Осенние праздники в России: обряды и традиции русского народа

Праздник 14 сентября по народному календарю – народные приметы, обычаи, и традиции

Сирийский монах Симеон, родившийся в 4 веке, считается основоположником «обители колонн» — непрерывной молитвы на столбе (башне, помосте). Большую часть своей жизни он страдал от тяжелых физических лишений. Почти полвека Симеон оставался в келье на столбе, соблюдал строгий пост и непрестанно молился. За это его прозвали «Столпником».

Господь наградил преподобного даром прозорливости и исцеления. Симеон был известен далеко за пределами Сирии, он смог помочь многим людям исцелиться, найти путь к Богу.Святитель прожил более 100 лет и умер мирной смертью.

В России Сан-Симеоне называли Летуном, потому что четырнадцатого сентября в деревнях встречали лето и осень. По этой же причине праздник получил название «Первая осень.

Иногда встречаются такие названия, как «Старая инициатива бабьего лета», «Встреча осени». Его называли «Засидки», так как в это время по вечерам начинались женские сборища.

Был традицией проводить день Семёнова весело и шумно, с хороводом, песнями и танцами. Хозяйки накрыли столы, предложили семье и гостям блины и пирожные. Начинается период гигантского лета, после которого начинается интенсивная подготовка к зимнему сезону.

Главная примета 14 сентября: чтобы не знать боли, выключите в доме свет! В старину существовал обычай — ночью, перед семеновскими днями, тушить весь пожар в жилище. Пришлось оставить только тусклую лампу. Это было сделано для того, чтобы в доме было благополучие и спокойствие.

На Первой Осениной началась невеста и сватовство. В деревнях было много свадеб, которые проходили до наступления гурьевского дня (28 ноября).

Считалось, что, вступив в брак в этот период, молодые люди проживут долгую и счастливую семейную жизнь.

Во многих регионах России был популярен необычный обряд — захоронение мух, комаров и тараканов. В старину славяне считали их олицетворением нечистой силы.

Во время ритуала мертвых насекомых помещали в «гробы» из различных фруктов и закапывали. Считалось, что это позволяет избавиться от него на долгое время. Церемония всегда проходила при большом скоплении народа.

Церковные и народные календари

Из всего вышесказанного видно, что даты прихода осени по старым календарям совпадают с религиозными праздниками. Рождество Богородицы, которое отмечается шесть дней, приходится на славянский осенний праздник, который отмечается целую неделю.

Календарь славян был достаточно сельскохозяйственным, это отражалось в названиях месяцев, обычаях, приметах. Последние часто связаны с временами года, местностью и климатом. Так что по поводу даты прихода осени возникли разногласия. Согласно старым календарям, одни и те же месяцы у разных народов назывались по-разному: например, и ноябрь, и октябрь назывались листопадом.

Даты прихода осени по старым календарям народов Татарстана

23 сентября начался праздник Петра и Павла Рябинниковых. В этот день крестьяне собирали рябину. Обязательно оставьте птицам немного ягод. Если рябины было много, осень должна была быть дождливой, а зима холодной. Плохой урожай означал сухую жаркую погоду. Чтобы рябина была слаще, под крыши домов вешали ветки с гроздьями ягод. По народному поверью, это тоже защищало хижину от злых духов. Хозяйка использовала рябину для приготовления любимого в России напитка — кваса из рябины. А девочки сделали куклу из рябины, которая считалась оберегом. Фигурка из тряпки в красной шапочке была символом женской мудрости и семейного счастья.

Третий день осени совпал с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня. В народе говорили: «Высота — осень переходит в зиму» и «Птица улетела». Люди считали, что 27 сентября все птицы, змеи и насекомые мигрировали в Ирий до весны, подобие рая в славянской мифологии. Их торжественно сопровождали с посланиями для умерших предков. В тот день мы не ходили в лес. Считалось, что в это время медведи устраивали себе берлоги, а змеи могли утащить под землю нежелательного гостя.

Во время Воздвижения совершался обряд креста для защиты дома и двора от злых духов. Прообразом креста в славянской традиции послужила свастика — символ солнца, рассеивающего тьму. По народному поверью, третьей осени этот знак обладал особой силой. Крестьяне сложили ветки рябины крестом и вырезали кресты из дерева. Эти амулеты вешали в хижинах, сараях и сараях.

В этот день начали резать капусту, священную пищу богов. В народе говорили: «К восторгу хорошего парня — капуста на крыльце». В деревнях устраивались скетчи, которые длились две недели. Молодые люди собирались толпой и ходили по дворам резать капусту на закваску. Нарядно одетые девушки — капуста — пели веселые песни. Русский этнограф Иван Сахаров писал еще в 19 веке: «В домах, где для гостей готовят капусту, убирают специальный стол с закусками. К девушкам молодые люди приходят со своими подарками искать невест. Вечером. Играют хороводы по всему городу».

Вечером этого дня девушки гадали о своей невесте. Это произошло в сарае. Люди считали, что там жил сарай, самый вредный из всех домовых, которые содержали надворные постройки. Он был представлен в виде огромного черного кота с горящими глазами.

Девочки кладут в окно сверток. Если нога, взявшая хлеб, была горячей, жених будет богатым, а если холодная — бедным. Когда сарай отказывался от лечения, это означало, что в этом году свадьбы не будет. После третьей осени в коровнике начался обмолот. Обязательно спросите у сарая разрешения: «Папа, ты дашь плите нагреться?»

Огонь да вода — всему голова

Вечером 14 сентября прошла церемония возобновления огня. Он символизировал начало осени и всеобщего обновления. Церемонию отпраздновал глава семьи. Он потушил в печи старый огонь, отмечавший наступивший год, и зажег новый. В одних провинциях огонь вызывали ударами кремня, в других — трением двух кусков дерева, обычно липы и дуба, реже сосны и березы.

Дом окурили дымом от костра, чтобы успокоить домового. Обязательно войдите в сарай, чтобы они отогнали злых духов от скота. Иногда этот огонь использовали для зажигания свечей в церкви перед молитвенной службой.

Православные осенние праздники, традиции, обряды

На протяжении многих веков верования народов смешивались с христианской верой, создавались легенды и предания, которые могут только удивлять. Изобретательные люди добывали оккультные амулеты и освящали их в церкви, молились за заунывные иконы в храме, напивались и напивались, чтобы отметить религиозное событие.

Рождество Богородицы

Несмотря на то, что в канонических сборниках Библии нет информации о таком событии, как рождение Марии, матери Иисуса, церковь приняла во внимание апокрифическую литературу. То есть не вошедшая в канон книга стала основой представления о семье Девы Марии. Празднование приходится на 21 сентября по новому стилю, ровно через девять месяцев после достоверно неизвестной символической даты зачатия — 22 декабря.

Представитель церкви раскрывает значение праздника:

Семенов день

Конец лета был точкой исчисления «лет», то есть фактически в это время начинался новый год. Этот день еще называли Семеном Летуном, так как период бабьего лета тоже подходил к концу. В избах потушили старый костер: его возобновление было ритуальным. Они очистили печь и камин, эффективно и символично избавившись от старого и лишнего. Новый огонь зажгли с помощью специальных досок и постарались сохранить до праздника Коляды, который проходил в самый короткий день в году — 21 декабря.

Воздвижение

В первой церкви 4 века существовала традиция устанавливать крест посреди прихожан, чтобы напоминать тем, кто молился, о событиях, которые должны быть в центре веры. Когда крест был возвращен на Голгофу, место распятия Христа, церковь учредила этот праздник, который отмечается 27 сентября.

По национальному календарю в эти дни проводились скетчи: люди собирали и разрезали листья в специальные общие емкости. Этот процесс занял много времени, так как на зиму приходилось готовить по несколько бочек на семью. Именно это явление получило название скетчей.

Покров Богородицы

Церковный праздник совпал с национальным, когда осень встречалась с зимой. Православные вспомнили в этот день видение св. Андрея, в котором Дева Мария явилась ему в церкви возле его плащаницы. Слово «прикрытие» у фермеров также ассоциировалось с первым снегом, который часто выпадал 14 октября. С этого момента скот больше не выводили на пастбище, а печи в хижинах перешли с приготовления пищи на отопление.

Весна красна цветами, а осень снопами

21 сентября наступила вторая осень, которую в России встретили песнями и танцами. 21 сентября Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. По народным поверьям, считалось, что именно в этот день на его место официально пришла осень. Второй осенний сезон совместил праздник урожая и женский день. Женщина, как продолжательница семьи, была олицетворением матери-земли, щедро одарившей людей всем необходимым для жизни. Говорили, что при хорошей погоде в этот день вся осень будет теплой и сухой.

В этот день молодожены были в гостях. Молодая жена испекла круглый торт и встретила с ним гостей: «Просим вас поприветствовать наш хлеб-соль!» После трапезы ведущий показал гостям хозяйственные постройки, скот и посевы. Старшие наставляли молодых и благословляли их на долгую и счастливую жизнь.

Осень приветствовала вода. Замужние девушки и женщины в праздничных сарафанах рано утром выходили из дома и уходили к реке или озеру. На берегу водоема угощали киселем и овсяным хлебом богиню Мокошь — языческий прообраз Богородицы. Для этого девочки оставили кисель рядом с водой со словами: «Пресвятая Богородица, спаси меня от бед, бед, забери от других, просвети мою жизнь!» Все собрались в хороводе, в центре которого была пожилая женщина, и спели песни. Овсяные хлопья измельчали ​​и скармливали скоту.

В этот день бездетные женщины ходили в церковь с молитвами о родах. После литургии они приготовили богатый стол и пригласили всех нищих страны помолиться Богородице и святому покровителю с просьбой прислать ребенка. На втором Осениных почтили память погибших и навестили родителей.

Месяцеслов на осень

Сентябрь

  • Агафон Огуменник — 4.
  • Наталья-Овсяница — 8.
  • Анна-Скирдница — 10.
  • Иван Постный — 11.
  • Семенов день — 14 (другие имена: Семен Летун, Марфино лето).
  • Луковый день — 21 (другие названия: Пасиков день, Аспосов день, Аспожа. Луков и Пасиков происходят от слов «лук» и «пасека». Это время уборки лука и работы на пасеке).
  • Осенняя федора — 24.
  • Возвышение — 27 (народные названия дня: экзальтация, движение от слов «двигаться», «двигаться». «Колесница двинулась с поля» — говорят об этом дне).
  • Никита-гусепролет — 28.

Октябрь

  • Астафьев день — 3.
  • Фекла-Заревница — 7 (есть два толкования слова «сияние» — от слова «сияние», «огонь», возникающего при обмолоте, и от слова «рассвет» — обычно на рассвете обмолота хлеба в сараях. Начинать.
  • Сергей капустник — 8.
  • Савватей-Пчельник — 11.
  • Григорий — 13.
  • Покровный день — 14.
  • Джейкобу — 22 года.
  • Парасковья-Грязниха — 27.
  • Ефимий Осенний — 28.

Ноябрь

  • Казанская — 4а.
  • Дмитриевский день — 8 (иначе его называют Родительским праздником, по обычаю, в этот день поминают умерших.)
  • Параскева-Линяница — 10 (другие названия — Параскева-Пятница, если день выпал на пятницу, Ненила, Параскева).
  • Овца Аврам — 11, или Овца Анастасия.
  • Юровая — 13 (народный праздник рыбаков и охотников).
  • Кузьма-Демьян день, Кузьминки — 14.
  • Михайловский день — 21.
  • Матрёна зима — 22, или Мартынов день.
  • Эраст — 23.
  • Федор-Студит — 24 (от монастыря студита, но люди вкладывают в это слово свой смысл: холодно, холодно).
  • Гурян — 28.
  • Матвеева день — 29.

Фенологи считают, что осень длится 96 дней, с 27 августа по 1 декабря, то есть три полных месяца. По популярному осеннему календарю время назначает второй Спаситель в Кузьминках.

Даты прихода осени по старинным календарям в России и значимые осенние праздники

рождество Пресвятой Богородицы отмечалось 21 сентября. И в старину, и сегодня люди верят, что Пресвятая Дева избавляет от боли, несчастий и боли. Также ее считают покровительницей детей, помощницей беременных.

день Семёнова принято отмечать 14 сентября, по национальному календарю это день Симеона Столпника. До 17 века в этот день праздновали начало нового года.

27 сентября отмечалось Воздвижение Животворящего Креста. В это время было решено установить кресты на строящихся церквях и храмах, также решено было установить кресты вдоль дороги.

Покров Пресвятой Богородицы пришелся на 14 октября. По церковному календарю этот день связан с явлением Богородицы верующим. Произошло это в 10 веке в одном из храмов Константинополя. А по народным традициям этот день был связан с завершением работ на полях и приходом зимы, появлением первого снежного покрова. Есть и другое толкование появления этого праздника. Считалось, что в селе бродячей Богородице не разрешалось ночевать. Тогда гневный пророк Илия послал им гром, ливень, град и горящие стрелы, но Богородица сжалилась над людьми и своим покрывалом спасла село от разрушения.

14 ноября отмечали Кузьминки, день Демьяна и Кузьмы. Это считалось девичьим днем. Именно в этот день назначали невесту невесты, девушки устраивали вечерние встречи, готовили праздничные блюда. В этот день девушку считали настоящей хозяйкой.

Даты прихода осени по старым календарям на Руси

Что в лесу родится — дома пригодится

5 сентября в деревнях отмечали день святого Луппа Салоникского, христианского святого, жившего в начале 4 века. В народе этот праздник называют клюквенным или Луповым. В это время созревала клюква, и крестьяне ходили с ящиками из бересты и корзинами с ягодами. Пекли пироги с клюквой, из него пекли варенье и компоты, делали зефир. В народе была примета: если клюква сладкая и сочная, пора собирать урожай. Торопились собирать овес до первых заморозков.

7 сентября совершили поклонение Титу Падшему. В этот день крестьяне пошли в лес собирать грибы. В России говорили: «Сан Тито заставляет расти последний гриб». Если грибов много, зима будет холодной.

8 сентября Православная Церковь отметила день великомученицы Наталии, которую в России прозвали Натальей Овсяницей. На Наталье начали косить овес. По традиции первый сноп приносили домой и клали под иконы в красном углу. Все члены семьи сидели за столом и ели овсяные оладьи и холодную овсянку, смешанную с молоком или квасом — деженом.

Даты прихода осени по старинным календарям народов Урала

В Пермском крае считали, что корневое растение Марьин может защитить в этот день от укуса змеи, его было принято носить на шее, а позже стали носить вместе с нагрудным крестом. В словаре «Русские суеверия» М. Власовой есть такое упоминание: если встретишь змею, потряси ее за хвост, то она тебя не тронет и не уползет. Даты прихода осени по старым календарям народов Урала также синхронизируются с праздниками урожая и зависят от сельскохозяйственного календаря.

В 325 году 14 сентября был установлен Первым Вселенским Собором как начало года. Согласно некоторым легендам, именно в сентябре произошло сотворение мира.

даты прихода осени по старым календарям народов Урала

Сентябрь покажет: посеешь жито наспех — оно родит на смех

Осень была главным национальным праздником сентября. В нескольких губерниях этот праздник назывался по-своему: «Оспожинки», «День благословения хлеба», «Богоматерь», «Мать-осень», «Праздник урожая», «День Огородича». Осень отмечали трижды: 14, 21 и 27 сентября. Они символизировали отделение от лета, встречу с осенью и подготовку к зиме. Работы на поле были завершены до 14 сентября: уборка урожая, сбор льна, вывоз зерна в зернохранилища, просушивание снопов перед обмолотом.

Полевые работы прекратились 15 сентября. В это время они начали ухаживать за домом. Подготовили овощи на зиму, высушили собранный лук и чеснок, удалили пчел. Благополучие всей семьи в течение года зависело от того, сколько хлеба было в сарае. 14 сентября мы пошли в церковь и поблагодарили Богородицу за урожай. В народном сознании языческие и православные традиции были тесно переплетены друг с другом. Богоматерь воспринималась как продолжение языческой богини Мокоши, покровительствовавшей плодородию и земледелию.

После мессы в каждом доме накрывали стол, полный различных деликатесов. Во главе стола стоял торт, который хозяйка приготовила из муки нового урожая. Специально к этому дню закололи барана или барана и произвели пиво и ягодные напитки.

Что нельзя делать 14 сентября по народным приметам, а что можно

По поверью наших предков, в дни Семёнова определенных вещей делать нельзя.

По приметам, 14 сентября невозможно:

  • работа в поле — запрещалось косить траву, сеять;
  • ссорится с окружающими (в первую очередь, с соседями);
  • пропуск домашних заданий (правило распространяется на девочек и женщин).

Насчет насекомых была плохая примета: 14 сентября нельзя допускать укусов мухи. Люди верили, что после этого весь год будет преследовать невезение.

Судя по приметам, 14 сентября можно:

Четырнадцатый день сентября считался удачным для новых поселений. При переезде на новое место обязательно стоит взять с собой домовой. Различные транзакции прошли успешно. Все сделки, заключенные в этот период, сулили огромную выгоду.

14 сентября он должен был познакомить трехлетних детей с воинами и крестьянами. После завершения молитвы этим детям отрезали пучок волос на головах и посадили на лошадей, которых водили по двору. В высшее образование мальчиков получали только мужчины.

Традиции и обряды осени на Руси

Осенние перемены принесли не только праздники, но и повседневные традиции русского народа. Молодежь теперь собиралась не на полянах или на скамейках у домов, а в теплых избах. Так называемые беседы происходили вовсе не за чашкой чая: музыка, танцы, песни были неотъемлемой частью встреч между мальчиками и девочками. Но женская половина тоже собиралась отдельно, в основном на работе: собирала овощи на брожение, щипала перья на подушки и пуховые одеяла, на пряжу.

Поскольку они работали в поле со своими семьями, иногда со всеми своими семьями, мы тоже гуляли большой компанией. На Осенинах партия вышла за пределы двора и захватила всю деревню. Хозяева пекарни заполнили столы блюдами из муки и овощей нового урожая. Мы старались готовить свежие салаты, так что зимой придется квашеную капусту, помимо духовки с новой мукой подали еще и мед, как только его собрали.

Оцените статью
Блог про культуры