- Ростовский Попович
- Вольга Святославович. Богатырь маг
- Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь
- Семь популярных витязей с необычными историями
- Никита Кожемяка (киевский богатырь)
- Ставр Годинович (черниговский боярин)
- Дунай Иванович
- Рязанский княжич
- Антигерои былин
- Соловей-разбойник (антигерой)
- Змей Горыныч (змей-дракон)
- Илья Муромец
- Дюк Степанович
- Микула Селянинович. Богатырь-пахарь
- Василий Буслаев. Рьяный богатырь
- Хотен Блудович. Богатырь-жених
- Михайло Потык. Верный муж
- Святогор. Мегабогатырь
- Былина о русском богатыре Илье Муромце
- Былина о Добрыне Никитиче
- Вольга Святославич
- Былины о русских богатырях презентация
- Сухман Одихмантьевич
- Вопрос о культурной принадлежности былинных витязей
- На какие категории делятся былинные богатыри и витязи земли русской
- Вольга Всеславьевич
- Святогор
- Алеша Попович. Младшенький
Ростовский Попович
Алеша Попович изображался самым молодым из героев. В эпосе говорилось, что он был сыном священника из собора Ростова (ныне город в Ярославской области). Отец Алёши в нескольких текстах называл двух ростовских святых: святого Леонтия, мощи которого находятся в Успенском соборе Ростова, или Феодора, первого епископа Ростова.
Несмотря на религиозное воспитание, Алеша выросла шутником и шутником, а ее отвага всегда граничила с наглостью. В некоторых эпических поэмах он изображался как «женский дрозд», а в более поздних текстах он стал полностью отрицательным персонажем. Например, иногда рассказывали, как Алеша солгала о смерти Добрыни и пыталась обманом заставить его жениться на его жене Настасье. Добрыня вовремя узнала об этом и в последний момент сумела помешать свадьбе. В 20 веке исследования показали, что изначально Алеша не противопоставлялся другим героям, а был воплощением истинно национальных качеств: азарта, смекалки и юмора.
В эпосе «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» герой увидел на княжеской стороне врага — Тугарина. Князь Владимир Красный Солнышко встретил его как дорогого гостя, а княгиня Евпраксия на глазах у мужа явила Тугарину явные знаки внимания. Алеша стала высмеивать такое поведение, прося драки, и хитростью победила Тугарина. В различных версиях описывается, как Попович притворился, что его прижали к уху, чтобы Тугарин подошел, или обманом заставил врага уйти, или ударил, прячась за гривой коня. Алеша в шутку поднесла князю голову Тугарина в качестве тарелки:
Ах ты, Владимир столокиевский!
Если у тебя нет пивного чайника, —
Да, вот буйные головы Тугаринова;
У ча дака не будет больших тарелок пива, —
Дак, эти Тугариновы чистые отси;
Не будет большой посуды, —
Дак, эти Тугариновы больше нас.
Образ богатыря Алеши восходит к настоящему ростовскому воину Александру Поповичу, погибшему в 1223 году в битве с монголо-татарами на реке Калке. Академик Дмитрий Лихачев отнес первое упоминание об Александре Поповиче в летописях к 1423 году, то есть через 200 лет после якобы гибели героя. Лихачев установил, что в эпос из летописи вошел не герой, а, наоборот, летопись зафиксировала характер эпоса как историческую личность. Это был сознательный шаг летописцев в эпоху образования централизованного русского государства.
Фольклорист Владимир Пропп считал, что образ Алеши Поповича мог возникнуть сразу после крещения Руси, потому что в то время духовенство еще не воспринималось как привилегированный класс, далекий от простых людей. В более позднем возрасте сын священника не мог стать в глазах народа смельчаком-смельчаком, который издевался над власть имущими, даже вспоминая в шутках своего отца-священника.
Имя соперника Алеши, Тугарина Змеевича, косвенно указывает на тот же период — XI век. В то время половецкий хан Тугаркан воевал с Русью, а его дочь стала женой киевского князя Святополка Изяславича. В XI-XII веках князья часто заключали с половцами договоры и противопоставляли им другие русские княжества. Народ осудил дружбу с врагом ради братоубийственных войн, и Алёша положила конец этой «дружбе», убив Тугарина.
Вольга Святославович. Богатырь маг
Сторонники «исторической школы» в изучении эпоса считают, что прототипом волжского эпоса был князь Всеслав Полоцкий. Волга также была связана с вещим Олегом и его поездкой в Индию — с походом Олега на Константинополь. Волга — непростой герой, обладает способностью менять форму, понимает язык зверей и птиц.
Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь
По словам Всеволода Миллера, прототипом героя был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год.
В киевском цикловом эпосе Сухман идет добывать белого лебедя для князя Владимира, но по пути вступает в бой с татарской ордой, возводящей калиновые мосты через реку Непра. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листьями. Вернувшись в Киев без белого лебедя, он рассказывает князю о битве, но князь ему не верит и заключает Сухмана в тюрьму в ожидании разъяснений. Добрыня едет в Непру и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, сдирает листья и истекает кровью. Река Сухман начинается своей кровью.
Семь популярных витязей с необычными историями
Не только герои картины Васнецова — это живые народные эпосы. В них часто появляются и другие персонажи. Давайте рассмотрим самые известные из них и узнаем имена героев земли Русской, прославившихся в более позднее время.
Дунай Иванович. Этот рыцарь известен не подвигами, а грустной любовной историей. Вместе с Добрыней он отправился к литовскому князю, чтобы похитить его дочь для Владимира Великого. На чужбине он встречает свою сестру Настасью и между ними рождается любовь. Девушка помогает Дунаю избежать смерти, купив его у палачей и отпустив в Киев.
Во время очередного визита в Литву герой уже не обращает внимания на своего спасителя. Обиженная девушка превратилась в мужской костюм и, дойдя до Дуная в поле, начала с ним бой. Герой ее не узнал и, победив, чуть не убил. Однако старые чувства взяли верх, и рыцарь взял ее в жены.
На свадьбе Дунай хвастался умением, а жена — аккуратностью. Новоиспеченный муж решил посрамить жену и попросил показать свои способности. Настасья показывает меткость, от которой Вильгельм Телль и Робин Гуд тоже плакали бы в углу от зависти: он трижды попадает в тонкое серебряное кольцо по голове дунайского богатыря. Опальный муж решает повторить свой подвиг, но оказывается, что он не так хорош, и случайно убивает жену стрелой. Перед смертью она понимает, что была беременна, поэтому тоже испортила сына. В отчаянии рыцарь кончает жизнь самоубийством.
Сухман Одихмантьевич. Столь необычное имя для жителей России принадлежит герою, прославившемуся своей борьбой с татарами. Возможно, он сам был выходцем из степи, но тогда он перешел на службу к князю Владимиру, которому опять-таки отводилась плохая роль в этой истории. Он приказал рыцарю подарить ему белого лебедя, либо для зоопарка, либо это аллегорическое имя невесты.
Сухман не смог выполнить пост, так как был тяжело ранен в бою с татарами. Преодолевая боль, он вернулся в Киев с пустыми руками, но рассказал о своих победах. Князь ему не поверил и отправил в темницу.
Добрыня отправляется в чужие страны, чтобы узнать правду и найти подтверждение словам героя. Владимир наградит его, но гордый герой выбирает смерть.
Кстати, недоверие князя и негодование рыцаря свидетельствуют в пользу версии о том, что Сухман был иностранцем.
Другой герой времен Владимира Великого — Никита (Кирилл) Кожемяк, упомянутый в сказке прошлых лет. По ее словам, этот рыцарь победил на дуэли героя Печенежа, а после этого популярная молва приписала ему победу над змеем.
Возможно, легенды о нем частично заимствованы из Библии. Таким образом, поединок с противником является явной отсылкой к истории Давида и Голиафа. А победа над змеем делает его похожим на Георгия Победоносца. Хотя, возможно, змея — это метафорическое описание печенегов.
Князь Степанович. Это еще один герой времен князя Владимира. Однако героем земли русской можно назвать только неохотно. Поскольку он был из Галича, который, как мы помним, не принадлежал Владимирской Руси. Сложно понять, почему этого персонажа называют героем, ведь кроме богатства и хвастовства у него нет других особых «способностей». По легенде, он приезжает в Киев и начинает активно критиковать его и всех его жителей. Чтобы доказать свою невиновность, он должен принять участие в марафоне хвастовства, в котором он побеждает, и, гордясь своим «успехом», он покидает княжеский город.
Хотен Блудович — герой, имя которого имеет явный сексуальный подтекст, прославился желанием жениться. В эпических стихах говорится, что, несмотря на свою силу и известность, он был очень беден. По этой причине мать своего возлюбленного Китая Часовой (еще одно «славянское» имя в этой истории) отказалась от благородного рыцаря. Это не остановило отважного героя, который планомерно заботился обо всех родственниках своей возлюбленной, и одновременно низложил войско местного князя. В финале он был женат на своей очаровательной женщине и заодно забрал богатство, оставшееся после убийства.
Однако не все герои были связаны слухами с периодом правления Владимира. После распада Киевской Руси стали появляться и другие герои народного эпоса. Например, защитник Рязани — Евпатий Коловрат. В отличие от классических героев, он не был комбинированным образом, но он был настоящей исторической фигурой, рискнувшей дать неравный бой монголо-татарскому войску, чтобы отомстить за разрушение города. К сожалению, он умер, но его храбрость также заслужила уважение врагов.
Также среди героев — воин-монах Александр Пересвет, участвовавший в Куликовской битве. Хотя он больше позиционируется как монах, а затем как воин. Однако боевые навыки не возникают на пустом месте, и поэтому до пострига у Пересвета была своя героическая история. Он тоже был канонизирован.
Никита Кожемяка (киевский богатырь)
Герой киевского эпоса. Отважный герой с огромной силой. Он мог легко оторвать дюжину сложенных воловьих шкур. Он рвал кожу с плотью у набегавших на него разъяренных быков. Он прославился тем, что победил змею, освободив принцессу из плена.
Своим появлением герой обязан мифам о Перуне, сведенным к повседневным проявлениям чудодейственной силы.
Ставр Годинович (черниговский боярин)
Ставр Годинович — боярин из Черниговской области. Известен своим хорошим звуком арфы и сильной любовью к жене, талантами которой он не прочь хвастаться перед другими. В эпосе роль не важна. Наиболее известна его жена Василиса Микулишна, спасшая мужа от заточения в застенках Владимира Красная Солнышка.
Настоящий Сотский Ставр упоминается в летописи 1118 года. Он также был заключен в подвалах князя Владимира Мономаха после беспорядков.
Дунай Иванович
Дунай Иванович (Дунай-богатырь) — древнерусский богатырь. Он состоял на службе у князя Владимира. Перед служением русский князь служил у литовского короля. Именно поэтому он был выбран князем сватом литовской королевской дочери. Кроме того, Дунай любил вторую дочь литовского короля Настасью. После долгих приключений они поженились в Киеве.
Рязанский княжич
Согласно эпосу, Добрыня родилась в Рязани в то время, когда Рязань имела репутацию села. Многие исследователи считают, что этот герой был княжеским родом. Его отец Никита Романович был «князем без многого», он умер в возрасте 60 лет, оставив после себя молодую жену и ребенка. Мать Амельфа Тимофеевна дала Добрыне хорошее образование. В науках он шел быстрее сверстников, в 12 лет (в некоторых вариантах — 15) овладел боевой мудростью. Владимир Пропп писал:
«Он прекрасный певец и играет на арфе. Играйте в шахматы так, чтобы уверенно обыграть непобедимого ценителя этой игры татарского хана. В лице Добрыни люди воплотили те качества, которые собирательно обозначили словом «вежество». Понятие «знание» также включает знание внешних форм вежливости и культуры в том, как люди относятся друг к другу. Добрыня всегда знает, как пройти в палату, как закрыть за собой дверь, он знает, как и кого нужно приветствовать, кому нужно поклониться «в лицо». Он умеет держать себя за столом; Добрыня владеет искусством не только писать, но и грамотно говорить и разговаривать».
Люди, создавшие такого героя, четко понимали себя как высокообразованный народ. Киевская Русь пережила расцвет культуры в XI-XII веках; в Новгороде в XI-XIV вв почти все население, включая женщин, было грамотным. В то время в Западной Европе даже не все монархи могли похвастаться умением писать и читать.
Если считать дату рождения героя датой основания Рязани, то она перенесет нас в 11 век: в летописи Старая Рязань впервые упоминается под 1096 годом, но историки считают, что поселение возникло на 30-35 лет раньше тот. Но в рассказе была и настоящая Добрыня.
Он жил в 10 веке и приходился дядей князю Владимиру I Святославичу. Воевода Добрыня сопровождал своего племянника, когда тот ушел княжить в Новгород в 970 году. В 978 году Владимир организовал убийство своего старшего брата Ярополка и взошел на киевский престол, и, по мнению историков, Добрыня стояла за этим актом. Он также убедил Владимира жениться на невесте Ярополка, полоцкой княжне Рогнеде. Этим же сватом эпоса «Князь Владимир Красное Солнышко» был герой Добрыня. Эпическая Добрыня победила Змея с помощью «шапки греческой земли» — византийского монастырского головного убора. Этнограф Всеволод Миллер усмотрел в этом параллель с крещением Руси: настоящий правитель Добрыня участвовал в насильственном крещении Новгорода.
В 13 веке в Норвегии была записана сага Берна о Тидреке, а в южной Германии появилась героическая поэма Ортнид. В этих памятниках германского эпоса упоминается русский князь, военачальник по имени Илиас Кениг фон Риузен — Илиас, русский король. Вероятно, именно так, по мнению европейцев, слились в одно целое фигуры двух героев — Добрыни Никитича и Ильи Муромца.
Антигерои былин
В русских легендах помимо положительных персонажей были и злодеи. И куда же без них! Кто же тогда воевал в славных войнах? У всех русских героев в «копилке» был главный отрицательный герой, с которым было бы важно снова сойтись в битве и взять верх.
Соловей-разбойник (антигерой)
Главный оппонент Ильи Муромца. В отличие от своих мерзких товарищей по лагерю, он был маленьким и не мог съесть огромное количество хлеба за один присест. Его сила заключалась в убийственном, шумном свистке, который сбивает с ног обычного человека и способен справиться даже с храбрым героем.
Существует несколько описаний соловья-вора. В некоторых источниках он изображен в виде змеи, сидящей в гнезде на двенадцати дубах. Другие утверждают, что это был простой человек, по силе сопоставимый с мощью самого Муромца.
Разнятся и данные по знаменитому свистку. Ряд исследователей предполагают, что это ветер сбивает. В остальном безопасно, так как соловей — татарин, поэтому его «трель» сравнима со свистом наступающих войск.
Основная цель антигероя — продемонстрировать мощь русского народа в лице героя. Действительно, в конце концов, Муромец победил его и отвел к царю.
Змей Горыныч (змей-дракон)
Он дышит огнем и имеет три головы. По легенде, он живет недалеко от царства мертвых, охраняя его вход. В некоторых легендах Змея меняет положение и перемещается в густой кустарник или горы. У него есть особый аспект. Способен перемещаться по воздуху и приземляться. У него длинное чешуйчатое тело, когтистые ноги и мощный хвост.
Однако людей пугает не пугающий вид злодея, а то, что он испускает пламя изо рта. Горыныч может сжечь дотла целое поселение за считанные минуты. Непроницаемые чешуи надежно защищают от стрел. |
Уникальная особенность Змеи — регенерация отрубленных голов. В самом кровопролитном сражении ему удается одолеть врага, поскольку на месте снесенного «черепа» появляется новый.
Еще один «талант» Горыныча — умение имитировать звуки разных животных и умение воспроизводить человеческие голоса.
Противостояние злодею возможно только в том случае, если одновременно уничтожены три головы. Однако они не должны отделяться от тела. Если отрезать конечность полностью, она вырастет снова.
У Змеи тоже есть уязвимости. Это ее беспомощные щенки и болезненное место, расположенное у нее за головой. Здесь чешуя мягкая и легко прокалывается.
Илья Муромец
Один из самых известных русских героев. Он один из трех легендарных могущественных защитников России, о которых написаны былины, снято множество мультфильмов и фильмов. По легенде, он был инвалидом до 33 лет. Согласно мифу, к нему пришел чародей и напоил сбитнем (древнеславянский целебный напиток), после чего герой укрепился и стал совершать праведные дела.
Главным соперником Ильи был соловей-вор. Кроме того, Муромец сражался с Тухлым идолом. Долгое время он находился на службе у киевского князя Владимира, дружил со Святогором, у которого учился героической мудрости. Основное оружие — копье и щит.
Дюк Степанович
Один из самых оригинальных героев киевского эпоса. По легенде, князь прибыл в Киев из «Богатой Индии», поэтому, видимо, они и называли землю Галицко-Волынской. По прибытии князь начинает хвастаться роскошью своего города, богатством, одеждой, которую его лошадь каждый день привозит из Индии, и находит вино и бутерброды киевского князя невкусными. Владимир отправляет посольство к матери герцога, чтобы проверить его право на хвастовство. В результате посольство признает, что если продать Киев и Чернигов и купить бумагу для инвентаризации состояния Дюкова, то этой бумаги будет недостаточно.
Микула Селянинович. Богатырь-пахарь
Микула Сельянинович — герой земледелия. Он встречается в двух былинах: о Святогоре и о Волге Святославиче. Микула — первый представитель земледельческой жизни, сильный пахарь-крестьянин.
он сильный и выносливый, но любит дом. Он вкладывает все свои силы в сельское хозяйство и семью.
Василий Буслаев. Рьяный богатырь
Самый смелый герой новгородского эпического цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцах, и он отчаянно бушует, делая ставку на то, что победит всех новгородских крестьян на Волховском мосту и почти сдержит свое обещание — пока мать не остановит его. В другом эпосе он уже созрел, он идет в Иерусалим, чтобы искупить грехи. Но Буслаев неисправим: берет старика обратно и нелепо умирает, доказывая свою молодость.
Хотен Блудович. Богатырь-жених
Герой Хотен Блудович ради женитьбы на завидной невесте Ти Страж сначала бьет своих девятерых братьев, затем всю армию, нанятую будущей свекровью. В результате герой получает богатое приданое и предстает в эпосе героем, «хорошо женившимся».
Михайло Потык. Верный муж
Фольклористы расходятся во мнениях, с кем соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа лежат в болгарском героическом эпосе, западноевропейских сказках и даже монгольском эпосе «Гэсэр». Согласно одному из эпосов, Поток со своей женой Авдотей Белый лебедь клянется, что кто из них умрет первым, второй будет заживо похоронен рядом с ним в могиле. Когда Авдотья умирает, Поток похоронен поблизости в полном доспехах и верхом на коне, сражается с драконом и своей кровью воскрешает свою жену. Когда он сам умирает, Авдотью хоронят вместе с ним.
Святогор. Мегабогатырь
Мегабогатырь. Но герой «старого мира». Гигант, старший герой размером с гору, которую не держит даже земля, бездействует на горе. В эпических стихах рассказывается о его встрече с земной жаждой и о смерти в волшебной гробнице. Многие черты библейского героя Самсона перенесены в Святогор. Его древнее происхождение трудно определить. В народных легендах герой-ветеран передает свою силу Илье Муромцу, герою христианской эпохи.
Былина о русском богатыре Илье Муромце
Киево-Печерская Лавра хранит в своих пещерах мощи Ильи Муромца, причисленные церковью к лику святых. В старости был пострижен в монаха. Известно, что в бою его руку пронзило копье и что он был огромного роста. Из легенд, дошедших до наших дней, стало известно, что святитель Илья Муромец был героем Древней Руси.
История началась в селе Карачарово, недалеко от древнего Мурома. Родился мальчик, высокий и сильный. Ее звали Илья. Он вырос к радости своих родителей и жителей деревни. Однако в семью пришли проблемы: мальчик заболел неизвестной болезнью и не мог самостоятельно передвигаться, у него немели руки. Ни травы, ни долгие молитвы матери не помогли ребенку. Много лет спустя. Илья стал красивым молодым, но все же. Ему было сложно осознать свое положение: он не мог помочь пожилым родителям. Какая бы боль не охватила его, Илья стал молиться Богу… В праздник Преображения Господня, когда его отец и мать ходили в церковь, в дом Ильи постучали незнакомые люди и просили впустить их. Но Илья ответил, что не может открыть дверь, так как много лет оставался неподвижным. Но путник настоял на своем и повторил как заклинание: «Вставай, Илья». Сила слов была велика. Илья встал и открыл дверь. Он понял, что произошло за чудо.
Путники попросили воды, но сначала они предложили хорошему мальчику выпить. Илья сделал несколько глотков и почувствовал в ней невероятную силу. «Вашей верой и терпением Господь дал вам исцеление. Будь защитником России и православной веры, и смерть не настигнет тебя в бою », — заявили паломники.
Кто такой Илья Муромец? О нем россияне сочинили наибольшее количество былин. Он был могущественным и праведным, он был старшим из героев.
Раньше на территории России было много непроходимых лесов. Добраться до Киева следовали по кольцевым дорогам: до верховья Волги, а затем до Днепра, по реке до столицы древней Руси. Прямая дорога в лес была выложена крестами мертвецов. Россия подверглась разорению со стороны врагов, внутренних и внешних. Угроза была не только одиноким странникам, но и князьям, не сумевшим победить зло. Именно Илья Муромец помог расчистить короткий путь к городу Киеву и убил тогда многих врагов Руси.
Былина о Добрыне Никитиче
Братом Ильи Муромца по оружию был Добрыня Никитич. Он обладает огромной силой и безграничным мужеством. В настоящем герое Древней Руси не должно быть одной силы. Человек должен иметь чувство долга и чести, быть верным другом, патриотом своей Родины и готовым склонить голову ради своего благополучия.
Добрыня была стамеской. Некоторые эпические стихи рассказывают о его детстве. С 7 лет изучал грамотность и проявил большие способности в изучении различных наук. В 15 лет он почувствовал в себе силу героя. С раннего детства его тянуло к оружию. Его никто не учил, но героическому подвигу он научился сам. Первое приключение с ним произошло во время охоты: он встретил змею. «Молодой Добрынюшка» стал наступать на змей. Он говорит, что это рождение нового русского героя, который растет в глубинке, но становится известным на всю Россию.
Однако Добрыня прославилась не только героическими делами. Он умеет переплывать реку с купанием, как будто стреляет из лука, хорошо поет, знает церковную лирику. Герой даже соревновался в игре на арфе в гостях и получил высшую похвалу.
Наряду с силой он сочетает в себе покой, духовную чистоту, простоту и кротость. Добрыня образована и разносторонне развита. В эпических стихах часто подчеркиваются его хорошие манеры и воспитание. Герой призван разрешить деликатный спор или стать важным посыльным. Он незаменим на переговорах с иностранными послами, где представляет всю Киевскую Русь. Добрыню Никитича по праву можно назвать самым достойным представителем России.
Как и ее братья по оружию Алеша Попович и Илья Муромец, Добрыня храбрая, храбрая, и единственный смысл ее жизни — защищать Родину. Главным подвигом Добрыни считается спасение внучки князя Забавы Путятичной от змея Горыныча.
Историки считают, что прототипом героя стал Добрыня, дядя князя Киевской Руси Владимира Святославича. В исторических анналах часто упоминается его участие во многих важных событиях того времени.
Вольга Святославич
Волга — один из древнейших героев русского эпоса. Его отличительными чертами были способность изменять форму и способность понимать язык птиц и животных. Согласно легендам, Волга — сын змеи и княгини Марфы Всеславиевны, которая чудесным образом зачала ее, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, земля задрожала и ужасный страх сковал всех живых существ. Интересный эпизод встречи Волги и Микулы Сельяниновича описан в эпосе. Собирая налоги с городов Гурчевец и Ореховец, Волга встретила крестьянина Микулу Сельяниновича. Увидев в Микуле могущественного героя, Волга позвала его с собой в отряд для сбора налогов. Уйдя, Микула вспомнила, что забыла плуг в земле. Дважды Волга посылала воинов тянуть этот плуг, в третий раз он и его команда не выдерживали всего этого. Микула вытащил плуг одной рукой.
Былины о русских богатырях презентация
Эпики — популярная эпическая песня. В основе эпоса — героические события. Главные герои — герои. Они являются эталоном мужчин того времени, руководствуются принципами справедливости и патриотизма. Герои делятся на:
- старцы, обладающие стихийными силами (Святогор, Дунайский Иван и т д);
- самые молодые — смертные люди с минимальными мифологическими чертами (Илья Муромец, Алеша Попович и др).
Древнерусские герои воплотили популярное представление о нравственности настоящего героя.
Помимо героев, в былинах часто фигурируют калики — слепые странники, постоянно поющие духовные песни. Калика не была калекой, как может подумать современный слушатель эпоса. В древности так называли людей, которые много путешествовали и посещали многие святые места.
В эпосе прославляется любовь к Отечеству, самоотверженное и доблестное мужество, самоотверженность и верность. Подвиг русских героев был направлен на освобождение своей Родины от врагов. Сильные восстановили справедливость, уничтожив зло. Герои Древней Руси много сделали для процветания своей земли, поэтому мы навсегда запомним их имена, дошедшие до нас через десятки веков.
Сухман Одихмантьевич
Герой киевского эпического цикла. По легенде, Сухман отправляется на охоту за белым лебедем на князя Владимира. Во время путешествия он видит, что река Непра борется с татарскими войсками, которые прокладывают Калинов мосты для выхода на Киев. Сухман бьет татарский отряд, но во время боя получает ранения, которые покрывает листьями. Сухман возвращается в Киев без лебедя. Князь Владимир ему не верит и приказывает посадить в подвал за хвастовство, и посылает Добрыню Никитича узнать, правду ли сказал Сухман, а когда выясняется правда, Владимир хочет наградить Сухмана; но он удаляет листья из ран и кровоточит. Из его крови текла река Сухман.
Вопрос о культурной принадлежности былинных витязей
Практически все легенды, сказки и былины о героях земли Русской относятся к периоду Киевской Руси, а именно времени Владимира Великого. По этой причине не утихают споры о национальности рыцарей. Ведь на них одновременно претендуют белорусы, россияне и украинцы.
Чтобы понять, почему это произошло, стоит вспомнить, где располагалось древнерусское государство. При князе Владимире в нее входили земли современной Украины (за исключением ее степной части), Белоруссия и небольшой кусок Польши и Российской Федерации. Обратите внимание, по летописи, во времена Киевской Руси земли Новгорода, Смоленска, Владимира, Рязани, Ростова и Галича не считались русскими.
Распространение христианства было тесно переплетено с понятием «Русь». К 14 веку в летописях русские стали называть его землями, на которых распространилось православие. И все вышеперечисленные города тоже стали называть себя таковыми. Об этом свидетельствует информационный документ «Список далеких и ближайших русских городов», в котором перечислены эти крупные славянские торговые города, кроме них есть болгары и литовцы. Это, по мнению историков, свидетельствует о том, что понятие «русский» было синонимом «православного» в сознании людей того времени.
Так это название распространилось и на жителей других славянских территорий, которые изначально таковыми не считались. А после окончательного распада Киевской Руси именно Новгород, Смоленск, Владимир, Рязань и Ростов смогли усилить свое влияние в этом регионе и взяли на себя ответственность за его защиту от степняков. Они стали стержнем, на основе которого возникло Московское княжество, которое в будущем окрепло, а спустя годы превратилось в Россию. А его коренные жители по традиции стали называть себя русскими. Это название осталось у них по сей день.
В пользу этой версии говорит тот факт, что основным занятием классических героев русской земли, согласно былинам и легендам, была не только защита границ от монголов и других обитателей степей, но и защита Христианская вера. Эта их особенность не раз подчеркивается в легендах.
Поэтому, говоря о героях земли русской во время существования государства Киев, украинцы и белорусы имеют полное право причислить их к своей культуре. На самом деле в те века именно эти народы покинули Россию.
С другой стороны, раскрытие большинства эпических героев произошло в более позднюю эпоху благодаря усилиям жителей будущей Руси, которые не только воспели подвиги легендарных рыцарей Руси, но и добавили много своих пантеон. Значит, его народ тоже имеет права над славянскими защитниками степняков. К тому же именно эта литература подарила миру многочисленные прекрасные стихи о героях земли Русской.
споры о культурной самобытности легендарных рыцарей между тремя народами вряд ли когда-нибудь закончатся. Но какую-то пользу они приносят. Дело в том, что у белорусов, россиян и украинцев есть свои взгляды на трактовку биографии и самого образа героя. Защитники земли русской в эпосе каждого этого народа наделены особенностями, характерными для его менталитета. Это дает много интересного исследовательского материала для историков и лингвистов. А кто сказал, что в ссорах правда не возникает?
На какие категории делятся былинные богатыри и витязи земли русской
Ученые также обсуждают, как классифицировать героев легенд и легенд. Самыми известными являются 3 теории:
- Всадники делятся на старшее и молодое поколения.
- Выделяют 3 героические эпохи: дотатарскую, татарскую и пост-татарскую.
- Герои земли Русской делятся на тех, кто жил в дохристианские и христианские периоды. Следует отметить, что дохристианских рыцарей немного. Их изображения часто близки к древним языческим божествам.
А герои эпохи после крещения Руси зачастую более человечны. Большинство из них совершили свои подвиги во времена правления Владимира Великого. Вероятно, это связано с тем, что этот период считался самым успешным в истории Киевского государства. И хотя годы правления Ярослава были высшей точкой развития, практически все события в жизни классических христианских героев связаны с эпохой Красного Солнца. Возможно, чтобы более успешно распространять новую религию среди славян, подвиги всех уважаемых ими героев стали связывать с эпохой ее воплощения. Кстати, он и сам был объявлен святым, а тем временем был насильником и убийцей, о чем упоминается в летописях.
Некоторые историки считают, что самих всадников на самом деле было меньше. Были просто бродячие истории о безымянных героях. В каждой местности этим безымянным героям земли русской придуманы особые имена и биографии, чтобы связать их с собственной историей. Вот почему их подвиги часто схожи: похищение невесты, убийство змея, борьба с ордой, тщеславие.
Вольга Всеславьевич
Красное солнце перекатывалось по высоким горам, частые звезды рассыпались по небу, родился в то время на Руси-матушке юный богатырь — Волга Всеславевич. Мать завернула его в красные пеленки, связала золотыми поясами, поместила в резную кроватку, начала петь о нем песни.
Волга проспала всего час, проснулась, легла: лопнули золотые ремни, лопнули красные пеленки, отвалилось дно резной люльки. И Волга встал и сказал матери:
— Мадам мама, не перевязывайте меня, не заворачивайте, а оденьте в крепкие доспехи, в золотой шлем и дайте мне дубинку в правую руку, чтобы дубина весила сто фунтов.
Мать испугалась, а Волга растет семимильными шагами, не по часам, а по минутам.
Здесь Волга выросла до пяти лет. Другие ребята в последнее время только играют с клиньями, а Волга уже научилась читать и писать — писать, считать и читать книги. Когда ему было шесть лет, он пошел гулять по земле. Земля дрожала от его шагов. Звери и птицы услышали его героический шаг, испугались и спрятались. Турецкие олени бежали в горы, черные куницы лежали в своих норах, мелкие звери теснились в кустах, рыбы прятались в глубоких местах.
Волга Всеславиевич стал осваивать всякие уловки.
Он научился летать с ястребом в небе, научился обнимать себя, как серый волк, прыгать, как олень в горах.
Сейчас Волге пятнадцать лет. Он начал собирать своих товарищей. Он набрал команду из двадцати девяти человек — сама Волга — тридцатая команда. Всем мальчикам по пятнадцать лет, всемогущим героям. У них быстрые лошади, меткие стрелы, острые мечи.
Волга собрала свою команду и поехала с ней в чистое поле, в широкую степь. Вагоны с поклажей за ними не скрипят, ни перины, ни меховые одеяла за ними не несут, слуги, стюарды, повара за ними не гоняются…
Для них перина — это сухая земля, подушка — черкасское седло, пища в степи, в лесах было бы много стрел и кремня и кремня.
Здесь товарищи разбивают лагерь в степи, разжигают костры, кормят лошадей. Волга отправляет юных воинов в густые леса:
— Возьмите шелковые сети, поставьте их в темном лесу на землю и получите куниц, лисиц, черных соболей, шубы мы сохраним для команды.
Бойцы рассыпались по лесам. Волга один день их ждет, другой ждет, третий день ближе к вечеру. Затем прибыли несчастные дружинники: они оторвали ноги от корней, разрезали одежду на шипах и вернулись в поле с пустыми руками. Ни одного животного они не поймали в сети.
Волга засмеялась:
— Охотники! Вернитесь в лес, встаньте перед сетями и посмотрите, молодцы вы оба.
Волга ударилась о землю, превратилась в серого волка, убежала в лес. Он гнал зверя из нор, выкапывал из мертвого дерева, гнал сети, лисиц, каменных куниц и соболей. Не гнушался зверюшкой, ловил серых кроликов на обед.
Бандиты вернулись с богатой добычей.
Волга накормила и поила команду, и даже обувала и одевала. У дружинников дорогие шубы из соболя, на перерыв даже шубы из леопарда. Волгу хвалить не будут, восхищаться не перестанут.
Теперь время идет и идет, Волга шлет средних дружинников:
— Сделайте силки в лесу на высоких дубах, ловите гусей, лебедей, серых уток.
Герои рассыпались по лесу, расставили ловушку, думали вернуться домой с богатой добычей и не поймали даже серого воробья.
Вернулись в лагерь недовольные, бунтовщики склонили головы им под плечи. От Волги глаза прячут, отворачиваются. И Волга над ними смеется:
— Что вы вернулись без добычи, охотники? Ну ладно, тебе будет чем полакомиться. Подойдите к ловушке и внимательно смотрите.
Святогор
Святогор-великан — персонаж из эпоса восточных славян. По легенде, считается, что он был слепым, так как его отец — продукт зла иного мира — сам безжалостный Вий. Он получил героическую силу от отца и матери Сира-ланд. В эпопее он знакомится с Ильей Муромцом. По легенде, Святогор перед смертью передает Илье часть своих сил.
Святогор имел огромные размеры, а значит, соответствующее оружие и доспехи. Все выковано для него секретным кузнецом. Согласно некоторым легендам, у него была волшебная броня, которую никто не мог победить.
Алеша Попович. Младшенький
Герои «самый младший из самых молодых», а потому и набор его качеств не так уж и «сверхчеловек». Пороку не чужды: хитрость, эгоизм, жадность. То есть, с одной стороны, он отличается отвагой, а с другой — гордым, высокомерным, бранным, задорным и грубым.