Русская народная одежда: как выглядит национальный костюм

Содержание
  1. Русский национальный костюм
  2. Виды обуви
  3. Женская рубаха
  4. Стиль и цветовая гамма
  5. Сарафан
  6. История русского национального костюма
  7. Элементы русского народного костюма
  8. Понева
  9. Женские сапожки
  10. Детский русский народный костюм
  11. Головной убор
  12. Красный
  13. Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ могущества и плодородия. В традиционных русских костюмах можно увидеть до 33 оттенков красного. У каждого оттенка было свое название: телесный, червячный, красный, малиновый, кровавый, черный или кумач.
  14. Любопытные факты про русский костюм:
  15. Платок
  16. Особенности русской одежды по регионам
  17. Передник
  18. Пояс
  19. Особенности и значение деталей русского костюма
  20. Украшения и аксессуары
  21. Из чего состоит женский костюм?
  22. Сарафанный комплект
  23. Поневный комплект
  24. Женские головные уборы
  25. Мужской национальный костюм
  26. Рубаха
  27. Штаны и пояс
  28. Головной убор

Русский национальный костюм

Национальный костюм любой страны отражает природные условия местности, отношение к семейным ценностям и основным видам занятий людей. Рассмотрим, из чего состояла женская и мужская одежда и их названия с подробным описанием и фото.

русский национальный костюм 2

Важно! Русский национальный костюм отличался районом проживания, семейным положением, имелись наборы для повседневного ношения и праздничные наряды.

Есть два типа национальных комплектов России:

  • северные регионы;
  • южный.

В центральной части России носили одежду, похожую на северный костюм. В то время было много слоев одежды, много видов верхней одежды.

Виды обуви

Жители Древней Руси ткали обувь из коры, а также из сафьяна, бархата, кожи, шерсти, парчи. Как и одежда, он был богато украшен вышивкой и аксессуарами. Орнаменты на чулках и каблуках часто дополнялись элементами из золота и серебра, жемчуга и драгоценных камней. Распространенные виды обуви:

Лапти, история происхождения
Валенки в русском народном костюме

  • Лапы — полуботинки из лозы, привязанные к ноге шнурками. Изготовлен из деревянной рафии. Подошва усилена плотными переплетениями или кожаными вставками.
  • Туфли — кожаные туфли на шнурках.
  • Чеботы — это сапоги с тонким голенищем. Бывают мужское и женское, прямые и изогнутые (последние отличаются загнутым вверх кончиком).
  • Ичиги — легкие ботинки, созданные специально для максимально комфортных прогулок. Их отличает мягкий наконечник и жесткая спинка: эта особенность делает шаг бесшумным, поэтому ичиги были популярны среди охотников. Они сделаны из кожи, марокканской кожи или любого подобного материала.
  • Валенки — тяжелая и теплая обувь из овечьей шерсти. Они бывают твердыми или мягкими — последние надеваются под сапоги. Предназначен для ходьбы по сухому снегу.
  • Онучи — это широкие плотные ленты из ткани, которые оборачиваются вокруг ноги до колена под другой обувью. Их носят с обувью на плоской подошве и другой обувью на плоской подошве или солнцезащитными очками.
  • Поршни — это простейшие сапоги из цельного куска кожи, пришитые ремнем. По форме они похожи на туфли из рафии.

В городах носили сапоги и туфли. Каблуки последних достигли 10 сантиметров в длину.

Женская рубаха

Один из основных элементов традиционного платья. Для его пошива брали хлопок, лен или дорогие ткани (например, шелк). Длина рубашки не ниже щиколоток. Подол, рукава и воротники обильно украшались различными вышивками и орнаментами.

Кроме того, тип рисунка и его цвет различались в зависимости от региона, в котором жила молодая женщина. Например, воронежские женщины предпочитали рисунки черного оттенка, которые отличались строгостью и изысканностью. В Тульской и Курской губерниях рубахи украшали орнаментом из красной нити. На севере и в центре страны преобладали синий, золотой и алый.

Рубашка была на все случаи жизни. Например, у молодой женщины были «посевные», «урожайные» рубашки. При этом действующий предмет гардероба имел богатый декор и приравнивался к праздничному наряду.

Молодые славянские женщины часто вышивали на своих рубашках молитвенные амулеты или заклинания. Они искренне считали, что, убрав его плод с земли, отняв жизнь у ржи или пшеницы, они нарушили естественную гармонию и вступили в конфликт с природой. Перед тем как зарезать животное или косить траву, девушки всегда говорили: «Господи, прости меня!».

Особого внимания заслуживает этимология слова «рубашка». Оно вовсе не происходит от глагола «резать», как многие могут подумать, хотя рубить в него дрова очень удобно. Название происходит от слова «вырезать», то есть границы.

Получается, что рубашка — это ткань, сшитая ребрами. Раньше рубашки не подшивались, а подшивались. Однако в некоторых населенных пунктах такие выражения все же используются.

Стиль и цветовая гамма

Цвета русских народных костюмов для детей, мужчин и женщин разного возраста существенно различались. Одежда маленьких бездетных девочек была яркой и красочной, а одежда старших — скромной. Основные цвета ткани:

  • белый;
  • красный;
  • синий;
  • зеленый;
  • сирень;
  • синий;
  • розовый.

Основные виды русского народного костюма

Особой популярностью пользовался красный цвет — цвет силы и плодородия. В Древней Руси выделяли 33 оттенка, каждый из которых имел свое название: телесный, кровавый, маковый, огненный, вишневый, алый, кирпичный и так далее. Другим цветам были даны претенциозные названия, например, темный лимон или шафран.

Костюмы, особенно женские и детские, были полны рисунков и вышивок. Стиль орнаментов на одежде соответствует гравюрам на русской избе. В узоры вплетены природные образы: растения, животные, птицы, символы животных. Часто можно было увидеть фигурки людей. Были популярны геометрические формы и символы: солнечный круг, полумесяц, кресты, овалы, ромбы. Каждый элемент вышивки подбирался индивидуально и имел символическое значение. На фартуке или фартуке можно было «нарисовать» историю семьи хозяина.

Сарафан

Название одежды происходит от персидского «сарон па» — «над головой». Первое упоминание о нем встречается в летописях 1376 года. Традиционная модель была трапециевидной формы и носилась поверх рубашки.

Изначально это был элемент мужского гардероба, предназначенный для праздничных мероприятий. Княжеское облачение с длинными рукавами шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. Из дворянства сарафан перешел к духовенству, а затем и девушки попали туда.

Существует множество разновидностей национального «костюма»: глухой, распашной, прямой. В первом случае косой сарафан имел продольные клинья и скошенные боковые вставки. Для распашных платьев брали две панели и соединяли их пуговицами или другими застежками. Прямой сарафан имел широкие бретели.

Самые популярные оттенки — зеленый, красный, синий, синий, вишневый. Для праздничных мероприятий и свадебных церемоний вещи шили из парчи или шелка, повседневные узоры создавали из ситца или ткани. Иностранное слово «сарафан» в древнерусских поселениях было крайне редко. Чаще всего это называлось штофником, суставом или ушибом.

Поверх сарафана женщины надевали душевую куртку (аналог современной кофточки). В простонародье это считалось праздничной одеждой, у аристократов — повседневным. Стеганый жакет шили из дорогой ткани (бархат, парча).

Императрица Екатерина Великая, считавшаяся в то время законодательницей мод, вернула в повседневность полузабытый предмет гардероба. Ведь Петр Великий, увлеченный многочисленными реформами, не только заставил бояр сбрить бороды, но и запретил носить национальный костюм. Государь мечтал стать на шаг ближе к Европе.

Императрица была совершенно противоположного мнения. Он считал, что у славян необходимо воспитывать чувство собственного достоинства и гордость. После прихода к власти Екатерина сама стала регулярно носить сарафаны. Его примеру вскоре последовали придворные дамы.

Согласно археологическим раскопкам, сарафан появился на Руси в 14 веке. До 18 века их носили все слои населения, независимо от социального положения. После реформ Петра Великого сарафан считался крестьянской одеждой. Но благодаря Екатерине платье вернулось и снова поднялось на вершину модного пьедестала.

История русского национального костюма

В известном нам виде национальный костюм сформировался в Древней Руси примерно в VII веке. В последующие века он мало изменился.

Для россиян основным занятием было сельское хозяйство, многие праздники и обычаи связаны со сбором урожая зерна. В одежде также отражалось основное занятие крестьян. Крой, обычай шнуровки, был нацелен на то, чтобы костюм был удобен для работы в полевых условиях.

русский национальный костюм 5

Интересный! До царствования Петра Великого национальный костюм на Руси носили все сословия, только для знати использовались дорогие материалы и больше украшений. В 1699 году указом Петра I использование национального костюма было запрещено, кроме крестьянского сословия, сельчанам разрешалось продолжать носить обычную одежду. Всем, кто входил в город, вводили пошлину на бороду и на русский костюм.

Элементы русского народного костюма

По назначению одежда была разделена на повседневную, рабочую и праздничную. Праздничная одежда была богато декорирована, повседневная одежда также имела вышивку, рабочая — самая простая, из прочных материалов.

Ссылка! Рубашку урожая украшали вышивкой так же, как и праздничную — это было выражением отношения крестьян к урожаю.

история русского национального костюма

Вся верхняя одежда русского национального костюма была двух видов:

  • одежда-качалка, застегивающаяся спереди на пуговицы или крючки;
  • без шнуровки, надеть на голову.

Понева

Проще говоря, юбка. Считалось незаменимым элементом наряда для молодой замужней женщины. Он состоял из трех панелей, имелись глухие и качающиеся модели. Длина юбки напрямую зависела от длины рубашки. Подол изделия украшен орнаментом и вышивкой. Для пошива вещей чаще всего брали полушерстяную клетчатую ткань.

Юбка надевалась поверх рубашки и оборачивалась вокруг бедер. Во избежание выпадения изделие закреплено на талии шерстяным шнурком. На Руси был распространен обряд ношения позы. Это означало, что девушка была готова к замужеству.

Женские сапожки

На народные гуляния и праздничные мероприятия девушки надевали цветные кожаные туфли на плоской подошве. Сапоги и туфли использовались в повседневной жизни. Для их изготовления брали бархат, парчу или натуральную кожу.

С конца XVI века русский народный женский костюм наполнялся сапогами на маленьком каблуке.

Обувь для девочек отличалась низким голенищем. Его часто украшали разнообразной вышивкой или украшали драгоценными камнями. Подошва была обшита небольшими заклепками, а под пяткой прикреплялись серебряные скобки.

Обувь вошла в моду в 17 веке. Они были удобнее сапог, потому что у них была короткая штанина. Для шитья брали атлас, бархат, шелк. Они также были богато украшены. Самые распространенные цвета — желтый, зеленый, алый.
Вернуться к оглавлению

Детский русский народный костюм

Основой детского русского народного костюма также была рубашка. Кроме того, считалось, что первой рубашкой для мальчика должна быть рубашка, которую носит его отец, для девочки — для матери. Визуально детская одежда ничем не отличалась — это были кофточки с вышивкой.

Головной убор

Шапки женские платья
Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределил всю композицию костюма. Головные уборы девочек оставляли часть волос непокрытой и были довольно простыми: ленты, ободки, обручи, ажурные короны, шарфы, скрученные в косу.

Замужним женщинам приходилось полностью закрывать волосы головным убором. После свадьбы и церемонии «вытягивания косы» девушка надела «кичку молодой женщины». По старинному русскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первого ребенка они носили рогатый головной убор или высокий головной убор в форме лопаты, символ плодородия и способности иметь детей.

Кокошник — парадный головной убор замужней женщины. Замужние женщины при выходе из дома надевали кичку и кокошник, а дома, как правило, — воинскую (шапку) и платок.

Красный

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ могущества и плодородия. В традиционных русских костюмах можно увидеть до 33 оттенков красного. У каждого оттенка было свое название: телесный, червячный, красный, малиновый, кровавый, черный или кумач.

По одежде можно было определить возраст ее обладательницы. Девочки блестяще одевались еще до рождения малышки. Костюмы детей и людей старшего возраста отличались скромной палитрой.

Женский костюм был полон моделей. Орнамент вплетался в изображение людей, животных, птиц, растений и геометрических фигур. Преобладали знаки солнца, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Любопытные факты про русский костюм:

  1. Сарафан — это не исконно русское, а иранское слово. Это значит полностью одетый».
  2. Были вечерние платья, повседневные и рабочие платья, свадебные платья, «на распятие» и многое другое. Рубашка специально для сбора урожая в сезон считалась праздничной.
  3. В 3 года ребенок получил новую одежду (из неношеных тканей.
  4. Головной убор обязательно носили на улице. Уехать без него — все равно что появиться обнаженным на улицах мегаполиса сегодня.
  5. В русский национальный костюм входило даже украшение для волос: например, незамужняя девушка могла носить распущенные волосы и обруч на голове, а замужняя женщина всегда заплетала две косы и носила головной убор.

Платок

Неотъемлемая часть гардероба замужней женщины. Его надевали поверх кики, которую вытаскивали из туалета только по большим праздникам. Изначально носили тканевые изделия, а под низ затягивали шерстяные шапки.

Пушистый аксессуар часто дарили на свадебной церемонии. Поскольку после обретения статуса замужней женщины выходить из дома с непокрытой головой считалось грехом.

Убрус иногда достигал в ширину пятидесяти сантиметров. Чаще всего платок шили из тонкой ткани прямоугольной формы. Один конец предмета всегда украшали вышивкой серебряными или золотыми нитками. Он висел через плечо, девушки никогда не прятали его под верхней одеждой.

Другой конец платка обвязывали вокруг головы и закалывали под подбородком. В 10 веке на убрусе помещали целый набор украшений.

Через некоторое время шарф сшили из треугольного куска ткани. В этом случае оба конца изделия протыкали под подбородком или фиксировали на макушке фигурным узлом. Некоторые девушки предпочитали закидывать богато вышитые концы аксессуара себе на плечи или закидывать за спину. Эта мода пришла в страну только в 18 веке.

До этого момента женщины просто туго завязывали шеи, а на макушке завязывали простой узел. Современники называли эту технику «головой». Считалось, что с помощью платка девушка сможет подчеркнуть свою индивидуальность и красоту.
Вернуться к оглавлению

Особенности русской одежды по регионам

Русский национальный костюм сильно отличался в зависимости от региона. Существовали две основные традиции русского костюма:

  1. Северный. Это традиционные русские сарафаны, кокошники, косоворотки, роскошные шубы и стеганые куртки. Это самая известная «разновидность» русского национального костюма.
  2. Южный. Пожалуй, это традиционная казачья культура. Например, женщины здесь носили не сарафаны, а позы: это особые юбки из ткани, хлопка, льна или шелка, которые девушка могла носить только тогда, когда она достигла брачного возраста и прошла особый ритуал «прыжка в платье» прихоть».

примечательно, что мужская одежда на севере и юге России была довольно похожа, а женская — почти полностью разной.

Передник

Фартук не только защищал одежду от загрязнений, но и украшал праздничное платье, придавая ему законченный и монументальный вид. Гардеробный фартук надевали поверх рубашки, сарафана и платья. Он был украшен узорами, шелковыми лентами и окантовочными вставками, край декорирован кружевом и оборками. Была традиция расшивать фартук какой-нибудь символикой. По которой можно было, как по книге, прочитать историю жизни женщины: создание семьи, количество и пол детей, умерших родственников.

Пояс

В России было принято всегда завязывать женские нижние футболки, существовал даже ритуал завязывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от злых духов, пояс не снимали даже в ванной. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «не верю» — обнаглеть, забыть приличия. Ремни из шерсти, льна или хлопка были связаны или тканы крючком. Иногда кушак мог достигать длины трех метров, так как их носили незамужние девушки; бордюр с объемным геометрическим узором носили уже состоящие в браке. К праздникам накручивали желто-красный пояс из шерстяной ткани с тесьмой и лентами.

Особенности и значение деталей русского костюма

Русский национальный костюм — это поистине красочное платье, в котором каждая деталь имела свое значение.

Костюм так никогда не носили, это было символично. Вот лишь самые основные значения его основных деталей:

  1. Вышивка служила своеобразным оберегом от сил зла, поэтому даже повседневная и траурная одежда обязательно была красиво вышита. Только рубашки и сарафаны вдовы не вышивали.
  2. примечательно, что в вышивке всегда доминировал образ ромба — у россиян он ассоциировался с солнцем и счастьем. Вышивка всегда имела сакральный смысл.
  3. Головные уборы для замужних женщин и незамужних девушек были самыми разными: например, девушки украшали волосы лентами, обручами, платками, а замужние женщины полностью покрывали волосы на улице. Кокошник можно было носить только замужним женщинам на празднике.
  4. Праздничный наряд может включать до 20 предметов одежды (для женщин), а повседневный — до 7.

Украшения и аксессуары

Одежда всех слоев населения России отличалась одной фатой и одинаковым стилем. Только украшения были разные. Распространенная русская бижутерия:

  • кружево — состояло из плотной ткани с вышивкой;
  • пуговицы различных форм и размеров — декорированные драгоценными металлами и камнями, выполненные в виде голов животных и других природных символов;
  • полоски — полоски с петлями для пуговиц, украшенные кисточками, тесьмой, узорами;
  • ожерелья: изящные воротники, привязанные или пришитые к одежде;
  • кольцы — подвески головных уборов, прикрепляемые к вискам;
  • гривна — круг для шеи, он был не только украшением, но и знаком отличия.

Русская народная одежда — важное наследие древней культуры. Его исследование помогло получить информацию об общественной жизни, быте, обычаях и традициях предков. Костюм вошел в историю, но его элементы до сих пор используются в праздничных и повседневных нарядах.

Из чего состоит женский костюм?

Женский национальный костюм намного красивее и интереснее мужского.

Основные части наборов пришли из Древней Руси. Женский национальный костюм воплощает в себе представления того времени о женской красоте и семейных ценностях.

Силуэт прямой или вытянутый книзу, подчеркивать фигуру не принято, так как национальный комплект отличается многослойностью.

Женское платье различают по назначению:

  • повседневные платья изготавливались из хлопка, льна и шерсти, включая до семи предметов одежды;
  • из бархата, парчи, шерсти хорошего качества шили элегантные платья. Комплект праздничной женской одежды мог состоять из двадцати предметов. Эти вещи были дорогими, были тщательно декорированы и одевались для особых праздников и для церкви. Элегантные наборы хранились в ящиках, лучшие передавались по наследству.

Сарафанный комплект

Основой костюма Северной Руси была рубаха, сшитая из льняной и хлопчатобумажной ткани. Низ рубашки, рукава и вырез декорированы вышивкой. Для повседневной рубашки вышивка была скромнее, а праздничная рубашка была богато украшена вышитыми узорами.

На рубашку надевали сарафан. Сарафан — одна из характерных деталей русского национального комплекта. В переводе с иранского означает «полностью одетый». Поверх сарафана подпоясывали красивый пояс и фартук. В России носили распашной сарафан с вышивкой по краю пола и застежкой на пуговицы.

«Круглый» сарафан не имел застежки, иначе назывался «прямым» и появился значительно позже распашного.

Поверх сарафана в праздничном крестьянском костюме была одета нарядная грелка для души. Вверху он был собран небольшими складками, а внизу был широким. Длина почти не закрывала талию. Шили такой утеплитель из дорогих тканей, парчи и бархата.

Зимний сарафан шили из ткани и поверх него надевали тёплый утеплитель для души, шубу, шубу или утеплитель. Теплое тепло простегано ватой и декорировано меховой оторочкой. Дополнили наряд теплые шерстяные носки, шаль и теплый головной убор.

Поневный комплект

Набор пони считается более старым, его носили в южных регионах России.

Такой комплект состоит из длинной льняной рубашки и позированной.

Праздничный и повседневный наряд

Понева — юбка. Различают глухой и качающийся постев. Он состоял из трех панно, богато украшенных ткаными мотивами и вышивкой. Основой служила шерстяная ткань «в клетку», подол и ткань украшались рядами вышивки или тесьмы. На талии закреплялся узкий пояс — гашник.

В деревнях существовал обычай «носить посву», что означало, что теперь девушку можно было обручить.

Женские головные уборы

Головной убор не только защищал голову, но и мог многое рассказать о женщине.

Головной убор незамужней девушки состоял из лент и косичек. Волосы были частично обнажены.

После свадьбы женщина надела кику, сверху накинул платок убрус, волосы были полностью покрыты.

В праздничные дни замужние женщины носили изящный головной убор — кокошник. Кика и кокошник предназначались для выхода из людей, дома женщина носила воительницу (шапку) и платок.

Русский кокошник

Наряд дополняли украшения на груди и шее. Такое украшение состояло из бусин, цветной шерсти и бисерных ниток.

Богато украшали пуговицы и в элегантной женской одежде.

Мужской национальный костюм

В отличие от женского, мужской костюм менее яркий и состоит из меньшего количества элементов. В мужском костюме было принято подчеркивать фигуру и состоять из следующих элементов.

Рубаха

Все мужчины, начиная с мальчиков, были в рубашках, в основном блузках.

Ссылка! Считается, что сначала застежка рубахи была по центру, кофточка выглядела так, чтобы нагрудный крест не отваливался во время работы.

Вырез, рукава и низ украшались вышитыми мотивами, вышивку на рубашке, в которой они были женаты, должна была делать невеста. Этот обычай имеет сакральное значение, такая вышивка, сделанная руками любящей женщины, служила оберегом.

Поверх рубашки был надет кафтан. Мужчины могут носить длинный кафтан или короткий полукафтан. Кафтан застегивали на пуговицы или завязывали лентами.

Штаны и пояс

Мужские брюки или двери шили из ткани в полоску. Чаще они небольшого объема, реже встречаются мешковатые штаны. Длину дверей, как это принято, укорачивают, чтобы нижняя часть штанов заправлялась в верх ботинок. Карманы появились позже, и сначала все необходимое привязывали к поясу.

Все крестьяне были связаны вышитым поясом, холостые мальчики широкие и длинные. Женатых мужчин связывали узким и коротким поясом.

Ремень на фигуре застегивался несколькими способами: молодые люди подчеркивали талию ремнем; у стариков был пояс под животом.

Головной убор

Мужчины всегда дополняли свои наряды головным убором. Сначала это была шерстяная шапка грешника, позже появилась шапка, особый вид шапки, украшенной лентами, цветами, бусами. Зимой они защищали голову шапкой-ушанкой.

Были и другие зимние шапки, пришедшие из Древней Руси. Под зимнюю шапку надевали кепку карамельного цвета. Они защищали свои головы от холода, увеличиваясь к вершине ропота. Шапки украшались мехом, который хорошо согревал голову.

Оцените статью
Блог про культуры