару веков назад людям ничего не требовалось, кроме как выйти в выходной день и потанцевать под звук рожка. Таланты, которые умели на ней играть, были очень популярны.

Чтобы научиться играть музыку на пастушьем роге, мы рекомендуем вам потренировать легкие, для которых предстоит много работы. Для этого можно заниматься плаванием, бегом трусцой или дыхательными упражнениями.

В остальном технология игры на нашем инструменте аналогична флейте, но требуется гораздо меньше усилий. По очереди выщипывая отверстия в корпусе, вы получаете мелодию в пределах двух октав.

Происхождение и история рожка

Происхождение рога не вызывает особых споров.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что этот музыкальный инструмент был изобретен на территориях, где развито сельское хозяйство и животноводство.

Предположительно родиной рога может быть Финляндия, Чехия, Польша или даже Греция.

интересно, что игра на валторне стала развлечением около 300-400 лет назад. Викинги использовали духовой инструмент как средство общения.

Звук рога служил сигналом солдатам к началу похода.

Шофар — еврейский обрядовый духовой музыкальный инструмент (сигнал). Используется как средство сигнализации для подачи военных сигналов. Также с его помощью оповещали о любых важных событиях

Первые упоминания о инструменте в России относятся ко второй половине XVIII века.

Летописцы и другие авторы стремились олицетворять рог как исконно русский инструмент. Однако, как упоминалось выше, прошлое инструмента уходит корнями в другие территории.

Однако наши предки сыграли свою роль в истории аэрофона.

Как выглядит рожок — конструкция

Как уже упоминалось ранее, рог имел конусообразный корпус с раструбом на конце.

На корпусе инструмента 6 отверстий: одно вверху, а остальные внизу.

Мундштук срезается на верхнем конце корпуса, образуя углубление.

Валторна — духовой музыкальный инструмент

Разновидности

Классификация проводится по двум основным характеристикам: урожайность, регион распространения.

По исполнению

Есть 2 типа:

  • Вместе. Сюда входят два типа рогов, противоположных друг другу по размеру и звуку. Самый маленький размер (чуть более 30 см) называется «писк», самый большой (от 70 см) — «низкий». Используется в ансамбле. Гармонично сочетается с фортепиано, балалайкой, барабанщиками.
  • Соло. Он имеет средний размер, около 50-60 см, и называется «полусухой». По просьбе сольных исполнителей. Достойный звуковой диапазон позволяет исполнять широкий репертуар музыкальных произведений.

По региону

В регионах, где распространился рог, дизайн был улучшен в соответствии с их собственным фольклором. Сегодня выделяют следующие разновидности:

  • курск;
  • кострома;
  • ярославль;
  • суздаль;
  • владимирский.

Наибольшую популярность версия Владимира получила благодаря деятельности уже описанного выше «Хора Владимира Хорнменов». Именно творческая деятельность Н. В. Кондратьева послужила славе рога, его переходом из инструмента пастухов в ансамбль.

Владимирский рог
Владимирский

Типы рожков

Классификация по исполнению: для сольной и для ансамблевой игры

Виды русских валторных ансамблей:

  • Маленький или «визжащий», имеет размер 36 см;
  • Большой или «окунь», имеет размер 72 см, что вдвое больше малого.

Что касается октавы, то «визг» и «бас» созвучны друг другу.

любопытно, что звучание валторн ансамбля хорошо сочетается с балалайкой, барабанами и фортепиано.

Рога для сольной игры имеют среднюю длину 50-60 см. В народе такой рог принято называть «полуколоколами».

важно отметить, что это была «полумаска», которую наши предки носили для вечеринок и представлений. Звуковой диапазон такого рожка способствует возникновению сложных витиеватых мелодий.

Обращаем ваше внимание на существование еще одной классификации рогов на территории России — по регионам.

Многие годы люди, живущие на разных территориях, вносили свой вклад в появление своих рогов, делая их уникальными.

Так появились рога Суздаля, Новгорода, Костромы и Калуги, Владимира и Твери. Остановимся на двух последних более подробно как на наиболее распространенных.

Владимирский рожок

Концепция «Владимирского» рожка возникла во второй половине 19 века.

Появление этого термина стало следствием находки рогов Владимирской области. Хор выступал на вечеринках, свадьбах и других праздниках под руководством Николая Васильевича Кондратьева.

Однажды валторны выступили в Нижнем Новгороде на Макарьевской ярмарке, где их заметил А.И. Картавов. Предприниматель попросил музыкантов выступить в Петергофе. На их выступлении присутствовал сам Александр III.

После того, как гостевой концерт Владимира получил высокую оценку петербургской публики, Кондратьев со своим хором уехал за границу. Мелодии русских валторнистов звучали во время их выступлений в Париже, Брюсселе, Гааге и Берлине.

Необычно одетые и талантливые российские музыканты покорили европейскую публику. Об их успехах тогда писали многие газеты.

Пьеса хора записана на диск в 1910 году.

Тверской рожок

Тверской рог — самый распространенный вид рога в России.

Благодаря Сергею Старостину и Михаилу Горшкову и их экспедициям в Тверскую область инструмент стал самым универсальным типом рожка.

Методика изготовления тверского громкоговорителя восходит к периоду освоения русских территорий Верхнего Поволжья. Более того, музыкальная индустрия его никогда не трогала.

Рожок тверской овчарки — ремесленный инструмент. Кстати, современные пастухи до сих пор активно используют тверской рог в своем нелегком деле.

Колодка такого рога сделана из груши, дерева особенного звучания. Теперь поверхность колодки защищена от воздействия окружающей среды благодаря покрытию специальным масляным составом.

Тверской рог имеет 5 люков, колокольчик из натурального коровьего рога и традиционный бочкообразный глазок открытого типа.

Пастуший рожок

Рог издавна был неотъемлемым атрибутом пастуха.

Раньше рог делали из рогов коров и коз. Отсюда необычное название духового музыкального инструмента.

Вы когда-нибудь задумывались, как пастырь, присматривая за огромным стадом, возвращает всех парнокопытных на пастбище? Оказывается, играть на валторне намного проще, чем использовать кнут.

Необычно действует на стадо пастуший рог. Скот на удивление охотно подчиняется его зову.

Кроме того, этот музыкальный инструмент долгие годы использовался как своеобразное средство общения, с помощью которого пастухи могли общаться друг с другом на довольно больших расстояниях.

Славянский духовой музыкальный инструмент

Постепенно, с течением времени пастушьи рога «эволюционировали» из сигнального устройства в полноценный музыкальный духовой инструмент, обожаемый русским народом.

Жители древней Руси любили танцевать до глубины души, но вместе с тем заводные роговые мелодии, которые со временем стали неотъемлемой частью праздников и гуляний.

Сольные выступления мастеров часто сопровождались песнями, хороводами и танцами. Многие хотели вплести частичку своей души в красивую мелодию.

Таким образом, в популярной лексике появилось новое название: «граб». Этим простым словом стали называть музыкантов, владеющих навыками игры на валторне.

Кроме того, валторны были не только исполнителями пьес, но и композиторами, способными составлять сложные музыкальные произведения.

Интересный факт о роге заключается в том, что он всегда был преимущественно мужским музыкальным инструментом. Объясняется это изрядным напряжением во время игры дыхательной системы, что сложнее для представительниц прекрасного пола.

Устройство инструмента

Выглядит объект предельно просто: деревянная коническая труба с шестью дырочками. Поочередно закрывая отверстия, мастер извлекает звуки нужного тона.

Узкий верх заканчивается мундштуком, элементом, отвечающим за извлечение звука. Более широкое дно называется расклешенным. Колокол обеспечивает хорошую передачу звука и отвечает за блестящие интонации.

Длина инструмента разная (в пределах 30-80см).

Игра на валторне

Оцените статью
Блог про культуры