- Этноним и этногенез
- Влияние соседей
- Тюркское влияние
- Исторические корни
- Антропология
- Национальный костюм удмуртов
- Культура
- Фольклор
- Под булгарами и Ордой
- Традиции
- Праздники
- Свадьба
- Когда коми и удмурты расстались
- Язык
- Внешние особенности и характер
- Традиционная одежда
- Удмуртская кухня
- Откуда произошло слово «удмурт»
- Праздники и обряды
- Угощения удмуртов
- Численность
- Финская междоусобица
- Фольклор
- Жилище удмуртов
- Религия
- Жизнь
- Развитие земель удмуртов
- История
Этноним и этногенез
Происхождение «слова» удмурт, как и многих аспектов истории этого народа, остается для исследователей неясным. Одна из самых логичных гипотез связывает его с рекой Вяткой, недалеко от которой находятся исконные земли Удмурти.
Изначально этноним мог обозначать «вятмурт», то есть «вятский человек». Другое название народа — вотяки — использовалось русскими для обозначения племен, живших на берегах Вятки. И это, как вы заметили, также раскрывает тот же смысл. Официально название «удмурты» было присвоено этносу в 1932 году, когда их земли вошли в Удмуртскую автономную область.
Вотячка: так называли удмуртов до ХХ века
Из альбома Федора Солнцева «Одежда государства Российского», 1869 г
На происхождение удмуртов ясно указывают их внешние характеристики. У них есть две отличные антропологические характеристики. Первый включает в себя невысокий рост и приземистое телосложение, второй — внешний цветотип, характерный для финно-угорских народов.
Предки удмуртов были связаны с азиатскими племенами, такими как самоеды, а позже смешались с монголоидными этносами, что дало типичные черты расы и представителей нового народа. Удивительно, но у удмуртов много рыжеволосых людей. В Европе они уступают только ирландцам, славящимся своими «огненными» волосами.
Донна Вотячка в Сибири в 1768 году Из книги Жана д’Отроша Шаппа
Влияние соседей
Удмурты — один из древнейших народов Урала. Археологи показали, что эти племена принадлежат к коренному населению этих земель, о чем свидетельствуют находки. Большинство ученых придерживаются автохтонной версии удмуртского этноса, который впоследствии испытал влияние соседних народов, например, славян и тюркских племен.
примечательно, что культурное влияние русских ощущается на севере Удмуртии, но южные регионы уже давно находятся под влиянием турок, что отражается в современном менталитете удмуртов этого региона.
Объединение удмуртских и русских земель сыграло важную роль в жизни коренных народов. Благодаря славянам удмурты освоили новые принципы земледелия, переняли применение различных рабочих орудий.
В домах удмуртов появилась традиционная русская печь, существенно преобразился и национальный костюм (хотя и не потерял своих качеств). Историки считают, что именно русские принесли на земли удмуртов письменность, которая стала основой для развития литературы и различных культурных течений.
Тюркское влияние
Что касается степени влияния турок на удмуртов, то можно сказать, что многие тюркизмы проникли в удмуртский язык. Кроме того, существует отдельный субэтно удмуртский язык — бесермянцы. Они язычники, но приняли турецкое обозначение мусульман как свое собственное имя. В языческих молитвах они использовали арабскую форму для обращения к Аллаху, что указывает на их давние отношения с болгарами. В русских записях бесермян часто называют «чувашами». Бесермиане, наряду с кальмезом и ватой на чептах, были подданными ариано-татарских князей. Часть удмуртов после взятия Казани русскими воевала против войск царских наместников во время Первой Черемисской войны 1553-1557 годов.
Побежденные удмурты бежали из Вятки и южных и центральных частей Арской земли в Башкирии, спасаясь от насильственной христианизации. Начиная с завоевания Вятки русскими в 1489 году и заканчивая падением Казанского ханства в 1552 году, большинство удмуртов были объединены в единое государство.
Об удмуртах из письменных источников известно очень мало. По праву, основную массу информации нам дает археология. Можно предположить, что внутри прапермского сообщества они разделились на пракоми и праудмуртов. Первое упоминание об удмуртах — это, вероятно, данные еврейско-хазарской переписки, где упоминаются жители Арису. Немного позже Аль-Гарнати упомянул также народ Арису (или Ар). Вероятно, эти этнонимы связаны с турецким названием удмуртов — ар. Арская сторона называлась владениями татарских князей Карин в Удмуртии. В третий раз он упоминается в информации Джулиано о Поидовии. Ю. Зеленеев отождествляет Поидовию с землями удмуртов. В пользу такой идентификации высказались В. Чураков и В. Напольских. Удмурты использовали одоформант.
Что касается этногенеза удмуртов, то, как и у коми, ананьинская культура сыграла важную роль в формировании этнической идентичности. Пианоборская культура сформировалась на смену ананьинцам, добившимся относительно больших успехов в развитии. Пианоборская культура занимала большую территорию от реки Белой в Башкирии до Вятско-Ветлужского влияния. Так называемые памятники худяковского типа обнаружены в бассейне Вятки. На их основе сформировалась культура азелинов III-VI веков. Поздняя фаза культуры азелина, также называемая культурой эманай, продолжалась до 9 века. Южноудмуртские группы сформировались на базе Худяковско-Айзлинского и Эманаевско-Кочергинского памятников. Северо-удмуртские группы сформировались на основе постананьинских памятников харино-ломовской культуры. Харинцы, вероятно, были полукочевыми угорскими группами, покорившими местное пермское население, но через несколько поколений они ассимилировались с местным населением. Такая же участь ждала саргатских угров, прибывших в Прикамье, место распространения невольской культуры. Большинство современных ученых относят неволинцев и поломи к финно-пермским племенам. Кроме того, есть все основания обращаться к финно-пермским народам и носителям поломской культуры. Наличие сходных черт в материальной культуре венгров и в этих культурах Прикамья позволяет говорить о контактах венгров в их Волго-Уральской прародине с финно-пермскими народами. Язык финнов и венгров имеет ряд общих характеристик.
Батыр Сельта воевал с русскими, марийцами и татарами. Фото izdania.unatlib.ru
Исторические корни
Исторической основой формирования предков удмуртов были многочисленные племена Волго-Камы. Смешение с представителями других племен — с уграми и славянами, индоиранцами и последними тюрками — отразилось на культуре этноса. Заметные изменения в структуре удмуртского этноса произошли под влиянием русского народа. На вятских землях преобладали русские поселенцы. Еще в 15 веке удмурты входили в состав Российского государства. Удмурты, проживавшие на южных территориях, попали в зависимость от Волжской Булгарии и только после падения Казанского ханства вошли в состав Русского государства. В истории это событие восходит к 1558 году. Из краткой исторической справки легко сделать вывод: удмурты несколько раз подпадали под власть других государств. Находясь под властью иностранного подданства, удмурты неизбежно ассимилировались, а именно «смешанными»: южные племена с русскими и северные удмурты с татарами. Однако благодаря покровительству России удмурты выжили как нация.
Антропология
В антропологическом отношении удмурты относятся к большой кавказской расе (вариант урала), сублапланоидному вятско-камскому типу, для которого характерно преобладание кавказских черт при наличии некоторых монголоидных характеров.
Национальный костюм удмуртов
Удмуртия прославилась на весь мир благодаря триумфальной выставке коллектива «Бурановские бабушки» на «Евровидении». Артисты были одеты в традиционную женскую одежду своего народа. Обратите внимание, это чрезвычайно интересное и сложное платье, которое сегодня удмурты любят носить во время праздников и народных гуляний.
Костюм удмуртов представляет собой рубаху, похожую на тунику, поверх которой женщины надевают белый халат. Зимой надевали майку, а на праздники предпочитали белоснежное платье.
Отличительная особенность — шляпа, расшитая монетами. Вообще в женском костюме удмуртов изобилие монет, бус и всевозможных украшений. Нередко шею удмуртских красавиц украшает еще и колье из сверкающих монет.
Удмуртов
Культура
Удмуртская музыка делится на певческое и инструментальное направления. В свою очередь песня может быть обрядовой, внебиржевой и ритуальной. Удмуртцы посвящали песни буквально каждому явлению: охоте, пчеловодству, свадьбам, сельскому хозяйству, смене времен года. Люди сочиняли песни, посвященные тяжелой работе и вербовке. Прослеживается влияние скифов, индоиранцев, византийцев, финнов и русских. Любовь к музыке постепенно привела к популяризации в сфере образования: школьники изучали ноты, пели в хорах и участвовали в танцах. В середине 19 века население начало увлекаться произведениями Пушкина, Гоголя и других русских писателей.
Театр появился в Удмуртии благодаря древним религиозным культам, исповедовавшим синкретизм — чрезвычайно трудную для понимания религию, полную абстракций. Театральные сцены у древних удмуртов служили скорее ритуалами. Спектакли ставили прямо на поле, в домах или на лугах. Сцены были не просто ритуалами, а были направлены на то, чтобы показать сюжет и его развитие. Многие театральные постановки говорили о матриархате и патриархате, оставляя место чистой игре. Необычная идея театра нашла отклик в сердцах многих, поэтому театральные коллективы гастролировали по стране. В начале ХХ века в театрах Удмуртии стали ставить спектакли по комедиям известных русских писателей.
Удмуртская народная поэзия получила известность в России благодаря Верещагину, Первухину, Гаврилову и другим. Многие удмуртские поэты говорили о бытии, о жизни, о трудностях, они могли носить социально-лирический, героический, эпический характер. Мифологии посвящено много литературы.
Фольклор
У удмуртцев всегда был развит фольклор, служащий источником мудрости и самопознания. Фольклор не делился по половому признаку, он включал в себя материальную, религиозную и этическую культуру. Многие фольклорные произведения были посвящены ритуалам и магии, хореографии, музыке. Через фольклор люди обращались к природе, ругались, ругались, поздравляли. Фольклор говорит о сборе, переходе, исцелении и даже сборе воды.
Среди удмуртов распространился некий шаманизм, в основе которого лежали слова врачевания. Вера в заговоры буквально пронизывала жизнь людей. Были заговоры против жара, ран, сглаза. Домашние заговоры считались важнейшими, приносящими пользу и процветание дому. В фольклоре много мелодий, посвященных ледяным прядям, хороводам, приходу первых весенних праздников, приходу гостей.
Следовательно, фольклор, каким бы он ни был, рассказывал обо всех сторонах жизни. Недаром сами удмурты утверждают, что он сочинял по принципу «я расскажу и спою о том, что вижу». Многие фольклорные произведения превратились в былины, переосмысления, сказки и сказки. Интересно, что эпос и пересказ были восприняты буквально. Поучительным был и фольклор. Он говорил о табу, цитировал поговорки, пословицы, инициированные знамения.
Под булгарами и Ордой
Удмурты-калмезы платили Харадж болгарам и на их землях стояли болгарские крепости. Земли удмуртов-калмезов входили в состав Золотой Орды и, вероятно, находились в таком же положении, что и мордвины. Башкаки прибыли на земли удмуртов, также были отдельные поселения татар. Однако они не должны были видеть государство, в отличие от коми.
Мужской костюм азелинской культуры. III-V вв. Национальный музей Республики Татарстан. Фото Александра Васильевича Соломина / wikipedia.org
В свое время М. Атаманов высказал мнение, что князья Арска были удмуртами, обращенными в ислам. Однако это маловероятно. В. Чураков считает князей Карин Арских татарами. Об этом же свидетельствует шеджера (генеалогия) этих принципов. С. Белых видел мифотворчество в высказываниях об удмуртских князьях.
Арские князья, как вассалы русских, участвовали в походе на Вятскую республику в 1489 году и даже раньше, в 1462 году, получили земли на Вятке. Вместе с арскими князьями в Вятку пришли удмурты из родов Дурга, Сюра, Чабья и Чола. Кроме того, часть бесермян прибыла на славянские земли. Таким образом, род князей Арских со своими подданными двинулся на север.
Традиции
Праздники
Гербер считается самым главным национальным праздником Удмуртии. Он имеет сильные исторические корни, хотя официально утвержден он был только в 1992 году. Прелесть праздника в том, что попасть туда может каждый. Гербера всегда планировалось приурочить к прекращению пахотных работ. Общинные молитвы, жертвоприношения, прогулки по лагерю были обязательными во время праздника. В жертву приносили быка, которого нужно было заколоть возле кукурузного поля. Полученное таким образом мясо добавляли к поленте с овсом, ячменем и гречкой. По окончании трапезы люди начали ходить, играть, танцевать и проводить хороводы. Любимым аттракционом на Гербере были скачки. Так можно было не только себя показать, но и посмотреть на других: молодые люди искали девушек, чтобы найти подходящую невесту. На праздники совершали довольно забавный ритуал — сиалтым. Они выбрали девушку, если она может купить вина или красивое полотенце, они ее отпустят. А если нет, то бросили в реку.
Свадьба
Традиционно свадьбы заканчиваются зимой перед началом Масленицы и осенью перед началом Филипповского поста. Такой подход объясняется укладом жизни, сложившимся с древних времен: люди заканчивали полевые работы и было время готовиться к браку. Летом было запрещено отмечать свадьбы. Нежелательными для торжества были воскресенье, пятница и среда. Из-за сложности подготовки этап может занять от 2 недель до нескольких месяцев. Раньше многие родители не хотели рано выдавать дочерей замуж. Девушка из семьи в юном возрасте уже начала помогать по дому, и чем старше она становилась, тем больше ей доверяли домашних дел. Частым явлением был брак девушки, которая была на 3-4 года старше своего мужа. Родители тщательно подбирали невесту для своего ребенка. Для этого была выбрана женщина (демчи), задачей которой было найти подходящих кандидатов. В обязанности свахи входила обработка родительских характеристик, определение достатка. Удмурты ценили своих жен за самоуспокоенность, трудолюбие, умение и быстро наводить порядок в доме. Когда родственники жениха пошли за невестой, Дамчи первой заговорила с ее родителями. Сваха говорила стихами, использовала цветные эпитеты. Если родители невесты отказывались, гости должны были оставить перчатки и вернуться, используя их как предлог. С согласия невеста выходила к гостям, ставила самовар на стол. Затем последовало чаепитие. В ходе беседы обсуждали калым, время начала торжества, приданое. Готовиться к вечеринке интересно. Обед был организован в доме невесты, который нужно было привести в порядок, застелить все кровати, развесить декоративные полотенца, положить на стол закуски и выпечку. Сами родственники редко садились за стол, обслуживая гостей. Этот праздник называется сюань. Гости, должно быть, ели пирожные. Если праздник проводился в доме жениха, приходящие родственники и гости должны были разучивать песни, чтобы подпевать всем. Супруги не пели, только слушали. Такой праздник называется ярашон. В ярашоне хозяева дома должны преподнести молодоженам бочку меда, а молодожены угостили всех присутствующих медом.
После свадьбы важно соблюдать несколько ритуалов:
- После яршона родители невесты обязательно должны навестить молодоженов.
- Впервые после замужества жена может навещать родителей только в сопровождении мужа и матери.
- Жених и невеста получают приданое ранней осенью.
Когда коми и удмурты расстались
С. Белых отмечал, что русские не делали различий между Удмурти и Коми до 15 века. А. Ситдиков отметил, что распад пермской общины произошел в XV-XVI веках. Долгое время и удмуртов, и коми россияне называли Пермью. С. Белых считает, что распад прапермской общины сопровождался рядом причин. Начало русской колонизации в XI-XII вв. Явилось причиной дифференциации допермской языковой общности. В одиннадцатом веке. Русские взаимодействовали с пермяками, жившими в низовьях рек Вычегда, Луза и Юга по правым притокам северной Двины. В двенадцатом веке. На Выме и Вычегде появились древнерусские поселения, и местное население начало активно заимствовать славянскую лексику. Болгарские слова также были заимствованы в диалектной цепочке, но коми присутствовали в гораздо меньшем объеме, чем славянские.
Героев эпоса Коми Педора Кирона и Кирьяна Варьяна называют русским ястребом и хранителем земли русской. Пера изображен героем на службе у русского правителя. Отношение коми к русским положительное, они часто идентифицируют себя с русскими государствами, а герои удмуртского эпоса сражаются с русскими. Идна погибла в битве с русскими, а батыр Сельта воевал с русскими, марийцами и татарами.
Принятие коми христианства также сыграло огромную роль в разделении, а удмурты сохранили язычество. Как русские оказали сильное культурное влияние на Коми, так татары оказали влияние на удмуртов. Когда Стефан Пермский в последней четверти XIV века прибыл в Пермь, то он уже выделил ряд местных этносов, в частности зырян (коми-зырян), гогулич (вогулы, манси), татар. Население Прикамья оказалось вполне готовым принять новую религию — христианство. Новгород и Москва спорили за Прикамье. «Пермь местюжские» перешла под контроль Москвы около 1364 года. Православный миссионер Стефан подарил коми, которых русские называли пермяками, алфавит под названием анбур. Это явно датируется в Вычегодско-Вымской летописи 1384 годом. Об этом написаны священные книги, и сам Стефан, вероятно, говорил среди своей паствы на коми языке.
Язык
Родной язык — удмуртский.
Внешние особенности и характер
Облик удмуртов имеет ярко выраженные финно-угорские черты с монголоидными включениями. Типичный представитель этой национальности имеет невысокий рост, светлые глаза при узкой стрижке, светлые и чаще рыжие волосы.
По натуре удмурты — люди спокойные, даже флегматичные, не разговорчивые с незнакомцами, никогда не бросающие слова на ветер.
Традиционная одежда
Одежду удмуртов шили из самодельных материалов: холста, ткани и даже овчины.
В традиционной одежде различают северный и южный варианты, которые делятся на ряд локальных костюмных комплексов, различающихся деталями кроя, орнаментом, орнаментом и др. предметами.
В начале ХХ века женская одежда Северной Удмуртии представляла собой белую льняную тунику-рубаху с прямыми рукавами, треугольным или овальным вырезом на груди, которая закрывалась отстегивающимся вышитым нагрудником. Поверх рубашки было надето белое парусиновое платье с короткими рукавами.
В то время южные удмурты сохранили белую одежду только как ритуал; во всех остальных случаях — пестрые рубахи, рубаху украшали аппликацией кумач (хлопчатобумажная ткань) и цветным ситецем. Поверх нее надевали приталенную майку или безрукавку.
Кафтаны и пальто из полушерсти и шерсти служили теплой верхней одеждой.
Обувь: носки с рисунком, трикотажные или сшитые парусиновые носки, парусиновые туфли, сапоги, валенки.
Головные уборы — ободок с переплетенными концами, высокий берет из бересты, обшитый мешковиной и украшенный монетами, бусами, ракушками — аналог русского кокошника; повязка на голову.
Менее разнообразна мужская одежда: белая рубашка-рубашка, позже неоднородная, без галстуков и пуговиц (позже с завязками, крючками или пуговицами); штаны-пестики, часто синие с белыми полосками.
Шапки — фетровые шапки, шапки из овчины.
В качестве мужской обуви широко использовались онучи, парусиновые и шерстяные сапоги.
Удмуртская кухня
Предки старались использовать на столе все дары природы: собирали грибы и ягоды, перетирали пшеничную муку и разбирались в травах. В меню дня всегда были супы, хлеб, крупы. Исторически люди не любили садоводство, поэтому готовили не так часто. Но они вспахивали земли, на которых засевали пшеницу, так что с этим никогда не было проблем.
Молочные продукты и яйца были включены в ритуальные ритуалы, поэтому их редко ели. Мясные продукты стали употреблять с приходом холодов — для поддержания сил в организме требовалось больше полезных веществ. Блюда готовились всеми способами: варка, жарка, тушка.
Историки много лет спорят о происхождении блюда, которое во всем мире называют достоянием россиян — пельменей. Кто-то говорит, что их родина — Урал, сами удмурты относят их к себе, так как само название было заимствовано из удмского языка — «пельнян», где «пель» означает ухо, а «тата» — хлеб. В любом случае именно это блюдо было названо национальным, и вот уже 3 года в республике в его честь проводится гастрономический праздник.
Откуда произошло слово «удмурт»
Русские дали удмуртам прозвище «Вотяки», по названию места их поселения. Историки пока не могут точно определить, откуда произошло слово «удмурты». Некоторые ученые предположили, что «уд» — зеленые побеги на лугах, в переводе с марийского диалекта. «Мурт» в переводе с индоиранского означает мужчина, мужчина.
Праздники и обряды
Семейные дела особенно почитались удмуртами, поэтому многие обычаи связаны с наиболее значимыми эпизодами: рождением первенца, празднованием свадьбы, поминовением усопших. Обряды календаря совершались, чтобы успокоить природу, чтобы впоследствии получить богатый урожай. Во многих обычаях прослеживаются языческие корни: заклинания, жертвоприношения, магические обряды. Праздник Толсур — день сбора удмуртского урожая. Веселые игры, песни и танцы, богатый праздничный стол со сладостями есть в каждом доме. Масленицу в народе называют Вой дыр. Помимо традиционных блинов, здесь мы организуем маскировки, «медвежьи танцы», катание на лошадях, картомантию с буксировкой. Ритуал изгнания нечистой силы Шайтана означает борьбу со злым духом, способным навредить близким. Во время праздника Акаяшка, который длится три дня, дом стараются избавить от нечистой силы.
Угощения удмуртов
На удмуртской кухне хозяйка с любовью готовит для гостей лакомства. Кормить гостя — традиция народа. Аромат свежего хлеба, хрустящие национальные оладьи шанежки, пирожки с разными начинками разбудят аппетит, как только вы войдете в удмуртский дом. Свинина здесь не пользуется популярностью, более популярны говядина, баранина и утка. А история всеми любимых пельменей началась, в том числе, именно здесь. Их в народе называют «медвежьим ухом», а в столице Удмуртии этому блюду даже поставили памятник. Помимо традиционного фарша, удмурцы используют в кулинарии разные начинки для ньокки: фарш из грибов, смесь овощей, рыбную пасту. А вот сладостей и деликатесов в национальной кухне мало. Эту нишу заполнило обилие ароматных ягод, ароматного меда, выпечки. Квас, медовые напитки готовили с добавлением мёда в мучные изделия.
Численность
В Удмуртской Республике проживает около 500 тысяч человек. Остальные представители народа поселились в других регионах и странах.
Финская междоусобица
В героических легендах удмуртских батыров на юге Удмуртии говорится, что народ долгое время воевал с удмуртцами. Следовательно, удмурты, называемые мари и Поркар, — соответственно марийский город. В свое время марийцы изгнали удмуртов из-под влияния рек Ветлуги и Вятки в бассейн Вятки.
Племена мари переселились в Пижму и Вятку. Сначала удмурты отошли к Вятке, а затем к ее левобережным притокам. Память об удмуртах в Марий Эл и на юго-западе Кировской области сохранилась в этнотонимах одо. До них марийцы упоминали об одеме, который жил в этом районе. Согласно удмуртским преданиям, батыр Ядыгар сыграл важную роль в противостоянии Морей. Беженцы из рода Шудья бежали в район Кильмези, где проживали их родственники: кланы Бия, Вамья, Кутия, Можг, Шолта, Чунча, Хубер, Юс. Шудья широко распространилась по всей южной и центральной Удмуртии.
Отряд из Новгорода вошел в устье Вятки, взял марийский город Кокшаров и построил на его месте Котельнич. Л. Макаров предположил, что это село Пижемское на реке Пижме. Фото dostoyanieplaneti.ru
Древнейшими удмуртинскими кланами были роды Дурга, Дикья, Жикья, Какся, Можга, Омга, Пелга, Пурга, Салья, Сурья, Сюра, Тукля, Уча, Чабья, Чола, Шудья, Эгра, Юкья, образовавшиеся на юге Прикамья. В. Чураков отмечал, что именьковцы и буртасы также были связаны с этногенезом пермяков. Согласно лингвистическим данным, В. Напольских занял первоначальное поселение пермяков в Среднем (Сарапульском) Прикамье. В праперми было настолько много иранизмов, что первоначальная территория расселения была ближе к границе леса со степью. Общая лексика угров позволяет нам определить прародину пермяков недалеко от исконных местообитаний манси. Также пермяки поддерживали связь с именьковцами и венграми. По словам В. Напольских, территория пермского поселения находилась на Среднем Урале, между Сарапулом и Перми. Наступление волжских болгар вынудило часть пермских племен переселиться, а те, кто покорился, стали предками удмуртов и бесермян. Однако разрыв континуума пермского диалекта произошел не ранее XIV-XV веков.…
Фольклор
В жизни удмуртского села важную роль играли календарные и обрядовые праздники, связанные с циклами сельскохозяйственных работ. В ритуальное наполнение праздников входили жертвоприношения, молитвы и заклинания пения, различные магические действия, направленные на предотвращение несчастий, обеспечение плодородия земли и сохранности скота, здоровья членов семьи и т.д. (Например, «толсур») — день зимнего солнцестояния, на который назначались свадьбы; «гырын потон», или «акашка» — начало весеннего урожая; «зор курон» — обряд дождя и др.).
С переходом удмуртов в православие традиционные обряды испытали значительное христианское влияние. В конце 19 — начале 20 веков они чаще всего приходятся на дни религиозных праздников (Рождество, Пасха, Троица и т.д.).
Вместе с официальным христианством долгое время сохранялись самобытные религиозные представления, сформированные на основе семейно-родовых и аграрных культов.
Специфика удмуртской религии в настоящее время — наличие сложных форм синкретизма, в которых причудливо переплетаются не только элементы религии, но и фрагменты несистематизированного научного знания.
Жилище удмуртов
Традиционный вариант удмуртского дома напоминает классический финно-угорский дом. На местном языке такое сооружение называется «шифром». Под влиянием русских в Удмуртии появились славянские избы с аркадами. Внутри дома всегда ставили гур, глинобитную печь.
В центре комнаты стоял стол и стулья, а самое удобное, теплое и красивое место было для гостя. Несмотря на то, что сегодня в Удмуртии много современных домов, люди стремятся сохранить обычаи предков. И сегодня в удмуртском жилище часто встречаются полотенца на стенах, коврики, вышитые салфетки, которыми украшают сундуки, скамейки, подоконники.
Резиденция удмуртийцев, «Дом-музей Лудорвая» в Удмуртской Республике
Религия
В древности удмурты верили в существование мира в виде трех измерений — Верхнего, Среднего и Нижнего, то есть владений творца добра — Неба, земной жизни и обители всякого зла с покровителем. Шайтан. Природа отождествляется с живым существом, каждому элементу которого назначен лидер: дух. Их боялись, уважали, расспрашивали. Были духи:
- вода;
- сарай;
- леса;
- ветер;
- дома;
- бор;
- луга и поля.
Каждой семье во дворе было отведено место под особую постройку — куале. Здесь находился жертвенник для совершения жертвоприношений (пищи, птиц и животных) на огне, и жители родового имения приходили туда молиться. Считалось, что в нем живет дух рода, который защищает и направляет семью.
Были священники для обрядов поклонения. Они выступали лидерами совместных праздничных подношений, совершали ритуальные действия и благословляли своих присутствующих. Часто в шествии участвовали и старейшины клана.
В каждой деревне была неприкосновенная священная роща. На его территорию запрещалось заходить для сбора ягод и грибов, пасти скот и вообще посещать его во все дни, кроме праздников. Посреди леса росло дерево, под которым хоронили подношения богам нижнего мира, на ветвях развешивали дары земли, а сверху — небесные.
Сегодня религия удмуртов кардинально изменилась, так как регион вместе со всем российским государством когда-то принял православие. Это коснулось календаря праздников, имен (которые должны соответствовать церковным канонам на момент крещения) и культуры в целом. Однако в отдаленных деревнях до сих пор проводятся древние ритуалы и поклоняются богам предков.
Жизнь
Основными занятиями древних удмуртов стали земледелие и животноводство. Плодородные почвы подходили для выращивания самых разных культур, люди могли позволить себе постоянно есть ягоды и овощи. Мужчины занимались охотой, рыбалкой, пчеловодством. Близость к лесу давала возможность быстро завести животное, накормить семью досыта. Удмурты первыми освоили лесозаготовку, обработку дерева, ткачество, вязание и вышивку. Одежда была самодельная, кое-что было продано. Развитие отрасли началось в 18 веке. Население перешло на производство, отказавшись от традиционных промыслов. По сей день часть населения Удмуртии занята в обрабатывающей промышленности, но некоторые продолжают подвиги предков.
Развитие земель удмуртов
Арабские путешественники IX-XII веков дают более развернутое описание удмуртов. Их труды свидетельствуют о том, что они были высокообразованными людьми с развитым экономическим потенциалом. Основными занятиями людей были охота и ремесла, благодаря чему активно развивалась торговля с соседними народами.
С конца I тысячелетия нашей эры земли удмуртов находились под властью Волжской Булгарии. Два века спустя государство становится частью Золотой Орды, что приносит народу новые свидетельства. Удмуртам пришлось выдержать притеснение и давление вторгшихся племен. Результатом стал уход людей из Прикамья.
В 1489 году вятские земли вошли в состав России, что стало новым витком в развитии истории удмуртского народа. После падения Казани вся территория современной Удмуртии попадает под власть русских.
Верхние удмурты Чепецка. Глазовский район. Начало ХХ века.
От славян удмурты переняли многие особенности своей деятельности, например, научились создавать новые орудия обработки земли, выращивать особые породы скота. Впервые в домах появилась традиционная русская печь, которая очень быстро прижилась в Удмуртии.
Русское влияние проявляется и в некоторых элементах традиционного удмуртского костюма, хотя в нем сохранились древние черты (использование монет в качестве украшений, народных орнаментов в вышивке).
Бурное развитие отрасли началось в 18 веке. Российская Империя в Удмуртии занималась производством железа, изготовлением огнестрельного оружия.
Вотяки, 1870 г
История
Археологи считают, что первые люди появились на земле Удмуртии около 10 тысяч лет назад. Затем Удмуртия вошла в тундровую зону, определившую земледельческий образ жизни. Население охотилось и ловило рыбу. Земля здесь была богатой, поэтому можно было ловить мамонтов, собирать шерсть на одежду впрок. Ряд историков высказали предположение, что племенные племена уважали матриархат.
Постепенно климат изменился в сторону теплее, территория стала еще более благоприятной для жизни, что привело к строительству городов и привлекло внимание соседних племен.
Постепенно укрепляющееся Казанское ханство решило взять под свой контроль территорию Удмуртии, что им и удалось. Позже сюда пришли татаро-монголы, но со временем началось объединение земель с русским населением, которое вытеснило монголов и Казанское ханство, присоединив Удмуртию.
Удмурты смогли получить от русского народа много благ: наладить сельское хозяйство за счет новых орудий труда, внедрить схему многопольного земледелия, научиться разводить новые породы скота и выращивать новые культуры. Впервые у населения в домах появилась русская печь, развилось ткачество. По мнению многих историков, именно благодаря русским удмуртцы создали свой алфавит и систему письма.
Развитие промышленности в Удмуртии началось в 18 веке. Здесь начали производить железо и огнестрельное оружие. В течение следующих двух столетий Удмуртии пришлось пережить тяжелые времена, в том числе неустанный труд из-за начала Второй мировой войны. Сейчас Удмуртия имеет статус президентской республики.