Русский народный костюм: старинная одежда

Содержание
  1. Взгляд в древнейшую историю славянского костюма
  2. Мужская славянская одежда
  3. Одежда славянских женщин и различные украшения
  4. Украшения и аксессуары
  5. Особенности русской одежды по регионам
  6. Детская славянская одежда
  7. Особенности славянского национального одеяния
  8. Особенности русского народного костюма
  9. Понева
  10. Виды обуви
  11. Мужской национальный костюм
  12. Рубаха
  13. Штаны и пояс
  14. Головной убор
  15. Передник
  16. Главные особенности русского костюма
  17. Стиль и цветовая гамма
  18. Сарафан
  19. Любопытные факты про русский костюм:
  20. Красный
  21. Пояс
  22. Головные уборы
  23. Предметы мужского гардероба в России
  24. Особенности женского костюма на юге России и средней полосе
  25. Особенности и значение деталей русского костюма
  26. Из чего состоит женский костюм?
  27. Сарафанный комплект
  28. Поневный комплект
  29. Женские головные уборы
  30. Традиционная мужская одежда в России
  31. Русская народная рубаха и её особенности
  32. Элементы русского народного костюма
  33. Зимний русский народный костюм
  34. Основные детали русской народной зимней одежды :

Взгляд в древнейшую историю славянского костюма

Древний славянский костюм

Одежда древних славян ничем не напоминала ни один из популярных ныне традиционных костюмов. Из-за того, что большая часть людей проживала в пустыне и торговые караваны туда даже не ходили, одежду шили из шкур животных. После того, как Древний Рим начал покорять исконные варварские земли, славяне стали приобщаться к тканевой одежде. Однако он был доступен только военачальникам и дворянам, так как стоил довольно дорого.

Если у западных славян тканевые вещи перестали быть чем-то исключительным, то у восточных славян издавна шили одежду из меха. С распространением римской культуры и торговли у славян появилась возможность приобщиться к цивилизации. В обмен на шкуры пушных зверей они получали суконную одежду и ткани. Спустя время сами славяне научились плести вещи из шерсти, льна или конопли.

В славянском зимнем стиле одежды издавна главную роль играли меха, но постепенно их стали вытеснять теплые вещи из натуральной шерсти. Согласно археологическим раскопкам, лен и шерсть были основным сырьем для повседневной одежды простых людей.

Мужская славянская одежда

Славянская одежда для мужчин

Традиционный костюм мужчины славянской семьи состоял из следующих основных частей:

  • Простая рубашка;
  • Леггинсы или штаны;
  • Свитки или кафтан.

Как правило, это была льняная или шерстяная одежда. Рубашка была сшита в виде туники с длинными рукавами. К рубашке обязательно вверялся пояс, к которому повязывалась хозяйка. Бедные крестьяне носили более простую одежду, а дворянство украшало свои рубашки вышивкой. Как правило, именно славянская символика несла глубокий сакральный смысл. Кроме того, на таких рубашках были ленты, предназначенные для затягивания рукавов на запястьях.

Брюки имели узкий крой и длину до щиколотки. Чтобы они не упали, использовалась специальная веревка, называемая поясом. Рубашку и брюки без верхней одежды носили в основном в теплое время года. Если было холоднее, приходилось носить пергамент или кафтан. Славянские дворяне часто носили поверх кафтана корзину, обтянутую светлым мехом.

Зимой они носили куртки и шубы. Что касается последнего, то, несмотря на распространенное мнение, что мех — это одежда степных кочевников, это традиционное славянское изобретение.

Если у простых крестьян был только один костюм, то у знати была и праздничная одежда, которая была богато украшена. Такое платье имело прекрасную отделку и богатую вышивку.

Одежда славянских женщин и различные украшения

Женская славянская одежда

Хотя славяне не носили брюк, наиболее распространенным предметом гардероба была длинная рубашка. В отличие от мужских повседневных вещей, женские рубашки часто украшались следующими элементами:

  • Различная вышивка;
  • Тесьма;
  • Сцены из жизни или мифологические птицы и животные.

Хотя в некоторых источниках утверждается, что длинные прямые платья или сарафаны, сшитые только женщинами, носили на обнаженном теле, на самом деле всю одежду носили исключительно на рубашке. В качестве теплой верхней одежды женщины обычно носили пони, куртки или шубы. Чем больше шкур было у женщины, тем выше ее ценили.

В качестве головных уборов женщины носили различные повязки на голову, повязки на голову и венчики. Его часто украшали различными традиционными тарелками, вышивкой и орнаментом. Традиционные для русского костюма кокошники в славянской среде еще не появились. Первые кокошники были найдены при раскопках в Новгороде и датируются 10-11 веком.

Что касается женских украшений, то славяне носили специфические кольца времени. Кроме того, часто встречались следующие украшения:

  • Бусины разных цветов;
  • Ожерелья;
  • Массивные браслеты;
  • Кольца и перстни-печатки.

Хотя в фильмах часто изображают славянских женщин с массивными и сложными кольцами на пальцах, производство украшений в Древней Руси было недостаточно развито, поэтому кольца выделялись своей простотой.

Украшения и аксессуары

Одежда всех слоев населения России отличалась одной фатой и одинаковым стилем. Только украшения были разные. Распространенная русская бижутерия:

Русская народная бижутерия

  • кружево — состояло из плотной ткани с вышивкой;
  • пуговицы различных форм и размеров — декорированные драгоценными металлами и камнями, выполненные в виде голов животных и других природных символов;
  • полоски — полоски с петлями для пуговиц, украшенные кисточками, тесьмой, узорами;
  • ожерелья: изящные воротники, привязанные или пришитые к одежде;
  • кольцы — подвески головных уборов, прикрепляемые к вискам;
  • гривна — круг для шеи, он был не только украшением, но и знаком отличия.

Русская народная одежда — важное наследие древней культуры. Его исследование помогло получить информацию об общественной жизни, быте, обычаях и традициях предков. Костюм вошел в историю, но его элементы до сих пор используются в праздничных и повседневных нарядах.

Особенности русской одежды по регионам

Русский национальный костюм сильно отличался в зависимости от региона. Существовали две основные традиции русского костюма:

  1. Северный. Это традиционные русские сарафаны, кокошники, косоворотки, роскошные шубы и стеганые куртки. Это самая известная «разновидность» русского национального костюма.
  2. Южный. Пожалуй, это традиционная казачья культура. Например, женщины здесь носили не сарафаны, а позы: это особые юбки из ткани, хлопка, льна или шелка, которые девушка могла носить только тогда, когда она достигла брачного возраста и прошла особый ритуал «прыжка в платье» прихоть».

примечательно, что мужская одежда на севере и юге России была довольно похожа, а женская — почти полностью разной.

Детская славянская одежда

Славянская одежда для детей

Дети в России одеваются так же, как их родители. Основным элементом детского костюма была длинная рубашка. Если мальчики носили брюки, то девочки были сарафаны. В то время как повседневная одежда для взрослых в основном не имела украшений и вышивок, детская одежда имела свои особые украшения. Поскольку смертность детей от болезней была очень высокой, каждая мать пыталась вышить красными нитками защитную вышивку с древними рунами или знаками.

Еще одной особенностью детской одежды были специальные колокольчики, которые вплетались в волосы девочек, а мальчиков — на головные уборы.

Детская обувь тоже была более красочной. Часто встречались различные орнаменты, насечки и вставки из цветных ниток. Традиционно обувь девочек была более элегантной.

Особенности славянского национального одеяния

Вещи из кожи и меха
Вещи из кожи и меха постепенно исчезли из гардероба жителей Киевской Руси

С появлением княжеств на территории современной России, Украины и Белоруссии славянское платье стало делиться по признакам, присущим русскому национальному костюму:

  • Для непосредственных целей (ежедневно, на похоронах, свадьбах);
  • По возрасту (дети, взрослые, пенсионеры);
  • По сочетанию цветов.

Вышивка славянской символикой часто выполнялась красными нитками. В южных регионах начинают применяться различные растительные красители, способные давать широкую цветовую гамму:

  • Красный;
  • Синий;
  • Чернить;
  • Коричневый;
  • Желтый;
  • Зеленый.

В качестве украшений стали использоваться декоративные мотивы в виде деревьев, кустов, стилизованных фигурок животных и женщин.

Особенности русского народного костюма

Русская народная одежда

В настоящее время самые старые из сохранившихся русских костюмов в музеях датируются началом 18 века. Некоторые образцы хранились в частных коллекциях, другие были переданы на память богатым крестьянским семьям. Во время становления Советской власти в России многие богатые крестьяне были репрессированы или депортированы, поэтому их одежда не сохранилась.

Еще один источник, по которому можно судить о том, как выглядела одежда наших предков, — это литература. По изображениям и описаниям старых книг можно увидеть, как выглядел русский костюм в 16-17 веках. Последующие образцы одежды могут быть восстановлены только благодаря археологам, которые с помощью современных технологий могут определить не только внешний вид ткани, но и ее состав и даже вышивку.

Судя по находкам археологов, русский костюм до начала 18 века был примерно таким же. Одинаковый стиль одежды прослеживается как у простых крестьян, так и у дворян-бояр. Только боярин мог позволить себе вещи из дорогих тканей и шубу. К тому же он сразу отличался высокой бобровой шапкой, которую могли носить только дворяне.

Большой ущерб традиционной русской одежде нанес Петр Великий, запретивший боярам одеваться по старинным обычаям. Впоследствии русский обычай остался только у крестьян, купцов и мелкой буржуазии. Правда, спустя время Екатерина II возродила моду «а ля русс», но это мало помогло, так как в то время дворянство привыкло к разнообразию костюмов в европейском стиле.

Последние традиционно русские костюмы носили в начале 20 века в деревнях, но только на свадьбы и важные праздники.

Понева

Понева, пышная юбка, была просто необходима замужней женщине. Понева состояла из трех панелей, она могла быть глухой или качающейся. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубашки. Подол украшен орнаментами и вышивкой. Чаще всего сопротивление шили из полушерсти в клетку.

Юбка надевалась на рубашку и обматывалась вокруг бедер, а на талии держалась шерстяная веревка (гашник). Поверх него обычно надевали фартук. В России для девушек, достигших совершеннолетия, существовал ритуал ношения позы, гласящей, что девушка уже может выйти замуж.

Виды обуви

Жители Древней Руси ткали обувь из коры, а также из сафьяна, бархата, кожи, шерсти, парчи. Как и одежда, он был богато украшен вышивкой и аксессуарами. Орнаменты на чулках и каблуках часто дополнялись элементами из золота и серебра, жемчуга и драгоценных камней. Распространенные виды обуви:

Лапти, история происхождения
Валенки в русском народном костюме

  • Лапы — полуботинки из лозы, привязанные к ноге шнурками. Изготовлен из деревянной рафии. Подошва усилена плотными переплетениями или кожаными вставками.
  • Туфли — кожаные туфли на шнурках.
  • Чеботы — это сапоги с тонким голенищем. Бывают мужское и женское, прямые и изогнутые (последние отличаются загнутым вверх кончиком).
  • Ичиги — легкие ботинки, созданные специально для максимально комфортных прогулок. Их отличает мягкий наконечник и жесткая спинка: эта особенность делает шаг бесшумным, поэтому ичиги были популярны среди охотников. Они сделаны из кожи, марокканской кожи или любого подобного материала.
  • Валенки — тяжелая и теплая обувь из овечьей шерсти. Они бывают твердыми или мягкими — последние надеваются под сапоги. Предназначен для ходьбы по сухому снегу.
  • Онучи — это широкие плотные ленты из ткани, которые оборачиваются вокруг ноги до колена под другой обувью. Их носят с обувью на плоской подошве и другой обувью на плоской подошве или солнцезащитными очками.
  • Поршни — это простейшие сапоги из цельного куска кожи, пришитые ремнем. По форме они похожи на туфли из рафии.

В городах носили сапоги и туфли. Каблуки последних достигли 10 сантиметров в длину.

Мужской национальный костюм

В отличие от женского, мужской костюм менее яркий и состоит из меньшего количества элементов. В мужском костюме было принято подчеркивать фигуру и состоять из следующих элементов.

Рубаха

Все мужчины, начиная с мальчиков, были в рубашках, в основном блузках.

Ссылка! Считается, что сначала застежка рубахи была по центру, кофточка выглядела так, чтобы нагрудный крест не отваливался во время работы.

Вырез, рукава и низ украшались вышитыми мотивами, вышивку на рубашке, в которой они были женаты, должна была делать невеста. Этот обычай имеет сакральное значение, такая вышивка, сделанная руками любящей женщины, служила оберегом.

мужская рубашка в русском национальном костюме

Поверх рубашки был надет кафтан. Мужчины могут носить длинный кафтан или короткий полукафтан. Кафтан застегивали на пуговицы или завязывали лентами.

Штаны и пояс

Мужские брюки или двери шили из ткани в полоску. Чаще они небольшого объема, реже встречаются мешковатые штаны. Длину дверей, как это принято, укорачивают, чтобы нижняя часть штанов заправлялась в верх ботинок. Карманы появились позже, и сначала все необходимое привязывали к поясу.

русский национальный костюм для мужчин

Все крестьяне были связаны вышитым поясом, холостые мальчики широкие и длинные. Женатых мужчин связывали узким и коротким поясом.

Ремень на фигуре застегивался несколькими способами: молодые люди подчеркивали талию ремнем; у стариков был пояс под животом.

Головной убор

Мужчины всегда дополняли свои наряды головным убором. Сначала это была шерстяная шапка грешника, позже появилась шапка, особый вид шапки, украшенной лентами, цветами, бусами. Зимой они защищали голову шапкой-ушанкой.

мужской русский национальный костюм 2

Были и другие зимние шапки, пришедшие из Древней Руси. Под зимнюю шапку надевали кепку карамельного цвета. Они защищали свои головы от холода, увеличиваясь к вершине ропота. Шапки украшались мехом, который хорошо согревал голову.

Передник

Фартук не только защищал одежду от загрязнений, но и украшал праздничное платье, придавая ему законченный и монументальный вид. Гардеробный фартук надевали поверх рубашки, сарафана и платья. Он был украшен узорами, шелковыми лентами и окантовочными вставками, край декорирован кружевом и оборками. Была традиция расшивать фартук какой-нибудь символикой. По которой можно было, как по книге, прочитать историю жизни женщины: создание семьи, количество и пол детей, умерших родственников.

Главные особенности русского костюма

Праздничный костюм

Традиционные костюмы, которые использовались в российской провинции до конца 19 — начала 20 веков, отличались многослойностью, особенно женские модели. Замужние женщины носили позирующие на своих платьях. Уже зачисленная девушка могла носить запасной. Вся русская одежда имела следующие общие характеристики:

  • Одежда вообще была мешковатой. Это позволило разделить его на несколько основных измерений. Как правило, он был размером с ребенка и взрослого. Для адаптации к конкретному человеку использовалась система вставок и различных струн;
  • В любом наряде всегда был такой обязательный элемент, как пояс. Его основная функция заключалась в хранении одежды. Кроме того, именно в пояс русские мужчины вкладывали ножи и топоры. В некоторых частях России пояса вышивали защитными орнаментами и символами;
  • Вышивка была ключевым элементом русского национального костюма. Из этих схем можно было распознать не только родовую принадлежность, но и социальный статус;
  • Костюмы для вечеринок отличаются яркостью и разнообразием разнообразных вставок, пайеток и украшений из бисера. Рабочая одежда в основном была серого цвета;
  • Головные уборы считались неотъемлемой частью мужской и женской одежды. Самый известный головной убор замужних женщин — кокошник. Это праздничный предмет одежды, вопреки распространенному мнению, в повседневной жизни его не носили. В отдельных случаях вес кокошника может достигать 5 кг.

Одежда на Руси считалась большой ценностью, поэтому передавалась не только от взрослых к детям, но и через несколько поколений.

Стиль и цветовая гамма

Цвета русских народных костюмов для детей, мужчин и женщин разного возраста существенно различались. Одежда маленьких бездетных девочек была яркой и красочной, а одежда старших — скромной. Основные цвета ткани:

  • белый;
  • красный;
  • синий;
  • зеленый;
  • сирень;
  • синий;
  • розовый.

Основные виды русского народного костюма

Особой популярностью пользовался красный цвет — цвет силы и плодородия. В Древней Руси выделяли 33 оттенка, каждый из которых имел свое название: телесный, кровавый, маковый, огненный, вишневый, алый, кирпичный и так далее. Другим цветам были даны претенциозные названия, например, темный лимон или шафран.

Костюмы, особенно женские и детские, были полны рисунков и вышивок. Стиль орнаментов на одежде соответствует гравюрам на русской избе. В узоры вплетены природные образы: растения, животные, птицы, символы животных. Часто можно было увидеть фигурки людей. Были популярны геометрические формы и символы: солнечный круг, полумесяц, кресты, овалы, ромбы. Каждый элемент вышивки подбирался индивидуально и имел символическое значение. На фартуке или фартуке можно было «нарисовать» историю семьи хозяина.

Сарафан

Слово «сарафан» происходит от персидского «saran pa» — «над головой». Впервые упоминается в Никоновской летописи 1376 года. Однако заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще: костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан имел, как правило, трапециевидный силуэт; его носили поверх рубашки. Вначале это была чисто мужская одежда, королевское торжественное платье с длинными рукавами и складками. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От дворян сарафан перешел к духовенству и лишь позже закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Шарнирные шили из двух панелей, которые соединялись красивыми пуговицами или застежками. К лямкам крепился прямой сарафан. Также популярным был косой глухой сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Самые распространенные цвета и оттенки сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, синий, темно-вишневый. Праздничные и свадебные платья в основном изготавливались из парчи или шелка, а повседневные — из грубой ткани или ситца.

«Красавицы разных классов одевались почти одинаково: разница заключалась только в цене меха, весе золота и блеске камней. «Уходящий» простолюдин носил длинную рубашку, поверх нее — вышитый сарафан и жакет, отороченный мехом или парчой. Дворянка — рубашка, верхнее платье, летнее платье (платья, расширяющиеся сверху вниз драгоценными пуговицами), а сверху еще шуба для пущей важности».
Вероника Батан. «Русские красавицы»

На какое-то время о сарафане забыла знать — после реформ Петра I, который запретил своим близким ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Предмет гардероба вернула известная законодательница моды Екатерина Великая. Императрица пыталась привить русским подданным чувство национального достоинства и гордости, чувство исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она стала одеваться в русские одежды, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в русском платье из алого бархата, усыпанном крупным жемчугом, со звездой на груди и алмазной диадемой на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, побывавшего при русском дворе: «Императрица была в русской одежде: светло-зеленое шелковое платье с коротким шлейфом и корсаж из золотой парчи с длинными рукавами».

Любопытные факты про русский костюм:

  1. Сарафан — это не исконно русское, а иранское слово. Это значит полностью одетый».
  2. Были вечерние платья, повседневные и рабочие платья, свадебные платья, «на распятие» и многое другое. Рубашка специально для сбора урожая в сезон считалась праздничной.
  3. В 3 года ребенок получил новую одежду (из неношеных тканей.
  4. Головной убор обязательно носили на улице. Уехать без него — все равно что появиться обнаженным на улицах мегаполиса сегодня.
  5. В русский национальный костюм входило даже украшение для волос: например, незамужняя девушка могла носить распущенные волосы и обруч на голове, а замужняя женщина всегда заплетала две косы и носила головной убор.

Красный

Красное платье женщины

Красное платье женщины

Красное платье женщины
Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ могущества и плодородия. В традиционных русских костюмах можно увидеть до 33 оттенков красного. У каждого оттенка было свое название: телесный, червячный, красный, малиновый, кровавый, черный или кумач.

По одежде можно было определить возраст ее обладательницы. Девочки блестяще одевались еще до рождения малышки. Костюмы детей и людей старшего возраста отличались скромной палитрой.

Женский костюм был полон моделей. Орнамент вплетался в изображение людей, животных, птиц, растений и геометрических фигур. Преобладали знаки солнца, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Пояс

Женское платье. Пояс

Женское платье. Пояс

Женское платье. Пояс

В России было принято всегда завязывать женские нижние футболки, существовал даже ритуал завязывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от злых духов, пояс не снимали даже в ванной. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «не верю» — обнаглеть, забыть приличия. Ремни из шерсти, льна или хлопка были связаны или тканы крючком. Иногда кушак мог достигать длины трех метров, так как их носили незамужние девушки; бордюр с объемным геометрическим узором носили уже состоящие в браке. К праздникам накручивали желто-красный пояс из шерстяной ткани с тесьмой и лентами.

Головные уборы

Отличительная черта русского костюма — большое разнообразие головных уборов. В них указывали возраст человека, социальный статус, достаток. Головные уборы для незамужних и замужних девушек были разными. Первые были легкими и простыми. Они оставили часть головы и волосы владельца незащищенными. Примеры:

  • ленты;
  • коронки и коронки;
  • повязки;
  • круги;
  • красиво сложенные шали.

Замужним женщинам приходилось полностью покрывать голову и волосы. Они носили следующий головной убор:

Кокошник элемент русского костюма

  • кика — шапка, украшенная двумя рогами или полукруглой фигурой, похожей на лопату;
  • кокошник — изящный головной убор с высоким щитком на лбу;
  • повойник — плотная шапка для повседневной носки, украшенная тесьмой, полностью закрывающей волосы;
  • сорока — китч с цельной тесьмой, опущенной ко лбу и приподнятой с боков.

Под или поверх головного убора замужние женщины традиционно носили платок — убрус. Они знали много способов украсить его и сделать частью нарядного костюма.

Мужчины в России носили тафию — маленькие круглые шляпы. Сверху носили обычные шапки, триухи, мурмолки. Тафиас считались обязательной составляющей костюма и даже не снимались в церкви.

Предметы мужского гардероба в России

Фермеры
Крестьяне в России одевались одинаково, а женщины старались одеваться ярче

Мужская крестьянская одежда на Руси мало чем отличалась от древнеславянских национальных костюмов, основными элементами которых являются:

  • Рубашка вырезана из нескольких кусков полотна. Рабочая одежда была серой, а праздничные рубашки были из яркой ткани, часто красного цвета. Большинство швов было отделано красной каймой, присутствовали элементы защитной вышивки. Любой крестьянин мог позволить себе простую рубаху, знаменитый «кумачев» — просто богатый человек. Этот основной элемент русского костюма носили снаружи, на него завязывали узкий пояс или шнурок;
  • Двери — это традиционные русские брюки, плотно пришитые и зауженные по щиколотку. У них был специальный шнурок-гашник, служивший поясом. Ширинку также связывали специальной лентой. Снизу порты заправляли унучи, после чего надевали туфли из рафии. Если у человека были сапоги, то онучи не заворачивали. Начиная с 17 века богатые крестьяне и большинство торговцев стали носить брюки из ткани или шелка, часто с подкладкой, поверх портов;
  • Зипун появился в северной части России и широко использовался весной и осенью. Это была верхняя одежда полуприлегающего силуэта, расширенного сверху вниз, длина доходила до колена и ниже;
  • Кафтаны — это одежда для богатых, которую надевают поверх зипуна. Они могут отличаться друг от друга не только убранством, но и внешним видом, делились на домашние, обычные, выходные. Для отделки кафтанов использовали витые шнуры, петлицы, пуговицы из драгоценных металлов и жемчуг.

Мужские праздничные вещи часто вышивали красной нитью и тесьмой, а с XVI века широко использовались другие цвета.

Особенности женского костюма на юге России и средней полосе

Женские платья из центрального и южного пояса России

Основным элементом русского женского костюма на юге России была такая же длинная льняная или парусиновая рубашка. Сверху на нее накидывают хвостик. Так получилось, что вместо хвостика носили андорак — широкую юбку с тесьмой или резинкой. Сверху надевались застежка-молния и фартук. В качестве головного убора использовались кика и сорока. Все женские платья были богато украшены вышивкой. Самыми яркими были рязанские костюмы, а воронежские крестьяне вышивали свои вещи мотивами черной нити.

В средней полосе России одежда состояла из рубахи, сарафана и фартука. Головной убор представлял собой кокошник и обычную фату. В северных регионах часто встречались меховые куртки и шубы до пят. Каждая провинция славилась своими мастерами, умевшими вышивать в той или иной форме:

  • Самые красивые кокошники делали в Сибири;
  • Лучшее кружево шили в Архангельской губернии;
  • На Тверской — лучшее золотое шитье.

Состоятельные купеческие женщины заказывали предметы своей одежды в разных уголках России.

Особенности и значение деталей русского костюма

Русский национальный костюм — это поистине красочное платье, в котором каждая деталь имела свое значение.

image.jpg

Костюм так никогда не носили, это было символично. Вот лишь самые основные значения его основных деталей:

  1. Вышивка служила своеобразным оберегом от сил зла, поэтому даже повседневная и траурная одежда обязательно была красиво вышита. Только рубашки и сарафаны вдовы не вышивали.
  2. примечательно, что в вышивке всегда доминировал образ ромба — у россиян он ассоциировался с солнцем и счастьем. Вышивка всегда имела сакральный смысл.
  3. Головные уборы для замужних женщин и незамужних девушек были самыми разными: например, девушки украшали волосы лентами, обручами, платками, а замужние женщины полностью покрывали волосы на улице. Кокошник можно было носить только замужним женщинам на празднике.
  4. Праздничный наряд может включать до 20 предметов одежды (для женщин), а повседневный — до 7.

Из чего состоит женский костюм?

Женский национальный костюм намного красивее и интереснее мужского.

Основные части наборов пришли из Древней Руси. Женский национальный костюм воплощает в себе представления того времени о женской красоте и семейных ценностях.

русский национальный женский костюм

Силуэт прямой или вытянутый книзу, подчеркивать фигуру не принято, так как национальный комплект отличается многослойностью.

Женское платье различают по назначению:

  • повседневные платья изготавливались из хлопка, льна и шерсти, включая до семи предметов одежды;
  • из бархата, парчи, шерсти хорошего качества шили элегантные платья. Комплект праздничной женской одежды мог состоять из двадцати предметов. Эти вещи были дорогими, были тщательно декорированы и одевались для особых праздников и для церкви. Элегантные наборы хранились в ящиках, лучшие передавались по наследству.

вышивка русского национального костюма

Сарафанный комплект

Основой костюма Северной Руси была рубаха, сшитая из льняной и хлопчатобумажной ткани. Низ рубашки, рукава и вырез декорированы вышивкой. Для повседневной рубашки вышивка была скромнее, а праздничная рубашка была богато украшена вышитыми узорами.

На рубашку надевали сарафан. Сарафан — одна из характерных деталей русского национального комплекта. В переводе с иранского означает «полностью одетый». Поверх сарафана подпоясывали красивый пояс и фартук. В России носили распашной сарафан с вышивкой по краю пола и застежкой на пуговицы.

русский национальный костюм-сарафан

«Круглый» сарафан не имел застежки, иначе назывался «прямым» и появился значительно позже распашного.

Поверх сарафана в праздничном крестьянском костюме была одета нарядная грелка для души. Вверху он был собран небольшими складками, а внизу был широким. Длина почти не закрывала талию. Шили такой утеплитель из дорогих тканей, парчи и бархата.

женский русский национальный костюм 2

Зимний сарафан шили из ткани и поверх него надевали тёплый утеплитель для души, шубу, шубу или утеплитель. Теплое тепло простегано ватой и декорировано меховой оторочкой. Дополнили наряд теплые шерстяные носки, шаль и теплый головной убор.
русский национальный женский костюм 8

Поневный комплект

Набор пони считается более старым, его носили в южных регионах России.

Такой комплект состоит из длинной льняной рубашки и позированной.

русский национальный костюм 4

Праздничный и повседневный наряд

Понева — юбка. Различают глухой и качающийся постев. Он состоял из трех панно, богато украшенных ткаными мотивами и вышивкой. Основой служила шерстяная ткань «в клетку», подол и ткань украшались рядами вышивки или тесьмы. На талии закреплялся узкий пояс — гашник.

В деревнях существовал обычай «носить посву», что означало, что теперь девушку можно было обручить.

Женские головные уборы

Головной убор не только защищал голову, но и мог многое рассказать о женщине.

головной убор в русском национальном костюме

Головной убор незамужней девушки состоял из лент и косичек. Волосы были частично обнажены.

корона русского национального костюма

После свадьбы женщина надела кику, сверху накинул платок убрус, волосы были полностью покрыты.

В праздничные дни замужние женщины носили изящный головной убор — кокошник. Кика и кокошник предназначались для выхода из людей, дома женщина носила воительницу (шапку) и платок.

русский национальный костюм кокошник

Русский кокошник

Наряд дополняли украшения на груди и шее. Такое украшение состояло из бусин, цветной шерсти и бисерных ниток.

Богато украшали пуговицы и в элегантной женской одежде.

Традиционная мужская одежда в России

Традиционная мужская одежда в России не была столь разнообразной, как женская. Основным элементом костюма была длинная рубашка. В отличие от старых славянских майок, у них был косой покрой слева. Именно по этой причине их назвали косоворотками. Однако прямые вырезы были распространены и на юге страны.

Брюки были обтягивающими, хотя порой в крестьянской среде еще встречались свободные модели. Брюки удерживались на талии благодаря специальной ленте, называемой гашником. Что касается материала, то брюки были из парусины или шерсти. Преобладали сплошные цвета или узкие линии. В южных регионах казаки носили более традиционные штаны, которые могли быть синими или красными.

До сих пор популярен широкий пояс, часто украшенный вышивкой. С этим могут быть связаны кошельки, табачные пакеты и прочая ерунда. В средней полосе России и на севере страны мужчины часто носили жилетки. Этот предмет одежды был особенно популярен у зажиточных купцов и крестьян. Широко использовались матерчатые шляпы. Позднее флисовые шапки повсюду заменили кепки.

Русская народная рубаха и её особенности

Русская народная рубашка

С тех пор, как на территории современной России стали шить одежду из ткани, основным элементом костюма была длинная рубашка. Их носили все, от мала до велика, независимо от возраста и социального положения. Рубашки были одного покроя, различались только качеством ткани и богатством вышивки. По вышивке сразу было понятно, к какому классу принадлежит человек. Детскую одежду часто меняли взрослые.

Все российские футболки имели следующие общие характеристики:

  • Покрой одежды был очень простым, а сама рубашка очень свободной;
  • Подмышки всегда вставляли кусок;
  • Рукава были сшиты очень длинными, бывало, что они закрывали пальцами всю руку. Женская и детская одежда имела особенно длинные рукава;
  • Рубашки были длинными, и модели часто доходили до пола. Модели-мужчины могли дотянуться до колен и никогда не надевать штаны;
  • Девушки и женщины часто могут сшить свои рубашки из двух разных качественных материалов. Верхняя часть, которая была на виду, была сшита из тонкой ткани и богато украшена вышивкой, а нижняя часть была из гладкой ткани;
  • Большинство рубашек были украшены вышивкой и имели защитное значение. Эти модели были отголоском язычества и должны были защищать человека от злых духов;
  • Были рабочие, праздничные и парадные рубашки.

Праздничные и обрядовые вещи часто передавались из поколения в поколение.

Элементы русского народного костюма

По назначению одежда была разделена на повседневную, рабочую и праздничную. Праздничная одежда была богато декорирована, повседневная одежда также имела вышивку, рабочая — самая простая, из прочных материалов.

Ссылка! Рубашку урожая украшали вышивкой так же, как и праздничную — это было выражением отношения крестьян к урожаю.

история русского национального костюма

Вся верхняя одежда русского национального костюма была двух видов:

  • одежда-качалка, застегивающаяся спереди на пуговицы или крючки;
  • без шнуровки, надеть на голову.

Зимний русский народный костюм

Зимняя русская народная одежда

Зимой необходимо было поверх многослойной одежды надевать теплую верхнюю одежду. Бедные слои населения носили овчину и кроличий мех. Бояре могли позволить себе изделия из соболя и куницы. Мех — это длинная и тяжелая одежда, рукава которой обрезаны до локтя. Изделие носили с мехом изнутри, снаружи покрывали грубой тканью или дорогой парчой, что зависело от доходов владельца вещи.

Зимой мужчины также носили куртки. Это верхняя одежда, которую шили из телячьей кожи или овчины. Их длина могла быть короткой, примерно до середины бедра или до пола. Для женщин шили короткие утеплители. Дополнили их меховыми шапками, на которые повязали шарфы.

Основные детали русской народной зимней одежды :

  • Русская народная шапка-ушанка
  • Шаль из русской шерсти
  • Русский народный мех (мех)
  • Русские народные сапоги

На историю русского народного костюма повлияла большая территория страны и разница в обычаях, бытовых и погодных условиях, а также запреты последнего царя Петра I Алексеевича носить народные костюмы определенными слоями населения или гостями. Санкт-Петербурга. Однако у костюма есть общие характеристики: это многослойность, вышивка, длина костюмов и материалы, из которых они были сшиты.

Оцените статью
Блог про культуры