Визитная карточка России-матушки — дымковская игрушка: история промысла, технология изготовления фигурок — «7 Культур»

История промысла

Пять веков назад за рекой Вяткой раскинулось небольшое поселение, куда царь Иван III приказал переселить жителей северных областей России. Среди новых горожан было немало талантливых мастеров, которые были настоящими мастерами гончарного дела.

В Дымково развернули активный бизнес по производству игрушек из глины. В рабочий процесс были вовлечены целые семьи. Одни занимались добычей сырья и готовили смесь из комковатой штукатурки, вторые лепили фигурки, третьи специализировались на выпечке, а четвертые — белили и окрашивали готовые изделия. Как видите, полезное занятие было для всех.

Рыболовство активно развивается уже четыреста лет. В этот период сформировалась уникальная техника, своеобразные узоры и неповторимые образы. Дымковские изделия и тусклые оттенки или нечеткий орнамент — вещи несовместимые. Изделие было воплощением яркости и жизни.

В начале 19 века свист хозяев небольшой деревушки покорил жителей всей деревни. В год выпускается более ста тысяч наименований. Их продавали в Оренбурге и Подмосковье. На производстве работали 59 семей из Дымковской слободы. Самые искусные мастера — Кошкин и Никулин.

Начало ХХ века ознаменовалось началом трудных для мастерства времен. Дымковская роспись перестала пользоваться спросом, поэтому известные семьи гончаров стали искать другие варианты заработка.

Недорогие изделия из гипса постепенно вытеснили с полок уникальные свистки. Только один ремесленник остался верен традиционному созданию изделий из глины: Анна Мезрина. Именно ее надо благодарить за то, что ремесло сохранилось до наших дней и не потеряно в истории.

Не менее важная роль в сохранении мастерства отводится художнику Алексею Деншину. С ранних лет увлекся дымковскими игрушками, старательно копируя все орнаменты. Даже после окончания Октябрьской революции художник не теряет надежды привлечь внимание к народному творчеству. Он регулярно издавал рукописные альбомы и собирал глиняные наклейки.

Усилия Деншина не прошли даром. В тридцатых годах ХХ века Киров снова начал активно заниматься изготовлением керамических изделий.

Изображения на Дымковских игрушках

Мастера дымковской игрушки вдохновляли предметы быта. «Они моделировали все, что видели вокруг себя: животных, сцены крестьянской жизни, рыбаков, женщин с кокошниками, красивых женщин и красивых господ, которых они видели на ярмарках», — сказала Романова.

В советское время мастера Дымки приводили аргументы, касающиеся научных и космических достижений; например, мужчина и женщина в скафандрах, стоящие под яблоней, такие как Адам и Ева, высоко ценятся коллекционерами Haze.

Считается, что эти персонажи представляют Гагарина и Терешкову. Забавные и глупые события из жизни самих мастеров проникли и в вид искусства. Зоя Пенкина, потомственная учительница Дымки, вдохновилась московским метро и создала композицию с взволнованной женщиной, которая застревает в турникете, и ее встречает помогавший ей старик.
Дымковская игрушка в своем традиционном виде могла исчезнуть 100 лет назад, но ее спасла от забвения Анна Мезрина, единственный дымкинский мастер, вырезавший игрушки по традиции, а также художник из Вятки Алексей Деншин.

Он популяризировал ремесло, выпускал альбомы, организовывал национальные и международные выставки, организовывал семинары и снабжал ремесленников всеми необходимыми инструментами.

презентация дымковской игрушки

Дымковская игрушка сегодня

Впоследствии Союз художников Кирова создал Художественный совет, который оценил использование традиционных канонов в постановке Haze. Игрушки, приготовленные не по традиции, немедленно уничтожали молотком.

Такой прием предотвратил появление новой ветки нетрадиционных «дымковских игрушек.

Но к 1960-м годам философия стала менее жесткой, и родственники не могли принимать студентов. Будущие мастера должны были сдать экзамен по живописи, рисунку и композиции и пройти единый тест: перед учениками ставили простую фигуру, которую они должны были сделать точную копию.

Они копировали эти обычные игрушки, пока они не стали идеальными, а затем создали свои собственные формы. Когда-то многие хотели стать мастерами Haze, но сегодня в школе всего 7-15 человек.

Самую большую коллекцию «дымковских игрушек» можно найти в музее «Дымковские игрушки» и в Вятском художественном музее им. Васнецова.

презентация дымковской игрушки

Виды дымковской игрушки

Основные образы, которые мастера воплощают в своих работах, — это дама, домашние животные, индюки. Все фигурки яркие и насыщенные по цвету, приглашая проявить радость жизни.

Особую ценность среди коллекционеров представляют игрушки, с помощью которых можно создать композицию сюжета. Несмотря на каноничность, продукция «Дымково» эксклюзивна. Ведь каждая мастерица старается дополнить рисунок работой своего автора. По этой причине найти две одинаковые игрушки практически невозможно.

Самые популярные изображения, воплощенные в глиняных фигурках:

  • Турция. Красочный, по внешнему виду напоминает павлина. Отличительные особенности: небольшая борода, украшенная сусальным золотом. Размеры изделия самые разные: от миниатюрных (около пяти сантиметров) до внушительных (около сорока сантиметров).
  • Леди. Элегантная городская дама и одновременно русская женщина в кокошнике. Иногда рядом бывают дети. Отдельные элементы декорированы сусальным золотом.
  • Ягненок. Фигурка животного отличается размером рогов. Особенность предметов — золочение. Барашек может быть обыкновенным или одетым в праздничное платье.
  • Дымковская игрушечная лошадка. Традиционно лошадь изображается ярко-синим цветом или в яблочко».
Мужские образы, как правило, воплощаются в виде всадника, который сидит верхом на лошади или гуляет по городской площади. Большой популярностью пользуются деревенские фигурки «кавалер», свиньи и птицы.

Технология изготовления

Процесс изготовления глиняной игрушки состоит из нескольких этапов:

  • Моделирование.
  • Сушка.
  • Жжение.
  • Обелить.
  • Картина.

Как лепить дымковскую игрушку

Для создания изделия берут из реки глину или песок. По классической технологии это должна быть красная вятская глина. Каждый элемент фигурки создается отдельно: из шара формируется тело, на которое крепятся остальные детали. Все детали соединяются плавным переходом, чтобы не было сколов на готовом изделии. Кроме того, стыки тщательно обрабатываются влажной тканью.

Главная деталь скульптуры — тело. Сначала делается шар из куска глины, смешанного с мелким речным песком. После этого из него извлекается необходимая форма. Чем плавнее процесс, тем красивее получится фигура.

Создание придатков (рук, ног, головы и т.д.) также выполняется шариками, но их объем меньше. «Детали» прикрепляются к туловищу, а сустав обрабатывается водой с глиной. В качестве декоративных элементов мастера иногда используют кольца, пазы, колбаски.

Например, чтобы сделать женщину, первым делом нужно создать зауженную юбку. Далее прикрепляется туловище с удлиненной шеей. Следующим шагом будет прикрепление головы и рук. Завершающий этап — облачение молодой женщины в красивый шарф и шапку.

Мужские фигурки созданы немного иначе. К ногам прикреплены туловище и голова, представляющие собой две толстые колбаски. Если немного согнуть их нижнюю часть, получатся ножки.

Тело животного в пустом пространстве напоминает конус. К заостренному концу прикрепляются голова и шея. Конечности чаще крупные, слегка суженные книзу. Последними прикрепите хвост и рожки.

Сушка и обжиг дымковской игрушки

После завершения формования изделие сушат. Продолжительность процедуры зависит от размеров фигурки и климатических особенностей помещения. Влажность, температура и другие параметры учитываются в обязательном порядке. В зависимости от этих показателей процесс занимает от нескольких дней до трех недель.

После высыхания фигурка запекается. Раньше для этого использовалась деревенская печь. Игрушки разложили на металлическом подносе и положили на дерево. После того, как фигурка была нагрета, ее охладили в той же духовке.

В настоящее время используется инновационное оборудование, которое не только экономит время, но и делает процесс обжига безопасным.

Побелка (беление) дымковской игрушки

После сушки и обжига фигурка приобретает красновато-коричневый оттенок. Поэтому перед нанесением картины ее отбеливают. Фигурка покрыта специальным составом из мела и сухого молока.

После того, как напиток становится кислым, раствор становится твердым и на продукте образуется равномерный белый слой. Процедура не только выравнивает поверхность, но и добавляет краскам невероятную яркость и насыщенность.

Было предпринято множество попыток изменить состав смеси, но каждый эксперимент закончился неудачей. В результате фигурка пожелтела или приобрела неровную поверхность. По этой причине и сегодня побелка выполняется по старинному рецепту.

Тематика и процесс изготовления фигурок

Все члены семьи были задействованы в творческой фазе: каждому была дана конкретная задача и этап технологического процесса. Палитра цветов, оттенков и узоров подбиралась индивидуально .

Внешний вид изделия

Для украшения глиняных игрушек использована богатая цветовая гамма. Среди основных оттенков, присущих дымковской живописи, они выделялись: красная, оранжевая, желтая, синяя, зеленая и золотистая палитры.

Дымковская игрушка

В содержании мотивов мотивов преобладает классический орнамент с использованием всевозможных геометрических форм (круг, ромб, ячейки, точки). В качестве дополнительного элемента декора на готовый разноцветный мотив нанесены маленькие капли или ромбики сусальным золотом.

Изначально формы были короткими, но со временем внешний вид и качество игрушек улучшились, а их ассортимент значительно расширился. Дымковских мастеров вдохновляли предметы быта: они лепили все, что видели вокруг.

Тема игрушки:

  1. Животные.
  2. Птицы.
  3. Мужские и женские образы в русской национальной одежде.
  4. Дети в яркой одежде.
  5. Скоморохи.
  6. Водовозы (женщина с коромыслом).
  7. Картинки по теме.

В советское время было запущено производство народных фигурок, и информации было мало. Открывались и создавались мастерские, в которых ремесленники делали своими руками глиняные фигурки, сжигали их, затем расписывали и покрывали яичным белком.

Символика цветных фигур:

рассказ о дымковской игрушке вкратце для детей

  1. Белый. Это означает чистоту.
  2. Черный. Характеризует ложь, недоверие.
  3. Зеленый. Представляет природу.
  4. Красный. Требуется сила, мощь и здоровье.
  5. Синий — это символ неба.

В 21 веке тематика игрушек расширилась. Мастера создают не только стандартные изображения, но и героев народных сказок, изделия на темы исторических сюжетов, представителей разных профессий, предметы быта и старинную утварь.

Жанровые сцены, представляющие собой композиции из нескольких фигур, отображают текущую жизнь города и села: вечеринки, гуляния, цирковое представление.

В аннотации или в отчете дымковская игрушка представлена ​​как прообраз народной культуры Древней Руси.

Материалы и этапы производства

Основное сырье для изготовления игрушек — красная глина. Для получения пластичной и пластичной массы материал смешали с мелким речным песком.

Цифры этапов производства:

история дымковской игрушки вкратце

  1. Формирование.
  2. Раскраска.
  3. Сушка.

Каждая деталь изделия создается отдельно: из сферического куска глины формируется туловище, к которому крепятся другие детали (ноги, руки, голова, мелкие детали). Все частицы связаны плавными переходами.

Изделие полируется пальцем, смоченным в воде, затем сушится на открытом воздухе, чтобы на изделие не попадали солнечные лучи. Маленькие фигурки закрепляются за пару дней, а большие через неделю-две. Затем изделие запекается в муфельной печи и после охлаждения обесцвечивается темперными красками. Следующим шагом будет покраска в чистых тонах. В старину использовали натуральные красители — яйца, молоко, сажу, уксус. Сейчас мастера используют уже готовые акриловые тоники. Главное требование к завершающей стадии — яркость и естественность.

Интересные факты свидетельствуют о том, что в старину некоторые детали мастера украшали сусальным золотом. Краска была разбавлена ​​яичным желтком по секретному рецепту мастера. Соблюдалась строгая последовательность окрашивания, начиная с прически и заканчивая атрибутами.

Мотивы и узоры дымковской статуэтки связаны с оберегами — символами природы. Нанесены знаки солнца и луны — обозначение начала жизни, а ромбы — знак плодородия, волны — олицетворение неба и воды.

история дымковской игрушки

В качестве инструментов окраски использовались птичьи перья и тонкие острые палочки. Теперь для раскрашивания игрушек используются красочные краски и мягкие натуральные кисти.

Сегодня Дымковская (Кировская) игрушка продолжает развиваться и совершенствоваться. Создаются новые технологии, реализуются новые идеи, но неизменными остаются только традиции изготовления и секреты мастеров.

Самая большая коллекция игрушек находится в Музее Васнецова.

Дымковская статуэтка — нежное изделие ручной работы — гордость мастеров. Трудно переоценить историческое и культурное значение народных промыслов, наглядно демонстрирующих творческий потенциал жителей Вятского края.

Эволюция игрушки

Интересна эволюция игрушки. Конечно, самые старые экземпляры не сохранились, но несколько игрушек трехсотлетней давности чудом уцелели. Сначала это были скульптуры более тонкой формы, с тщательно вылепленными чертами лица, с точным соблюдением пропорций фигуры. Причем цвет у них был скромнее, преобладал коричневый, немного желто-белый цвет. Но со временем игрушка стала более декоративной, и если посмотреть на те, что были сделаны, скажем, полторы сотни лет назад, то можно четко определить уже устоявшуюся, более лаконичную, можно сказать, импрессионистическую технику лепки и характерные особенности специфика фигур от до цвета. Кстати, фасоны «надетой» на игрушку одежды тоже тогда сложились и с тех пор остаются неизменными: платья с кринолинами, фартуки с пышными воланами, кокошники на нянек, мужские головные уборы особого фасона, военная форма и т.д.

Рыбалка практически закончилась на пустом месте. Во второй половине XIX века традиция изготовления дымковских игрушек начала угасать из-за большого количества подделок из более дешевых материалов. Но начало ХХ века ознаменовалось ростом интереса к истинному народному творчеству: былинам, ткачеству, резьбе и, конечно же, изготовлению игрушек. К счастью, технология изготовления еще не забыта и дымковская игрушка «воскресла из пепла» и, более того, перестала быть сугубо женским занятием. Потомственная мастерица А.А. Мезрина и художник А.И. Дэншин активно продолжали и популяризировали традиции рыболовства. Благодаря их труду дымковская игрушка сохранилась в тяжелое для страны время и получила возможность дальнейшего развития.

Около восьмидесяти лет назад, учитывая огромный спрос на них и необходимость работать с большими массами сырья, мужчины также занялись производством и покраской игрушек.

Значение дымковских игрушек

Культовое значение игрушки давно утеряно. В наше время произведение дымковских мастеров — это не столько увлекательное занятие, сколько произведение искусства, достойное восхищения и восхищения. Онлайн производство не допускается, каждый экземпляр принадлежит автору, мастер работает с игрушкой от начала до конца. На самом деле не все дымковские игрушки сохранили свое первоначальное предназначение — быть свистульками. Им просто восхищаются, они собраны, с их помощью познают характер людей.

Роспись дымковской игрушки

Глиняные фигурки символизируют радость и жизнь. Для украшения обычно используется гладкий орнамент в сочетании с геометрическим узором. Оттенки подобраны контрастными, которые выгодно подчеркивают друг друга.

Элементы гардероба людей, рога и копыта животных покрыты медными листьями.

Цвета дымковской игрушки

После высыхания лайма мастера приступают к нанесению узоров на фигурку. В росписи дымковской игрушки скудная цветовая гамма:

  • Синий.
  • Зеленый.
  • Желтый.
  • Коричневый.
  • Апельсин.
  • Малиновый цвет.

В древности мастера рисовали фигуры не кистями, а деревянными палочками, обернутыми льняной тканью. Подобный инструмент позволял создавать примитивные узоры: линии, круги, зигзаги. В наше время для росписи берут кисточки из шерсти хорька.

Для придания краске блеска было добавлено сырое яйцо. Окрашивание производилось в определенной последовательности:

  • Волосы чаще всего были коричневого тона.
  • Глаза и брови закрашены черной краской.
  • Рот и щеки были отмечены малиновым оттенком.
  • Головной убор однотонный.
  • Узор на платье.

Последним этапом стало украшение игрушки декоративными фигурками, вырезанными сусальным золотом.
Вернуться к оглавлению

Элементы дымковской росписи

Для украшения глиняной фигурки мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Роспись игрушки — это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Клетки, точки и пятна обязательно будут использоваться. Кроме того, в состав цветовых элементов входят ромбы, созданные из сусального золота или сусального золота, которые наклеиваются на нанесенный орнамент.

Каждый мастер наносит узор по личному желанию, комбинируя разные комбинации. Изделие можно полностью покрыть орнаментом. В некоторых случаях соблюдается авторская лаконичность. Поэтому среди большого ассортимента игрушек найти две одинаковые фигурки нереально.

Для росписи дымковских изделий характерно использование особых символов, обозначающих стремление к красоте и правде. Все украшения тесно связаны с природой и различными амулетами.

Каждая деталь изображения имеет скрытый смысл. Например, волнистая линия символизирует воду, круг со звездой в центре символизирует солнце. Часто орнамент содержит растительные элементы: цветы, листья и ягоды.

Характерные особенности росписи животных

Каждая фигурка из глины расписана по-своему. Классические фигурки рыцарей, петухов и других любимых в народе персонажей покрыты сочными красками. Лошадь можно украсить по бокам ярко-синими яблоками, у индейки — веерообразный хвост.

Особенностью крылатых уток был ряд горизонтальных оборок. Когда смотришь на утку, создается впечатление, что на ней два фартука.

Кроме того, в росписи предусмотрено соблюдение определенной последовательности при нанесении мотива. Сначала накладывается широкая тесьма, закрывающая утиную грудку. От шеи отходят узкие линии, затем мастер наносит поперечные мазки, образуя классический клетчатый орнамент.

Гребневая роспись свистульки сочетает в себе нанесение вертикальных полос и ряда разноцветных горошин. При этом используемые оттенки не сочетаются между собой.

Самые популярные животные в дымковской игрушке — лошадь и утка. Гораздо реже встречаются поросята, коровы, козы и другие домашние животные. Анатомическое строение тела обычно не соблюдается, поэтому основная часть животных напоминает лошадь. Только по лицу можно узнать, какое существо изобразил гончар.

Отличительные черты дымковской игрушки

Игрушки от Дымково невозможно спутать с другими. Они ассоциируются с весельем, радостью, радостями ярмарки. Кратко перечислим их характеристики:

  • Каждая фигурка уникальна, наполнена множеством деталей, которые необходимо учесть.
  • Игрушка расписана яркой краской в ​​виде языческих орнаментов. Эти узоры передавались из поколения в поколение и считались волшебными.
  • Игрушки побелены; В картине можно использовать до десяти разных цветов.
  • Фигуры часто украшают золотыми пятнами, что делает их особенно нарядными.

Дымковские игрушки в основном предназначались для взрослых. Комоды были украшены красивыми статуэтками, а во время фестиваля свистка звучали свистки.

Игрушки из глины

Особенности изготовления

Дымковские игрушки лепили из местной красной глины. Его собирали на берегу реки Вятка. Чтобы фигурки были крепкими, глину смешали с речным песком, растолкали массу лопатой и полили водой. Так что замешивался материал очень-очень давно. От этого глина стала пластичной и приобрела коричневый оттенок. Со стороны может показаться, что вместо глины у вас в руках шоколадная масса.

Изготовление игрушек из глины

Работать с такой глиной оказалось непросто. Он быстро сохнет от тепла его рук. Пришлось лепить быстро и точно. Многие части нужно было соединить в фигуру, чтобы она выглядела цельной, как гипс. Затем фигурки были высушены и запечены в духовке. Последними этапами были отбеливание и покраска.

В силу сложности работы мастерицы, изготовившие дымковские игрушки, на вес золота. В дымковской статуэтке каждый вложил свое видение. Кто-то сделал юбку пышнее, кто-то — фигуру побольше, кто-то выбрал более темный лак. Каждая игрушка получилась уникальной и неповторимой. Мастерицы прятали друг от друга свои работы, чтобы их не копировали.

Фигурки и сюжеты

Дымковские игрушки — это предметы быта, праздники и праздники. Одни дамы и господа танцуют, другие катаются на карусели или на лошадях, несут воду. Фигурок с пустыми руками почти не бывает. Либо вы видите курицу под мышкой, либо собаку. Иногда это балалайка, молочник, ведро с водой или дети для нянек.

Фигурки домашних животных

Классикой дымковских игрушек считаются фигурки питомцев:

  • лошадь;
  • петух;
  • корова;
  • свинья;
  • утка;
  • баранина;
  • индейка и другие.

Реже встречаются дикие животные и птицы: лев, синица, медведь, зебра.

Коллекции

Самая большая коллекция дымковских игрушек представлена ​​в постоянной экспозиции Кировского художественного музея. Виктор и Аполлинария Васнецовы. Кировский областной краеведческий музей обладает уникальной коллекцией.

В марте 2011 года в Кирове открылся музей «Дымковская игрушка: история и современность», коллекции которого насчитывают более 1000 экспонатов, из которых около 200 выставлены.

В июне 2013 года стартовал уникальный проект по трехмерной оцифровке экспонатов из фондов российских музеев — виртуальный 3D-музей дымковских игрушек.

Значение дымковской игрушки

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивая самобытность Вятского края, его богатую и древнюю историю.

Благодаря простой пластике, простоте узоров, яркости палитры, дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Яркие платья дымковских женщин нашли отражение в коллекциях современных дизайнеров.

Оцените статью
Блог про культуры