- Немного истории
- Цветовая гамма гжельской росписи
- История возникновения
- трафареты поэтапно на досках и по дереву
- Обучение детей в детсаду и младшей школе
- Технические особенности живописи
- Композиция и сюжет
- Поэтапность письма
- Инструменты для рисования
- Бумага
- Краски
- Кисти
- Мастер-классы
- Рисование для ребенка
- Узоры для детей постарше
- Бутоны с листьями
- Цветы
- Конь
- Начало изображения
- Особенности росписи
- Варианты темы
- Описание городецкой росписи
- Основные элементы и мотивы
- Конь в городецкой росписи — символ богатств
Немного истории
История показывает, что развитие исследований древесины привело к ее использованию в самых неожиданных предметах, в том числе:
- мебель;
- сундуки;
- санки;
- посуда, используемая в доме.
В большинстве случаев это было символично, а фоновые тона были: зелеными, синими, а иногда и черными. Особой популярностью пользовались и пользуются дизайны определенной тематики, в которых изображены люди и животные.
После Первой мировой войны искусство пришло в упадок, что вынудило специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, открывшего мастерскую для публики.
Он организовал обучение заинтересованных кадров, что дало увеличение тех, кто смог обработать исходный код. Участие нового поколения в воссоздании образов развивает чувство принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на разных уровнях.
Цветовая гамма гжельской росписи
Роспись Гжели изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно эта характеристика этого вида искусства затрудняет выполнение новичков даже в настоящее время. Не все художники смогут создать красивый дизайн, используя ограниченное количество цветов.
Основными красками, использованными мастерами в росписи Гжели, являются:
- белоснежный цвет (всегда используется как фоновый градиент, так как не выделяет контрастную краску, которой создается основной орнамент);
- все оттенки синего, самые популярные из которых — темно-синий и нежно-голубой;
- кобальтовый цвет (темный оттенок);
- цвет краски белый (применяется для зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне — наоборот, по сравнению с классической гжельской росписью);
- золото (современное нововведение художников, стремящихся расставить акценты в самостоятельно созданном образе с помощью благородного оттенка золота);
- платина (используется редко, также для акцентирования внимания наблюдателя на конкретных деталях орнамента).
История возникновения
Городецкая роспись зародилась в XVIII-XIX веках в Нижегородской области. Было много талантливых резчиков, изделия которых украшали быт и домашнюю утварь крестьян. В этом же районе были известны ярмарки деревянных изделий.
По легенде, раньше в каждом селе отмечали день Ивана-Купалы, а кроме массовых гуляний и зажжения костров искали необычный цветок папоротника. Он рос в лесу и цвел только 1 ночь в году — на Ивана-Купале. Жители не знали, что это на самом деле, и поэтому наделили его индивидуальной тенью.
Позже нижегородские мастера украсили деревянные изделия изумительными цветами папоротника. Для одних они были ярко-красными, для других — солнечными, а для некоторых — черными. Их называли купавами с листьями папоротника. Считалось, что такой символ принесет в дом достаток и счастье.
Даже в те времена в каждом доме была раскладывающаяся прялка. Поработав над ней, дно, на котором закреплялась гребенка, вешали на стену. Чтобы привлечь к себе внимание, его стали украшать краской. По мере того, как ткань становилась дешевле, прялки были скрыты, а мастера, наряду с днищем, начали украшать другую посуду причудливыми изображениями, включая тарелки, мебель и детские игрушки.
трафареты поэтапно на досках и по дереву
Сегодня мы изучаем технику городецкой росписи. Этот вид живописи для начинающих — один из видов прикладного народного искусства России, зародившийся в городке Городец на Волге. Рисунки, выполненные в этой технике, отличаются яркими насыщенными красками, наличием на картинах черных коней и птиц с невероятно пышными хвостами. Кроме того, в работах всегда присутствуют цветы, в основном бутон, роза, роза и ромашка.
Обучение детей в детсаду и младшей школе
Для детского сада (старшей группы) рисование на доске — один из способов научить ребенка изобразительным искусствам и понять их на определенном уровне. Желательно начинать практику на бумаге, так как ее можно использовать в качестве переносимого эскиза на более твердом материале.
Вам просто нужно подготовить кисти и несколько страниц, которые нужно разложить из блокнота (для заготовок), чтобы приступить к работе. Рассмотрим аспекты:
- бумагу следует брать формата близкого к А4 (в альбомной или ватманской бумаге соответствующих масштабов) и для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет использование еще менее плотных листов для зарисовок, отсюда вся идея будет перенесен полностью;
- для достижения наилучшего результата потребуется три кисти: колинская, беличья и флейта. Последняя представляет собой плоскую кисть, используемую для мелких мазков, которые нельзя сделать более твердыми разновидностями;
- мастера используют масляные краски в своей деятельности и на уроках рисования для дошкольников (пятый класс также может использовать модели во время обучения), лучше всего учить гуашью. В стандартный набор входит двенадцать цветов, из которых нужно взять только восемь: белый, вишневый, ярко-синий, алый, желтый, темно-зеленый и красный. Последние 3 нужно перемешать, а остальные можно отделить.
В юном возрасте декоративную роспись проще продемонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых подойдет и подобная методика работы) в следующей последовательности:
- набросайте схему в реальном размере. Отмечены незначительные детали, которые будут перенесены в окончательную версию.
- Выбор центра мозаики и линий, которые будут применяться в каждом разделе;
- аккуратно прорисовываем каждый фрагмент указанными инструментами;
- покраска стола — доверьте этот этап тем, кто постарше.
Педагогам и учителям необходимо контролировать процесс еще на этапе переноса того, что предназначено для самолета, чтобы краска не пролилась в неположенном месте и быстрее устраняла мелкие ошибки.
Два основных участка процедуры иллюстрации, подмалевок и окантовка, выполняются с разными подтеками (в случае флористики между ними также рисуются тени). Сначала следует ровным слоем закрасить фон, затем начать добавлять мелочи.
Готовое изделие перед покраской необходимо просушить прозрачным средством, защищающим от выцветания, пригорания и попадания влаги.
Технические особенности живописи
Для росписи днищ прялки всегда были характерны простые фактуры и более простая композиция. Со временем отдельные элементы усложнились, появились новые темы и персонажи, улучшилась техника письма, но каждая модификация проводилась очень тщательно, не нарушая укоренившейся исторической традиции.
Холодный батик: знание техники
Композиция и сюжет
Композиционно картина имела двух-трехчастную структуру. Расположенные сверху вниз части — уровни — каждая несла свою смысловую нагрузку и, дополняя друг друга, могла считаться совершенно самостоятельными произведениями:
- Верхний уровень, как правило, занимала бытовая или жанровая сцена, изображающая чаепитие, вечеринки, вечеринки, деревенские посиделки, элегантных господ и дам в кринолине. А поскольку исторически прялка всегда была частью приданого, здесь отражаются и причины брака — сватовство, шоу невесты, переход супругов.
- Центральным был пояс с различными цветочными мотивами. Играя, видимо, вспомогательную роль — отделяя верхний уровень от нижнего — он выглядел как полностью законченная картина. Позднее цветочные композиции, разработанные в виде поясов, стали очень популярны при росписи шкатулок и других небольших сувенирных изделий.
- Содержимое нижнего — изображения птиц и зверей в обрамлении пышных растительных элементов (гирлянды, орнаменты, рамки). Каждый персонаж имел символическое значение и наполнял работу мастера дополнительным смыслом. Итак, петух, фазан, павлин, курица, птица Городец олицетворяли домашний уют и семейное счастье. Конь, конь символизировали достаток и богатство. И чем особенно прославилась городецкая живопись: цветами, здоровьем, успехом в делах.
Со временем дизайн донецких прялок перекочевал на крышки сундуков, шкатулок, солонек, разделочных досок и стал украшением мебели и сувенирами для детей. Современность внесла свои изменения, и сегодня легко узнаваемые элементы можно увидеть в аэрографии автомобилей, декоре мобильных телефонов и других подобных устройств.
Поэтапность письма
Несмешиваемость цветов в изделиях также привела к особой технике исполнения — поэтапному рисованию Городецкой росписи. Краски наносятся друг на друга, но каждый последующий слой наносится только после высыхания предыдущего. Мастера выделяют 3 основных этапа росписи:
- Подмалевок — роспись каннелюрами (широкими плоскими кистями) всех фигур композиции в 4-5 цветов; Техника самая простая, доступная даже пятилетнему ребенку, и ее основная задача — создать равномерный однотонный фон без перебоев, полос и брызг краски.
- Растушевка: тонкой кистью прорисовывает очертания персонажа, животного или цветка, для чего используются темные насыщенные цвета (чаще всего черный.
- Ревитализация — завершающий этап росписи, во время которого мазки, блики, капли и другие мелкие детали наносятся известью (в очень редких случаях — охряно-желтой), таким образом получая объем, яркость и ощущение богатого великолепия изделия.
Ясность Городецких изделий, простота пошагового исполнения сделали их доступными для практического освоения детьми больших групп детского сада и учащимися младших классов.
Инструменты для рисования
Истинные мастера говорят, что самое главное в их работе — это душевное состояние. Он должен быть чистым, просветленным. Необходимо полностью сосредоточиться на художественной работе, которая ожидает нас в ближайшие несколько минут.
Современный человек, привыкший к быстрому ритму жизни, даже при большом желании, не может на короткое время отказаться от повседневных забот и мирских проблем, как это сделали искусные иконописцы, жившие несколько веков назад. Однако вам нужно научиться сосредотачиваться на творчестве.
Начать стоит с организации рабочего места, обращая внимание на следующие аспекты:
Появление | Описание |
Таблица | Городецкие мастера отличаются от хохломских и богородских мастеров тем, что во время работы могут сидеть за обычными столами. Рабочая поверхность не должна быть на уровне колен сидящего человека. У хохломских и богородских мастеров столы должны быть длинными, а у городецких художников — на столах нормальной длины.
Новичкам рекомендуется сделать стол шире, желательно с подставкой для ног |
Стул | Стул, на котором будет сидеть художник, должен быть таким, чтобы лучи света находились с левой стороны |
Освещение | Лучше отдать предпочтение естественному свету. Для этого можно сесть у окна, за которым светит солнце. Если такой возможности нет, можно использовать осветительный прибор. Лампа должна быть яркой и располагаться так, чтобы холст, на котором планируется рисовать, равномерно освещался.
Все области этого холста должны получать примерно одинаковое количество света. Только в этом случае свет, излучаемый устройством, будет близок к естественному |
Номер | Одно из главных условий — рабочая зона должна хорошо проветриваться. Несоблюдение этого требования может привести к аллергической реакции из-за длительного взаимодействия с красками, лаками, растворителями и другими химическими веществами, не очень полезными для здоровья |
Специалисты рекомендуют, во избежание чрезмерных нагрузок в процессе работы, сразу же привыкнуть к рабочему положению.
Для этого художнику необходимо:
- располагаться прямо;
- слегка наклоните голову;
- проверьте, чтобы расстояние между глазами и полотном было чуть больше 30 см;
- в процессе рисования как кистью, так и всей верхней конечностью, начиная с предплечья.
Иногда художник держит руки в подвешенном состоянии: левой поддерживает деревянное изделие, а правой направляет саму картину. Иногда предплечья мастера упираются в поверхность стола. Это происходит, например, при покраске плоской пластины.
Перед началом работы необходимо правильно разместить на поверхности стола все оборудование, которое вы планируете использовать. Если этого не сделать, то при работе начнутся проблемы. По этой причине настоящие мастера соблюдают строго рутинный порядок размещения красок и инструментов для рисования на столе.
Это означает:
- место перед мастером свободное. Здесь будут размещены предметы, которые понадобятся для работы;
- необходимо выделить пространство около 0,5 кв.м для размещения 2-3 небольших досок. Они должны лежать, чтобы не мешать друг другу. В следующий раз мастер сможет разместить деревянные доски, ложки или шкатулки, которые необходимо покрасить;
- недалеко от продуктов разместите баночки с красками и палитрой. Последнее интерпретируется большой стеклянной или пластиковой тарелкой. Главное условие — чтобы ее поверхность легко чистилась;
- поставить на стол емкость с водой и положить небольшую тряпочку.
Для начинающего мастера основными инструментами будут кисти, бумага и краски.
Бумага
требуется белая бумага. Вы можете взять лист из школьного альбома.
Краски
Городецкие мастера выполняют элементы росписи масляными красками, так что вы можете последовать их примеру. Однако начинающему художнику рекомендуется использовать для рисования гуашь. Это может быть комплект для школьников.
Черный, белый, алый, вишневый и ярко-синий используются в чистом виде, а желтый, темно-зеленый и красный используются для новых цветов. Если их правильно перемешать, получится ассортимент, похожий на Городецкий.
Для работы вам также понадобится киноварь. Это материал ярко-красного цвета. Это дорого, поэтому многие начинающие художники поначалу обходятся без него. Однако без киновари сделать хорошую роспись не получится.
Художник, работающий гуашью, должен помнить: перед тем, как приступить к нанесению 2-го слоя, необходимо дождаться полного высыхания ранее нанесенного слоя. В противном случае изображение приобретет белесый оттенок.
Кисти
Мастера используют самые разные кисти, чтобы раскрасить кусок дерева. Их точное количество и размер зависят от техники, которая будет использоваться, а также от масштаба работы. Над созданием шедевра художники могут работать несколько дней.
Все щетки необходимо ставить на специальные деревянные подставки.
Городецкая роспись (элементы изображения выполняются без макета) потребует для работы 3 художественных кисти:
- белки под нет. 2 или п. 3;
- столбчатый под п. 1 или n. 2;
- мягкотелые флейты.
После работы каждую кисть нужно тщательно вымыть и просушить.
Мастер-классы
Тем, кто желает развиваться в городецкой живописи, следует знать следующие факты об этом искусстве:
- в основе сюжета — растительные мотивы, изображения животных и массовые композиции. Раньше мастера любили ловить быков, кошек, львов и лошадей. Элементы сюжета часто использовались в живописи, в изображениях народных фестивалей;
- палитра тонов широка и разнообразна. Ранее использовались яркие оттенки зеленого, синего и красного цветов;
- наличие символики в картине. Например, цветы означают здоровье и благополучие, необычные птицы — счастье, а черные кони — богатство и благополучие.
В городецкой росписи выделяют 3 основных типа композиции:
Тип краски | Описание |
Цветок | Это должно быть:
|
Сюжет | Это один из самых сложных типов, поскольку он отображает множество мелких деталей и персонажей. Это могут быть сюжеты праздников, вечеринок, торжеств, событий современной жизни |
С животными или птицами | Обычно это цветочные мотивы с изображением птицы или лошади. Им свойственна симметрия или асимметрия |
Одна из особенностей городецкой росписи — рисунок выполнен без модели. Рисующий плавно водит кистью по дереву или бумаге. В этой картине использовано много разных техник.
Может быть:
- широкие мазки толстой кистью;
- тонкие линии;
- мастерские мазки кистью средней толщины.
Схема работы следующая:
- Обозначьте примерные размеры предполагаемой композиции. Для этого удобнее использовать не краску, а простой карандаш. Если что-то пойдет не так, можно стереть линию ластиком. Однако для рисования макета карандаш не используется. Помогает лишь очертить габариты всех моделей, которые войдут в композицию.
- Обведите контур рисунка красками. Эта технология, по мнению мастеров, правильная.
- Тонкой кистью и светлой краской создайте узлы на изображении. Для мастеров это легкая масляная краска, при работе новичка допускается использование легкой гуаши.
- Нанесите более темные цвета на светлые участки. Это одна из главных черт городецкой живописи.
- Изображение многочисленных точек, кругов, спиральных линий, штрихов. Все это необходимо для «оживления» образа. Сами городецкие мастера называют эти элементы «возрождением».
Рисование для ребенка
Городецкая роспись (для детей доступны элементы беговой росписи) ребенком может быть выполнена в следующие этапы:
- Создайте эскиз фрески. Для этого с помощью краски обозначьте размеры будущей композиции и ее основных компонентов. Если в качестве холста выбрана деревянная поверхность, рекомендуется сначала нарисовать размеры на бумаге. Готовую композицию будет проще перенести с бумаги на деревянное изделие, чем сразу наметить размеры на дереве.
- После создания орнамента на бумаге или дереве выделите главный центр композиции.
- Подумайте, какие цветовые модели войдут в созданную композицию.
- Определившись с цветовым решением композиции, приступайте к детальному рисованию. Характер рисунка во многом зависит от уровня мастерства художника.
Детям, которые только начинают рисовать вообще и делать городецкие выкройки в частности, рекомендуется выбрать что-нибудь попроще. Можно, например, нарисовать солнышко.
Из-за этого:
- В центре нарисуйте круг красными цветами.
- Нарисуйте многочисленные прямые линии по кругу, идущие во все стороны. При этом соблюдайте важное условие для росписи Городца: лучи должны иметь одинаковую длину и одинаковую ширину.
- Если работа ведется по дереву, а не по бумаге, то на завершающем этапе нанесите краску на всю поверхность.
Узоры для детей постарше
Дети, которые собираются пойти в 1-й класс, могут выбрать модели среднего уровня. Они не должны быть слишком сложными, иначе юному художнику станет скучно и работа, которая поначалу сулит много интересного, будет брошена.
Для начала следует ознакомить ребенка с этой техникой рисования, которая не займет много времени, после чего выбрать простой орнамент и изобразить, например, цветок. Благодаря этой раскраске ребенок сможет создать, например, закладку для книги.
Рисунки можно делать на бумаге или на деревянных досках. Еще можно украсить городецкой краской невысокие деревянные тарелки.
Это требует:
- Простым карандашом нарисуйте размеры всей композиции и отметьте ее центр.
- Начните рисовать цветок. В отмеченном ранее центре нарисуйте красный кружок.
- Смешайте красную темпера с белой. В результате получился розовый цвет. Получившейся розовой краской нарисуйте второй круг. По площади он должен быть больше 1.
- Покрасьте круг красной краской.
- Снова нарисуйте круг розовой краской. Тогда цветок благодаря стараниям юного художника обретет разноцветную сердцевину.
- Пойдите, чтобы нарисовать лепестки, расположенные вокруг круглой сердцевины. Для этого подойдет зеленая и коричневая гуашь. Сначала нарисуйте зеленый лепесток, затем коричневый, затем постоянно чередуйте зеленые и коричневые лепестки.
- Светло-зеленой краской нарисуйте лепестки изнутри. Для его получения достаточно смешать зеленую гуашь с белой. Окрашивать лепестки светло-зеленой краской нужно тонкой кистью.
- Если работа велась не на бумаге, а на деревянной поверхности, то на завершающем этапе все покрыть лаком.
Бутоны с листьями
Городецкая роспись (изобразительные элементы доступны на начальном этапе для дошкольников) может быть в виде бутонов с листьями. Для этого лучше всего использовать круглую основу, окрашенную под дерево.
Этапы проектирования следующие:
- Нарисуйте 1 круг чуть ниже центра круглой основы. Слева и справа от него, немного выше, поместите по одному кружку поменьше.
- Розовой краской изобразите центральный круг. Боковые круги можно сделать синими. Если цвет не нужен, смешайте 2 цвета, чтобы получить его.
- На верхнем краю большого розового круга нарисуйте маленький красный кружок. Частично он должен выходить за пределы розового кружка.
- Такой же оттенок необходимо сделать на 2 крайних синих кружочках. В этом случае используйте не красную краску, а синюю. Маленькие круги должны быть темнее больших, над которыми они изображены.
- Завершите центральный круг лепестками и отметьте синие арки на боковых.
- Чтобы изобразить лепестки вокруг бутона розы, используйте красную краску, которую использовали для заливки на предыдущем шаге. Лепестки должны быть закругленными. Их количество может быть разным, например 8.
- С помощью синей краски нарисуйте виски на боковых синих кругах.
- Переходим к изображению листочков и веточек. Скраб поможет создать аккуратные симметричные листья.
- Слева и справа от центрального бутона нарисуйте по 2 продолговатых зеленых листа.
- Нарисуйте первую ветку, каждая из которых имеет по 5 маленьких листочков, на каждом из сине-голубых бутонов. Эти веточки должны быть в верхней половине круглой основы.
- Чтобы «оживить» изображение, используйте тонкую кисть. Легкими прикосновениями нанесите на поверхность точки, мелкие капли, штрихи, дуги. На этом этапе важно знать чувство меры и не увлекаться. Элементов «жизни» не должно быть слишком много.
Цветы
Городецкая роспись (наиболее распространены элементы росписи в виде цветов) цвета могут быть представлены в следующих этапах:
- Определитесь с материалом, который будет использован в качестве полотна.
- Выберите краску для раскрашивания. Главное помнить при выборе — рисунок должен быть цветным. Чем больше ярких красок будет задействовано в этой работе, тем лучше.
- Когда материалы выбраны, начинайте отмечать размеры будущей композиции и центры цветов. Делается это простым карандашом.
- Обведите кружком вокруг каждого центра, отмеченного яркой краской.
- Лепестки расходятся от центра к краям круга. На каждый цветок может быть по 12 штук. Чтобы нарисовать лепестки, используйте краску темнее сердцевины цветка.
- У каждого цветка должен быть лепесток. Чтобы нарисовать светло-зеленые лепестки изнутри, используйте тонкую кисть.
- Очертания нарисуйте темной краской, но она не должна быть черной.
- Ягоды, которые можно изобразить синей краской, станут хорошим дополнением к этой композиции из Городца. Их стоит разместить возле цветов.
Конь
На картинах Городца часто изображают лошадь.
На рисунке изображено пошаговое создание коня на Городецкой росписи.
Вот как можно сделать этот элемент:
- Подготовьте черную или коричневую краску.
- Прежде чем приступить к рисованию лошади, сделайте подходящий фон. Поскольку сама лошадь будет темной, фон должен быть светлым. В этом случае основной элемент будет лучше выделяться.
- Чтобы начать рисовать лошадь, начните с рисования туловища. Для этого используйте кисть среднего размера.
- Сначала нарисуйте контур, а затем раскрасьте.
- Чтобы нарисовать ноги, хвост и шею, используйте более тонкую кисть.
- Отдельно нарисуйте копыта лошади.
- Нарисуйте гриву. Для этого лучше всего нанести красную краску.
- Чтобы украсить и дополнить композицию, сделайте красивый орнамент. Он может играть роль рамки, в которую заключен рисунок. Вы также можете нарисовать лошадь, бегущую навстречу солнцу.
Городецкая роспись — одно из старейших художественных промыслов России. С помощью этих цветочных трафаретов можно создавать красивые узоры и орнаменты.
Часто элементы этого панно используются для создания красивых цветов, на которых гордо красуются великолепный павлиньий хвост и другие птицы. Такая работа подарит художнику массу положительных эмоций. Главное творить с душой. В этом случае даже новичок сможет получить настоящий шедевр.
Начало изображения
Для того, чтобы рисунок с первого раза получился действительно аккуратным и красивым, желания и подготовленных материалов недостаточно. Очень важно научиться технике нанесения изображения. Здесь вам нужно понять, как держать кисть, как ею управлять, какие движения использовать, чтобы изобразить детали рисунка.
Вся роспись Городца выполняется в три этапа. Первым делом необходимо нанести фон, на который будет наложен рисунок. Далее выполняем рисунок поэтапно.
- Подмалевок. Крупные цветные пятна, которые в дальнейшем послужат основой изображения. Это большие цифры. Детям элементы рисования фона очень легко освоить.
Их наносят тонким полностью растушеванным слоем. Их нужно рисовать очень аккуратно, чтобы не было полос, провисаний или зазоров. Для получения хорошего результата лучше всего рисовать плоской широкой кистью.
- Ткань. Кисть No. 2. Суть этого этапа — разбить грунтовочную краску на части и выделить детали.
- Жизни. Это еще одна техника в городецкой технике. Здесь на помощь приходит черно-белая краска, с помощью которой выделяются акценты изображения. Эта фаза очень сложная и требует концентрации.
Черно-белой краской на основу и ткань нанесены многочисленные точки, которые придают образу яркости и живости. Здесь важно не переборщить, так как большое количество анимации может испортить рисунок.
Городецкая роспись получится очень хорошо, если научиться правильно держать кисть. Он должен располагаться перпендикулярно поверхности, на которую нанесен узор.
При этом рука должна опираться на локоть и фиксироваться им, а рука оставаться подвижной и свободной. Если ребенку сложно удерживать руку в таком положении долго, можно сделать опору на мизинец. В таком положении руки легче рисовать плавные и ровные линии.
Последнее в рисовании Городецкой живописи — это поэтапное соединение всех элементов между собой. Изображения должны быть яркими и красочными.
Это главная особенность этого направления в искусстве. Если ребенок хорошо научился рисовать элементы на бумаге, можно продолжить и предложить рисование на деревянной основе.
Особенности росписи
Первоначально мастера украшали фонды резными изображениями. Затем появилась инкрустация — мозаика из кусочков потемневшего дуба, которые упали в разлившуюся реку и долго стояли там. Из них изготавливались крупные элементы модели, а мелкие — стамеской. Тогда же начала формироваться городецкая техника рисования на доске: условность, схематическое письмо животных, людей, предметов и растений. Постепенно к резьбе добавляются нарисованные от руки текстуры и раскраски. Композиция становится богаче, сложнее. Отображаются изображения слоев: каждый слой имеет свою текстуру, на которой выделяются различные детали изображения.
В 1870 году иконописец Огуречников приехал в село Курцево для обновления росписи местной церкви. Он открывает деревенским мастерам приемы иконописи: наслоение краски, оживление известью. А мастера-резчики становятся художниками. Изделия созданы в технике иконописи. Городецкое творчество быстро развивалось. Мастера наняли любые работы, расписную мебель, панно, детские кресла-качалки. После Второй мировой войны лодка полностью исчезла. Оживляет шестидесятые годы. Художники украшали разделочные доски, коробки, матрешки, тарелки.
Варианты темы
Согласно программе визуальной деятельности, тема Городецкой живописи будет проходить в октябре на двух уроках (один за другим). Первый носит информационный характер и предполагает прорисовку отдельных элементов, а второй уже создает собственный мотив на квадратной основе.
Однако эту тему можно воспроизвести более интересно и на нее чаще будут ссылаться:
- Перечень кухонной утвари: «Городецкий стол» (ваза, тарелка, тарелка, ложка и др.).
- «Букет для мамы» (по картине Городца). Урок можно провести накануне праздников 8 марта — вы получите подарок маме.
- «Гирлянда из городецкого узора» (как вариант «Бусины»). Это будет длинный симметричный узор с преобладанием крупного цветка в центре. В случае с бусами детям предлагают круги-узоры, которые окружают, а затем украшают красками внутри.
- «Перья сказочной птицы с городецким мотивом» (коллективная композиция). Педагог заранее подготавливает азы: туловище птицы без хвоста на листе ватмана. Дошкольникам предлагаются листы бумаги в виде больших перьев, которые нужно раскрасить. В конце урока на птичку приклеиваются все перья.
В тему можно играть оригинально
Описание городецкой росписи
Городецкая роспись XIX века.
Мастера Волги издавна занимались резьбой по дереву: каждый корабль был украшен изящной работой по замыслу Петра I. И правитель считал, что нужно проявлять военную мощь и художественный талант народа. Но когда судостроение подошло к берегу моря, мастера Поволжья стали искать себе новую нишу. Некоторые начали вырезать ложки, другие — чаши, чашки, а третьи специализировались на прялках. Городецкая роспись началась с этих прялок.
Сначала это была инкрустация из дерева, позже для улучшения товарного вида и экономии расходных материалов, а также для облегчения работы мастера начали раскрашивать прялки. Яичные краски сделали прялки яркими, узнаваемыми, а главное — востребованными. Законы рынка действуют всегда — так появилась знаменитая картина Городца.
На досках и днище прялок могут появиться как вполне реалистичные невесты, так и фантастические рыцари, и даже экзотические пальмы.
Название осталось, так как Городец (после Нижнего Новгорода) был основным рынком сбыта расписной продукции. Сегодня в музее вы увидите только крутящиеся колеса, а красивая и приятная картина сохранилась до наших дней. И очень часто на разделочной доске можно увидеть городецкую роспись.
Особенности рыбалки:
- в большинстве случаев мастера расписывали изделия без нанесения предварительного рисунка, но при этом могли использовать цветные эскизы;
- первыми работами художника были плоские столярные изделия (такие же разделочные доски);
- фон изделия — от светло-желтого до темно-красного, максимально соответствует замыслу художника;
- городецкую живопись отличает мелкие, но изящные детали: расслабленность, легкая штриховка, изогнутые мазки;
- готовая работа после высыхания закрепляется лаком;
- общие правила городецкой росписи, однако, не противоречат внешнему виду авторских вариантов.
Искусствоведам интересны изображения сюжета народных промыслов — они показывают не только быт русского народа, но и вполне конкретные исторические события.
А главное, в ранних произведениях отмечалось характерное решение русского народного творчества — гармоничное сочетание реальности и фантазии. На досках и днище прялок могут появиться как вполне реалистичные невесты, так и фантастические рыцари, и даже экзотические пальмы.
Подробнее о Городецкой росписи вы можете узнать из нашей обзорной статьи: «Что такое Городецкая роспись: история, виды, описание, характеристики детской живописи».
Основные элементы и мотивы
Условным разделением Городца на виды живописи является как относительно простая растительная роспись, так и изображения с наличием мотивов «лошадь» и «птица», а также фактуры. Хотя это деление можно считать условным, ведь без цветочных элементов не строится ни одна композиция. Хотя мастера используют одинаковую схему аранжировки композиции, но используют разные цвета, работа получается такой, что сходство улавливается не сразу.
Особенностью городской живописи считается щедрое изображение цветов (ромашек, роз) — для них мастер не жалеет места и живописи.
Основные элементы орнамента:
- «Букет» — симметричное изображение, которое чаще всего встречается на разделочных досках;
- «Гирлянда» — один-два крупных цветка в центре, расширяющиеся в стороны на более мелких цветках и листьях;
- «Ромб» — один или несколько цветков образуют ромбовидный центр, бутоны и листья сморщиваются к вершинам ромба;
- «Полосатый цветок» — ленточная орнаментальная композиция;
- «Гирлянда» — такая же цветочная полоска, закрытая по краям поверхности.
Городецкая лошадь изображение
Зооморфные мотивы появляются и в городецкой росписи, что делает изображение еще более образным и символичным. И «петух», и «конь» — вестники света, солнца, тепла, связанные с пожеланиями удачи и радости. А если птиц изображают парами, это свидетельствует о благополучии семьи. Также в разработке находятся экзотические леопарды и львы.
Конь в городецкой росписи — символ богатств
Вы когда-нибудь слышали такое слово — «без лошади»? Когда они используются и в наше время, они означают крайнюю бедность человека, который говорит «без лошади». Сейчас времена изменились. Здесь у меня много друзей и ни у кого из них нет лошади! А я этого не сделал. И все же про нас никто не говорит, что мы «без лошадей». У некоторых даже есть машины…
Но в старину те крестьяне, у которых не было лошади, были беднейшими людьми в деревне: не пашут землю в поле, не приносят сено корове, не ходят на рынок, чтобы продать что-нибудь из своего урожай, а не доставлять врача к больному…
Одним словом, на безлошадной ферме он был уродлив. А в жизни сельчан лошадь имела такое значение, что в крестьянской живописи стала символом богатства.
Городецкая лошадь только черная. Это тоже традиция. И он ушел из того далекого времени, когда прялки Городца еще украшались не росписью, а резьбой. Затем конь, вырезанный из черного (цветного) дуба, врезался в светлое дно Городецкой прялки. Это была тяжелая работа, потому что дуб — очень твердое дерево. Поэтому со временем мастера, делавшие прялки, просто стали рисовать коня на прялке черной краской, имитируя тем самым свою работу под инкрустацией болотным дубом. Это было дешевле. Прялки были выставлены на продажу.
А потом стали раскрашивать другие части прялки, и постепенно дорогую скульптуру сменила живопись (живопись).
С тех пор конь на Городецкой росписи всегда был черным.
Городецкая лошадь, как и птица, резкая по форме и цвету. Вся лошадь черного цвета с белыми подкреплениями, седло и упряжь красные. У лошади гибкая шея и линия груди (и, будьте осторожны, в точности как у птицы!), Округлый круп, толстый хвост и очень тонкие ноги. К тому же они тонкие только ниже колен.
Задняя ножка вяжется крючком под живот, а передняя резко сгибается в колене перед грудью.
Городецкие конные мастера пишут в два этапа: подмалевок и возрождение. Я рекомендую вам сначала нанести контур лошади, затем закрасить седло и упряжь красной краской, затем лошадь черной краской, а затем белой краской создать анимацию с помощью точек, штрихов, капель.
Капля на коня делается следующим образом: кончиком художественной кисти, которую необходимо держать вертикально, быстро проводится тонкая эластичная линия и на ее конце, слегка наклонив кисть, наносится капля. Делается капля на груди и крупе лошади, и от этого оживления лошадь становится, так сказать, блестящей и гладкой; «Сытый», как говорят фермеры. И это не означало, что лошадь хорошо поела, но то, что она была в хорошей форме, округлая и стройная одновременно, красивая и стройная.
Городецкие лошади бывают двух типов, отличаются только гривой, во всем остальном всегда одинаковы, за исключением мелких несущественных деталей.